РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Стилистика. Культура речи (7 класс)
рабочая программа (7 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Стилистика. Культура речи (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._kurs.docx | 73.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Горная средняя общеобразовательная школа
662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.
Тел. 94-2-71, 94-3-43. Email: NIL2008@yandex.ru
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Горной СОШ ____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»_____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Стилистика. Культура речи.
7 класс
Шарафиевой Оксаны Евгеньевны
п. Горный
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед школой цель — формирование и развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества. Программа по русскому языку V—IX классов ориентирована на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма. Изучению же основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания.
Практическое назначение предложенного курса «Стилистика. Основы культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Программа курса рассчитана на учащихся VII класса. Предложенная программа призвана способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.
Цель: развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.
Задачи:
- расширить знания о разделе «Стилистика», о понятиях «текст», «функциональные стили речи», «культура речи»;
- дать основы стилистической грамотности;
- формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог, полилог, умение оппонировать и др.;
- воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;
- совершенствовать речевую культуру;
- способствовать овладению системой норм русского литературного языка.
Содержание курса
1. Введение. Понятие о культуре речи и стилистике.
Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык — основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.
Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность).
2. Культура речи и формы существования национального языка.
Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Кодификация — закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм (языковая и речевая).
Форма подведения итогов: анализ текста (выявление ненормативных и речевых недочетов и ошибок).
3. Секреты стилистики.
Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Речевая избыточность. Речевая недостаточность.
Форма подведения итогов: контрольная работа.
В результате усвоения программы обучающиеся должны
знать:
- основные понятия курса, предметную терминологию;
- основные функциональные стили речи;
- виды языковой и речевой норм:
- основные приемы анализа текста с позиций курса «Стилистика. Основы культуры речи»;
уметь:
- выявлять речевые и языковые ошибки и недочеты в тексте;
- различать тексты разных жанров;
- составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.
Методическое обеспечение (формы, методы, работы)
Большое место отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с текстом (ознакомительный анализ, создание вторичного текста, тезисов, составление конспектов, развернутого плана и т.п.). Организуются наблюдения над речью, определяются элементы текстов разной стилистической направленности, особенности стилистической разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом (например, для конструирования стандартного документа), выявляются основные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического материала ученики анализируют стилевые компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами как редакторы (определяют языковые и речевые недочеты, ошибки, анализируют текстовый материал с точки зрения логики, точности словоупотребления, благозвучия, уместности речевых оборотов и др.). Формы и методы работы:
- наблюдение;
- анализ;
- проектная деятельность;
- оппонирование и защита (первичный опыт);
- совершенствование (редактирование по образцу и самостоятельно);
- творческие работы (сочинение, эссе и др.)
Результативность образовательной программы
1. Владение понятиями курса «Стилистика. Основы культуры речи»: функциональные стили речи, языковая и речевая нормы, коммуникативные качества и др. Оперируют названными понятиями, используют в речи. Выполнение практических заданий (устных и письменных).
2. Работа с текстом.
Анализ текста. Выявление речевых и языковых ошибок и недочетов с точки зрения нормы, логики, выразительности, уместности и др.
3. Владение основными приемами конструирования (создания) текста.
Создание (составление) текста заданной стилистической направленности (первичное). Создание (конструирование) документа, статьи (эссе) и др.
Культура устной и письменной речи.
Соблюдают эстетические нормы поведения, общения, овладевают культурой речи в общении. Стилистический эксперимент (ролевая игра).
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Низкий (репродуктивный): умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные особенности;
Умение выделять ненормированную речь; определять стилистическую окраску слов ( диалекты, просторечие, жаргонизмы и др.); умение различать книжную и разговорную лексику (2 балла)
Средний (стандартный): Составление текста по образцу (алгоритму).
Умение различать языковую и речевую нормы.
