Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»
учебно-методический материал по теме
Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92» компенсирующего вида
Сообщение на методическом объединении
педагогов коррекционных групп
на тему
«Формирование социальных представлений
у дошкольников с нарушением интеллекта»
Выполнила:
Старший воспитатель
Переводова О.В.
г.Дзержинск
2011 г.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают обязательные нормы и положения. В частности в них указывается на необходимость включения в образование дошкольников образовательной области «Социализация». Документ подтверждает, что социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирования у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Представляю вам опыт работы нашего педагогического коллектива с воспитанниками с нарушением интеллекта по образовательной области «Социализация». Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания таких детей. Ему отводится значительное место в программе ДОУ компенсирующего вида «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, по которой мы работаем.
Обобщая анализ социальных ситуаций развития ребенка-дошкольника, в программе выделяются три основных концентра, значимые для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
Концентрами они называются в связи с тем, что развитие ребенка носит циклический характер. И на разных этапах своего жизненного пути ребенок снова и снова, но уже на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации социального развития, привнося в них свой новый жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы.
В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка малыша в реалиях предметного мира, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе и явлениях общественной жизни. В задачи развития и воспитания детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Раздел «Социальное развитие» тесно взаимосвязан с другими разделами программы, которые включают задачи, направленные на социализацию ребенка.
- Так, раздел «Здоровье» содержит задачи, направленные на формирования первичных представлений о себе.
- Содержание и задачи раздела «Физическое развитие и физическое воспитание» интегрируются с «Социальным развитием» в части формирования первичных представлений о собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.
- Раздел «Познавательное развитие» находится в тесной взаимосвязи с «Социальным развитием», особенно два его подраздела «Ознакомление с окружающим» и «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей».
- Окружающий мир в русле социального воспитания является для ребенка источником не только представлений о предметах и явлениях, но и предоставляет возможность ребенку глубже понять себя, осознать роль взаимодействия людей в мире, увидеть силу коллективного сотрудничества.
- Содержание и задачи подраздела «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» направлены на развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, семье, обществе, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения.
- «Социальное развитие» находится также в тесной взаимосвязи с разделом «Формирование деятельности». В первую очередь, с подразделом «Обучение игре». Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали. В игре разрешается противоречие, которое заключается в том, что ребенок хочет быть таким, как взрослый, но велик разрыв между уровнем актуального развития ребенка и тем, к чему он стремится. В игре ребенок берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации.
- Содержание и задачи подраздела «Изобразительная деятельность» способствуют формированию положительного отношения к сверстникам, интереса к совместной деятельности.
- Трудовое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта также следует понимать как процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения ребенком необходимых навыков, значимых для себя и близких окружающих.
Таким образом, авторы программы Е.А.Екжанова и Е.А.Стребелева используют интегративный подход при построении воспитательно-образовательного процесса для того, чтобы задачи социального развития детей с нарушением интеллекта решались наиболее полно и эффективно.
Формирование социальных представлений у детей с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей. У детей с нарушением интеллекта, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. Поэтому, все содержание работы в разделе «Социальное развитие» нацелено на формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Решение вопросов социального развития детей осуществляется у нас в детском саду в разнообразных формах работы с детьми в ходе:
- организованной образовательной деятельности
- совместной деятельности взрослого и ребенка;
- самостоятельной деятельности детей;
- во взаимодействии с семьями детей.
Непосредственно организованная образовательная деятельность предполагает проведение коррекционно-развивающих занятий по социальному развитию в сочетании с занятиями по ознакомлению с окружающим миром. Занятия проводятся 4 раза в неделю учителем-дефектологом и воспитателем.
Учитель-дефектолог обучает детей способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения, обеспечивает сочетание зрительных и тактильно-двигательных способов обследования, обобщает полученный ребенком практический жизненный опыт, приобретенный в ходе наблюдений, прогулок, практической деятельности, которые организует воспитатель.
Занятия по формированию социальных представлений проводятся в разных формах работы: групповой, подгрупповой, парной и индивидуальной. Выбор той или иной формы работы зависит как от уровня психического развития каждого ребенка, так и от задач и содержания коррекционного воздействия.
В рамках совместной деятельности взрослого и ребенка предполагается проведение различных игр. Мы используем дидактические, театрализованные, строительные, режиссерские, подвижные игры. Но наиболее важны ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Приоритет в данной работе принадлежит воспитателям.
Воспитатель организует также практическую деятельность детей, проводит целенаправленные наблюдения за взаимоотношениями взрослых людей, за деятельностью мальчиков и девочек при воспитании гендерной принадлежности, за объектами и явлениями живой и неживой природы, за трудом взрослых; проводит экскурсии и целевые прогулки, в частности к Вечному огню на площадь Героев, бульвар Мира, к Драматическому театру, которые расширяют представления детей о родном городе, праздниках.
В вечернее время также проводится работа по организации социального опыта детей, которая включает в себя рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций детских книг, а также различных фотографий.
В организации различных коллективных мероприятий (тематических развлечениях, спортивных праздниках, утренниках) принимают участие все педагоги детского сада. При этом определяется роль и место каждого специалиста, работающего с детьми.
Решение образовательных задач по формированию социальных представлений предполагается и при проведении режимных моментов.
