Из опыта работы с дошкольниками с нарушением интеллекта
методическая разработка по теме

Тимошенкова Людмила Ивановна

Направление "Художественно-эстетическое развитие", учебный курс "Лепка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл авторская разработка конспекта27.73 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Калачинская адаптивная школа-интернат»

     

Конспект занятия по теме

«Синичка»

(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», учебный курс «Лепка» с дошкольники старшей группы  с нарушением интеллекта)

Воспитатель:

Тимошенкова

Людмила Ивановна

Калачинск, 2017 уч. год

Автор-разработчик: Тимошенкова Людмила Ивановна, воспитатель КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат», дошкольная группа детей с нарушением интеллекта.

        Участники: 2 ребёнка (микрогруппа).

        Тема: «Синичка».

Форма работы: изготовление продуктов детского творчества.

        Интеграция образовательных областей, виды детской деятельности:

        - чтение стихотворения О. Святковой «Какие бывают птицы?», «В гостях у леса», загадки о синице, рассматривание иллюстраций синички в детской литературе, заучивание потешки «Птичка-невеличка» (образовательная область «Речевое развитие»);

        - рисование и раскрашивание синиц (работа с шаблоном), аппликация из салфетных комочков «Синичка» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);

        - изготовление кормушек для птиц (предварительная совместная деятельность «ребёнок + родитель»), на прогулке насыпали корм в кормушки, повесили кормушки на ветки деревьев, проведение подвижной игры «Кто мороза не боится?», пазлы крупного размера «Синица», настольная игра «Чьи это птенцы?» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).

Цель занятия: учить детей лепить синицу из пластилина, состоящую из двух частей, разных по форме и размеру, использовать дополнительный материал - макароны для создания крыльев, хвоста, лапок.

Коррекционно-образовательные задачи:

- обогащать знания детей новыми сведениями, способствующими расширению представлений об объекте живой природы (о названии синицы, её пользе);

        - продолжать обучать детей работать по технологической карте (запоминать последовательность выполнения лепной фигуры «синицы»);

        - закреплять ранее усвоенные способы лепки (скатывать пластилин круглой и овальной формы; раскатывать между ладонями круговыми и прямыми движениями; прочно соединять части предмета друг к другу);

        - познакомить детей с новым приёмом лепки – оттягивание;

        - развивать и обогащать словарь детей.

        Коррекционно-развивающие задачи:

        - развивать у детей тактильно-двигательное восприятие;

        - направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки птицы (голова опущена вниз - синица клюёт, крылья приподняты вверх – птица перелетает с места на место);

        - развивать мелкую моторику руки, внимание, память, воображение;

        -осуществлять зрительный контроль: умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

        Коррекционно-воспитательные задачи:

         - уметь воспроизводить заданный ряд последовательных действий, доводить дело до конца;

        - подводить к сюжетной лепке через составление коллективной композиции из отдельных детских работ;

        - воспитывать интерес к живой природе, желание помогать в холодное время года зимующим птицам;

        - воспитывать у детей желание помочь синице найти своих друзей;

        - воспитывать у детей оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.

        Словарная работа:

Ввести в активный словарь слова: кормушка, синица, пшено, оттягивать клюв, макароны.

        Индивидуальная работа:

        - индивидуальный показ отдельных приёмов лепки;

        -добиваться более отчётливой передачи формы частей, соблюдать определённые пропорции;

        - учить отвечать полным предложением;

        - повторить алгоритм последующих действий лепки синицы с опорой на технологическую таблицу.

        Материалы: 

Раздаточный материал: пластилин жёлтого, белого, чёрного цвета;  глазки, макароны покрытые гуашью синего цвета для крыльев и хвостика, серого цвета для лапок; клеёнки, нарукавники, салфетки; корм для синичек (отдельно в каждом мешочке) – пшено, семечки, фасоль; фото с выполненной кормушкой (совместно с родителями) и зёрнышки (крупные бусинки) жёлтого и коричневого цвета - для самооценивания выполняемых заданий детьми.

        Демонстрационный материал: фотоматериал, демонстрирующий действия детей (4 фото), иллюстрация с изображением синицы на кормушке, образец лепной поделки «Синица» из пластилина и дополнительного материала – макарон (крылья, хвостик и лапки), технологическая таблица (алгоритм поэтапного выполнения лепки синицы).

