Практика разработки программы по внеурочной деятельности в малокомплектной школе
опыты и эксперименты на тему

Непомнящих Юлия Владимировна

Малокомплектная школа реализует ФГОС в части воспитания и социализации школьников, находясь в трудных условиях, поэтому важно найти  в данных условиях преимущества, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nepomnyashchih.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Непомнящих Юлия Владимировна

учитель истории и обществознания

БОУ «Ложниковская средняя общеобразовательная

школа им. В.А.Казанцева»

Тарского муниципального района

Практика разработки программы по внеурочной деятельности в малокомплектной школе

Малокомплектная школа реализует ФГОС в части воспитания и социализации школьников, находясь в трудных условиях, поэтому важно найти  в данных условиях преимущества, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности.

Одним из таких преимуществ является то, что окружающее сообщество села заинтересовано в деятельности школы и потенциально готово включиться в совместную социально ориентированную деятельность. Поэтому при изучении социального заказа необходимо изучать потребности не только обучающихся и родителей, но и потребности социума. С этой целью разработали и используем следующие анкеты: вопросы для определения возможностей педагогов (родителей, специалистов предприятий); вопросы для определения запросов обучающихся; вопросы для определения запросов родителей; вопросы для определения социального заказа (что востребовано в районе, населённом пункте).

Следующим шагом должно стать знакомство с требованиями к организации внеурочной деятельности. Одним из требований ФГОС начального и основного общего образования является организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности. Однако в условиях малокомплектной школы не всегда возможно предоставить обучающимся выбор программ и видов деятельности по каждому из направлений. Ещё одна проблема – малая наполняемость классов. Решением первой проблемы может стать организация проектной деятельности, решением второй – создание разновозрастных проектных групп. Проектную внеурочную деятельность обучающихся в малокомплектной школе рекомендуется организовывать в трёх разновозрастных группах: обучающихся 1–4-х классов, подростки 5–7-х и 8–9-х классов. В основу организации проектной деятельности разновозрастных групп школьников могут быть положены проектные задания и культурно-образовательные события.

Изучив социальные запросы и требования к программам малокомплектных школ, можно приступить к разработке программы внеурочной деятельности.

Программа должна содержать следующие компоненты:

Пояснительная записка;

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3. Тематическое планирование.

В структуре Программы должны быть указанные компоненты: тематическое планирование, содержание и четко обозначенные результаты освоения курса внеурочной деятельности, они не должны дублировать планируемые результаты урочной деятельности.

В пояснительной записке должно быть описание того, чем эта программа отличается от программ для полнокомплектных школ. В актуальности важно показать полезность для развития личности обучающихся (например, 5-6 классов) в условиях малокомплектной школы, каковы особенности реализации данной программы в разновозрастном коллективе, на какую предметную область ориентирована программа.

В содержании должно быть представлено четыре и более деятельностных форм реализации программы (пробы, практикумы, проекты, исследования, культурно-образовательные события, КТД и т.п.). Необходимо прописать виды учебной деятельности, в которые будут включены обучающиеся на этих занятиях. Выбор видов учебной деятельности обучающихся не должен быть случайным, он соотносится с планируемыми результатами. Поэтому важно указывать, как именно выбранная учебная деятельность способствует достижению планируемых результатов. Является недостаточным указать, например, что проводится тренинг, важно показать, а что делают обучающиеся в ходе тренинга, как взаимодействуют между собой, чтобы выбранная форма занятия соответствовала содержанию и чтобы достигались планируемые результаты.

В пояснительной записке или в содержании программы, или в тематическом плане должно быть отражено, как учащиеся будут выбирать виды учебной деятельности, какие роли (осуществление сбора информации или другой работы, консультирование учащихся, эксперт и т.д.) могут выполнять ученики разного возраста при осуществлении различных видов деятельности.

В содержании деятельности нужно прописать цель для каждого занятия. И указать на формирование каких планируемых результатов (из указанных вами) работает именно это занятие и как учитель проверит уровень достижение этих результатов.

Содержание программы должно быть ориентировано на использование  не только ресурсов ОО, но и разнообразных ресурсов местного сообщества (библиотека, сельский ДК ит.п.). Необходимо предусмотреть сотрудничество и общение учащихся разного возраста в парах или группах сменного состава, реализацию более трех направлений внеурочной деятельности.        

Всё вышеизложенное учитывалось мною при разработке программы по внеурочной деятельности «Как было и как стало».

Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей  обучающихся основной школы, на основе требований ФГОС ООО для  работы с одаренными детьми, а также для  продолжения развития  навыков  проектной и исследовательской деятельности.  Программа актуальна для реализации в условиях малокомплектной школы, т.к. предусматривает привлечение к участию общественность  поселения и ресурсы села, создание разновозрастных команд, в состав которых входят как одаренные дети, так и те, кто желает просто попробовать себя в деле, просто быть занятым и нужным. Круг исследований определяется фондами местного краеведческого музея, возможностями сельского клуба и библиотеки, которые становятся социальными партнерами школы. Предполагается вовлечение в программу материальных  ресурсов семьи, участие родителей и младших членов семьи. Учитель, который возьмется за реализацию этой программы, должен владеть методом проектной деятельности, знать информационные технологии и успешно их применять в своей практике.

Содержание программы «Как было и как стало» ориентировано на развитие у школьника интереса к исследовательской деятельности через участие в проектной деятельности; на формирование навыков самостоятельного изучения предметов старины и желания поделиться открытым новым знанием с другими. Программа  предполагает, что дети имеют базовые знания о том, что такое проектная деятельность. Обучающимся предлагается создать проектные команды и выбрать тему исследования после посещения музея. Название  программы дает огромный выбор объектов для исследования.

Предметная область программы «Как было и как стало»  включает в себя знания от гуманитарных предметов до естественно-математических, зависит от  предмета исследования, выбранного командой.

 Идея состоит в следующем: берется предмет духовной или материальной культуры (быт, одежда, книги, утварь  и т.д.) и дети сравнивают его с современным аналогом: как было и как стало. Критерии для сравнения разрабатываются командой. Распределяются обязанности в команде: кто-то делает описание, другой снимает видео, вместе делают выводы о том, какие технологии использовались тогда и сейчас, для кого было это доступно? Итогом программы является участие обучающихся в НПК различных уровней. В результате обучения у детей будет создан проект и появится электронный документ, где будет собран весь материал по ходу всего проекта.

В процессе освоения программы у ребенка будут  формироваться  компетенции самостоятельно ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать его результаты и представлять их в ходе защиты. Ребенок будет учиться правильно воспринимать критику, анализировать причины неудач и как можно избежать их в будущем. В ходе реализации программы ребенок может себя увидеть как индивидуально, так и через работу в команде. Программа позволяет подготовить обучающихся к участию в школьной НПК, а так же даёт шанс выйти на более высокий уровень конференции (муниципальный, региональный).

Список литературы

  1. Актуальные вопросы введения федерального государственного

образовательного стандарта общего образования в малокомплектной школе: Методические рекомендации /Авт. колл.: под общ. Ред. Т.С. Горбуновой. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2015 – 2015. – 104с. – С. 44-49.

2. Непомнящих Ю.В., Шааф О.В. Как было и как стало: Программа внеурочной деятельности интеллектуального  направления. 5, 6 класс / Непомнящих Ю.В., Шааф О.В — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2016. — 11 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Занимательная физика"

Данный кружок был разработан для начальной школы в  соответствии с требованиями ФГОС . Кружок рассчитан на 3 года обучения адаптирован на возрастную категорию детей. Программа курса составлена та...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка начальная школа

рабочая программа внеурочной деятельности начальная школа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы» для 5 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе"

Данная программа предназначены для педагогов, реализующих модуль "Шахматы".  Цель программы - создание условий и развитие рационального мышления  школьников. Программа так же спосо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «ГТО в школе» для учащихся 2-х классов, (учитель Романов А.А)

laquo;Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО"  является основой нормативных требований к физической подготовке учащейся, определяющей уровень физической готовности молодежи к труду и обороне...