Урок теоретического обучения по теме «Обработка клубнеплодов», специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
методическая разработка на тему
Методическая разработка теоретического урока по МДК. 07.01 Теоретическое обучение по профессиональным модулям профессии «Повар»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор разработки урока – Савельева Александра Николаевна, преподаватель ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум» Юргинское отделение с. Юргинского, Юргинского района Тюменской области.
Методическая разработка теоретического урока по МДК. 07.01 Теоретическое обучение по профессиональным модулям профессии «Повар» составлена на основании рабочей программы профессионального модуля специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Продолжительность урока – 45 минут.
Цель методической разработки – проведение урока теоретического обучения по теме «Обработка клубнеплодов» с применением инновационных методов обучения. Создание условий для проявления целеустремленности студентов в освоении МДК.
Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения темы «Обработка клубнеплодов».
Задачи: личностные: формирование норм нравственно-эстетического поведения в разных формах работы;
Метапредметные: формирование умения слушать и слышать преподавателя (одногруппников), умение работать с различными источниками информации, формировать навык само- и взаимоконтроля;
Предметные: познакомить студентов с обработкой и формами нарезки клубнеплодов.
Урок разработан с элементами педагогической технологии - технология проблемного обучения, информационные технологии, технология развития критического мышления.
Происходит развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности. Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД: личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного занятия, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, развитие стремления к получению высокой оценки;
регулятивные: следовать заданной цели, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки;
коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества, умение общаться, слышать и слушать;
познавательные: построение логических цепочек рассуждения.
Разработка учебного занятия
Междисциплинарный комплекс: 07.01 Теоретическое обучение по профессиональным модулям профессии «Повар»
Специальность СПО, группа: 19.02.10 Технология продукции общественного питания, Топ-286
Тема методической разработки: Урок № 2, Тема 1.2 «Обработка клубнеплодов» (45 мин.), Раздел № 1 МДК 07.01 Теоретическое обучение по профессиональным модулям профессии «Повар»
Цель учебного занятия – формирование знаний механической кулинарной обработки и форм нарезки клубнеплодов
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания о способах механической кулинарной обработки клубнеплодов, формах нарезки клубнеплодов;
- Сформировать понятия для развития профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС НПО по профессии 19.01.17: ПК 1.1 производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ
- Научить приемам самооценки
Развивающие:
- Развивать у обучающихся логическое мышление, умение сравнивать;
- Развивать умение работы с информационным текстом, делать выводы;
- Развивать общие компетенции, предусмотренные ФГОС СПО (технический уровень, базовая подготовка): ОК 1, ОК 2, ОК 4
Воспитательные:
- Воспитывать общекультурные характеристики личности (ответственность, коммуникативность, тактичность);
- Прививать интерес к выбранной специальности;
- Прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к изученному материалу, как прямой связи с выбранной специальностью.
Перспективная:
- Повышать уровень познавательной деятельности
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- фронтальная работа.
