«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие»
статья на тему

Горских Валентина Ивановна

«ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и      

                                         развитие»      

Современные условия, интеграционные процессы всех сфер жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к обучению. Силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Динамичное развитие отечественного образования в последние годы требует от учителя, пересмотра взглядов на способы повышения качества образования на современном этапе развития страны и мира.

Качество образования перестало удовлетворять потребностям современного общества и современной жизни, поэтому ФГОС необходимо рассматривать как неизбежное требование в профессиональной деятельности каждого учителя.

С введением нового образовательного стандарта изменилось содержание учебных программ, объем нагрузки и методологическая основа обучения. Знания не «насаждаются сверху», а «образуются» в процессе личностно-значимой деятельности учащихся, что является основой системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Необходимым условием является соблюдение преемственности основных образовательных программ.

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: целей и задач; содержания образования; организационных форм; планируемых результатов УУД. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить ,как совокупность способов действия учащегося.

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка. В НОО: обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Тогда как в ООО: обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Основная идея ФГОС НОО и ООО – преемственность и развитие. ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы – это преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ, первом компоненте стандарта, который считается ведущим и системообразующим. Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума содержания. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных  и  личностных результатов как в начальной, так и в основной школе и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ. Но если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в основной школе добавляется способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Портрет ученика начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,   обосновывать    свою позицию, высказывать  свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и  окружающих    образа жизни.

 Портрет ученика основной школы:

- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.

Вывод :

Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие.

Современные условия, интеграционные процессы всех сфер жизни, особенности информационного общества выдвигают новые требования к образовательному процессу.С введением ФГОС изменилось содержание учебных...

Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

Презентация к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие

выступление на педсовете по проблеме преемственности НОО и ООО...

ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие

презентация к выступлению на педсовете...

МАТЕРИАЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ "ОТ ФГОС НОО к ФГОС ООО: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ"

В выступлении и презентации представлены некоторые итоги формирования метапредметных результатов при переходе из начальной школы в основную (4-6 класс)....

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...