Из опыта работы с дошкольниками с нарушением интеллекта
методическая разработка по теме
Направление "Художественно-эстетическое развитие", учебный курс "Лепка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская разработка конспекта | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Калачинская адаптивная школа-интернат»
Конспект занятия по теме
«Синичка»
(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», учебный курс «Лепка» с дошкольники старшей группы с нарушением интеллекта)
Воспитатель:
Тимошенкова
Людмила Ивановна
Калачинск, 2017 уч. год
Автор-разработчик: Тимошенкова Людмила Ивановна, воспитатель КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат», дошкольная группа детей с нарушением интеллекта.
Участники: 2 ребёнка (микрогруппа).
Тема: «Синичка».
Форма работы: изготовление продуктов детского творчества.
Интеграция образовательных областей, виды детской деятельности:
- чтение стихотворения О. Святковой «Какие бывают птицы?», «В гостях у леса», загадки о синице, рассматривание иллюстраций синички в детской литературе, заучивание потешки «Птичка-невеличка» (образовательная область «Речевое развитие»);
- рисование и раскрашивание синиц (работа с шаблоном), аппликация из салфетных комочков «Синичка» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);
- изготовление кормушек для птиц (предварительная совместная деятельность «ребёнок + родитель»), на прогулке насыпали корм в кормушки, повесили кормушки на ветки деревьев, проведение подвижной игры «Кто мороза не боится?», пазлы крупного размера «Синица», настольная игра «Чьи это птенцы?» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).
Цель занятия: учить детей лепить синицу из пластилина, состоящую из двух частей, разных по форме и размеру, использовать дополнительный материал - макароны для создания крыльев, хвоста, лапок.
Коррекционно-образовательные задачи:
- обогащать знания детей новыми сведениями, способствующими расширению представлений об объекте живой природы (о названии синицы, её пользе);
- продолжать обучать детей работать по технологической карте (запоминать последовательность выполнения лепной фигуры «синицы»);
- закреплять ранее усвоенные способы лепки (скатывать пластилин круглой и овальной формы; раскатывать между ладонями круговыми и прямыми движениями; прочно соединять части предмета друг к другу);
- познакомить детей с новым приёмом лепки – оттягивание;
- развивать и обогащать словарь детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать у детей тактильно-двигательное восприятие;
- направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки птицы (голова опущена вниз - синица клюёт, крылья приподняты вверх – птица перелетает с места на место);
- развивать мелкую моторику руки, внимание, память, воображение;
-осуществлять зрительный контроль: умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- уметь воспроизводить заданный ряд последовательных действий, доводить дело до конца;
- подводить к сюжетной лепке через составление коллективной композиции из отдельных детских работ;
- воспитывать интерес к живой природе, желание помогать в холодное время года зимующим птицам;
- воспитывать у детей желание помочь синице найти своих друзей;
- воспитывать у детей оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь слова: кормушка, синица, пшено, оттягивать клюв, макароны.
Индивидуальная работа:
- индивидуальный показ отдельных приёмов лепки;
-добиваться более отчётливой передачи формы частей, соблюдать определённые пропорции;
- учить отвечать полным предложением;
- повторить алгоритм последующих действий лепки синицы с опорой на технологическую таблицу.
Материалы:
Раздаточный материал: пластилин жёлтого, белого, чёрного цвета; глазки, макароны покрытые гуашью синего цвета для крыльев и хвостика, серого цвета для лапок; клеёнки, нарукавники, салфетки; корм для синичек (отдельно в каждом мешочке) – пшено, семечки, фасоль; фото с выполненной кормушкой (совместно с родителями) и зёрнышки (крупные бусинки) жёлтого и коричневого цвета - для самооценивания выполняемых заданий детьми.
Демонстрационный материал: фотоматериал, демонстрирующий действия детей (4 фото), иллюстрация с изображением синицы на кормушке, образец лепной поделки «Синица» из пластилина и дополнительного материала – макарон (крылья, хвостик и лапки), технологическая таблица (алгоритм поэтапного выполнения лепки синицы).
Оборудование: ноутбук; показ презентации «Синица» с аудиозаписью голоса синицы; спокойная музыка (при выполнении самостоятельной практической работы детьми); кормушка, как основа для размещения готовых работ (коллективной композиции).
