Авторская программа спецкурса "Стилистика. Культура речи" 8-9 кл.
рабочая программа по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Заварина Надежда Владимировна

Программа "стилистика. Культура речи" предназначена для обучающихся 8-9 кл на два года обучения и рассчитана на 17 часов в 8 кл. и 17 часов в 9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_stilistika_8_kl.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СТИЛИСТИКА.  КУЛЬТУРА РЕЧИ»

(VIII –IX  классы)

Автор:

Учитель русского языка

 и литературы

ГБОУ ИТШ им. Поповича

Заварина Н.В.

Москва 2015-2016

Пояснительная записка

Программа спецкурса «Стилистика. Культура речи»

предназначена для обучающихся 8 -9 классов (2 года обучения) и рассчитана на 17 часов ( 8 класс) и 17 часов (9 класс).

Актуальность курса

Современное общество ставит перед школой цель- формирование и  развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества.

Программа по русскому языку VIII–IX классов ориентирована на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма. Изучению же основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания.

Практическое значение предложенного курса «основы стилистики и культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Предложенная программа призвана

способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных

задач.

Цель:

развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.

Задачи:

-расширить знания о разделе «Стилистика», о понятиях «текст», «функциональные стили речи», «культура речи»;

-дать основы стилистической грамотности;

-формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести

диалог, полилог, умение оппонировать и др.;

-воспитывать культурно –ценностные отношения к русской речи;

-совершенствовать речевую культуру;

Содержание разделов и тем учебного курса(VIII класс)

1.Введение. Понятие о культуре речи и стилистике(8ч.).

Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык

– основа культуры речи.

Пять функциональных стилей речи современного русского языка.

Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность).

2. Культура речи и формы существования национального языка(3ч.)

Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Кодификация –

закрепление языковых норм в грамматике.

Понятие о языковой норме. Виды норм (языковая и речевая).

Форма подведения итогов: анализ текста (выявление

ненормативных и речевых недочетов и ошибок).

3.Секреты стилистики (6ч.)

Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии.

Форма подведения итогов: контрольная работа.

(IX класс)

Второй год обучения предполагает совершенствование и развитие знаний и умений, приобретенных за первый год изучения курса «Основы стилистики и культуры речи».

1.Коммуникативные качества речи(13ч.).

Правильность, чистота, логичность, точность, выразительность, богатство, благозвучие, лаконичность. Уместность речи

–регулятор коммуникативного процесса.

Форма подведения итогов: контрольная работа.

2.Функциональные разновидности современного русского языка(2ч.).

Русский литературный язык и его функциональные стили. Книжная и разговорная лексика.

Функциональные стили: их особенности и области применения. Язык и стиль официально –деловой речи.

Форма подведения итогов: анализ

текстов разной стилистической направленности.

3.Стилистический эксперимент(1ч.).

Стилистическая окраска слов, оценка диалектизмов, жаргонизмов, использование историзмов и архаизмов, оценка новых заимствованных слов.

Форма подведения итогов: практическая работа ( анализ текстов).

Учебно – тематический план

VIII класс

No

Тема раздела

Общее кол-во часов

Контрольные

работы

1

Введение. Понятие о культуре речи и стилистике

8

-

2

Культура речи и формы существования национального языка

3

-

3

Секреты стилистики (6ч.).

6

1

Итого:

17

1

                                                 

                                                  IX класс

No

Тема раздела

Общее кол-во

часов

Контрольные

работы

1

Коммуникативные качества речи

13

1

2

Функциональные разновидности

современного русского языка

2

1

3

Стилистический эксперимент

1

-

Итого:

17

2

Требования к уровню обучающихся

VIII класс

В результате освоения программы первого года обучения обучающиеся должны знать:

-основные понятия курса, предметную терминологию;

-основные функциональные стили речи;

-виды языковой и речевой норм;

-основные приемы анализа текста с позиций курса «Основы стилистики и культуры речи»;

уметь:

-выявлять речевые и языковые ошибки и недочеты в тексте;

-различать тексты разных жанров;

-составлять мини –тексты заданной стилистической направленности.

IX класс

В результате усвоения программы второго года обучения обучающиеся должны знать:

-основные коммуникативные качества речи;

-особенности функциональных стилей речи и области

их применения;

-стилистические разновидности окраски слов;

-основные приемы конструирования документа;

уметь:

-анализировать текст с точки зрения коммуникативных качеств речи (правильность, чистота, логичность и др.);

-анализировать текст, определять его стилистическую направленность;

-различать книжные и разговорные стили по языковым и речевым признакам

-создавать по образцу тексты официально

–делового стиля

–заявление, анкета и др.;

-выделять, различать, исправлять в тексте диалектизмы, жаргонизмы и др.

Уровни результативности курса

Уровни

Первый год обучения

Второй год обучения

Низкий

(репродуктивный)

-Умение различать тексты разной стилистической

направленности, выделять их

основные признаки.

-Умение выделять ненормированную речь.

-Умение различать книжную и разговорную лексику.

-Знание основных коммуникативных

качеств речи, умение находить

в тексте стилистические особенности.

-Знание основных приемов конструирования текста.

