Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.
статья на тему
Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dsv_poa.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканские Самсоновские педчтения
МБОУ « Мар-Кюельская средняя общеобразовательная школа»
\
Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.
Выполнили: Дорофеева Саргылана Витальевна,
учитель начальных классов
Петрова Олимпиада Антоновна,
учитель русского языка и литературы.
Кюкяй, 2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении………………………… 4
- Взаимодействие Мар-Кюельской школы, сельской библиотеки и семьи в формировании ребенка-читателя……………………………………………… 7
- Совместные проекты……………………………………………………….. 8
- Виды внеклассной работы………………………………………………… 9
- Научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум»…… 13
Заключение ……………………………………………………………………… 14
Литература………………………………………………………………………… 15
Введение
В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.
Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места.Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.
Задача вырастить умное поколение, а значит читающее всегда стояла на одном из первых мест, ведь стране нужны честные, трудолюбивые и, конечно, образованные люди. А без активного и продуктивного чтения, требующей усердия, работы ума и сердца вырастить достойное поколение невозможно.
Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.
В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети защита чтения детей, поддержка интереса к нему, воспитание информационно грамотного человека встала в ряд задач государственной важности. Так в России была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения», в регионах были обьявлены Годы Чтения.
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.
1. Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824 - 1876) рассматривал воспитание детей как единый, специально организованный процесс формирования и развития личности. Важную роль в этом процессе он отводил чтению. В своих книгах «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) он стремился дать детям в определённой системе материал для чтения, развивающий целостное и по возможности всестороннее представление о действительности [3, с.46].
В педагогическом наследии К. Д. Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело», - писал он в статье «Воскресные школы».
Эффективно, по мнению К. Д. Ушинского, то чтение, к которому ребёнок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение является одним из основных в современной педагогике детского чтения [3, с.46].
В период 70-х - 80-х годов XIX века развитие педагогической мысли в области детского чтения связано с деятельностью талантливого учителя-словесника В. П. Острогорского (1840 - 1902). В предисловии к своей книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» он писал о «громадной пользе, какую приносит детям чтение художественных произведений лучших писателей родной литературы для эстетического и нравственного развития детей, для образования и знакомства с жизнью вообще» [3, с.50].
Как и его предшественники, В. П. Острогорский отмечал наиболее доступные для восприятия младшими школьниками произведения фольклора разных народов: «Вечно юные произведения наиболее даровитых народов древности, как индийцы, персы, греки, отчасти римляне, задушевная поэзия Франции (Роланд), простодушная сказка германца (Гримм) и угрюмого на вид, но тонко чувствующего финна, сказка и былина национальная русская». На таком литературном материале предлагал педагог начинать этико-эстетическое развитие младших школьников.
В. П. Острогорский утверждал, что с раннего детства в круг чтения должна входить национальная литература, целесообразно знакомить детей с биографиями И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.
Педагогическая общественность того времени высоко ценила заслуги В. П. Острогорского, считала его новатором в интерпретации художественной литературы как воспитательно-образовательного процесса.
В. П. Острогорскому принадлежит исключительная роль в разработке проблем эстетического воспитания младших школьников как читателей. Он обосновал теорию и методику литературно-творческого развития юных читателей, ввёл такие понятия, как «искусство читать», «формировать речевую культуру», «осмысливать текст».
Значительную роль в развитии желания к чтению у учащихся В. П. Острогорский отводил школьной библиотеке. Выдающийся деятель XIX века советовал создавать библиотеки с помощью учеников, привлекать их к работе в качестве библиотекарей. «Пусть эта должность библиотекаря будет между учащимися почётной и желаемой, - писал В. П. Острогорский. - Пусть и сами ученики приучаются уважать книгу как серьёзную, полезную для них самих» [3, с. 51 - 52].
Вклад В. П. Острогорского в разработку проблем детского чтения велик. Система отбора художественной литературы, предложенная педагогом, - итог многолетних наблюдений и глубокого изучения интеллектуальных, эстетических возможностей учащихся.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день. Как утверждает директор Института возрастной физиологии, академик академии образования, М. М. Безруких фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения [2, с.21]. Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:
- плохое обучение ребёнка чтению;
- не поддержание интереса ребёнка к чтению;
- необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».
По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается.
Однако, М. М. Безруких, отмечает и роль государства в формировании детского чтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учить чтению - по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается. Вторая задача государства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению. И третья задача, если в этом есть необходимость, - поддерживать современных писателей, пишущих для детей. Таким образом, М. М. Безруких, утверждает, что с ребёнком просто нужно больше говорить [2, с. 21 - 22].