Владение основными приемами создания документа, алгоритм конструирования текста. (3 балла)
Высокий (творческий): Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов
Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи. (4 балла)
Курс рассчитан на 34 часа – в неделю 1 час
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Количест-во часов по теме | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма проведения урока | Формы контро-ля | Дата проведения | Приме-чание | ||
План | Факт | ||||||||
1 | Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике. | 1 | Разбираться в лингвистических терминах | Лекция-беседа | 1 неделя | ||||
2 | Что это такое правильная речь? Качества хорошей речи. | 1 | Знать качества хорошей речи | Дискуссия | Вывод по занятию | 2 неделя | |||
3, 4 | Наблюдаем, замечаем, оцениванием... | 2 | Уметь оценить текст с точки зрения правильности и нормативности | Тренинг | Анализ текста | 3-4 неделя | |||
5 | Понятие о литературном языке. Составляющие литературного языка. Литературный язык — основа культуры речи. | 1 | Знать составляющие литературного языка | Лекция + беседа | Сочинение-рассуждение | 5 неделя | |||
6 | Функциональные стили русского литературного языка. | 1 | Знать отличительные черты стилей речи | Лекция +беседа | Конспект | 6 неделя | |||
7. | Язык документов | 1 | Уметь отличать тексты официально-делового стиля | Исследование документов | 7 неделя | ||||
8. | Составление текстов официально-делового стиля | 1 | Навыки создания текста данной стилистической направленности | Письменная работа | Заявление, автобиогафия | 8 неделя | |||
9. | Публицистика | 1 | Уметь отличать тексты публицистического стиля | Проект –исследование по жанрам публицистики | Презентация жанров публицистики | 9 неделя | |||
10. | Анализ текста публицистического стиля | 1 | Знать отличительные особенности текстов публицистического стиля | Работа в группах | Анализ текста | 10 неделя | |||
11. | Язык науки | 1 | Уметь отличать тексты научного стиля и подстилей | Лекция + беседа | Составление конспекта учебно-научного текста | 11 неделя | |||
12. | Разговорный стиль | 1 | Уметь отличать | Исследование представленных текстов | Составление диалогов в парах | 12 неделя | |||
13. | Язык художественной литературы | 1 | Уметь отличать тексты Художественного стиля речи | Дискуссия | Анализ художественного текста | 13 неделя | |||
14. | Виды норм. Языковая и речевая нормы. | 1 | Разбираться в лингвистических терминах и понятиях | Лекция + тренинг | 14 неделя | ||||
15. | Орфоэпические нормы Акцентологическая норма. | 1 | Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Знать правильное произношение слов в объёме 8 класса | Лекция + тренинг | Соревнование в группах | 15 неделя | |||
16. | Лексические нормы. | 1 | Разбираться в лингвистических терминах и понятиях | Лекция + тренинг | Соревнование в группах | 16 неделя | |||
17. | Грамматическая норма. | 1 | Уметь различать морфологические и синтаксические нормы | Лекция + тренинг | Соревнование в группах | 17 неделя | |||
18. | Практическая работа по теме «Норма». | 1 | Показать уровень владения нормами русского языка | Практическая работа – соревнование | Презентация результатов | 18 неделя | |||
19. | Диалект — говор. Диалектизмы. | 1 | Знать основные говоры, их отличительные признаки | Проект | Презентация | 19 неделя | |||
20. | Жаргон и жаргонизмы. | 1 | Уметь находить жаргонизмы, знать историю их возникновения | Лекция + беседа | Письменное рассуждение | 20 неделя | |||
21. | Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности. | 1 | Уметь находить просторечные слова в тексте. Знать об их роли в тексте | Лекция + беседа | Устное рассуждение | 21 неделя | |||
22. | Лексика — самая подвижная часть языка. Активная лексика Пассивная лексика. | 1 | Разбираться в лингвистических терминах и понятиях | Исследование | 2 2 неделя | ||||
23. | Демократизация или обеднение современных языка и речи? | 1 | Уметь наблюдать за изменением языка | Дискуссия | 23 неделя | ||||
24-25 | Лексическая сочетаемость. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости. | 2 | Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами | Лекция + Практическая работа | 24-25 неделя | ||||
26. | Тавтология и точность речи. Тавтология и чистота речи. | 1 | Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами | Лекция | Работа с текстом | 26 неделя | |||
27. | Смысловая неточность. | 1 | Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами | Лекция | Работа с текстом | 27 неделя | |||