Результаты обучения на учебном занятии
Результат обучения | Показатели результата | |
Знания | ||
З.1 | Ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству различных видов овощей и грибов, рыбы, мяса и мясопродуктов, сельскохозяйственной птицы и пернатой дичи, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста. | |
З.1.1 | Ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству клубнеплодов | Перечисляет ассортимент клубнеплодов; Дает товароведную характеристику клубнеплодам; Называет требования к качеству клубнеплодов. |
Умения | ||
У.3 | Обрабатывать различными способами овощи и грибы, рыбу, мясо и мясопродукты, сельскохозяйственную птицу и пернатую дичь, круп, бобовых и макаронных изделий, яйца, творог, тесто | |
У.3.1 | Обрабатывать различными способами клубнеплоды | Называет различные способы обработки клубнеплодов |
У.4 | Нарезать и формовать традиционные виды овощей и грибов, рыбы, мяса и мясопродуктов, сельскохозяйственной птицы и пернатой дичи, яиц, теста | |
У.4.1 | Нарезать клубнеплоды | Называет формы нарезки клубнеплодов |
Формируемые общие и профессиональные компетенции на учебном занятии
Формируемые компетенции | Показатели оценки результата | |
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического обучения; |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | соответствие способов достижения цели, способам, определенным руководителем: соответствие выполненных заданий заданным условиям и рекомендациям руководителя по их выполнению; |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
- ответственность за результаты своей работы |
ОК.4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
|
ПК.1.1 | Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ | - называет процесс обработки, нарезки и формовки клубнеплодов в соответствии с технологической последовательностью; - называет различные способы обработки клубнеплодов; - называет формы нарезки клубнеплодов. |
УК 2. 1. | Осуществлять поиск, анализ, оценку и преобразование информации для решения профессиональных задач, личностного саморазвития. | Самостоятельно работает с информацией, понимает замысел текста |
УК 4.4. | Принимать ответственность за результат выполнения | Анализирует свои действия и дает оценку (рефлексия) |
Межпредметные связи учебной дисциплины с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами основной профессиональной образовательной программы по специальности
Результат обучения | Наименование дисциплины | Раздел, тема, МДК по межпредметной связи | Результат обучения | Показатель обучения |
З.1 Ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству различных видов овощей и грибов, рыбы, мяса и мясопродуктов, сельскохозяйственной птицы и пернатой дичи, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста. | ОП. 03 Организация хранения и контроль запасов и сырья | Раздел 1. Товароведная характеристика основных групп продовольственных товаров Тема 1.1. Ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров | Знает ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров | Называет ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров |
Тип урока: Урок изучения нового материала
Элементы педагогической технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, технология развития критического мышления
Методы обучения, используемые на учебном занятии
По источникам получения знаний: | Словесные: беседа, объяснения Наглядные: Мультимедиа презентация, видеоролик, плакат, учебник. |
По характеру познавательной деятельности и усвоению содержания образования: | Проблемные: проблемные вопросы; Частично-поисковый: работа с текстом |
По степени самостоятельности: | Учебная деятельность при тьюторском сопровождении преподавателя: Самостоятельная работа парами; Индивидуальная самостоятельная работа; Самооценка деятельности на учебном занятии. |
Приемы обучения:
- ответы на поставленные вопросы;
- составление схем;
- заполнение таблиц;
- выполнение задания «Верю-не верю»;
- работа в парах;
- работа с текстом «Обработка клубнеплодов»
- рефлексия. Продолжи фразу
Методическое обеспечение:
- методическая разработка учебного занятия;
- задание «Верю не верю»;
- презентация «Обработка клубнеплодов».
Средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, мультимедиа проектор, наглядные пособия (плакат «Механическая кулинарная обработка овощей», «Формы нарезки овощей»)
Используемая литература:
Основные источники:
- Кулинария: учеб. для нач. проф. образовании: учеб. пособие для сред. проф. образования / Н.А.Анфимова, Л.Л.Татарская. 5-е изд., стер..-М.: Издательский центр «Академия», 2006.-328 с..
Дополнительные источники:
- Качурина Т.А. Контрольные материалы по профессии «Повар»: учеб. Пособие для нач. проф образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.