Таким образом, можно сделать следующий вывод: вышеперечисленные и представленные в этой части данной работы выдающиеся деятели XIX века вели творческие поиски и активную работу в области детского чтения и понимали актуальность и приоритетность данного направления для развития всей страны в целом. И сегодня многие из этих направлений в области детского чтения, до сих пор актуальны для всего мирового педагогического и библиотечного сообщества.
Итак, детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.
Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе [4, с.25 - 26].
2.Взаимодействие Мар-Кюельской школы, сельской библиотеки и семьи в формировании ребенка-читателя
Мы представляем вашему вниманию некоторый накопленный опыт в организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи.
На протяжении многих лет методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла МБОУ «Мар-Кюельская СОШ», библиотекарь сельского филиала ведут совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся. Заведующей Мар-Кюельской библиотекой с 1990 по 2010 гг.работала Харитонова З.В., одна из наиболее творчески работающих сотрудников ЦБС, обладательница Гранта главы МР «Сунтарский район (улус)». За все годы своей деятельности она активно сотрудничала с учителями, учащимися, родителями в организации различных мероприятий. Традиционные мероприятия Зои Васильевны продолжает сегодня её молодая коллега Гаврилова С.В., заведующая модельной библиотекой Мар-Кюельского наслега.
2.1 Совместные проекты
Благодаря совместной деятельности школы, семьи, библиотеки в 2008 году филиал Мар-Кюельской библиотеки принял участие на конкурсе творческих проектов по целевой программе РС(Я) «Создание условий для духовно- культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» с проектом «Волонтеры книжной культуры» .
Целью проекта было привлечение новых читателей и формирование у них положительного имиджа чтения посредством достижения максимально комфортной среды в библиотеке, продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм и любовь к родному краю; развитие семейного чтения. Главной задачей проекта явилось продвижение чтения в массы с помощью самих читателей. В рамках проекта планировалось проведение цикла мероприятий, направленных на выполнение вышеназванной цели:
1. Проведение научно-практической конференции «Маар-Куелум – мин дойдум» для дальнейшего изучения истории наслега.
2. Выпуск информационного бюллетеня «Панорама+».
3. Ведение при библиотеке элективного курса «Библиокалейдоскоп» для школьников.
4. Создание благоприятных условий для проведения досуга в библиотеке с целью просмотра, чтения как традиционных, так и электронных носителей информации, особенно по правовым вопросам.
Ожидаемые результаты:
- обеспечить сельский филиал компьютерной техникой;
- сохранить материалы по истории наслега;
- внести вклад в воспитании поколения духовно и нравственно активных граждан – волонтеров книжной культуры.
Проект «Волонтеры книжной культуры» выиграл Грант главы МР «Сунтарский улус (район)».
В 2010 году был реализован проект «Моя семья в годы войны», авторами которого явились учащиеся 7-8 классов. Целью проекта было не только изучение истории родного села во время Великой Отечественной войны с изучением истории своей семьи, но и создание книги о родных, написанной самими учениками. Проектом руководили классные руководители Дорофеева С.В.,Петрова О.А.
Проект реализовывался по следующему плану:
Участники проекта разделились на следующие группы:
- 1 группа - сбор и обработка материалов
- 2 группа - разработка маршрута марш-броска «Мар-Кюель - Бордуолах», по местам, где установлены памятники
- 3 группа - компьютерная верстка материалов.
- Тематические классные часы, посвященные 65-летию Победы:
- «Наши земляки – ветераны войны и труда», «Памятники в нашем селе»,
- «Война в судьбе моей семьи».
- Публикация сочинений на школьной газете. Сочинение учащихся « Моя семья в борьбе за Победу».
- Акция добрых дел. Тимуровские выходы.
- Марш – бросок по местам, где установлены памятники землякам-воинам.
- Школьный фестиваль «Салют, Победа!». Литературно-художественный монтаж «Моя семья - частичка Победы».
- День Победы. Встреча с бабушками, дедушками - ветеранами тыла на торжественном митинге. Участие на военном параде.
- Вахта памяти. Факельное шествие 9 мая
- Военно-спортивная игра «Зарница»
Итогом проекта является выпуск книг «Моя семья в годы войны» в 19 экземплярах, «Уйэлэргэ умнуллубат» - 21 экземплярах. Состоялась торжественная презентация новых книг, где были приглашены ветераны тыла и труда и вручены книги учащихся. Живое общение с «героями» книги стало незабываемым моментом мероприятия.
2.2 Виды внеклассной работы
Виды внеклассной работы по привлечению интереса к чтению учащихся необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:
- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, элективные курсы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
- эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологическим оборотам, басням;
- комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы, декада славянской письменности. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера, защита презентаций и много другого.
Ежегодно проводятся Неделя русского языка и литературы, Неделя детской книги, декада, посвященная Дню славянской культуры и письменности и Всероссийскому дню библиотек. Итогом этих мероприятий является выявление самого читающего класса, самого читающего ученика класса и школы, которым вручаются грамоты с присвоением соответствующих номинаций.
Неделя русского языка является комбинированной формой внеурочной работы. В рамках недели проводятся различные конкурсы, викторины, литературные вечера. 2009 год был объявлен годом Гоголя. В течение года были проведены ряд мероприятий, посвященных этой знаменательной дате. Организована книжная выставка «Глава литературы, глава поэтов», создан видеослайд «2009 год – год Гоголя», проведены литературный вечер «Русь! Куда несешься ты?..», фотовикторина по произведениям Гоголя, слайды «2009 год – год Гоголя».
Комбинированные формы внеурочной работы активно используются в проведении Недели детской книги. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Так, в апреле 2009 года Неделя детской книги для учащихся начальных классов прошла под названием «Корнею Чуковскому - 125».
Программа недели:
1-й день. Ознакомление с программой недели.
2-й день. Классные часы: беседа о жизни и творчестве писателя, громкое чтение сказки «Телефон» и отрывка из сказки «Доктор Айболит».
3-й день. Выставка рисунков по сказкам писателя.
4-й день. Викторина «Сказки Чуковского»
5-й день. Литературный утренник «Путаница дедушки Корнея»
6-й день. Подведение итогов, вручение призов.
В проведении утренника приняли участие учащиеся 5-6 классов, им помогали активисты из 11 класса (члены редколлегии школьной газеты «Вестник школы»). Они представили две сказки Корнея Чуковского - «Путаница» и «Федорино горе».
Сказку «Федорино горе» представили в форме кукольного театра – вместо живых героев предстали предметы обихода, убежавшие от Федоры, ребята-артисты держали за ширмой эти предметы и «озвучивали» их. Так что зрители видели только вещи, убежавшие от нерадивой хозяйки. Но, как и во всех сказках, в конце Федора (в исполнении учащейся 11 класса) «исправляется».
А сказку «Путаница» пятиклассники показали вживую. Детям было очень весело, когда:
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Таким образом, такие мероприятия не только пробуждают интерес учащихся к чтению, но и продолжается преемственность поколений – старшеклассники были ведущими, учащиеся среднего звена представляли героев сказки, младшие школьники были одновременно и зрителями, и участниками.
Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением библиотечного урока «Запись в библиотеку» и театрального представления «Книжкино царство – мудрое царство», в ходе которого литературные герои наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину «Угадай, кому принадлежит эта вещь?» и в конце вручают юным читателям книги с закладками. В роли литературных героев выступали юные кружковцы.
К эпизодическим видам внеклассной работы относятся викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологические обороты, басни.
Был проведен тематический вечер «Крылатые слова», посвященный инсценировкам по фразеологическим оборотам русского языка. На вечере принимали участие школьники с 5 по 11 классы. Каждый класс заранее получил задание раскрыть содержание трех фразеологических оборотов посредством их воплощения на сцене, при оценке учитывалась доходчивость восприятия зрителями показанного фразеологического оборота. Ребята с заданием справились, некоторые фразеологизмы зрители угадывали сразу, но иногда не могли точно воспроизвести фразеологический оборот, в некоторых случаях показанные номера не угадывались, но запоминались.
Таким образом, есть надежда, что цель тематического вечера если не полностью, то частично была достигнута – демонстрированное лучше запоминается, чем услышанное.
