Авторская программа спецкурса "Стилистика. Культура речи" 8-9 кл.
рабочая программа по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Программа "стилистика. Культура речи" предназначена для обучающихся 8-9 кл на два года обучения и рассчитана на 17 часов в 8 кл. и 17 часов в 9 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_stilistika_8_kl.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СТИЛИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ»
(VIII –IX классы)
Автор:
Учитель русского языка
и литературы
ГБОУ ИТШ им. Поповича
Заварина Н.В.
Москва 2015-2016
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Стилистика. Культура речи»
предназначена для обучающихся 8 -9 классов (2 года обучения) и рассчитана на 17 часов ( 8 класс) и 17 часов (9 класс).
Актуальность курса
Современное общество ставит перед школой цель- формирование и развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества.
Программа по русскому языку VIII–IX классов ориентирована на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма. Изучению же основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания.
Практическое значение предложенного курса «основы стилистики и культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Предложенная программа призвана
способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных
задач.
Цель:
развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.
Задачи:
-расширить знания о разделе «Стилистика», о понятиях «текст», «функциональные стили речи», «культура речи»;
-дать основы стилистической грамотности;
-формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести
диалог, полилог, умение оппонировать и др.;
-воспитывать культурно –ценностные отношения к русской речи;
-совершенствовать речевую культуру;
Содержание разделов и тем учебного курса(VIII класс)
1.Введение. Понятие о культуре речи и стилистике(8ч.).
Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык
– основа культуры речи.
Пять функциональных стилей речи современного русского языка.
Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность).
2. Культура речи и формы существования национального языка(3ч.)
Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Кодификация –
закрепление языковых норм в грамматике.
Понятие о языковой норме. Виды норм (языковая и речевая).
Форма подведения итогов: анализ текста (выявление
ненормативных и речевых недочетов и ошибок).
3.Секреты стилистики (6ч.)
Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии.
Форма подведения итогов: контрольная работа.
(IX класс)
Второй год обучения предполагает совершенствование и развитие знаний и умений, приобретенных за первый год изучения курса «Основы стилистики и культуры речи».
1.Коммуникативные качества речи(13ч.).
Правильность, чистота, логичность, точность, выразительность, богатство, благозвучие, лаконичность. Уместность речи
–регулятор коммуникативного процесса.
Форма подведения итогов: контрольная работа.
2.Функциональные разновидности современного русского языка(2ч.).
Русский литературный язык и его функциональные стили. Книжная и разговорная лексика.
Функциональные стили: их особенности и области применения. Язык и стиль официально –деловой речи.
Форма подведения итогов: анализ
текстов разной стилистической направленности.
3.Стилистический эксперимент(1ч.).
Стилистическая окраска слов, оценка диалектизмов, жаргонизмов, использование историзмов и архаизмов, оценка новых заимствованных слов.
Форма подведения итогов: практическая работа ( анализ текстов).
Учебно – тематический план
VIII класс
No | Тема раздела | Общее кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Введение. Понятие о культуре речи и стилистике | 8 | - |
2 | Культура речи и формы существования национального языка | 3 | - |
3 | Секреты стилистики (6ч.). | 6 | 1 |
Итого: | 17 | 1 |
IX класс
No | Тема раздела | Общее кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Коммуникативные качества речи | 13 | 1 |
2 | Функциональные разновидности современного русского языка | 2 | 1 |
3 | Стилистический эксперимент | 1 | - |
Итого: | 17 | 2 |
Требования к уровню обучающихся
VIII класс
В результате освоения программы первого года обучения обучающиеся должны знать:
-основные понятия курса, предметную терминологию;
-основные функциональные стили речи;
-виды языковой и речевой норм;
-основные приемы анализа текста с позиций курса «Основы стилистики и культуры речи»;
уметь:
-выявлять речевые и языковые ошибки и недочеты в тексте;
-различать тексты разных жанров;
-составлять мини –тексты заданной стилистической направленности.
IX класс
В результате усвоения программы второго года обучения обучающиеся должны знать:
-основные коммуникативные качества речи;
-особенности функциональных стилей речи и области
их применения;
-стилистические разновидности окраски слов;
-основные приемы конструирования документа;
уметь:
-анализировать текст с точки зрения коммуникативных качеств речи (правильность, чистота, логичность и др.);
-анализировать текст, определять его стилистическую направленность;
-различать книжные и разговорные стили по языковым и речевым признакам
-создавать по образцу тексты официально
–делового стиля
–заявление, анкета и др.;
-выделять, различать, исправлять в тексте диалектизмы, жаргонизмы и др.
Уровни результативности курса
Уровни | Первый год обучения | Второй год обучения |
Низкий (репродуктивный) | -Умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные признаки. -Умение выделять ненормированную речь. -Умение различать книжную и разговорную лексику. | -Знание основных коммуникативных качеств речи, умение находить в тексте стилистические особенности. -Знание основных приемов конструирования текста. |
Средний (стандартный) | -Составление текста по образцу (алгоритму). -Умение различать языковую и речевую нормы. -владение основными приемами создания документа, алгоритм конструирования текста. | -умение создавать стандартный доку- мент (анкета, заявл- ение и т.п.). -знание сферы применения и особенностей использования пяти основных функциона льных стилей языка и речи. |
Высокий (творческий) | -Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов. -анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи. | -создание текстов заданной стилистической направленности (самостоятельно). -Редактирование текста. |
Критерии норм оценки (зачет)
Оценка «Зачет» (80%) ставится, если ученик демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, посетил более половины лекционных занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.
Оценка «Незачет» (менее 80%) ставится, если ученик демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий и плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.
Литература:
1. Орфоэпические нормы. Материалы к практическим занятиям по курсу «Русский язык и культура речи» / Сост.: Л.М. Кузнецова, И.Л. Попова, Е.Г. Усовик. -Тверь, 2005. -13 с.
2. Грамматические нормы. Материалы к практическим занятиям по курсу «Русский язык и культура речи». / Сост.:Л.М. Кузнецова, И.Л. Попова, Е.Г. Усовик. -Тверь, 2005. -21 с.
Дополнительная литература:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
-М., 1992.
2. Орфографический словарь русского языка. -М., 2003.
3. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы.-М., 2004.
4. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение.
5. Словарь иностранных слов. -М., 2004..
6. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. -М., 2003.
7. Фразеологический словарь русского языка. -М., 2005.
Тематическое планирование
Первый год обучения (VIIIкласс)
№ | Тема занятия | Теория/ практика | Кол-во часов |
1 | Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике. | т | 1 |
2 | «Правильная» речь. Что это такое? Правила«правильной» речи. Наблюдаем, замечаем, оцениваем... | т,п | 1 |
3 | Литературный язык – основа культуры речи | т | 1 |
4 | Функциональные стили русского литературного языка. Язык художественной литературы | т | 1 |
5 | Анализ текстов разных стилей | п | 1 |
6 | Язык документов. Публицистика. | т | 1 |
7 | Разговорный стиль. Язык науки. | т | 1 |
8 | Обобщение: пять функциональных стилей. Наблюдаем, выделяем, различаем... Анализ текстов (по выбору). | т | 1 |
9 | Языковая норма. Признаки нормы. Виды нормы. Анализ эпизодов текста с точки зрения нормативности. | т | 1 |
10 | Кодифицированная речь. Понятие. Сфера применения. Разговорная и кодифицированная речь. | т,п | 1 |
11 | Виды норм. Языковая и речевая нормы. Грамматическая норма | т | 1 |
12 | Лексические и орфоэпические нормы. Акцентологическая норма | т | 1 |
13 | Жаргон и жаргонизмы. Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические нормы | т | 1 |
14 | Лексика –самая подвижная часть языка. Активная и пассивная лексика | т | 1 |
15 | Тавтология и чистота речи. Тавтология и точность речи. Смысловая неточность. | п | 1 |
16 | Что такое «речевая избыточность»? Что такое «Речевая недостаточность?» | т | 1 |
17 | Полный анализ текста ( по выбору) | п | 1 |
Второй год обучения (IXкласс)
№ | Тема занятия | Теория/ практика | Кол-во часов |
1 | Коммуникативные качества речи. Уместность речи —регулятор коммуникативного процесса | т | 1 |
2 | Правильность речи. Закономерность развития и функционирования языка. | т | 1 |
3 | Чистота речи. | т | 1 |
4 | Слова и выражения в речи, отвергаемые нормами нравственности. Слова- паразиты и слова-сорняки. | т | 1 |
5 | Литературный язык и чистота речи. | т | 1 |
6 | Анализ статьи К. И. Чуковского «Живой как жизнь. Разговоры о русском языке» | т | 1 |
7 | Логичность речи. Логическое определение. Алогичность речевых высказываний | т | 1 |
8 | Точность речи. Предметная точность. Понятийная точность. Точность словоупотребления. | т | 1 |
9 | Правильное использование многозначных слов. Значение слова и его сочетаемость. | п | 1 |
10 | Выразительность речи. «Красноречие —искусство» (М. В. Ломоносов). | т | 1 |
11 | Невербальные средства общения и выразительности. Выразительные средства языка. | т | 1 |
12 | Речевое богатство. Полисемия. Омонимия. Практическая работа на тему «Омонимия». | т | 1 |
13 | Лаконичность речи. Основные признаки. Анализ ранних рассказов А. П. Чехова. («Лаконизм».) | т | 11 |
14 | Уместность речи. Смысловая, понятийная культура речи. | т | 1 |
15 | Книжная лексика. Разговорная лексика. Социальные перемены и их отражение в лексике. | т | 1 |
16 | Литературный язык и стили. Анализ текстов разной стилистической направленности. | т | 1 |
17 | Стилистическая окраска слов. | т | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.
Данная программа составлена в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...
Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Авторская программа спецкурса "Культура речи " 9 кл.
Рабочая программа по курсу "Культура речи" составлена на основе авторской программы "Культура речи 9 кл." для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой....
Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"
Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...
Авторская программа "Диалог культур" для учащихся 10-11 классов (профильная подготовка).
Программа элективного курса «Диалог культур» разработана для обеспечения профильной подготовки учащихся 10-11 классов общеобразовательного учреждения и обучения по гуманитарному направлени...