- Производственное обучение по профессии «Повар» в 4 ч. Ч.1. Механическая кулинарная обработка продкутов: учеб.пособие для нач.проф.образования. М.:Издательский центр «Академия»,2011
Интернет-ресурсы:
- http://900igr.net/prezentatsii/tekhnologija/Narezka-ovoschej/004-Formy-narezki-razmery-i-kulinarnoe-ispolzovanie-kartofelja.html
Структура учебного занятия
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемый результат (показатели) |
1 | Организа-ционный момент (3 мин) | Подготовка обучающихся к работе на занятии. Создание благоприятной психологической атмосферы урока. | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к работе | Приветствуют преподавателя. Проверяют учебные принадлежности | Полная готовность обучающихся к учебно - познавательной деятельности, быстрое включение в работу |
2 | Целеполагание, мотива-ция (5 мин) | Создание мотивации для формулировки темы, определения цели и постановки задач обучающимися | Проводит «Интеллектуаль-ную разминку» (проблемные вопросы) (слайд 1) | Высказывают предположения, отвечают на вопросы | Самостоятельно формулируют ответы Формулируют цель занятия |
3 | Изучение нового материа-ла (20 мин) | Изучение текста | Формулирует задание (составить схему обработки картофеля механическим способом) (слайд 2) Предлагает проверить правильность выполненного задания (слайд 3) Формулирует задание (заполнить таблицу простых и сложных форм нарезки картофеля) (слайд 4) Предлагает проверить правильность выполненного задания (слайд 5) | Работают с учебником самостоятельно, находят в тексте информацию, составляют схему обработки картофеля механическим способом Сравнивают записи в тетради с предложенным ответом на экране Работают в парах с учебником, находят в тексте информацию, заполняют таблицу. Сравнивают записи в тетради с предложенными ответами на экране | Составили схему Сравнивают и осуществляют взаимопроверку Заполнили таблицу Сравнивают и осуществляют самопроверку |
4 | Физкульт-минутка (2 мин) | Снять умственное напряжение обучающихся путем переключения на другой вид деятельности | Организует физкультминутку | Выполняют упражнения | Переключение на другой вид деятельности, готовность к следующему этапу занятия |
5 | Первич-ное закрепле-ние (10 мин) | Установить правильность и осознанность нового материала Выявить пробелы в изученном материале | Объясняет порядок выполнения задания «Верю-не верю» (слайд 6) Дает эталоны ответов и предлагает осуществить самопроверку (слайд 7) | Выполняют задание. Осуществляют самопроверку | Выполнили задание. Проверили и дали оценку |
6 | Рефлек-сия (3мин) | Оценить эмоциональное состояние в конце занятия | Предлагает продолжить фразы в карточках для оценки урока (слайд 8) | Продолжают фразы из карточек | Высказывают свое мнение |
7 | Домаш-нее задание (3 мин) | Обеспечить понимание способов выполнения домашнего задания | Инструктирует по выполнению домашнего задания (слайд 9) | Записывают домашнее задание | Понимают способы и сроки выполнения |
8 | Подведе-ние итогов урока (2 мин) | Подведение итогов | Подводит итог занятия. Дает оценку успешности достижений целей и задач урока. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Усвоили учебный материал. Уходят с занятия с осознанием понимания пройденного материала. |
Конспект урока
1) Здравствуйте, для работы на уроке нам понадобятся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш простой, линейка.
2) Отгадайте загадку:
Что капали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель) (слайд 1)
3) Скажите пожалуйста, а к какой группе овощей относится картофель? (клубнеплодам)
4) Какие еще вы знаете овощи, которые относятся к клубнеплодам? (топинамбур, батат)
5) Как вы думаете, что необходимо сделать перед тем как производить нарезку картофеля? (обработать)
6) Сформулируйте пожалуйста тему урока. (слайд 2)
7) Ответьте на вопрос: Как нужно подготавливать овощи перед тепловой обработкой?
Картофель занимает важное место в рационе питания, поэтому его обрабатывают в больших количествах. Механическую кулинарную обработку картофеля можно производить механическим, химическим и термическим способами. Наиболее распространенным из них является механический.
8) Откройте учебник на стр. 8 и выполните следующее задание:
1.Составьте схему обработки картофеля механическим способом. Время выполнения 5 минут.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проведите взаимопроверку с предложенным эталоном ответа на экране.
Эталон ответа: (слайд 3)
Обработка картофеля механическим способом
Сортировка
Калибровка
Мытье
Очистка
Дочистка
2.Заполните таблицу простых и сложных форм нарезки овощей, работая в парах. Время на выполнение задания 7 минут. (слайд 4)
Простые формы нарезки | Сложные формы нарезки |
Сравните записи в тетради с ответом на экране.
Эталон ответа: (слайд 5)
Простые формы нарезки | Сложные формы нарезки |
Соломка (пай)
| Бочоночки, груши, орешки, шарики (крупные – шато; средние – нуазет)
|
Брусочки (прентаньер)
| Стружка |
Кубики (бленуаз) | Спираль |
Дольки | Чесночки |
Ломтики | |
Кружочки (пейзан) |
9) Для снятия усталости глаз предлагаю вам выполнить упражнения.