Прогнозируемый результат:
Детьми освоен новый приём лепки - оттягивание.
Модель занятия с указанием этапов деятельности и описанием методов и приёмов организации деятельности (словесных, наглядных, практических):
I этап. Мотивация детей к деятельности.
Восп.: Начинаем занятие по лепке.
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я рада видеть вас на занятии с хорошим настроением.
Если у вас хорошее настроение-
То и в лепке у вас будет только везение!
Восп.: Вы у меня внимательные и заботливые ребята. Прямо сейчас я это проверю. Давайте проведём «зарядку для ума» и вы мне скажите, кого мы будем лепить сегодня, как будет называться тема занятия.
- Ребята, чтобы успешно выполнить любое задание, старайтесь внимательно слушать меня, отвечать на мои вопросы полным ответом. Будьте активными и старательными, аккуратно выполняйте работу, можете помогать друг другу! Вы будете работать как в паре, так и по одному. Ребята, готовы? Итак, начинаем:
Первое задание
- Какое сейчас время года? (ответ: зима)
- Чем покрыта земля в зимний период? (ответ: земля покрыта снегом)
- Я думаю птицам зимой тяжело найти себе корм под снегом, а вы как думаете?
Давайте вместе вспомним, как вы помогли птицам, что вы сделали?
(На доске расположены фото в определённой последовательности показа деятельности детей на прогулке (закрытые). После каждого вопроса открываю соответствующее фото).
- Куда вы ходили на прошлом занятии? (ответ: мы ходили на прогулку) – (<Рисунок 1>)
- Что вы взяли с собой? (ответ: кормушки и корм) - (<Рисунок 2>)
- Что вы сделали сначала? (ответ: насыпали корм в кормушки) – (< Рисунок 3>)
- Что сделали потом? (ответ: кормушки с кормом повесили на ветках деревьев) – (<Рисунок 4>)
- Для кого повесили кормушки? (ответ: повесили кормушки для птиц).
- Вам понравилось кормить птиц? (ответ: да, понравилось)
Восп.: Вы проявили заботу о птицах, дали им корм. Ребята, молодцы!
- Чтобы узнать, какая птичка прилетела к вашим кормушкам, я предлагаю вам отгадать загадку:
Эта птичка-невеличка
Называется ….(синичка)
(показываю иллюстрацию с изображением синицы на кормушке) - (<Рисунок 5>)
- Правильно, ребята – это синичка! (проговорить хором и отдельно с ребёнком слово «синичка»).
- Ребята, догадались, о ком мы будем говорить сегодня на занятии? (ответ: будем говорить о синице).
- Как вы думаете, кого вы будете лепить на занятии? (ответ: мы будем лепить синицу).
Восп.: Тема нашего занятия «Синица». Сегодня на занятии будем учиться лепить синицу из пластилина, состоящую из двух частей, разных по форме и размеру, использовать дополнительный материал - макароны для создания крыльев, хвоста и лапок. Повторим способы лепки, узнаете о новом приёме лепки – оттягивании. А также узнаете, почему эту птицу назвали синицей, о её пользе.
- Ребята, посмотрите внимательно! (раздаю каждому ребёнку фото с кормушкой и зёрнышки жёлтого и коричневого цвета на тарелочке) - (<Рисунок 6>)
Перед вами оценочный лист-кормушка, в тарелочке – зёрнышки. Если вы правильно выполните задание, положите в кормушку зёрнышко жёлтого цвета.
- Ребята, покажите зёрнышки жёлтого цвета (каждый ребёнок показывает). Если вы стараетесь, но у вас не всё получается, положите в кормушку зёрнышко коричневого цвета.
- Ребята, покажите зёрнышки коричневого цвета (каждый ребёнок показывает). Вам надо постараться справиться со всеми заданиями, чтобы в ваших кормушках были зёрнышки только жёлтого цвета. В конце занятия мы посчитаем зёрнышки в каждой кормушке и от синички получите «Синичкину благодарность».
- Я желаю вам удачи! Знаю, всё у вас получится!
- (С 1 заданием вы справились, вы правильно ответили на мои вопросы- каждый положите жёлтое зёрнышко в кормушку)
Второе задание
Просмотр презентации "Синица" (сопровождаю просмотр небольшим рассказом с вопросами)
Слайд 1
Посмотрите какая красивая синичка! Послушайте, как она поёт.
(Включаю аудиозапись голоса синицы)
Что вы слышите, ребята?...(ответ детей: «Си- синь- синь»)
Давайте проговорим вместе «Си- синь- синь».
- Эту птицу назвали синицей
За тот разговор, что ведёт эта птица.
- Ребята, по пению этой птицы назвали её синицей!
Слайд 2
Синицы –самые полезные птицы. Как вы думаете, какую пользу они приносят? (ответ: они уничтожают вредных насекомых).
- (Со 2-ым заданием справились, вы узнали, что слышится в её пении, ответили на мой вопрос: какую пользу приносит эта птица – дети прикрепляют зернышко жёлтое в кормушку)
Третье задание
Восп.: Когда наступают холода, синицы прилетают ближе к людям за помощью. Вы им тоже помогаете, насыпаете им корм.
Вам понравилось кормить птиц? (ответ: нам понравилось их кормить)
Восп.: Знаете ли вы, какой корм можно давать птицам? (провожу работу с детьми в игровой форме «Отгадай на ощупь», раздаю мешочки с семечками, пшеном и фасолью)
- Ребята, вам надо на ощупь потрогать, определить и назвать корм, который находится в каждом мешочке. Это задание предлагаю вам выполнить вместе.
(дети отгадывают, затем называют: пшено, семечки, фасоль). А фасолью можно кормить птиц? (ответ: нет). Почему нельзя? (ответ детей: клювик у птицы маленький, а фасоль большая, твёрдая).
Молодцы, всё выполнили верно!
- (С 3 заданием справились, вы правильно определили корм, знаете чем кормить птиц - дети прикрепляют зернышко жёлтое в кормушку)
Четвёртое задание
Восп.: Папа Егора тоже сделал для птиц кормушку. Давайте немного насыпем корма в неё (даю каждому ребёнку стаканчик с кормом (семечками, пшеном); дети отдельно насыпают в кормушку корм; проговаривают вслух, какой корм насыпают в кормушку).
Сюрпризный момент: появление на кормушке синицы из пластилина.
Ребята, посмотрите какая птичка прилетела в «птичью столовую»! Как называют эту птицу? (ответ: синица). Она сделана из пластилина и дополнительного материала – макарон.
II этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности (принятие детьми проблемной ситуации).
Восп.: Мне кажется, синичка грустит. Ей скучно клевать одной зёрнышки! Вы хотите помочь ей? (ответ: да, хотим). А как мы ей можем помочь? (ответ детей: мы найдём ей друзей). Что мы для этого сделаем? (ответ: слепим для неё друзей -синичек).
III этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности (поисковый этап) - рассматривание и анализ образца изделия, установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы, добиваюсь полных ответов детей.
Показ образца синицы из пластилина
- Давайте рассмотрим основные части. Из каких частей состоит синица?
(ответ: голова и туловище)
- Какая часть самая большая у синицы? (ответ: самая большая часть- туловище)
- Какой формы туловище? (ответ: туловище вытянутое, овальное)
- Какого цвета туловище? (ответ: жёлтого цвета)
- Какая часть поменьше? (ответ: поменьше голова)
- Какой формы голова? (ответ: голова круглая)
- Какого цвета голова? (ответ: черного цвета)
- Что ещё есть на голове? (ответ: глаза)
- Сколько глаз у птицы? (ответ: два глаза)
- Что ещё есть? (ответ: есть клюв)
- Где находится клюв у птицы? (ответ: на голове, впереди)
- У синички есть щёчки, какого они цвета? (ответ: белого)
- Что ещё есть у синицы? (ответ: крылышки, хвостик, лапки)
- Из чего сделаны крылья и хвостик? (ответ: из макарон)
- Из чего сделаны лапки? (ответ: из макарон)
- Из чего выполнена птица? (ответ: из пластилина и макарон)
Сегодня на занятии мы продолжаем работать с дополнительным материалом- макаронами.