Оборудование: ноутбук; показ презентации «Синица» с аудиозаписью голоса синицы; спокойная музыка (при выполнении самостоятельной практической работы детьми); кормушка, как основа для размещения готовых работ (коллективной композиции).

Прогнозируемый результат:

Детьми освоен новый приём лепки - оттягивание.

        Модель занятия с указанием этапов деятельности и описанием методов и приёмов организации деятельности (словесных, наглядных, практических):

        I этап. Мотивация детей к деятельности.

Восп.: Начинаем занятие по лепке.

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

 Я рада видеть вас на занятии с хорошим настроением.

Если у вас хорошее настроение-

То и в лепке у вас будет только везение!

Восп.: Вы у меня внимательные и заботливые ребята. Прямо сейчас я это проверю. Давайте проведём «зарядку для ума» и вы мне скажите, кого мы будем лепить сегодня, как будет называться тема занятия.

- Ребята, чтобы успешно выполнить любое задание, старайтесь внимательно слушать меня, отвечать на мои вопросы полным ответом. Будьте активными и старательными, аккуратно выполняйте работу, можете помогать друг другу! Вы будете работать как в паре, так и по одному. Ребята, готовы? Итак, начинаем:

Первое задание

- Какое сейчас время года? (ответ: зима)

- Чем покрыта земля в зимний период? (ответ: земля покрыта снегом)

- Я думаю птицам зимой тяжело найти себе корм под снегом, а вы как думаете?

Давайте вместе вспомним, как вы помогли птицам, что вы сделали?

(На доске расположены фото в определённой последовательности показа деятельности детей на прогулке (закрытые). После каждого вопроса открываю соответствующее фото).

- Куда вы ходили на прошлом занятии? (ответ: мы ходили на прогулку) – (<Рисунок 1>) 

- Что вы взяли с собой? (ответ: кормушки и корм) - (<Рисунок 2>)

- Что вы сделали сначала? (ответ: насыпали корм в кормушки) – (< Рисунок 3>)

- Что сделали потом? (ответ: кормушки с кормом повесили на ветках деревьев) – (<Рисунок 4>)

- Для кого повесили кормушки? (ответ: повесили кормушки для птиц).

- Вам понравилось кормить птиц? (ответ: да, понравилось)

Восп.: Вы проявили заботу о птицах, дали им корм. Ребята, молодцы!

- Чтобы узнать, какая птичка прилетела к вашим кормушкам, я предлагаю вам отгадать загадку:

Эта птичка-невеличка
Называется ….(
синичка)

(показываю иллюстрацию с изображением синицы на кормушке) - (<Рисунок 5>)

- Правильно, ребята – это синичка! (проговорить хором и отдельно с ребёнком слово «синичка»).

- Ребята, догадались, о ком мы будем говорить сегодня на занятии? (ответ: будем говорить о синице).

- Как вы думаете, кого вы будете лепить на занятии? (ответ: мы будем лепить синицу).

Восп.: Тема нашего занятия «Синица». Сегодня на занятии будем учиться лепить синицу из пластилина, состоящую из двух частей, разных по форме и размеру, использовать дополнительный материал - макароны для создания крыльев, хвоста и лапок. Повторим способы лепки, узнаете о новом приёме лепки – оттягивании. А также узнаете, почему эту птицу назвали синицей, о её пользе.

- Ребята, посмотрите внимательно! (раздаю каждому ребёнку фото с кормушкой и зёрнышки жёлтого и коричневого цвета на тарелочке) - (<Рисунок 6>) 

Перед вами оценочный лист-кормушка, в тарелочке – зёрнышки. Если вы правильно выполните задание, положите в кормушку зёрнышко жёлтого цвета.

- Ребята, покажите зёрнышки жёлтого цвета (каждый ребёнок показывает). Если вы стараетесь, но у вас не всё получается, положите в кормушку зёрнышко коричневого цвета.