10) Сегодня мы с вами изучили обработку и формы нарезки клубнеплодов. А для того чтобы установить правильность и осознанность усвоенного материала предлагаю вам выполнить задание «Верю- не верю». В первом столбце написаны утверждения по обработке и формам нарезки клубнеплодов. Ваша задача определить какое из этих утверждение верное, а какое не верное. Время выполнения 5 минут. (слайд 6)
Верю - не верю
Утверждение | Верю | Не верю |
Механическую кулинарную обработку картофеля можно производить механическим, химическим и термическим способами. | ||
Наиболее распространенным из них является механический. | ||
При сортировке удаляют загнивший, побитый картофель, посторонние примеси, позеленевшие и проросшие клубни | ||
При дочистке у клубней счищают кожицу и часть поверхностных клеток | ||
К простым формам нарезания клубнеплодов относятся: соломка, брусочки, кубики, дольки, ломтики, кружки | ||
Калибруют картофель по размерам, для того чтобы снизить отходы при машинной очистке | ||
К сложным формам нарезания клубнеплодов относятся: бочонки, груши, чесночки, орешки, шарики, спирали, стружка | ||
Мытье картофеля способствует быстрой его очистки, улучшает санитарные условия дальнейшей обработки | ||
Дочистка картофеля производится вручную коренчатым или желобковым ножом | ||
При механическом способе процесс обработки картофеля состоит из следующих операций: сортировки и калибровки, мытья, очистки и дочистки |
Сравните варианты ответов в выполненном задании с ответами на экране. (слайд 7) Подпишите ваше задание и поставьте оценку согласно критериям. По окончанию урока сдайте.
Верю - не верю
Утверждение | Верю | Не верю |
Механическую кулинарную обработку картофеля можно производить механическим, химическим и термическим способами. | + | |
Наиболее распространенным из них является механический. | + | |
При сортировке удаляют загнивший, побитый картофель, посторонние примеси, позеленевшие и проросшие клубни | + | |
При дочистке у клубней счищают кожицу и часть поверхностных клеток | + | |
К простым формам нарезания клубнеплодов относятся: соломка, брусочки, кубики, дольки, ломтики, кружки | + | |
Калибруют картофель по размерам, для того чтобы снизить отходы при машинной очистке | + | |
К сложным формам нарезания клубнеплодов относятся: бочонки, груши, чесночки, орешки, шарики, спирали, стружка | + | |
Мытье картофеля способствует быстрой его очистки, улучшает санитарные условия дальнейшей обработки | + | |
Дочистка картофеля производится вручную коренчатым или желобковым ножом | + | |
При механическом способе процесс обработки картофеля состоит из следующих операций: сортировки и калибровки, мытья, очистки и дочистки | + |
Критерии оценки:
Количество верных ответов | Балл (отметка) |
9-10 | 5 |
8 | 4 |
7 | 3 |
6-0 | 2 |
11) Подведем итоги занятия. (слайд 8) Продолжи фразу:
Я приобрел…..
Сегодня я узнал…..
Было интересно……
Было трудно….
12) Для закрепления полученных знаний запишите домашнее задание: Составить таблицу по теме: «Размеры и кулинарное использование картофеля в соответствии с формой нарезки» по данной форме: (слайд 9)
Форма нарезания | Размеры, см | Кулинарное использование |
Учебное пособие «Кулинария», стр. 8-12
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине "ОХРАНА ТРУДА" для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Охрана труда» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания». Методические рекомендации пр...
Рабочая программа по дисциплине "Математика: алгебра и начала анализа; геометрия" для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания 2015 -2016 уч.год
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯОбласть применения рабочей программыРабочая программа общео...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Рабочая учебная программа дисциплины ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности вводится в соответствии с ФГОС СПО в качестве обязательной общепрофессиональной дисциплины професс...
Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ по МДК 05.01.Технология приготовления сложных холодных и горячих десертов специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питании
Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работспециальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы п...
Методические рекомендации по выполнению практических работ для специальности ОП.04 Информационные технологии в профессиональной деятельно для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины ОП.04 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по спе...
Рабочая программа по дисциплине ОП.04 Информационные технологии в профессиональной по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ...