МАТЕРИАЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ "ОТ ФГОС НОО к ФГОС ООО: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ"
презентация к уроку по теме

Шалаева Людмила Васильевна

В выступлении и презентации представлены некоторые итоги формирования метапредметных результатов при переходе из начальной школы в основную (4-6 класс).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ От ФГОС НОО к ФГОС ООО: преемственность в развитии 30.03.2017

Слайд 2

ТЕМА : Переход от стандартов начальной школы к стандартам основной школы: проблемы преемственности

Слайд 3

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний; Основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач; Старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Слайд 4

СТАНДАРТ — принцип преемственности и развития Основанием преемственности является формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении .

Слайд 5

СТАНДАРТ различает три группы планируемых результатов: Предметные – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний). Метапредметные (универсальные учебные действия) – отражают межпредметные понятия. Определяются как «способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». Личностные – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.

Слайд 6

От ФГОС НОО к ФГОС ООО В программе НОО предусматривается формирование УУД . В программе ООО предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Слайд 7

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Метапредметные результаты ФГОС НОО - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные , познавательные , коммуникативные ); способность их использования в учебной , познавательной и социальной практике, - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - построение индивидуальной образовательной траектории

Слайд 8

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Личностные результаты ФГОС НОО - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению и познанию; - ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности ФГОС ООО - готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание; - способность ставить цели и строить жизненные планы; - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме .

Слайд 9

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Предметные результаты ФГОС НОО - освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира. ФГОС ООО - освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Слайд 10

Различия: ФГОС НОО - ФГОС ООО ФГОС НОО ФГОС ООО в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность) в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность)

Слайд 11

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Предмет мониторинга – 4 класс: Задание 1. Предмет мониторинга: умение определять учебную задачу Задание 2. Предмет мониторинга: умение определять причины своего успеха и неуспеха. Задание 3. Предмет мониторинга: умение отбирать разные источники информации для ответа на заданный вопрос Задание 4. Предмет мониторинга: умение сравнивать различные объекты, заносить данные в таблицу Задание 5. Предмет мониторинга: умение понимать причины своего успеха или неуспеха Задание 6. Предмет мониторинга: умение использовать табличные формы представления информации, извлекать информацию из таблицы, делать выводы Задание 7. Предмет мониторинга: умение работать с моделями и схемами Задание 8. Предмет мониторинга: умение работать с текстом, навык смыслового чтения

Слайд 12

Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов - сентябрь 2016

Слайд 13

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Предмет мониторинга – 5 класс: Задание 1. Предмет мониторинга: умение планировать учебные действия. Задание 2. Предмет мониторинга: умение определять причины своего успеха и неуспеха. Задание 3. Предмет мониторинга: умение моделировать. Задание 4. Предмет мониторинга: умение находить нужную информацию на диаграмме, преобразовывать информацию в таблицу Задание 5. Предмет мониторинга: умение определять причины явлений, событий. Задание 6. Предмет мониторинга: умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. Задание 7. Предмет мониторинга: умение находить нужную информацию в тексте при ответе на вопрос.

Слайд 14

Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов: сентябрь 2016

Слайд 15

Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов - сентябрь 2016

Слайд 16

Выводы: Уровень сформированности метапредметных результатов значительно отличается в 5а (коэффициент по классу – 0,64 ) и 5б ( коэффициент – 0,46 ) классах. Более высокие результаты - задание №3, №4, №5 ( 0,71 – 0,88) : №3 - умение моделировать. №4 - умение находить нужную информацию на диаграмме, преобразовывать информацию в таблицу №5 - умение определять причины явлений, событий. Наибольшие затруднения вызвали задания: 5а класс №2 - умение определять причины своего успеха и неуспеха. №6 - умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. 5б класс №1 - умение планировать учебные действия. №2 - умение определять причины своего успеха и неуспеха. №6 - умение отбирать источники информации, необходимые для ре шения задачи.

Слайд 17

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Предмет мониторинга – 6 класс: Задание 1. Предмет мониторинга: умение определить учебную задачу Задание 2. Предмет мониторинга: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей Задание 3. Предмет мониторинга: умение оценивать результат выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. Задание 4. Предмет мониторинга: умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Задание 5. Предмет мониторинга: умение составлять высказывание в зависимости от речевой ситуации. Задание 6. Предмет мониторинга: умение сравнивать и группировать факты и явления. Задание 7. Предмет мониторинга: умение извлекать информацию из таблицы. Задание 8. Предмет мониторинга: умение моделировать на предметной области математика.

Слайд 18

Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов: сентябрь 2016

Слайд 19

Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов в динамике за 2 года

Слайд 20

Основные показатели диагностического исследования по формированию метапредметных результатов в динамике за 2 года

Слайд 21

Выводы: Наличие стабильных результатов в 6а классе (коэффициент по классу: апрель 2016 – 0,75; сентябрь 2016 – 0,71 ) Значительное снижение показателей в 6б классе. Одна из причин – изменение контингента учащихся (коэффициент по классу : апрель 2016 – 0,76; сентябрь 2016 – 0,56 ) Наибольшие затруднения вызвали задания: №3 - умение оценивать результат выполнения задания в соответствии с поставленной задачей. №7 - умение извлекать информацию из таблицы. 6б класс №2 - умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей №6 - умение сравнивать и группировать факты и явления.