- Ребята, покажите зёрнышки коричневого цвета (каждый ребёнок показывает).  Вам надо постараться справиться со всеми заданиями, чтобы в ваших кормушках были зёрнышки только жёлтого цвета. В конце занятия мы посчитаем зёрнышки  в каждой кормушке и от синички получите «Синичкину благодарность».

- Я желаю вам удачи! Знаю, всё у вас получится!                                

  • (С 1 заданием вы справились, вы правильно ответили на мои вопросы- каждый положите жёлтое зёрнышко в кормушку)

Второе задание

Просмотр презентации "Синица" (сопровождаю просмотр небольшим рассказом с вопросами)

           Слайд 1

Посмотрите какая красивая синичка! Послушайте, как она поёт.

(Включаю аудиозапись голоса синицы)

Что вы слышите, ребята?...(ответ детей: «Си- синь- синь»)

Давайте проговорим вместе «Си- синь- синь».

 - Эту птицу назвали синицей

   За тот разговор, что ведёт эта птица.

- Ребята, по пению этой птицы назвали её синицей!

          Слайд 2

Синицы –самые полезные птицы. Как вы думаете, какую пользу они приносят? (ответ: они уничтожают вредных насекомых).

  • (Со 2-ым заданием  справились, вы узнали, что слышится в её пении, ответили на мой вопрос: какую пользу приносит эта птица – дети  прикрепляют зернышко жёлтое в кормушку)

Третье задание

Восп.: Когда наступают холода, синицы прилетают ближе к людям за помощью. Вы им тоже помогаете, насыпаете им корм.

Вам понравилось кормить птиц? (ответ: нам понравилось их кормить)

Восп.: Знаете ли вы, какой корм можно давать птицам? (провожу работу с детьми в игровой форме «Отгадай на ощупь», раздаю мешочки с семечками, пшеном и фасолью)

- Ребята, вам надо на ощупь потрогать, определить и назвать корм, который находится в каждом мешочке. Это задание предлагаю вам выполнить вместе.

(дети отгадывают, затем называют: пшено, семечки, фасоль). А фасолью можно кормить птиц? (ответ: нет). Почему нельзя? (ответ детей: клювик у птицы маленький, а фасоль большая, твёрдая).

Молодцы, всё выполнили верно!

  • (С 3 заданием  справились, вы правильно определили корм, знаете чем кормить птиц - дети  прикрепляют зернышко жёлтое в кормушку)

Четвёртое задание

 Восп.: Папа Егора тоже сделал для птиц кормушку. Давайте немного насыпем корма в неё (даю каждому ребёнку стаканчик с кормом (семечками, пшеном); дети отдельно насыпают в кормушку корм; проговаривают вслух, какой корм насыпают в кормушку).

        Сюрпризный момент: появление на кормушке синицы из пластилина.

Ребята, посмотрите какая птичка прилетела в «птичью столовую»! Как называют эту птицу?  (ответ: синица). Она сделана из пластилина и дополнительного материала – макарон.

II этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности (принятие детьми проблемной ситуации).

Восп.: Мне кажется, синичка грустит. Ей скучно клевать одной зёрнышки! Вы хотите помочь ей? (ответ: да, хотим). А как мы ей можем помочь? (ответ детей: мы найдём ей друзей). Что мы для этого сделаем? (ответ: слепим для неё  друзей -синичек).

        III этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности (поисковый этап) - рассматривание и анализ образца изделия, установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы, добиваюсь полных ответов детей.

        Показ образца синицы из пластилина

- Давайте рассмотрим основные части. Из каких частей состоит синица?

 (ответ: голова и туловище)

- Какая часть самая большая у синицы? (ответ: самая большая часть- туловище)

- Какой формы туловище? (ответ: туловище вытянутое, овальное)

- Какого цвета туловище? (ответ: жёлтого цвета)

- Какая часть поменьше? (ответ: поменьше голова)

- Какой формы голова? (ответ: голова круглая)

- Какого цвета голова? (ответ: черного цвета)

- Что ещё есть на голове? (ответ: глаза)

- Сколько глаз у птицы? (ответ: два глаза)

- Что ещё есть? (ответ: есть клюв)

- Где находится клюв у птицы? (ответ: на   голове, впереди)

- У синички есть щёчки, какого они цвета? (ответ: белого)

- Что ещё есть у синицы? (ответ: крылышки, хвостик, лапки)

- Из чего сделаны крылья и хвостик? (ответ: из макарон)

- Из чего сделаны лапки? (ответ: из макарон)

- Из чего выполнена птица? (ответ: из пластилина и макарон)

Сегодня на занятии мы продолжаем работать с дополнительным материалом-  макаронами.

