ЭОР нового поколения в помощь учителю
статья на тему
Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные Интернет-ресурсы.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шурышкарский район
Ямало-Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
Н.В. АРХАНГЕЛЬСКОГО»
Обобщение опыта
«Электронные образовательные ресурсы
нового поколения в помощь учителю»
Подготовила
учитель математики и информатики
Бабикова Ирина Федоровна
Мужи, 2017
Электронные образовательные
ресурсы нового поколения в помощь учителю
Древняя китайская мудрость гласит:
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные Интернет-ресурсы.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике, физике и тут же проверить свои знания.
Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс меняет идеологию обучения, которой сегодня присуща открытость, свобода в доступе к образовательным ресурсам, поливалентность в выборе форм, технологий, принципов получения знаний и информации. При всем этом остаются единые требования к количеству и качеству знаний школьников.
Сегодня учитель, владея базовыми ИКТ-компетенциями, может использовать различные цифровые образовательные ресурсы. Если до последнего времени технические возможности школ были ограничены из-за отсутствия компьютеров или большого парка устаревшей техники, то сегодня мы говорим о том, чтобы использование цифровых ресурсов было не просто данью моде, а давало максимальную результативность уроку.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.
Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения.
В учреждениях Шурышкарского района сформирована ИКТ насыщенная среда: компьютерные классы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, созданы локальные сети и обеспечен доступ в Интернет.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю.
При подготовке и проведении учебного занятия учителя района используют:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
образовательные ресурсы сети Интернет;
электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Классификация ЭОР:
Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа.
Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные практические компьютерные семинары, взаимообучение и самообразование.
Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:
Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ;
использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач;
интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ;
преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
Работа по выше перечисленным направлениям с использованием ресурсов сети Интернет повышает развивающий потенциал урока и информационную культуру учащихся и учителей. Дает возможность освоения современных информационных технологий, позволяет пользоваться современными материалами, что обеспечивает доступ к качественному образованию или помогает учащимся изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины.
Моделирование уроков с использованием ЭОР и ЦОР.
В связи с тем, что интернет работает только на основном компьютере, мы не сможем вместе с вами создать мини-конспект урока, я расскажу как это сделать в общих чертах, но мы с вами попробуем научиться создавать интерактивные тесты.
С сентября 2011 года я занимаюсь изучением темы «Использование ЭОР на уроках математики». Эта тема была выбрана в связи прогрессивной информатизацией учебного процесса. По данной проблеме мною были пройдены курсы повышения квалификации, на которых я научилась включать готовые электронные образовательные ресурсы в учебное занятие. В свою очередь, я познакомлю вас с урокам, который был разработан мной. В этом уроке я использую ЭОР. Но прежде хочу пояснить, что такое ЭОР.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа. Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.Примеры простых ЦОР:
- статья;
- иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;
- книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением;
- аудиозапись;
- видеозапись;
- презентация в формате MSPowerPoint;
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но необходимо акцентировать внимание на двух коллекциях. Это:
- Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР)(http://fcior.edu.ru);
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
(http://school-collection.edu.ru).
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернете:
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематическийэлемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
- модуль получения информации (И-тип);
- модуль практических занятий (П-тип);
- модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач). К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).
Конспект урока с использованием ЭОР прилагается ниже.
- Балуева Ирина Федоровна
- Муниципальное общеобразовательное учреждение Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского
- Учитель математики
- Математика
- 6 класс
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (Урок № 33)
- Базовый учебник – Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2006 год.
- Цель урока: 1. Формирование новых знаний по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»;
2. Закрепить правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
- Задачи:
Обучающие
● Повторение приобретенных ранее знаний;
● Изучить правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Развивающие
Развитие логического мышления, развитие внимания, памяти, самостоятельности, умственной деятельности.
Воспитательные
●Воспитание интереса к предмету;
●Воспитание потребности добиваться успехов в приобретении знаний.
10. Тип урока – Изучение нового материала
- Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
- Необходимое техническое оборудование – компьютер, интерактивная доска.
Структура и ход урока
Таблица 1.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент (Цель: Настроить учащихся на учебную деятельность.) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, успокаиваются, настраиваются на работу | 2 | |
2 | Определение темы, цели и задач урока. (Цель: Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.) | Конкретизирует тему урока, формулируют цели и задачи урока. | Знакомятся с темой, целью и задачами урока. | 2 | |
3 | Актуализация опорных знаний (Цель: Воспроизвести в сознании учащихся ранее изученный материал для дальнейшей работы.) | «Приведение дробей к общему знаменателю» П | Показывает и озвучивает вопросы, на которые учащимся нужно ответить. | Отвечают на вопросы учителя. | 5 |
4 | Изучение нового материала | «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» И2 | Излагает новый материал с использованием подготовленного модуля. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. | 9 |
5 | Физминутка (Цель: Отдохнуть умственно и физически) | Читает стихотворение и выполняет движения. «Успокоение» Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, а А себя лишь одного! | Повторяют движения за учителем. | 2 | |
6 | Закрепление изученного материала (Цель: закрепление полученных знаний) | Задание в картинках по теме «Задача на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»П1 | Предлагает учащимся выполнить задания из учебника (всем вместе № 376 (а,в,д,ж); № 377 (а,в,д,ж); по вариантам № 380 (1 – а, 2 – б)) и выполнить задание в картинках, представленное на доске. | Выполняют предложенные задания, после выполнения № 380 обмениваются тетрадями с соседом для проверки. Ответы для проверки записаны на закрытой части доски. | 15 |
7 | Постановка домашнего задания (Цель: Предоставить учащимся задание на дом для более глубокого усвоения изученного материала.) | Отвечает на вопросы, дает необходимые комментарии | Знакомятся с заданием, задают вопросы. | 2 | |
8 | Подведение итогов урока (Цель: Сделать выводы по уроку.) | Подводит итог урока | Делают выводы о том, что узнали, чему научились и сколько успели. | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Опрос по теме «Приведение дробей к общему знаменателю» | Практический (П) | Презентация | Опрос по теме "Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю" |
2 | Сложение дробей с разными знаменателями | Информационный (И2) | Презентация | |
3 | Задание в картинках по теме «Задача на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | Практический (П1) | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...
Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и условиях введения ФГОС нового поколения.
Деятельность учителя работающего традиционно и в условиях ФГОС нового поколения сравнивается по позициям: подготовка урока, распределение времени на уроке,деятельность учителя на уроке, деятельность у...

Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.
Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения....

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...

«Опыт работы РМО учителей технологии г. Ливны по переходу на ФГОС нового поколения»
Работа РМО учителей технологии г. Ливны направлена, на теоретическую подготовку выбор и анализ УМК. Анализ программ ФГОС предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, ...

Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года
Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...