- (С 4 заданием справились. Вы активны, правильно старались отвечать на мои вопросы полным ответом. Молодцы! - дети прикрепляют зернышко жёлтое в кормушку)
Этапы выполнения поделки «Синичка» (собственный показ и алгоритм поэтапного выполнения с помощью технологической карты):
Восп.: Ребята, посмотрите как мы будем лепить синичку - (<Рисунок 7>)
Нам потребуется 2 кусочка пластилина. Один кусочек пластилина, который побольше, жёлтого цвета - будет туловищем; кусочек поменьше чёрного цвета - голова.
- Чтобы нам вылепить туловище синицы, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его прямыми движениями в ладошках в овал.
- Затем также мы лепим голову, раскатывая кусочек пластилина между ладонями круговыми движениями.
- Затем мы делаем на головке синицы клювик, он находится на голове впереди, немножко его оттягиваем. Оттягивание - это новый приём лепки, с которым знакомимся сегодня на занятии. Посмотрите, как у меня это получается! (показываю прием оттягивания клюва)
- Делаем глазки, сколько глаз у птицы? (ответ: два глаза)
- Что есть под глазками? (ответ: щёчки)
- Какого цвета щёчки? (ответ: белого цвета)
- Берем кусочек пластилина белого цвета, делаем сначала с одной стороны щёчку налепом, а затем с другой стороны.
- Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма.
- Теперь делаем крылышки, сколько крыльев у синицы? (ответ: два крылышка)
- Берём 2 макаронинки, похожие на крылышки, прикрепляем на туловище.
- Наша синичка почти готова. Чего не хватает у синицы? (ответ: хвостика)
- Берём 1 макаронинку, прикрепляем в конце туловища птицы.
- Делаем синичке лапки тоже с помощью макарон. Сколько лапок у птички? (ответ: две лапки).
После собственного показа действий процесса изготовления (алгоритма выполнения) поделки «синички», ребёнок самостоятельно рассказывает последовательность выполнения действий, отдельных операций лепки синицы с опорой на технологическую таблицу и задаваемых вопросов:
- Костя, как ты будешь лепить синицу?
- Что сделаешь сначала?
- Потом?
- Затем?
- После?
- В конце?
Восп.: Ребята, посмотрите внимательно! Синичек в лепке можно изображать разными способами: синичка сидит (показ), синичка клюёт - голову опускаю вниз (показ), синичка взлетает- крылышки расправляю в стороны (показ).
- Ребята, когда слепите друзей для нашей гостье - синички, ставьте их в кормушку.
IV этап. Самостоятельная работа с детьми по апробации способов деятельности (продуктивная деятельность детей)
Пятое задание
Восп: Чтобы сделать синичек правильно и аккуратно, давайте приготовим свои пальчики для работы:
Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять"
Раз, два, три, четыре, пять Кончиками пальцев рук соединяем поочерёдно каждый пальчик
Мы во двор пошли гулять «Идём» по столу указательным и средним пальчиками
Птиц покормим поскорей Крошащие движения пальцами
Чтобы было им сытней Воображаемые движения клёва пальчиками по столу
Ребята, а синичке понравилось, как вы сделали разминку, она обязательно расскажет своим друзьям.
(каждому раздаю подносы с необходимыми материалами для работы)
Восп.: Прежде чем приступить к работе, посмотрите, что необходимо для выполнения? Дети перечисляют: пластилин, макароны, салфетки, клеёнка, нарукавники.
- Ребята, не забывайте соблюдать правила работы с пластилином.
Лепим на …(ответ детей: клеёнке)
Надеваем…(ответ детей: нарукавники)
После лепки…(ответ детей: вытираем руки салфеткой)
Не вытирать руки…(ответ детей: об одежду)
Восп.: Ребята, старайтесь лепить аккуратно, чтобы не только гостье-синице понравились ваши друзья, но вы сами в конце занятия оценили свою работу.
- Принимаемся за дело, а синичка будет смотреть как вы работаете.
Дети приступают к выполнению (включаю спокойную мелодию)
Обращаю внимание на посадку детей при выполнении работы:
Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите?
Быть прямой должна спина
Как гитарная струна.
(самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь детям при необходимости, затруднении (педагогическая поддержка)
Восп: Кто закончил лепить, вытирайте руки салфеткой.
- Ребята, оцените свою работу. Посмотрите внимательно, всё ли у вас получилось? Не забывайте положить в кормушку зёрнышко.
- (5 задание – С практической работой вы справились вы слепили друзей для синицы - дети проставляют зёрнышки на оценочном листе-кормушке)
V этап. Рефлексия, подведение итогов занятия, обсуждение результатов (рефлексивно – оценочный этап).
Задачи этапа: анализ успешности достижения цели, мобилизация детей на самооценку продукта своей деятельности, определение перспективы последующей работы.
Анализ занятия:
Восп: Друзья, прилетайте, поскорей! Клевать нам будет веселей! (имитирую просьбу синицы (образец) с движениями).
- Ребята, кто закончил свою работу, несите синичке друзей в кормушку.
(Дети располагают готовые работы детского творчества «синица» на коллективную композицию «Кормушка»).
Восп.: - Ребята, вам понравилось лепить синичек? Всё ли у вас получилось?
Восп: Костя, какая синичка тебе больше понравилась? Почему?
Костя: Мне понравился эта синичка, потому что всё сделал правильно.
Восп.: Я согласна с тобой, Костя. Ты всё сделал правильно!
Восп: Илья, а тебе какая синичка понравилась больше? (ответ: вот эта). У неё красивые крылышки. Я с тобой согласна, Илья, крылышки у синички получились красивые!
Восп: Костя как ты считаешь, Илья правильно слепил синичку?
Восп.: Посмотрите, ребята! У Ильи синичка словно живая, но клюв получился недостаточно ровный. В следующий раз Илья, постараешься, у тебя обязательно получится лучше.
Восп.: Костя тоже старался. У Кости птичка голову наклонила, зёрнышки ищет.
Самооценивание творческих работ детей по счету зернышек в каждой кормушке (подведение итогов).
Давайте вместе посчитаем зёрнышки в кормушке у Кости.
- Костя, сколько зёрнышек в твоей кормушке, какого цвета? (ребёнок считает и отвечает: 5 зёрнышек желтого цвета. Молодец, Костя!
- А теперь считаем зёрнышки в кормушке у Ильи.
- Илья, а у тебя сколько зёрнышек в кормушке, какого они цвета? (отвечает: 4 жёлтых зёрнышка и 1 зёрнышко коричневое). Илья, почему ты положил в кормушку зёрнышко коричневого цвета? (ответ ребёнка: иногда отвечал неполным ответом, клюв не ровный).
- Илья, старайся внимательно слушать меня, и у тебя всё сделаешь правильно на следующем занятии.
Восп.: Как вы считаете, вам удалось научиться лепить синичек? (ответ: да).
- Чему учились на занятии? (ответ: учились лепить синицу)
- Что нового вы узнали сегодня? (ответ: о новом приёме - оттягивании клюва, почему эту птицу назвали синицей)
- Из чего учились лепить синичку? (ответ детей)
- Какой материал использовали для создания лепной фигурки «синичка»? (ответ: макароны).
- Ребята, на следующем занятии будем учиться лепить воробья.
- Кому помогали сегодня на занятии? (ответ: нашей гостьи - синице).
Наша гостья - синица видела, как вы старались, аккуратно лепили для неё друзей. Ребята, молодцы! - (<Рисунок 8>)
Восп:. Посмотрите, синичка спешит к вам с благодарностью! (раздаю значки). Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо.
Занятие наше закончено.
Убираем рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений, направленных на развитие зрительно-пространственных функций у дошкольников с нарушением интеллекта, как одно из средств коррекции оптической дисграфии.
Разработанный комплекс направлен на развитие зрительно-пространственных функций у детей с нарушением интеллекта...
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...
Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта".
Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта"....
Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму
СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях художественно - эстетического цикла с использованием нетрадиционной техники.
Из опыта работы с дошкольниками с НИ...
Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.
Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. (Курсовая работа.)...
«Особенности овладения навыками самообслуживания дошкольниками с нарушениями интеллекта и пути работы олигофренопедагога в этом направлении»
Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....