Интеллектуальная игра для старшеклассников (9-11 классы) «Умники и умницы». Игра была проведена по телеверсии одноименной игры. В состязании принимали участие юноши 9, 10, 11 классов:
I. Конкурс русского языка. Задание: исправить ошибки в постановке тире в сложных словах (за 1 мин)
II. Конкурс красноречия. Тема: «Для чего нужно знать русский язык» (не больше 1 мин)
По итогам двух конкурсов участники выбирают дорожки. Затем перед ними демонстрируется экран с темами:
- фонетика
- морфемика
- лексика
- синтаксис
- русская литература
- биография писателя
- теория культуры
В ходе игры двое участников на третьем этапе выбыли из игры и стали теоретиками. Третий участник – ученик 11 класса – дошел до конца и стал Умником. На оставшиеся вопросы отвечали теоретики на трибунах и в зависимости от сложности вопросов получали ордена. Если за несложный вопрос получали медаль, то за второй верный ответ за несложный вопрос получали орден (2 медали меняли на 1 орден). Одиннадцатиклассники получили 25 орденов, десятиклассники – 20 орденов.
Такая игра раньше не проводилась, поэтому ребята охотно принимали участие, - если в начале игры были немножко зажаты, то в конце игра показалась им короткой во времени.
В год семьи совместно со школьной библиотекой был организован конкурс «Самая читающая семья» для учащихся начальных классов и их родителей и для учащихся среднего звена и их родителей.
Программа конкурса:
- Беседа «Роль книги в воспитании детей».
- Обзор «Моя домашняя библиотека».
- Этапы конкурса для учащихся начальных классов и их родителей:
- Сказки Шарля Перро;
- Почти буриме (по стихам классиков литературы детских писателей Корнея Чуковского и Самуила Маршака);
- Из истории родного наслега;
- Классики якутской литературы (по книге К.Туйаарского «Таабырынна таайыц»);
- Блиц-турнир.
4. Этапы конкурса для учащихся среднего звена и их родителей: - Сказки и жанр фантастики;
- Якутская и русская литература;
- История родного края;
- Искусство. Культура.
- Блиц-турнир.
Участники в начале конкурса рассказывали о досуге в семье, о своей домашней библиотеке и делали обзор из своей домашней библиотеки «Моя самая первая книга» и «Моя самая любимая книга». Приняли участие 8 семей. Каждая семья получила памятные книги об участии на конкурсе.
Эффективными являются постоянно действующие внеклассные занятия. В течение учебного года школе ведутся элективные курсы учителей русского языка и литературы Петровой О.А для старшеклассников «Как работать над сочинением.Эссе как жанр школьного сочинения.», Федоровой Л.И «Вдумчивое чтени» для учащихся среднего звена. В рамках ФГОС учителя начальных классов разработали и проводят внеаудиторные занятия «Учимся успешному чтению», «Что за прелесть, эти сказки». В библиотеке Харитонова З.В. вела элективный курс «Руководство чтением» для учащихся 5-6 классов. Затем руководила работой кружка «Библиокалейдоскоп».
Ребята приобщаются к культуре чтения, основам ББЗ, узнают о творчестве писателей и поэтов, также активно принимают участие в организуемых библиотекой мероприятиях. На занятиях элективного курса детям дается толкование фразеологизмов, проводятся игры-пятиминутки «Литературное лото», «Чей портфель тяжелее», на которых ребятам даются различные задания. Например: на отдельных карточках пишутся имена писателей и их произведения, ребята должны правильно подобрать их. Такие задания прививают детям навык обращать внимание на авторов произведения. В ходе игры «Чей портфель тяжелее» дается задание, например, написать в течение минуты существительные на букву Э. Побеждает тот, кто не только много слов подобрал, но и грамотно их написал. Так на занятиях в форме игры ребятам прививаются навыки овладения русским языком.
2.3 Научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум»
С целью изучения истории наслега в 2006 году впервые была проведена научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум». Организаторами конференции стали школа и библиотека. На конференции выступали учащиеся, учителя, родители школы. Конференция работала по 7 секциям:
- Предприятия села
- Ими гордятся жители села
- Земляки-писатели
- Топонимика
- Династии
- Демография
Было представлено 28 докладов. Участие на конференции ветерана труда и тыла Петрова Е.Н., ветерана педагогического труда Максимовой М.Н. повысило интерес к мероприятию. Выступление Марии Николаевны о местном писателе Рудольфе Дорофееве вызвало внимание жюри. Примечательно то, что из одной семьи выступили несколько докладчиков (Семья Петровых -3 доклада, Семья Ивановых-2 доклада, Семья Яковлевых – 2 доклада и др.) По итогам конференции был собран богатый краеведческий материал и выпущен сборник докладов «Маар-Куелум – мин дойдум».
Вторая НПК проводилась в 2008 году. По сравнению с первой НПК количество докладов намного прибавилось.