При организации утреннего приема детей, питания, прогулок, дневного сна, закаливающих и оздоровительных мероприятий продолжается работа по социальному развитию детей через ситуативные наблюдения за взаимоотношениями между взрослыми людьми, решение сложившихся проблемных ситуаций, обсуждение поступков детей, ситуативные разговоры. В ходе данной работы воспитатели знакомят воспитанников с образцами правильного поведения и элементарными общепринятыми нормами, постепенно разъясняя их нравственный смысл. Для формирования позитивного партнерства используется выполнение поручений: дежурство по столовой, по группе, дежурство в уголке природы, выполнение поручений во время прогулки – подмести листья, расчистить дорожки, убрать песочницу, помочь товарищу почистить одежду, успокоить плачущего малыша и др. В процессе режимных моментов (особенно, умывания, одевания, подготовки ко сну) проводится работа и по формированию первоначальных представлений о себе, в которой важным является установление доверительных отношений между педагогом и каждым ребенком, выделение его положительных личностных качеств.
Самостоятельная деятельность детей понимается как свободная
деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Мы старались создать предметно-развивающую среду, стимулирующую познание ребенком самого себя. Она включает в себя следующие предметы: зеркало, кресла, диван, место для уединения, любимые игрушки детей, кукольную семью, различные дидактические игры и пособия, столик с рисунками детей и фотоальбомами, которые содержат индивидуальные фотографии каждого ребенка, отражающие его жизненный опыт, интересные события жизни; различную деятельность в группе; фотографии группы детей и другие.
Формы работы по социально-личностному развитию включают все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками. В процессе работы по организации самостоятельной деятельности воспитатели учат детей осознавать и определять свои потребности, желания, интересы, предпочтения. Главной задачей, стоящей перед педагогами, работающими с детьми с нарушением интеллекта, является увидеть и закрепить возникающий интерес ребенка к определенным видам занятий и игр со сверстниками.
Социальное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта предполагает не только систематическую работу педагогов с детьми, но и включает в себя целенаправленную работу с родителями воспитанников. Включение родителей или лиц, их заменяющих, во взаимодействие со своим ребенком осуществляется поэтапно. Вначале проводится собрание, на котором учитель-дефектолог рассказывает родителям об особенностях воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения, о важной роли их участия в социальном становлении своих детей. В процессе обучения с родителями проводятся и другие формы работы: индивидуальные консультации, обучающие тренинги с привлечением фото, видеоматериалов, праздники и развлечения вместе с детьми, просмотр занятий детей, круглые столы. В родительских уголках помещается информация по социальному развитию детей. С самого начала педагоги демонстрируют родителям в конкретной ситуации общения способы взаимодействия со своим ребенком (ласково называть по имени ребенка, гладить по головке, обнимать, хвалить, помогать и т. п.), аффективно насыщая содержание беседы впечатлениями, полученными ребенком в детском саду. Педагоги обучают родителей способам проявления заботы и внимания к своему ребенку, дают им различные домашние задания (например, принести фотографии семьи для альбома, детские вещи своего ребенка, сравнить перед зеркалом внешние черты ребенка со своими и др.), привлекают их к оформлению уголка «Наша группа».
Изучение уровня социального развития ребенка проводится учителем-дефектологом в соответствии с методикой педагогического обследования Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой и включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; выявление основных способов усвоения им общественного опыта, определение уровня сформированности навыков самообслуживания, особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в ходе беседы с его родителями, в течение всего хода обследования, а также в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и своих родителях.
Представляю вашему вниманию мониторинг результативности работы по разделу «Социальное развитие» программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Были обследованы дети с умственной отсталостью на момент поступления в дошкольное учреждение. В результате выявлено, что сформированность социальных представлений была на низком уровне. Большинство детей не могли назвать свое имя, не говоря уже о именах родителей, в контакт со взрослыми вступали с большим трудом, не умели общаться со сверстниками, были пассивны, инертны, часто вели себя неадекватно, не владели навыками самообслуживания.
После проведенной работы наблюдается положительная динамика, которая представлена на диаграмме. Уровень сформированности социальных представлений улучшился по всем показателям. Увеличился % детей, имеющих первичные представления о себе, близких людях; контакты со взрослыми стали иметь избирательный характер, а некоторые дети легко и быстро устанавливают контакт и не только со взрослыми, но и со сверстниками, большинство детей стали обслуживать себя самостоятельно или с небольшой помощью взрослых.
Данные характеристики (или показатели диагностики) социального развития ребенка заложены в интегративные качества, которые формируются в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Сформированные интегративные качества являются показателем развития ребенка и итоговым результатом всего периода воспитания и образования ребенка в специализированном детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта".
Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта"....
Сообщение к методическому объединению педагогов "Показательные выступления как компонент педагогического сопровождения подготовки мотокроссменов"
В материале отражено понимание показательных выступлений мотокроссменов как компонента педагогического сопровождения подготовки спортсмена технической направленности. Текст дополнен презентацией.Матер...
Коррекционная работа по теме: " Формирование жизненных компетенций у детей нарушением интеллекта на уроках СБО", 2018 год
Коррекционная работа по формированию жизненных компетенций учащихся с нарушением интеллекта...
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»
Предлагаемый материал информирует о последних изменениях в основных документах нормативно-правовой базы в системе дополнительного образования детей и рекомендован педагогам дополнительного образования...
Сообщение на методическом объединении учителей русского языка по теме "Роль игры как средства повышения мотвации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
Предназначено для учителей русского языка, работающих с учащимися ОВЗ (ЗПР)....
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"
Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...