28. | Практическая работа | 1 | Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами | Анализ текста | 28 неделя | ||||
29. | Плеоназмы и чистота речи. Плеоназмы и точность речи. | 1 | Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами | Практическая работа | 29 неделя | ||||
30 | Что такое «речевая избыточность»? | 1 | Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами | Практическая работа | 30 неделя | ||||
31. | Речевая недостаточность, паронимы. | 1 | Уметь отличать паронимы от омонимов | Практическая работа | 31 неделя | ||||
32. | Ошибки в стилистической оценке слов. Ошибки в сочетаемости слов. Речевая недостаточность и эффективность общения. | 1 | Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами | Анализ текста | 32 неделя | ||||
33. | Практическая работа на тему «Речевая недостаточность». | 1 | Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами | Анализ текста | 33 неделя | ||||
34. | Подведение итогов | 1 | Самооценка | 34 неделя |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия | 1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001. 2. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл. - М., 1996. 3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр.- М.: Рольф, 2001. |
Оборудование и приборы | Цифровой проектор, ПК, экран |
Дидактический материал | 1. Полежаева Е.А. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. 8 класс. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003, 384с. 2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2005, 96 с. |
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы | 1. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. - М., 2002. 2.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. - М., 2002. |
Литература, рекомендованная для учащихся | 1. Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие второе. – М.: Дрофа, 2005, 159 с. 2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. Для учащихся. М.: просвещение. 1991, 96 с. 3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. -М., 1996. 4. Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М, 1990. 5. 1С: Репетитор. Русский язык.- АОЗТ «1С», 2002. CD ROM. |
Образовательные диски (электронные УМК) | 1.Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Часть 1, 2. Автор Т.И. Шмуренко. Видео для дома. – interact, 2005. – ООО «НПР» «Виктория». 2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 - 9 класс. – ООО «Кирилл и Мефодий», М., 2004. 4. Фраза.Обучающая программа –тренажёр по русскому языку. – М.: ЗАО «Новый диск», Гуру Софт, 2004. |
Приложение.
Занятие 2. Что такое «правильная речь»?
Цель: познакомить с правилами хорошей речи, показать отрицательное влияние сквернословия в жизни и здоровье человека
Задачи: совершенствовать умения правильной речи; воспитание неприятия к сквернословию
Ход занятия.
1. Актуализация знаний предыдущего занятия.
- что изучает стилистика?
- что изучает раздел науки о языке «культура речи»?
2. Обсуждение записанных высказываний известных людей.
1. Речь – это показатель ума.(Сенека) 2. Нужно учиться, чтобы прийти к ясности и простоте в сфере языка. Но ясность и простота отнюдь не снимают индивидуальности каждого из нас. (А.А. Фадеев) 3. Подлинная красота языка, действующая как сила, создаётся точностью, ясностью, звучностью слов. (М.Горький)
3. Качества хорошей речи.
1) Содержательность. Нужно знать, что сказать. Это должно быть новым и интересным для собеседника.
«На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова» М.Ю. Лермонтов.
2) Точность. Речь должна отражать знание предмета речи – тему. Слова должны употребляться в строгом соответствии с их значением. (обратно идёт дождь)
3) Логичность. Речь должна строиться по определённым законам, необходимо соблюдать правила логики. ( Шёл дождь и два студента. Один в калошах, а другой в университет)
4). Нормированность. Знание и соблюдение норм литературного языка.
Конкурс на лучшего знатока орфоэпических норм.
5) Выразительность. Она создаётся умением выбрать точные и уместные в речевой ситуации слова, употреблять в речи пословицы и фразеологизмы. ( «Эге! – прервал Кирила Петрович, - да ты, знать не из храброго десятка, чего ты боишься?»)
6) Чистота. Отсутствие в речи слов и выражений, не являющихся литературными. ( диалектизмы, жаргонизмы, чрезмерное употребление иноязычных слов, грубых слов, слов-сорняков и т.д.)
7) Эмоциональность. Эмоциональная окраска речи создаётся интонацией, восклицательными предложениями, вводными словами, многообразными изобразительно-выразительными средствами.
3. «Вирус сквернословия».
Что такое сквернословие?
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".
История возникновения сквернословия
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Сквернословие и здоровье
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)
Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!
К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.
Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
А сейчас ответьте на вопросы анкеты.
Анкета "Сквернословие в моей жизни"
Класс_______ «___»
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________ Спасибо за откровенность!
4. Итог занятия.
Занятие 6. Функциональные стили русского литературного языка.
Цели: обобщить знания по отличительным особенностям функциональных стилей русского литературного языка
Задачи: развитие умений различать стилевые особенности текстов
Ход занятия.
1. Работа с таблицей.
Стиль | Форма и вид речи | Сфера общения | Функция | Жанры | Особенности стиля | Языковые средства | |
ДЕЛОВОЙ | письменная; | общение органов | сообщение | законодательные документы (закон, кодекс, конституция, устав), дипломатические акты, служебная переписка между учреждениями и организациями, деловые бумаги (приказ, распоряжение, постановление, справка, характеристика, заявление, докладная записка, расписка, объявление и др.) | точность; стандартизован-ность, стереотипность; устойчивость и замкнутость; слабая степень индивидуализации стиля; широкое употребление клише и штампов; почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств | особая официальная и канцелярская лексика и фразеология; употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении; широкое использование условных сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными, распространенных предложений с развернутой синтаксической связью | |
• официально- | монолог | государственной | |||||
деловой | власти с гражданами, | ||||||
• обиходно- | общение учреждений | ||||||
деловой | между собой, общение | ||||||
граждан с учреждениями | |||||||
НАУЧНЫЙ | письменная | научная | сообщение, | строгая логичность изложения; смысловая точность, отвлеченность и высокая степень обобщения; объективность | употребление слов в прямом значении; терминология, абстрактная лексика; употребление причастий и деепричастий; вводные слова; сложные синтаксические построения; четкое построение абзацев | ||
• собственно | [возможна | деятельность | разъяснение | диссертация, монография, научная статья, реферат, доклад, учебник и учебная литература, научно-популярная литература | |||
научный | и устная); | научной ин- | |||||
• научно-попу- | монолог | формации, | |||||
лярный | пропаганда | ||||||
• учебно-научный | научных сведений | ||||||
научно-йделовой | и достижений | ||||||
• научно-публи- цистический | |||||||
ПУБЛИЦИСТИ ТИ- | письменная | агитационно-массовая | воздействие | логичность; образность; эмоциональность; оценоч-ность; жанровое разнообразие | общественно-политическая лексика и фразеология; частотны заимствованные слова (особенно англицизмы); эмоционально-экспрессивная лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначность; эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция | ||
ЧЕСКИЙ | (возможна | деятельность | с целью агитации | очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты и др. | |||
• общественно- | и устная); | и пропаганды, т.е | |||||
публицисти- | монолог | формирование | |||||
ческий | диалог | общественного мне - | |||||
• газетно-ппупубли- | полилог | ния; сообщение (инфор-- | |||||
публицистический | мирование граждан | ||||||
о событиях в | |||||||
стране и мире) | |||||||
ХУДОЖЕСТВЕН- | письменная; | словесно-художественное • | воздействие, | широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя) | лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др. | ||
НЫЙ | монолог | творчество | единство ком- | роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др. | |||
диалог | муникативной | ||||||
полилог | и эстетичес- | ||||||
кой функций | |||||||
ОБИХОДНО- | устная (возможна | Неофициальное
| обмен инфор- | бытовая беседа, воспоминания и др | особые условия функционирования - непринужденность, неофициальность, неподготовленность коммуникации; широкое использование неязыковых средств общения (жесты, мимика); особая роль интонационных средств; ситуативная прикрепленность; эмоциональность и оценочность | обиходно-бытовая лексика и фразеология; эмоционально-экспрессивная лексика; широкое употребление частиц, междометий, вводных слов; короткие и неполные предложения, слова-предложения; повторы; ослабление и нарушение связи между частями предложений; бессоюзная связь и присоединительные конструкции; инверсия | |
БЫТОВОЙ | письменная - | непосредственное спонтанное | мацией, мыс- | ||||
частная | общение в быту, дома, | лями, впечат- | |||||
переписка) | в магазине, в транспорте | лениями | |||||
и т. д. | |||||||
2. Практическая работа.
Упражнение 1.
Сравните несколько текстов на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:
1. Функциональный стиль /научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, разговорный/.
2. Сфера применения /научная статья, отрывок из литературного произведения, заявление и т.п./.
3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.
4. Основные стилевые черты.
5. Характерные особенности данного стиля.
Т е к с т 1.
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...
Т е к с т 2.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает, откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…
Т е к с т 3.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами. Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молний…
Т е к с т 4.
Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.
Т е к с т 5.
Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал...
3. Итог занятия.
Занятие 24. Лексическая сочетаемость. Теория.
Цели: дать понятие лексической сочетаемости
Задачи: объяснить, что при построении предложения слова должны подбираться в соответствии с присущей им в литературном языке семантикой и стилистическими особенностями; научить разграничивать смысловые оттенки или грамматические особенности близких по звучанию однокоренных слов.
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя. Теоретический материал
Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости, то есть их способность соединяться друг с другом. Так, «похожие» прилагательные длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный по-разному «притягиваются» к существительным: длительный период, продолжительный период (но не длинный, долгий, долговременный период); долгий путь, длинный путь, продолжительные сборы, долговременный кредит. Нередко слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость (истинный друг - подлинный документ).
Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. Во-первых, слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости. Нельзя сказать фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит. Во-вторых, объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой - плыть, близко - веселый). В-третьих, объединению слов могут препятствовать их лексические особенности. Так, принято говорить причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, удовольствие.
В зависимости от ограничений, регулирующих соединение слов, различают три типа сочетаемости: семантическую (от термина семантика - значение слова), грамматическую (точнее, синтаксическую) и лексическую.
Семантическая сочетаемость нарушена, например, в таком случае: Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. При нарушении сочетаемости в иных случаях возникает нежелательный подспудный смысл: Например: Необходимо ускорить урегулирование кровопролития; Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни народа.
В выступлениях ораторов часто наблюдается нарушение лексической сочетаемости: Голос цифр неутешителен; В недалеком прошлом (в недавнем) у нас всем зажимали языки.
Нарушение лексической сочетаемости может быть продиктовано сознательным стремлением говорящего (пишущего) удивить слушателей (читателей) необычным соединением слов. Тогда несочетаемость становится средством создания комического звучания речи. Множество ярких примеров сознательного нарушения лексической сочетаемости находим у Ильфа и Петрова: Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости - ему было 38 лет; Комиссия, увешанная бородами, прибыла в артель «Реванш».
Нарушение лексической сочетаемости как яркий стилистический прием создания комического эффекта лежит в основе различных шуток: Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Достигли зияющих вершин; Гения признали заживо; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.
2. Развитие умений видеть и исправлять ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Упражнение 1. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный | мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит. |
2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить. | гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал. |
Упражнение 2. В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, ставшие причиной речевых ошибок.
1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества; 5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 8. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 9. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 10. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?
3. Итог занятия. Создание синквейна. Лексическая сочетаемость.
Занятие 25. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости. Практика.
Цели: научить определять и исправлять ошибки, связанные с нарушением лексической, семантической и грамматической сочетаемости слов в предложениях.
Задачи: отработка навыков по стилистическому отбору лексических средств; развитие культуры письменной и устной речи
Ход занятия.
1. Актуализация теоретического материала предыдущего занятия.
2. Практическая самостоятельная работа с последующей проверкой.
Упражнение 1. Раскрывая скобки, выберите подходящие слова; свой выбор мотивируйте, при наличии вариантов укажите различия.
1. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них /особое значение, особенную значимость, особенную значительность/. 2. Люди простодушные принимают /желаемое, желательное/, за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких /обоснований, оснований/ для своих выводов. 4. Несколько раз в течение суток по радио производится /поверка, проверка/ времени. 5. В толковых словарях даются различного рода стилистические, /пометы, пометки/. 6. Многим студентам нашей группы /представилась, предоставилась/ возможность принять участие в диалектологической экспедиции. 7. Предложенное в статье решение кажется /проблемным, проблематичным/. 8. С героем фильма постоянно происходят какие-то /романические, романтические/ истории. 9. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые /стилевые, стилистические/ поправки. 10. Утвержден /статус, статут/ новой организации, объединяющей любителей природы. 11. Работа написана простым языком, сразу уясняется /существо, сущность/ вопроса. 12. Идеалом счастья Обломов считал /сытую, сытную/ жизнь.
Упражнение 2.
В предложениях устранить нарушение лексической сочетаемости слов. Обосновать свой вариант правки.
1. В нашем ПТУ мы традиционно изготовляем ювелирные тиски, ножовки. Можем выполнять и другую продукцию. 2. Эта книга состоит из пяти частей, в которых даются предварительные понятия о мире, Боге, молитвах, грехе, святых иконах. 3. То, что видят люди, не бывшие в нашей стране год, потрясает. 4. Олег Васильев, уже второй год обучающийся в Нотр-Дамском университете, является там признанным лидером. 5. Всего за шесть лет моего «директорства» в детском доме взяли в семьи всего шесть детей. И желающих много, приезжают часто, но «смотрины», по большей мере, заканчиваются безрезультатно. 6. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в районе является подготовка к зиме.
Упражнение 3. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения. 1. Большинство времени проходит бесплодно.2. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 3. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 4. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 5. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 6. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 7. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». 8. Рекорды продолжаются. 9. В нашем городе появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 10. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).
Упражнение 4. Оцените нарушение лексической сочетаемости в художественных произведениях. С какой целью писатели используют этот стилистический прием в каждом конкретном случае?
1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Вол.). 2. Я сам не люблю старичков-ворчунов И все-таки истово рад, Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград (Гал.). 3. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг.). 4. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 5. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 6. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина (И. и П.). 7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 8. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скропостижное решение (Из газет).
Упражнение 5.
Сделайте стилистическую правку, текста. Назовите характерные ошибки, допущенные в нем.
Детьми заниматься нужно...
Растущей преступностью в наши дни, пожалуй, никого уже не удивишь. Сегодня она захлебнула наше общество и достигла того рубежа, когда становится страшно за собственную жизнь, за жизнь своих детей. Не обошла она и Удельную. Два года назад из числа народных депутатов удельнинского поссовета и просто неравнодушных людей была создана рабочая группа, которая составила план анализа досуга подростков в поселке, считая, что именно здесь кроется история многих бед.
В сферу анализа вошли: ЖЭК поселка, школы, Дом пионеров, ДК «Победа» и другие организации. Из бесед с сотрудниками этих организаций выявили основные причины преступности среди несовершеннолетних. Это сложная обстановка в семьях, пагубное влияние видеосалонов, слабая материальная база досуга, отсутствие методической помощи организаторам досуга, отсутствие координации, творческого общения педагогов-организаторов.
Практически все опрошенные говорили о неудовлетворении организацией досуга детей и подростков. Проведенный анализ показал, что причины сложившейся ситуации кроются в порочной организации этой работы. Как известно, педагог ЖЭКа, если таковой имеется, представлен самому себе, бьется один на один со своими проблемами. Все держится на голом энтузиазме. Часто приходится слышать: у нас столько-то кружков, секций, клубов. Но почему же они не влияют на изменение ситуации к лучшему? Да потому, что цель влиять на что-либо не ставится изначально.
3. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс
Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...
Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»
Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...
Элективный курс "Стилистика. Культура речи."
Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для учащихся 9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладае...
Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»
Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...
Авторская программа спецкурса "Стилистика. Культура речи" 8-9 кл.
Программа "стилистика. Культура речи" предназначена для обучающихся 8-9 кл на два года обучения и рассчитана на 17 часов в 8 кл. и 17 часов в 9 кл....
Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" (11 класс)
Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" для учащихся 11 класса...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Стилистика. Культура речи»
Цели элективного учебного предмета:– углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;– научить различным приемам использования их выразительных средств;&ndash...