Третья НПК состоялась в 2010 году. Расширилась география участников. В работе конференции приняли участие земляки из сел Сунтар, Тойбохой. Библиотекой были предоставлены архивные материалы о Дорофееве И.А., участнике гражданской войны, основателю Бордуолаахской школы - первой школы в с. Мар-Кюель, которые содержали самые первые отчеты школы, протоколы колхозных собраний 1930-х годов, автобиографию Дорофеева И.А., учетную карточку участника гражданской войны, личную карточку учителя и т.д. В работе конференции активное участие приняли члены кружка «Библиокалейдоскоп». Рита Герасимова написала по этим материалам статью «Бастакы уерэх кыьата», которая была включена в первый раздел юбилейной книги «Оскуола кыьата – олохпут туьэ» под названием «Бордуолаах алын суьуех оскуолата». Призовые места члены библиотечного кружка в секции «Этнография, топонимика, фольклор» получили: Петрова Айза (7 кл.) с докладом «Талыы-талба сыґыылаах Таалаттан тірµттээх дьон» (руководитель – учительница якутского языка Петрова В.Д.) – I место, Потапова Аида (7 кл.) с докладом «Кµµстээх, кытыгырас буолуу – Эґэ Батаак удьуор утумугар» (руководитель – заведующая сельской библиотекой Гаврилова С.В.) - II место, Филиппова Таня (7 кл.) с докладом «Хоммут отуу кэриэстээх» (руководитель – учительница якутского языка и литературы Мыреева Е.Ю.) - II место. В секции «Маар-Куел историятын кэрчик кэмнэрэ» Герасимова Рита (8 кл.) с докладом «Бордуолаах оскуолатыгар уерэх бастакы сыла» (руководитель – Семенова А.А.) заняла II место, Сергеева Сандаара (8 кл.) в секции «Чел олох» с докладом «Чіл олоххо дьулуґуу» (руководитель – учительница начальных классов Сергеева М.Г.)- II место. Также в секции юных стихотворцев «Иэйии» (председатель жюри первая поэтесса Сунтарского улуса Саргылана Спиридонова) все 3 члена клуба «Библиокалейдоскоп», ученицы 8 класса достойно заняли призовые места: Филиппова Таня (I место), Петрова Кристина (III место) и Кµннэй Егорова (II место). С этими же докладами в ноябре с.г. кружковцы выступили в кустовой НПК в с. Тойбохой: Аида Потапова заняла I место, Айза Петрова - II место, Таня Филиппова – III место, Рита Герасимова - I место.
Заключение
Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.
Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:
- увеличилось число читателей в библиотеках;
- значительно повысился уровень мотивации и культуры чтения;
- благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
- ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений , викторинах занимают призовые места.
Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.
Литература
- Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. - М.: Пашков Дом, 2007. - 1300 с.
- Мокина, М. Чтение - основа грамотности / М. Мокина // Этносфера. - 2008. -
- Полозова, Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г. П. Туюкина [и др.]. - М.:МГИК, 1992. - 222 с.
- Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков:
- Первова, Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова // Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 33 – 38
- Егорова, Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н. С. Егорова // Начальная школа. - 1998. - № 9. - С. 11 – 16
- Ресурсы Интернет uchportal.ru , 1001statya.ru. , www.7ya.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке для удовлетворения информационных потребностей читателей
Одним из социальных заказов современного общества является успешность в непрерывном образовании в течение всей жизни и в повседневном межличностном общении для любого гражданина. Этого мож...
Воспитание читателя - воспитание Человека
Из опыта работы....
Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.
Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....
Курсовая работа На тему «Роль школьной библиотеки в организации экологического воспитания школьников»
Программа экологического воспитания школьного библеотекаря...
Проектная деятельность как один из способов воспитания читателя
Статья учителя литературы МБОУ СОШ №1 г Алдан Республики Саха(Якутия)Шевелевой Евгении Владимировны Проектная деятельность как один из способов воспитания читателяОдной из важнейших задач со...
воспитания читателя-творца через игровые технологии, используемые мной при работе с детьми и подростками.
Наблюдая за подрастающим поколением, каждый из нас задумывается о том, как же вернуть ребятам интерес к учебе, как научить их творчески мыслить, привить интерес к книге и к самой жизни.Зна...
Воспитание читателя (из опыта работы)
Данная сатья лишь часть накопленного опыта. Воспитать настоящего читателя, который не мыслит ни дня без книги, - задача любого учителя. Но и для родителей сейчас становится проблемой приобщить р...