Материалы к педагогическому совету :создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности
материал

Презентация и текст выступления на педагогическом совете "Создание психологического комфорта как условие развития личности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moya_prezentatsiya.ppt2.49 МБ
Файл moe_vystuplenie.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности 22.04.2019 МБОУ СОШ №28

Слайд 2

«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.» В.А. Караковский.

Слайд 3

1. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках. 2. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроках.

Слайд 4

Задачи: Обогатить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе. Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках. создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения. Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.

Слайд 5

План педагогического совета: Вступительное слово Жуковой Е.А., заместителя директора по УВР; Выступления рабочих групп №1 – 7; Выступление педагога – психолога Ереминой М.В. с рекомендациями; Заключительное слово Жуковой Е.А., заместителя директора по УВР; Подведение итогов педагогического совета.

Слайд 6

4 группы учащихся: «Послушные» «Безразличные» «Флюгеры» «Трудные»

Слайд 7

"Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений” В.А.Сухомлинский.

Слайд 8

Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский).

Слайд 9

К - О - М - Ф - О - Р - Т -

Слайд 10

К Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

Слайд 11

О Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

Слайд 12

М Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Слайд 13

Ф Формирование, форма

Слайд 14

О Обогатить, образовать, обстановка.

Слайд 15

Р Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Слайд 16

Т Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.

Слайд 17

49 учащихся (17%) конфликтуют с педагогами – предметниками. Причины следующие: Если у меня что – нибудь болит, все равно заставят заниматься или поставят два Придиралась Меня не замечают Из-за поведения Хамское отношение ко мне Занижают оценки Затрагивают что-то личное, а это их не касается Скучный учитель, спорит просто так Недопонимание не согласны учителя с моей точкой зрения игнорирование учеников

Слайд 18

влияет ли личность учителя на отношение к учебе да – 114 учащихся (43%) нет - 90 учащихся (36 %)

Слайд 19

к кому из учителей ты пойдешь поделиться сокровенным, совет кого из педагогов тебе важен? я не смогу пойти и поделиться с учителями своими проблемами – 99 учащихся (34 %) никто из педагогов меня не поддерживает – 70 учащихся (24%)

Слайд 20

хотел бы ты прогулять какие – либо уроки? Почему? Ненавижу Они для меня очень сложные Неуважение к ученику Вместо урока рассказывает свою личную жизнь Чувствую себя некомфортно Бесполезный для меня предмет Не нравятся эти предметы, я чувствую на них тревогу Я не понимаю этот предмет, если сделал ошибку, оскорбляют Ужасное отношение к ученикам Учитель слишком торопится, я не успеваю записывать Не уважают детей и обзывают их даунами Очень много задают Легче дается теория, чем практика Не нравится предмет Не хочу прогуливать уроки – 94 учащихся (44%)

Слайд 21

№ п/п состав группы тема выступления 1 Пугачева Т.В. Седова А.В. Пахомова В.И. Фактор тревожности учащихся на уроке 2 Серебрянникова Н.В. Чикалева Е.Н. Тихонова Т.С. Как заинтересовать учащегося предметом 3 Федосеева Н.С. Артамонова О.Ю. Солянова М.В. Домашнее задание: проблемы и пути решения 4 Шалимова Е.И. Фирсова Н.В. Хлебникова Е.А. Проблема доверительных отношений между учителями и учащимися 5 Трелина Н.Н. Щербакова Е.В. Ямбаева Г.В. Проблема конфликтов между учителями и учащимися. Пути их разрешения. 6 Шилов Е.П. Шалимов А.И. Хромин С.Г. Проблема дисциплины на уроке: трудность восприятия материала учащимися 7 Чуев Г.Н. Смирнов М.А. Ратников Ф.И. Как предотвратить прогулы уроков учащимися?

Слайд 22

Эмоциональное выгорание

Слайд 23

Причины «эмоционального выгорания» Чрезмерные перегрузки, слишком большой объем работы, непосильная ответственность. 2. Отношение к делу: завышенные требования к себе, боязнь совершить ошибку, не соответствовать требованиям. 3. Ощущение, что нас недооценивают и невозможность изменить положение дел. 4. Общение только с коллегами по работе, как на работе, так и вне ее. 5. Отстраненность от общественной жизни коллектива.

Слайд 24

Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату: Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов: Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми доброжелательной форме. Необходимо помнить, что любое эмоциональное состояние можно выразить в деликатной форме. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся , а также развивать в себе педагогическую наблюдательность , чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию на уроке.

Слайд 25

Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату: Неумеренное поощрение или наказание приносят вред . Одобрение, поощрение разными обучающимися по-разному воспринимаются Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство . Всегда заходите в кабинет до звонка . Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

Слайд 26

Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату: Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в журнале, следует отметить ее закладкой заранее. Начинайте урок энергично . Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый обучающийся с начала и до конца был занят делом. Увлекайте обучающихся содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься. Мотивируйте оценку знаний. Обучающийся должен знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Он будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

Слайд 27

Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату: Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных ребят . Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто. Прекращайте урок со звонком . Удерживайтесь от излишних замечаний. Не допускать конфликтов с классом , а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения . Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданны в глазах учеников.

Слайд 28

Профессиональные заповеди учителя Учитель должен гордиться своей профессией, так как любимое дело возвышает. Всякое дело – в интересах учащихся и ничего во вред. Будь бдителен и «не складывай оружия». Правильность педагогического диагноза – залог правильности действия. Наказание не должно превышать вины, одобрение – успеха. Рассердись…, но на себя! Ошибся – извинись, но ошибайся и извиняйся реже. Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них. Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель. Говоря «не могу», не умалчивай «не хочу». Винить легче, чем разделять вину. Не приписывай успех себе, а вину учащимся. Не торопись с решением, но и не медли. Плох тот учитель, от разговора с которым ученику не становится легче. Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Слайд 29

Рекомендации: Ходите на чужие уроки, чтобы узнать и понять, что педагогические технологии – ключ без права передачи. Если у учителя есть технология, то она может быть только своей, «пропущенной через себя»; Стремитесь к профессионализму: к собственному глубокому знанию предмета; к способности убелить в необходимости и возможности обучения учеников, привыкших ничего не делать; к владению максимально широким набором педагогических приемов; к умению отвечать за все хорошее и за все плохое на уроке; к умению дать обучающемуся возможность самореализации. Способности обучающегося определяются темпом его обучения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях; 4. Чтобы стать хорошим учителем, надо: Любить детей; Быть строгим; Проверять тетради и контрольные непременно к следующему уроку.

Слайд 30

1. Учителям-предметникам (особенно начальных классов), в качестве организационного момента на уроке использовать психологические разминки, создавать ситуации успеха. 2. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы. 3.Материалы педагогического совета изучить всем педагогам – предметникам. 4. Принять за основу в обучении и воспитании учащихся заповеди учителя.

Слайд 31

Притча о Солнце и Ветре. Притча древнегреческого мудреца Эзопа. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ. Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу. - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!



Предварительный просмотр:

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

 Эпиграф: «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. В.А. Караковский.

Цели:

 1. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

 2. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроках.


 
Задачи:

  •  Обогатить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
  • Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
  • создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.  
     
  • Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Эта активность является следствием доверительных, добрых отношений между учителем и учениками в этом возрасте: ученики рассказывают учителю о событиях в семье и школе, об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, наладить контакт с родителями. В средней школе характер общения изменяется, ученик включается в отношения с несколькими учителями-предметниками, которые мало знают его, и общение с ним зависит от успехов ученика по предмету и поведения на уроке. В процессе общения учащиеся усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. От отношения учителя к учащимся во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определенных стереотипах. Известно, что благоприятные отношения учителей с учениками определяют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, исполнительность и дисциплинированность.

На основании анализа восприятия учителями учеников выделили четыре группы учащихся.

К первой относят ребят, хорошо усвоивших требования учителей, хорошо успевающих, активно взаимодействующих  в педагогическом процессе. Контакт с ними доставляет удовлетворение учителю в учебной и других видах педагогической работы.  Их родители часто посещают школу, выполняют поручения учителей, входят в родительский комитет.  При таких отношениях с учителями конфликтов почти не бывает, а если они случаются, то учителя уверены, что их "вовлекли другие ученики, а они страдают за коллектив”.

Ко второй группе относят спокойных учеников, порой безразличных к событиям школьной жизни, поступкам своих сверстников - они чаще не участники, а зрители всего происходящего в школе. Взаимоотношения с учителями у таких учеников ограничиваются участием в учебной работе, а хорошая успеваемость создает мнение учителей об их "благополучии” в личностном плане. Общение с ними в школе носит деловой, оценочный характер, и это устраивает обе взаимодействующие стороны – и учителя, и ученика.

В третью группу включают учеников, легко поддающихся влиянию других, они действуют под контролем сильных личностей. Они всегда готовы извиниться перед учителем за проступок, выполнить любое поручение, отношения с такими учениками не принимают конфликтный характер.

В четвертую группу входят независимые самостоятельные ребята, имеющие свою точку зрения на события в школе, чувствительные к отношениям между людьми. В эту группу входят и ученики из неблагополучных семей, обездоленные неудачники, "трудные” дети. Они вызывают раздражение учителей своим поведением. Иногда учитель, желая "сломать” их сопротивление, напоминает об их неблагополучии, оскорбляет учеников, а взамен получает ответ - оскорбление. Такой стиль общения приводит к затяжным конфликтам.

Происшедшие изменения в жизни общества ускорили физиологическое взросление по сравнению с прошлым. Информированность и возможность получения информации, широкое распространение молодежных семей, высокий образовательный уровень родителей, их возросшая социальная активность, по сравнению с прошлым, не могло не повлиять на воспитание в семье. У значительной части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием, для многих из них характерна политическая наивность, потребительские и иждивенческие настроения, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении с современными школьниками нельзя.

В общении с классом или группой учащихся на учебных занятиях нередко возникают ситуации, которые как бы специально испытывают учителя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Чаще других возникает ситуация, когда при объяснении урока одному-двум ученикам приходится делать несколько раз одно и то же замечание. Нередко учитель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять одно и то же несколько раз. Хорошие, добрые слова, как ему кажется, не доходят до этого ученика, и учитель срывается на крик, на угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика помогает закончить объяснение без помех, но уже без энтузиазма. Урок скомкан, у учителя остаётся горький осадок от своей несдержанности, горячности, у учеников – недоумение, напряженность, скованность, тревожность.

"Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений”, – писал В.А.Сухомлинский. Сдержанность – важное психологическое свойство в общении учителя с учениками. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Сдержанность предполагает нейтрализацию таких эмоций и чувств, как гнев, ярость, недовольство, ненависть, презрение и др. Управление эмоционально-волевой сферой – это умение заранее проигрывать в уме возможные максимальные неудачи, исключать неожиданные ситуации, осуществлять перевод отрицательных эмоций в положительные. Настроение как устойчивое общее эмоциональное состояние играет важную роль в процессе деятельности. Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

Комфорт -  заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский).
 А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?

Придумайте ассоциации на каждую букву, связанную с образовательным процессом. От каждой группы один отвечающий.

 (Слова должны начинаться с букв данного слова).

(ответы педагогов)

Приготовить семь таблиц(+1)

К

Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

О

Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

М

Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Ф

Формирование, форма

О

Обогатить, образовать, обстановка.

Р

Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Т

Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.

Перед педагогическим советом мной было проведено анонимное тестирование учащихся 5 – 11 классов с целью выявления комфортности учащихся на уроках. Результаты исследования следующие:

  • 49 учащихся (17%) конфликтуют с педагогами – предметниками. Причины следующие: 
  • Если у меня что – нибудь болит, все равно заставят заниматься или поставят два
  • Придиралась
  • Меня не замечают
  • Из-за поведения
  • Хамское отношение ко мне
  • Меня не замечают
  • Занижают оценки
  • Затрагивают что-то личное, а это их не касается
  •  Придирчивый учитель
  • Скучный учитель, спорит просто так
  • Недопонимание
  • не согласны учителя с моей точкой зрения
  • игнорирование учеников
  • влияет ли личность учителя на отношение к учебе
  • да – 114 учащихся (43%)
  • нет  -  90 учащихся (36 %)
  • к кому из учителей ты пойдешь поделиться сокровенным, совет кого из педагогов тебе важен?
  • я  не смогу пойти и поделиться с учителями своими проблемами – 99 учащихся (34 %)
  • никто из педагогов меня не поддерживает – 70 учащихся (24%)
  • хотел бы ты прогулять какие – либо уроки? Почему?
  • Ненавижу
  • Они для меня очень сложные
  • Неуважение к ученику
  • Вместо урока рассказывает свою личную жизнь
  • Чувствую себя некомфортно
  • Бесполезный для меня предмет
  • Не нравятся эти предметы, я чувствую на них тревогу
  • Я не понимаю этот предмет, если сделал ошибку, оскорбляют
  • Ужасное отношение к ученикам
  • Учитель слишком торопится, я не успеваю записывать
  • Не уважают детей и обзывают их даунами
  • Очень много задают
  • Легче дается теория, чем практика
  • Не нравится предмет
  • Не хочу прогуливать уроки – 94 учащихся (44%)

Кто захочет ознакомиться с более подробными итогами исследования, приходите в учебную часть. Но мне бы хотелось вернуться к теме нашего педагогического совета: как сделать урок, школу, общение в стенах школы комфортным для всех участников педагогического процесса?

         В ходе подготовки к педагогическому совету коллектив был разделен на семь рабочих групп. Каждая группа работала над самостоятельно выбранной темой, вытекающей из итогов исследования. Прошу выступающих помнить о нашей основной цели: от теоретической части, которую все проходили в учебном заведении быстрее переходить к основному вопросу – предложениям выхода из сложившейся ситуации, реальным предложениям, формирующим ситуацию успеха,  которыми могут воспользоваться все педагоги – предметники, не зависимо от специализации.

Слово предоставляется первой группе:

А сейчас педагог – психолог Марина Валерьевна скажет несколько слов о проблеме эмоционального выгорания педагогов и даст несколько методических рекомендаций, как сделать урок комфортным для учащихся и педагогов.

При работе с детьми, необходимо помнить, что любое взаимодействие ведет за собой следствие и чтобы не попасть впросак, важно помнить  и придерживаться заповедей педагога!

Решение:


 1. Учителям-предметникам (особенно начальных классов), в качестве организационного момента на уроке использовать психологические разминки, создавать ситуации успеха.

 2. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы.

3.Материалы педагогического совета изучить всем педагогам – предметникам.

4. Принять за основу в обучении и воспитании учащихся заповеди учителя.

       Кто «за» решение педагогического совета прошу проголосовать. Кто «против»?

Наш педагогический совет мне хотелось бы закончить притчей: 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

«Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка»

Создание психологического комфорта на уроках  способствует повышению качества образования и развитию личности ребёнка...

Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности...