ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие
статья ( класс) на тему
выступление на педсовете по проблеме преемственности НОО и ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovetpotemefgosnooifgosooo_1.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет по теме:
«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие»
Сл.1
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. В нормативных документах говорится, что образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ.
Что же такое преемственность? Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Сл.2
Преемственность между начальным и основным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Сл.3
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на новый образовательный результат: воспитание гражданина России. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Сл.4
Формирование умения учиться, т.е. формирование основ учебной деятельности ребёнка предполагает развитие системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформируется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующего уровня. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Сл.5
Формирование умения учиться осуществляется путем формирования у школьников Универсальных Учебных Действий, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Освоенные в начальной школе УУД и межпредметные понятия обучающиеся основной школы учатся использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Формируется способность самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности, сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Сл.6
Что касается предметного результата, то ФГОС НОО требует сформированности у обучающихся знаний и умений, специфических для данной предметной области, готовность к их преобразованию и применению. ФГОС ООО конкретизирует сферы применения данного опыта через учебные, учебно-проектные и социально-проектные ситуации.
Сл.7
Преемственность предполагает для всех ступеней образования принятие общего содержания образования, а новые образовательные стандарты требуют перехода от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.
Предметом итоговой оценки освоения программы (и в начальной и в основной школе) является достижение предметных и метапредметных результатов.
Сл.8
Итоговая оценка формируется на основе мониторинга образовательных достижений по всем предметам, комплексных работ на межпредметной основе, и в основной школе + оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта и оценок за работы на государственной итоговой аттестации.
Сл.9
Организацию учебного процесса регламентирует базисный учебный план, который формируется в начальной школе из 80% обязательной части и 20% части, формируемой участниками образовательного процесса. На уровне основного общего образования школе предоставляется большая свобода выбора. Внеурочная деятельность представлена в начальной школе кружками, клубами, секциями, в основной школе к данным видам организации внеурочной деятельности добавляются КСК по выбору, проектная деятельность.
Сл.10
При практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования необходимо уделить особое внимание использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий.
Методологической основой требований стандарта является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.
Сл.11
К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии.
На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.
Сл.12
Урок в соответствии с ФГОС – это урок
•самореализации ученика;
•открытия нового;
•создания образовательного продукта;
•развития компетенций;
•коммуникаций;
•метапредметный;
•социального учёта
Сл.13
На смену традиционному плану урока приходит технологическая карта урока, отражающая организационную структуру урока.
Сл.14
Таким образом, согласно стандартам нового поколения преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Выключить презентацию
Сложности перехода от стандартов начального образования к стандартам основного общего образования усугубляются традиционными сложностями перехода школьников из начальной школы в основную, сложностями адаптации пятиклассников к новым условиям учебной деятельности.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город и т.д.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
- рассогласованные требования учителей;
- педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
- ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Затруднения возникают и на методологическом уровне:
- нестыковка программ начальной и основной школы;
- разный подход к организации урока, системе и формам обучения;
Из вышесказанного следует, что преемственность между начальной школой и основной (а именно 5-м классом) предполагает следующие направления:
• образовательные программы (нестыковка в содержании образования);
• организация учебного процесса (система обучения, формы и методы работы учителя);
• единые требования к учащимся;
• структура урока;
- единая система оценки предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
С целью исследования данных проблем и поиска их решения предлагается создать проблемные группы из учителей школы, в которые бы входили учителя начальной и основной школы. Группам необходимо выявить проблему, изучить её (методы анкетирования, тестирования, наблюдения, собеседования, посещение уроков коллег), выработать план работы группы и пути решения проблемы, выступить на педсовете. Кто хотел бы поработать в какой группе – запишитесь. Группам рекомендуется выбрать руководителя.
Предположительно следующий понедельник будет отдан для работы в группах и на каникулярной неделе. Первый педсовет во второй четверти посвятим выступлению проблемных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие.
Современные условия, интеграционные процессы всех сфер жизни, особенности информационного общества выдвигают новые требования к образовательному процессу.С введением ФГОС изменилось содержание учебных...
Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...
Презентация к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...
«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие»
«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и ...
ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие
презентация к выступлению на педсовете...
МАТЕРИАЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ "ОТ ФГОС НОО к ФГОС ООО: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ"
В выступлении и презентации представлены некоторые итоги формирования метапредметных результатов при переходе из начальной школы в основную (4-6 класс)....
Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)
Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...