  • (С 4 заданием  справились. Вы активны, правильно старались отвечать на мои вопросы полным ответом. Молодцы!  - дети прикрепляют зернышко жёлтое в кормушку)

Этапы выполнения поделки «Синичка» (собственный показ и алгоритм поэтапного выполнения с помощью технологической карты):

Восп.: Ребята, посмотрите как мы будем лепить синичку  - (<Рисунок 7>)

 Нам потребуется 2 кусочка пластилина. Один кусочек пластилина, который побольше, жёлтого цвета - будет туловищем; кусочек поменьше чёрного цвета - голова.

-  Чтобы нам вылепить туловище синицы, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его прямыми движениями в ладошках в овал. 

- Затем также мы лепим голову, раскатывая кусочек пластилина между ладонями круговыми движениями.

- Затем мы делаем на головке синицы клювик, он находится на голове впереди, немножко его оттягиваем. Оттягивание - это новый   приём лепки, с которым знакомимся сегодня на занятии. Посмотрите, как у меня это получается! (показываю прием оттягивания клюва)

- Делаем глазки, сколько глаз у птицы? (ответ: два глаза)

- Что есть под глазками? (ответ: щёчки)

- Какого цвета щёчки? (ответ: белого цвета)

- Берем кусочек пластилина белого цвета, делаем сначала с одной стороны щёчку налепом, а затем с другой стороны.

- Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма.

- Теперь делаем крылышки, сколько крыльев у синицы? (ответ: два крылышка)

-  Берём 2 макаронинки, похожие на крылышки, прикрепляем на туловище.

- Наша синичка почти готова. Чего не хватает у синицы? (ответ: хвостика)

-  Берём 1 макаронинку, прикрепляем в конце туловища птицы.

- Делаем синичке лапки тоже с помощью макарон. Сколько лапок у птички? (ответ: две лапки).

После собственного показа действий процесса изготовления (алгоритма выполнения) поделки «синички», ребёнок самостоятельно рассказывает последовательность выполнения действий, отдельных операций лепки синицы с опорой на технологическую таблицу и задаваемых вопросов:

- Костя, как ты будешь лепить синицу?

- Что сделаешь сначала?

- Потом?

- Затем?

- После?

- В конце?

Восп.: Ребята, посмотрите внимательно! Синичек в лепке можно изображать разными способами: синичка сидит (показ), синичка клюёт - голову опускаю вниз (показ), синичка взлетает- крылышки расправляю в стороны (показ).

- Ребята, когда слепите друзей для нашей гостье - синички, ставьте их в кормушку.

        IV этап. Самостоятельная работа с детьми по апробации способов     деятельности (продуктивная деятельность детей)

Пятое задание

        Восп: Чтобы сделать синичек правильно и аккуратно, давайте приготовим свои пальчики для работы:

Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять"

 Раз, два, три, четыре, пять                            Кончиками пальцев рук соединяем         поочерёдно каждый пальчик

Мы во двор пошли гулять                                «Идём» по столу указательным и                          средним пальчиками

Птиц покормим поскорей                                  Крошащие движения пальцами                                                                                                        

Чтобы было им сытней                                      Воображаемые  движения клёва   пальчиками по столу

        Ребята, а синичке понравилось, как вы сделали разминку, она обязательно расскажет своим друзьям.

 (каждому раздаю подносы с необходимыми  материалами для работы)

Восп.: Прежде чем приступить к работе, посмотрите, что необходимо для выполнения? Дети перечисляют: пластилин, макароны, салфетки, клеёнка, нарукавники.

- Ребята, не забывайте соблюдать правила работы с пластилином.

Лепим на …(ответ детей: клеёнке)

Надеваем…(ответ детей: нарукавники)

После лепки…(ответ детей: вытираем руки салфеткой)

Не вытирать руки…(ответ детей: об одежду)

Восп.: Ребята, старайтесь лепить аккуратно, чтобы не только гостье-синице понравились ваши друзья, но вы сами  в конце занятия оценили свою работу.

- Принимаемся за дело, а синичка будет смотреть как вы работаете.

Дети приступают к выполнению (включаю спокойную мелодию)

Обращаю внимание на посадку детей при выполнении работы:

            Вы, ребята, посмотрите:
            Все ли правильно сидите?
            Быть прямой должна спина

            Как гитарная струна.

        (самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь детям при необходимости, затруднении (педагогическая поддержка)

Восп: Кто закончил лепить, вытирайте руки салфеткой.

- Ребята, оцените свою работу. Посмотрите внимательно, всё ли у вас получилось? Не забывайте положить в кормушку зёрнышко.

  • (5 задание – С практической работой вы справились вы слепили друзей для синицы - дети проставляют зёрнышки на оценочном листе-кормушке)

V этап. Рефлексия, подведение итогов занятия, обсуждение результатов (рефлексивно – оценочный этап).

        Задачи этапа: анализ успешности достижения цели, мобилизация детей на самооценку продукта своей деятельности, определение перспективы последующей работы.

Анализ занятия:

Восп: Друзья, прилетайте,  поскорей! Клевать нам будет веселей! (имитирую просьбу синицы (образец) с движениями).

- Ребята, кто закончил свою работу, несите синичке друзей в кормушку.

(Дети располагают готовые работы детского творчества «синица» на коллективную композицию «Кормушка»).

Восп.:  - Ребята, вам понравилось лепить синичек? Всё ли у вас получилось?

Восп: Костя, какая синичка тебе больше понравилась? Почему?

Костя: Мне понравился эта синичка, потому что всё сделал правильно.

Восп.: Я согласна с тобой, Костя. Ты всё сделал правильно!

Восп: Илья, а тебе какая синичка понравилась больше? (ответ: вот эта). У неё красивые крылышки. Я с тобой согласна, Илья, крылышки у синички получились красивые!

Восп: Костя как ты считаешь, Илья правильно слепил синичку?

Восп.: Посмотрите, ребята! У Ильи синичка словно живая, но клюв получился недостаточно ровный. В следующий раз Илья, постараешься, у тебя обязательно получится лучше.

Восп.: Костя тоже старался. У Кости птичка голову наклонила, зёрнышки ищет.

Самооценивание  творческих работ детей  по счету зернышек в каждой кормушке (подведение итогов).

Давайте вместе посчитаем зёрнышки в кормушке у Кости.

- Костя, сколько зёрнышек в твоей кормушке, какого цвета? (ребёнок считает и отвечает: 5 зёрнышек желтого цвета. Молодец, Костя!

- А теперь считаем зёрнышки в кормушке у Ильи.

- Илья, а у тебя сколько зёрнышек в кормушке, какого они цвета? (отвечает: 4 жёлтых зёрнышка и 1 зёрнышко коричневое).  Илья, почему ты положил в кормушку зёрнышко коричневого цвета? (ответ ребёнка: иногда отвечал неполным ответом, клюв не ровный).

- Илья, старайся внимательно слушать меня, и у тебя всё сделаешь правильно на следующем занятии.

Восп.: Как вы считаете, вам удалось научиться лепить синичек?  (ответ: да).

- Чему учились на занятии? (ответ: учились лепить синицу)

- Что нового вы узнали сегодня? (ответ: о новом приёме - оттягивании клюва, почему эту птицу назвали синицей)

- Из чего учились лепить синичку? (ответ детей)

- Какой материал использовали для создания лепной фигурки «синичка»? (ответ: макароны).

- Ребята, на следующем занятии будем учиться лепить воробья.

 - Кому помогали  сегодня на занятии? (ответ: нашей гостьи - синице).

Наша гостья - синица видела, как вы старались, аккуратно лепили для неё друзей. Ребята, молодцы! - (<Рисунок 8>)

Восп:. Посмотрите, синичка спешит к вам с благодарностью! (раздаю значки). Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо.

Занятие наше закончено.

Убираем рабочие места.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...

Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта".

Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта"....

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. (Курсовая работа.)...