МАТЕРИАЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ "ОТ ФГОС НОО к ФГОС ООО: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ"
презентация к уроку по теме
В выступлении и презентации представлены некоторые итоги формирования метапредметных результатов при переходе из начальной школы в основную (4-6 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30-03-2017-pedsovet-problemy_preemstvennosti_-.pptx | 647 КБ |
30_marta-pedsovet-vystuplenie-k_prezentatsii.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА : Переход от стандартов начальной школы к стандартам основной школы: проблемы преемственности
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний; Основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач; Старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
СТАНДАРТ — принцип преемственности и развития Основанием преемственности является формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении .
СТАНДАРТ различает три группы планируемых результатов: Предметные – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний). Метапредметные (универсальные учебные действия) – отражают межпредметные понятия. Определяются как «способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». Личностные – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.
От ФГОС НОО к ФГОС ООО В программе НОО предусматривается формирование УУД . В программе ООО предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Метапредметные результаты ФГОС НОО - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные , познавательные , коммуникативные ); способность их использования в учебной , познавательной и социальной практике, - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - построение индивидуальной образовательной траектории
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Личностные результаты ФГОС НОО - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению и познанию; - ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности ФГОС ООО - готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание; - способность ставить цели и строить жизненные планы; - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме .
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Предметные результаты ФГОС НОО - освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира. ФГОС ООО - освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Различия: ФГОС НОО - ФГОС ООО ФГОС НОО ФГОС ООО в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность) в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность)
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Предмет мониторинга – 4 класс: Задание 1. Предмет мониторинга: умение определять учебную задачу Задание 2. Предмет мониторинга: умение определять причины своего успеха и неуспеха. Задание 3. Предмет мониторинга: умение отбирать разные источники информации для ответа на заданный вопрос Задание 4. Предмет мониторинга: умение сравнивать различные объекты, заносить данные в таблицу Задание 5. Предмет мониторинга: умение понимать причины своего успеха или неуспеха Задание 6. Предмет мониторинга: умение использовать табличные формы представления информации, извлекать информацию из таблицы, делать выводы Задание 7. Предмет мониторинга: умение работать с моделями и схемами Задание 8. Предмет мониторинга: умение работать с текстом, навык смыслового чтения
Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов - сентябрь 2016
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Предмет мониторинга – 5 класс: Задание 1. Предмет мониторинга: умение планировать учебные действия. Задание 2. Предмет мониторинга: умение определять причины своего успеха и неуспеха. Задание 3. Предмет мониторинга: умение моделировать. Задание 4. Предмет мониторинга: умение находить нужную информацию на диаграмме, преобразовывать информацию в таблицу Задание 5. Предмет мониторинга: умение определять причины явлений, событий. Задание 6. Предмет мониторинга: умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. Задание 7. Предмет мониторинга: умение находить нужную информацию в тексте при ответе на вопрос.
Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов: сентябрь 2016
Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов - сентябрь 2016
Выводы: Уровень сформированности метапредметных результатов значительно отличается в 5а (коэффициент по классу – 0,64 ) и 5б ( коэффициент – 0,46 ) классах. Более высокие результаты - задание №3, №4, №5 ( 0,71 – 0,88) : №3 - умение моделировать. №4 - умение находить нужную информацию на диаграмме, преобразовывать информацию в таблицу №5 - умение определять причины явлений, событий. Наибольшие затруднения вызвали задания: 5а класс №2 - умение определять причины своего успеха и неуспеха. №6 - умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. 5б класс №1 - умение планировать учебные действия. №2 - умение определять причины своего успеха и неуспеха. №6 - умение отбирать источники информации, необходимые для ре шения задачи.
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Предмет мониторинга – 6 класс: Задание 1. Предмет мониторинга: умение определить учебную задачу Задание 2. Предмет мониторинга: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей Задание 3. Предмет мониторинга: умение оценивать результат выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. Задание 4. Предмет мониторинга: умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Задание 5. Предмет мониторинга: умение составлять высказывание в зависимости от речевой ситуации. Задание 6. Предмет мониторинга: умение сравнивать и группировать факты и явления. Задание 7. Предмет мониторинга: умение извлекать информацию из таблицы. Задание 8. Предмет мониторинга: умение моделировать на предметной области математика.
Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов: сентябрь 2016
Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов в динамике за 2 года
Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов в динамике за 2 года
Выводы: Наличие стабильных результатов в 6а классе (коэффициент по классу: апрель 2016 – 0,75; сентябрь 2016 – 0,71 ) Значительное снижение показателей в 6б классе. Одна из причин – изменение контингента учащихся (коэффициент по классу : апрель 2016 – 0,76; сентябрь 2016 – 0,56 ) Наибольшие затруднения вызвали задания: №3 - умение оценивать результат выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. №7 - умение извлекать информацию из таблицы. 6б класс №2 - умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей №6 - умение сравнивать и группировать факты и явления.
Рекомендации Скорректировать рабочие программы по учебным предметам с целью включения заданий на формирование тех УУД, которые по итогам входной диагностики наименее сформированы у учащихся 5-6-х классов Составить индивидуальный маршрут для учащихся, испытывающих трудности в обучении ( уровень выполнения работы менее 50 % )
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Причины снижения успеваемости: Увеличение объёма учебной нагрузки Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология. Большое количество учителей вместо одного Отсутствие единства требований Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет Совпадает с переходным возрастом Ослабление внешнего контроля Неполнота данных о выпускниках начальной школы Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и основной школы Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой
ПРОБЛЕМА !!! Отдали все силы формированию метапредметных умений – … забыли о предметных результатах!
От ФГОС НОО к ФГОС ООО Пути решения: Изучение программ как начальной, так и основной школы Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы Согласование требования всех учителей – предметников Частая смена видов деятельности на уроке Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Переход от стандартов начальной школы к стандартам основной школы: проблемы преемственности.
СЛАЙД 3
ФГОС – новая модель отечественного образования, средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где
- Начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
- Основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;
- Старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным.
СЛАЙД 4
Между стандартами НОО и ООО много общего. Давайте вспомним основные теоретические аспекты.
Основанием преемственности является – формирование умения учиться.
Цель НОО – учить ученика учиться.
Цель ООО – учить ученика учиться в общении.
СЛАЙД 5
СТАНДАРТ различает три группы планируемых результатов:
- Предметные – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
- Метапредметные (универсальные учебные действия) – отражают межпредметные понятия. Определяются как «способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
- Личностные – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.
СЛАЙД 6
В программе НОО предусматривается формирование УУД.
В программе ООО предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции.
Формировать и развивать УУД – значит:
- Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
- Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
- Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Познавательные включают:
- Умение строить высказывания;
- Формулировка проблемы;
- Рефлексия деятельности;
- Структурирование знаний;
- Поиск информации;
- Смысловое чтение;
- Моделирование.
К коммуникативным относятся:
- Постановка вопросов;
- Разрешение конфликтов;
- Умение выражать свои мысли;
- Управление поведением партнера;
- Планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные. К ним относятся:
- Целеполагание;
- Планирование;
- Прогнозирование;
- Контроль;
- Коррекция;
- Оценка.
Личностные. К ним относится:
- Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- Сформированность мотивации к обучению;
- Сформированность ценностно-смысловых установок;
- Способность ставить цели и строить жизненные планы.
СЛАЙДЫ 7-9
Личностные результаты | |
ФГОС НОО - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению и познанию; - ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности | ФГОС ООО - готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание; - способность ставить цели и строить жизненные планы; - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. |
Метапредметные результаты | |
ФГОС НОО - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями | ФГОС ООО - освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные); - способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - построение индивидуальной образовательной траектории |
Предметные результаты | |
ФГОС НОО - освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира. | ФГОС ООО - освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. |
СЛАЙД 10
Различие ФГОС НОО и ФГОС ООО
В содержании и ведущем виде деятельности:
- в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность);
- в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность).
Переход от начального образования ко второй ступени является очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, бывают раздражены, капризны.
Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.
Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. В начальной школе эти дети самые старшие, а в пятом классе – это малыши.
СЛАЙДЫ 11-22
Результаты мониторинга сформированности метапредметных результатов.
СЛАЙД 23
Причины снижения успеваемости
1. Увеличение объёма учебной нагрузки
2. Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.
3. Большое количество учителей вместо одного
4. Отсутствие единства требований
5. Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет
5. Совпадает с переходным возрастом
6. Ослабление внешнего контроля
7. Неполнота данных о выпускниках начальной школы
8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения
9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения
10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и основной школы
11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой
СЛАЙД 25
Пути решения
1. Изучение программ как начальной, так и средней школы
2. Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы
3. Согласование требования всех учителей – предметников
4. Частая смена видов деятельности на уроке
5. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями
6. Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности
7. Уделение особого внимания организации учебного процесса школьника:
-готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
-правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие.
Современные условия, интеграционные процессы всех сфер жизни, особенности информационного общества выдвигают новые требования к образовательному процессу.С введением ФГОС изменилось содержание учебных...
Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...
«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие»
«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и ...
ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие
выступление на педсовете по проблеме преемственности НОО и ООО...
ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие
презентация к выступлению на педсовете...
Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)
Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...
Материалы к педагогическому совету :создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности
Презентация и текст выступления на педагогическом совете "Создание психологического комфорта как условие развития личности"....