Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.
статья по литературе на тему

Педагогические условия,

обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_chitatelskaya_deyatelnost.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия,

обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности внесло коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность приобрели гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. Эти тенденции потребовали изменения в формах, методах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности школьников.

В настоящее время большое внимание уделяется активизации читательской деятельности учащихся, поскольку книга во все времена играла особую роль в становлении и развитии личности. Не секрет, что дети практически не читают или читают так мало, что даже в старшей школе у них нет ни читательского, ни жизненного опыта, в чём мы, учителя русского языка и литературы убеждаемся на уроках и во внеурочной работе.

Для полноценного нравственно-эстетического, духовно-нравственного развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеклассной работы в условиях школьной и районной библиотек, в учреждениях дополнительного образования, чем успешно занимаются наши учителя, воспитатели и работники школьной библиотеки.

Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей способна инициировать у учащихся интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. Поэтому необходимо выявить те педагогические условия, которые обеспечат эффективное взаимодействие школы, библиотеки и семьи.

Под такими условиями понимается создание пространства, в котором бы была представлена совокупность педагогических, психологических, воспитательных факторов, обеспечивающая возможность организовать совместную активную творческую деятельность с целью становления личности и гармонизации межличностных отношений во всех сферах взаимодействия взрослых и ребёнка.

Такими условиями можно назвать:

  • реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
  • создание единой читательской среды;
  • формирование рефлексивной позиции школьников на основе психологических особенностей их читательского восприятия, читательского интереса.

Последнее условие реализуется через технологию формирования рефлексивной позиции школьников и невозможно без первых двух условий.

Рефлексия – это размышление, полное сомнений и противоречий; анализ собственного психического состояния.

С точки зрения педагогической науки рефлексию можно рассматривать как механизм усвоения, как условие появления у субъекта новых способов деятельности и новых способностей. Рефлексивная позиция – это способность субъекта к осмыслению жизненных реалий и соотнесение их с установками, взглядами и представлениями на основе своего жизненного опыта.

В случае педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи, направленного на формирование самостоятельной читательской активности школьников, можно определить следующие признаки рефлексивной позиции:

  • принятие, присвоение читателем-школьником жизненного и художественного опыта, отражённого в книге (познание мира и  самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса;
  • расширение «читательского горизонта»;
  • приобретение новых стимулов и ориентиров;
  • интерес к новым темам.

      Приведу примеры. На классных часах мы проводим беседы. Они могут быть культурно-нравственной, социальной, рационально-познавательной, индивидуально-личностной направленности: «Человек и его дело», «В мире добра и зла», «Что такое толерантность?», «У меня есть друг», «Человек среди людей», «В поисках красоты», «Агрессивность в отношении людей», «Роль социальных норм в жизни человека»,»Мой город сквозь призму времён», «Жизнь и здоровье человека» и другие. Мы проводим диагностику, деловые или ролевые игры, экскурсии, посещаем музеи; в ходе каждой из бесед ценностно-смысловой диалог происходит с помощью информационного обмена и с учётом интеллектуального развития школьников; в каждой беседе подразумевается проведение нескольких этапов:

  • этап создания точки сопряжения
  • этап организации многоголосия
  • этап структуирования
  • этап ценностно-смыслового самоопределения
  • этап испытания
  • этап рефлексии.

   Дичностно-ориентированное обучение представляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, он требует знания структуры личности и её элементов, их связи между собой.

Можно выделить следующие признаки личностного подхода в целостном педагогическом процессе:

  • принятие учителями, учащимися и их родителями единой концепции обучения и воспитания;
  • в основе содержания педагогического процесса лежат общечеловеческие ценности;
  • учащиеся включены в различные виды деятельности с учётом их интересов и склонностей;
  • организация совместной деятельности педагогов и воспитанников происходит через различные активные методы, разнообразные формы и средства, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
  • включённость среды в общеобразовательное учреждение и наоборот;
  • гуманистический характер межличностных отношений всех участников педагогического процесса.