Слайд 22

Рекомендации Скорректировать рабочие программы по учебным предметам с целью включения заданий на формирование тех УУД, которые по итогам входной диагностики наименее сформированы у учащихся 5-6-х классов Составить индивидуальный маршрут для учащихся, испытывающих трудности в обучении ( уровень выполнения работы менее 50 % )

Слайд 23

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Причины снижения успеваемости: Увеличение объёма учебной нагрузки Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология. Большое количество учителей вместо одного Отсутствие единства требований Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет Совпадает с переходным возрастом Ослабление внешнего контроля Неполнота данных о выпускниках начальной школы Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и основной школы Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой

Слайд 24

ПРОБЛЕМА !!! Отдали все силы формированию метапредметных умений – … забыли о предметных результатах!

Слайд 25

От ФГОС НОО к ФГОС ООО Пути решения: Изучение программ как начальной, так и основной школы Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы Согласование требования всех учителей – предметников Частая смена видов деятельности на уроке Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Переход от стандартов начальной школы к стандартам основной школы: проблемы преемственности.

СЛАЙД 3

ФГОС – новая модель отечественного образования, средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где

  • Начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
  • Основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;
  • Старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

        Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.

        Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным.

        СЛАЙД 4

        Между стандартами НОО и ООО много общего. Давайте вспомним основные теоретические аспекты.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться. 

Цель НОО – учить ученика учиться.

Цель ООО – учить ученика учиться в общении.

СЛАЙД 5

        СТАНДАРТ различает три группы планируемых результатов:

  • Предметные –   лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
  • Метапредметные (универсальные учебные действия) – отражают межпредметные понятия. Определяются как «способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
  • Личностные – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.

СЛАЙД 6

В программе НОО предусматривается формирование УУД.

В программе ООО предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции.

Формировать и развивать УУД – значит:

  1. Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
  2. Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
  3. Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.

        

        Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

        

        Познавательные включают:

  • Умение строить высказывания;
  • Формулировка проблемы;
  • Рефлексия деятельности;
  • Структурирование знаний;
  • Поиск информации;
  • Смысловое чтение;
  • Моделирование.

        К коммуникативным относятся:

  • Постановка вопросов;
  • Разрешение конфликтов;
  • Умение выражать свои мысли;
  • Управление поведением партнера;
  • Планирование учебного сотрудничества.

         Регулятивные. К ним относятся:

  • Целеполагание;
  • Планирование;
  • Прогнозирование;
  • Контроль;
  • Коррекция;
  • Оценка.

Личностные. К ним относится:

  • Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • Сформированность мотивации к обучению;
  • Сформированность  ценностно-смысловых установок;
  • Способность  ставить цели и строить жизненные планы.

СЛАЙДЫ 7-9

Личностные результаты

ФГОС НОО

-  готовность и способность учащихся к саморазвитию;

-  сформированность мотивации к обучению и познанию;

- ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,

социальные компетенции, личностные качества;

- сформированность основ гражданской идентичности

ФГОС ООО

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и

гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, правосознание;

- способность ставить цели и строить жизненные планы;

- способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном

социуме.

Метапредметные результаты

ФГОС НОО

- освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,

регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми

компетенциями, составляющими основу

умения учиться, и межпредметными

понятиями

ФГОС ООО

- освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в

учебной, познавательной и социальной практике,

- самостоятельность планирования

и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с

педагогами и сверстниками;

- построение индивидуальной

образовательной траектории

Предметные результаты

ФГОС НОО

- освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области

деятельности по получению нового знания,  его преобразованию и    применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира.

ФГОС ООО

 - освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной

области, виды деятельности по получению нового знания в рамках

учебного предмета, его преобразованию

и применению в учебных, учебно-

проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного

типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

        СЛАЙД 10

Различие ФГОС НОО и ФГОС ООО

        В содержании и ведущем виде деятельности:

- в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность);

- в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность).

Переход от начального образования ко второй ступени является очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, бывают раздражены, капризны.

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. В начальной школе эти дети самые старшие, а в пятом классе – это малыши.

СЛАЙДЫ 11-22

Результаты мониторинга сформированности метапредметных результатов.

СЛАЙД 23

Причины снижения успеваемости

1.         Увеличение объёма учебной нагрузки

2.        Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.

3.        Большое количество учителей вместо одного

4.        Отсутствие единства требований

5.        Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет

5.        Совпадает с переходным возрастом

6.         Ослабление внешнего контроля

7.        Неполнота данных о выпускниках начальной школы

8.         Несоответствие оценок реальным результатам обучения

9.         Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения

10.         Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и основной школы

11.         Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой 

СЛАЙД 25

Пути решения

1.         Изучение программ как начальной, так и средней школы

2.        Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы

3.         Согласование требования всех учителей – предметников

4.         Частая смена видов деятельности на уроке

5.         Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями

6.         Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности

7.         Уделение особого внимания организации учебного процесса школьника:

-готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

-правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие.

Современные условия, интеграционные процессы всех сфер жизни, особенности информационного общества выдвигают новые требования к образовательному процессу.С введением ФГОС изменилось содержание учебных...

Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие»

«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и                                              ...

ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие

выступление на педсовете по проблеме преемственности НОО и ООО...

ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие

презентация к выступлению на педсовете...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Материалы к педагогическому совету :создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Презентация и текст выступления на педагогическом совете "Создание психологического комфорта как условие развития личности"....