Средний (стандартный)

-Составление текста по образцу (алгоритму).

-Умение различать

языковую

и речевую нормы.

-владение основными приемами создания документа, алгоритм конструирования текста.

-умение создавать стандартный доку-

мент (анкета, заявл-

ение и т.п.).

-знание сферы применения и особенностей использования пяти основных функциона

льных стилей

языка и речи.

Высокий (творческий)

-Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов.

-анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи.

-создание текстов заданной стилистической направленности (самостоятельно).

-Редактирование текста.

Критерии норм оценки (зачет)

Оценка «Зачет» (80%) ставится, если ученик демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, посетил более половины лекционных занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.

Оценка «Незачет» (менее 80%) ставится, если ученик демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий и плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.

Литература:

1. Орфоэпические нормы. Материалы к практическим занятиям по курсу «Русский язык и культура речи» / Сост.: Л.М. Кузнецова, И.Л. Попова, Е.Г. Усовик. -Тверь, 2005. -13 с.

2. Грамматические нормы. Материалы к практическим занятиям по курсу «Русский язык и культура речи». / Сост.:Л.М. Кузнецова, И.Л. Попова, Е.Г. Усовик. -Тверь, 2005. -21 с.

Дополнительная литература:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

-М., 1992.

2. Орфографический словарь русского языка. -М., 2003.

3. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы.-М., 2004.

4. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение.

5. Словарь иностранных слов. -М., 2004..

6. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. -М., 2003.

7. Фразеологический словарь русского языка. -М., 2005.

Тематическое планирование

Первый год обучения   (VIIIкласс)

Тема занятия

Теория/ практика

Кол-во часов

1

Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике.

т

1

2

«Правильная» речь. Что это такое? Правила«правильной» речи.

Наблюдаем, замечаем, оцениваем...

т,п

1

3

Литературный язык –

основа культуры речи

т

1

4

Функциональные стили русского литературного

языка.

Язык художественной литературы

т

1

5

Анализ текстов разных стилей

п

1

6

Язык документов. Публицистика.

т

1

7

Разговорный стиль.

Язык науки.

т

1

8

Обобщение: пять функциональных стилей.

Наблюдаем, выделяем, различаем...

Анализ текстов (по выбору).

т

1

9

Языковая норма. Признаки нормы. Виды нормы.

Анализ эпизодов текста с точки зрения

нормативности.

т

1

10

Кодифицированная речь. Понятие. Сфера применения.

Разговорная и

 кодифицированная речь.

т,п

1

11

Виды норм. Языковая и речевая нормы.

Грамматическая норма

т

1

12

Лексические и орфоэпические нормы. Акцентологическая норма

т

1

13

Жаргон и жаргонизмы. Просторечие.

Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические нормы

т

1

14

Лексика –самая подвижная часть языка.

Активная и пассивная лексика

т

1

15

Тавтология и чистота речи. Тавтология и точность

речи.

Смысловая неточность.

п

1

16

Что такое «речевая избыточность»?

Что такое «Речевая недостаточность?»

т

1

17

Полный анализ текста ( по выбору)

п

1

Второй год обучения (IXкласс)

Тема занятия

Теория/ практика

Кол-во часов

1

Коммуникативные качества речи. Уместность речи

—регулятор

коммуникативного процесса

т

1

2

Правильность речи. Закономерность развития и функционирования языка.

т

1

3

Чистота речи.

т

1

4

Слова и выражения в речи, отвергаемые нормами

нравственности. Слова-

паразиты и слова-сорняки.

т

1

5

Литературный язык

и чистота речи.

т

1

6

Анализ статьи К. И. Чуковского «Живой как жизнь. Разговоры о русском языке»

т

1

7

Логичность речи. Логическое определение.

Алогичность речевых высказываний

т

1

8

Точность речи. Предметная точность.

Понятийная

точность. Точность словоупотребления.

т

1

9

Правильное использование многозначных слов.

Значение слова и его сочетаемость.

п

1

10

Выразительность речи.

«Красноречие —искусство»

(М. В. Ломоносов).

т

1

11

Невербальные средства общения и выразительности.

Выразительные средства языка.

т

1

12

Речевое богатство.

Полисемия. Омонимия. Практическая работа на тему «Омонимия».

т

1

13

Лаконичность речи.

Основные признаки.

Анализ ранних рассказов

А. П. Чехова. («Лаконизм».)

т

11

14

Уместность речи.

Смысловая, понятийная

культура речи.

т

1

15

Книжная

лексика. Разговорная лексика. Социальные

перемены и их отражение в лексике.

т

1

16

Литературный язык и стили.

Анализ текстов разной

стилистической направленности.

т

1

17

Стилистическая окраска слов.

т

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.

Данная программа составлена  в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Авторская программа спецкурса "Культура речи " 9 кл.

Рабочая программа по курсу "Культура речи" составлена на основе авторской программы "Культура речи 9 кл." для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И. Львовой....

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...

Авторская программа "Диалог культур" для учащихся 10-11 классов (профильная подготовка).

Программа элективного курса «Диалог культур» разработана для обеспечения профильной подготовки учащихся 10-11 классов общеобразовательного учреждения и обучения по гуманитарному направлени...