     Личностный подход предполагает взаимодействие учителя, родителей и работников библиотеки с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности; инициирование им чувства собственного достоинства, самоуважения; делегирование защиты самоценности и индивидуальности детей.

 Технологически это достигается за счёт максимального использования субъектного опыта и субъектной творческой читательской активности родителей, детей и других участников процесса, умелой подачи обратной связи.

Индивидуальность – это обобщённая характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых и их эффективная реализация в игре, учении, труде и спорте определяют индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – и это главное для человека – в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В качестве необходимого условия реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребёнка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. Становление субъективности более эффективно может осуществляться при наличии единого читательского пространства – ЕЧП – в триаде школа – библиотека – семья и преемственности в воспитании и образовании школьника.

Суть условий реализации субъектной активности школьников через создание ЕЧП выражается в следующих предпосылках:

  • удовлетворение читательских потребностей школьников;
  • моделирование видов творческой учебной и досуговой деятельности;
  • добровольность участия в ней школьников и родителей;
  • максимальная ориентация на субъектный опыт ученика;
  • становление эмоционально-ценностного отношения ребёнка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского ижизненного опыта;
  • формирование ответственности и самостоятельности ребёнка.

Личностный и деятельностный подходы неразрывно связаны друг с другом.

Деятельность – это форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, обусловленная «нуждой»,»необходимостью» в чём-либо. Деятельность педагогов и родителей на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения школьниками сообщаемой информации. Деятельность школьников направлена на усвоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет и корректирует её. В то же самое время сама деятельность формирует человека как субъекта.

 Итак, личностно-ориентированный и деятельностный подходы как необходимое условие процесса педагогического взаимодействия школы и семьи предполагают:

  • организацию ЕЧП в совместной деятельности с родителями и библиотекарями и управление целенаправленной читательской деятельностью школьника в контексте его жизнедеятельности с целью становления его личности;
  • переориентацию процесса обучения на решение самими школьниками конкретных учебных задач познавательных, исследовательских, диагностических);
  • изменение характера отношений с родителями и детьми с субъект-объектных на субъект-субъектные, где взаимодействие выступает как сотрудничество, партнёрство, доверительность при организующей, координирующей, положительно стимулирующей и поддерживающей позиции учителя;
  • формирование у школьников потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений;
  • обеспечение учителем возможностей личностных проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и обучения.

     Из всего вышесказанного следует вывод о том, что учитель, реализующий личностно-ориентированный и деятельностный подходы в процессе организации педагогического взаимодействия школы и семьи, развивает у школьников не только чувство читательской компетентности и стремление быть в обществе других людей, но и в значительной степени и чувство уверенности в себе, в своих знаниях как предпосылки самоактуализации.

  В ходе работы реализуются следующие принципы:

  • системности (связь с администрацией школы, школьной и районной библиотеками, учреждениями дополнительного образования, преемственность в вопросах воспитания младших школьников);
  • комплексности (интеграция классных руководителей, воспитателей ГПД, учителей- предметников, сотрудников библиотек, родителей);
  • превентивности (раннее выявление «не читающих» детей, не заинтересованных в совместной деятельности, активная «профилактическая» работа с ними);
  • творчества.

  Учитель выступает как посредник, это менеджер, осуществляющий интеграцию школьных ресурсов, библиотечной и компьютерной базы и образовательного потенциала семьи. Очень важно в этом случае умение учителя русского языка и литературы согласовать и упорядочить эту работу.

  Эти подходы выявляют новые формы, правила, способы и средства активизации читательской и коммуникативной деятельности, то есть происходит развитие не только читательских способностей, навыков творческого чтения, общения со сверстниками и родителями по поводу прочитанного, компетентности в общении, но и становление личности школьника в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках на уроках письма и развития речи.

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

    Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекват...

Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...

Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида

Использование на уроках трудового обучения  в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...

Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»

Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...