Курсовая работа На тему «Роль школьной библиотеки в организации экологического воспитания школьников»
проект по экологии на тему

Турганова Алена Петровна

Программа экологического воспитания школьного библеотекаря 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С  «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра общественных дисциплин

Курсовая работа

На тему «Роль школьной библиотеки 
    в организации экологического воспитания школьников» 

Выполнила:

Турганова Алена Петровна

школьный библиотекарь

МБОУ «Андреево-Базарская СОШ»

Козловского района.

Научный руководитель:

Шангина В.Н., ст. преподаватель.

Чебоксары – 2014 год.

Содержание:

Введение………………………………………..................................................2

Глава I. Экологическая проблема  как одна из глобальных

проблем   современности……………………………………………………..6

Глава II.Сущность экологического воспитания

 2.1.Основы формирования экологической культуры учащихся………………………………………………………………………….8

 2.2. Программа экологического воспитания……………………………..11
2.3.Многообразие экологического воспитания ……..…………………..14
Глава III. Работа школьного библиотекаря по экологическому воспитанию  школьников.……………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………….19

Литература

Ведение

 Множество проблем волнует сегодня человечество: грозит ли  растущему населению Земли перенаселение, голод? На сколько лет обеспечена промышленность сырьем? Какова перспектива  развития энергетики? Могут ли ресурсы  Мирового океана помочь в осуществлении этих проблем? –
      И все эти вопросы  связаны с решением важнейшей проблемы человечества - экологической. Ведь от того, сумеем ли мы сохранить окружающую нас природу, зависят жизнь и здоровье не только настоящего, но и будущих поколений.

      Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – Матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и остающейся по-детски беззащитной перед  нами,  перед – Человеком. Получив неограниченную власть над природой,  он, считающий  себя «венцом природы», забыл, что сам является её скромной частицей.
     Русский писатель В. Астафьев горестно восклицал: «Мы и сейчас  ещё не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них  не прожить и дня единого». Это «золотые» слова.
      Знаки надвигающейся беды заметны  сегодня повсюду в мире. Человечество «лицом к лицу» столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом.  Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают.  Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится всё меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, которые дают  Земле кислород, стабилизируют  климат и циркуляцию вод. Повсеместно мы видим  химические загрязнения. В результате варварского  хозяйствования человека буквально «выливаются» горы отбросов, удушающих всё живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют «парниковый эффект», в результате усиленно тают ледники, истощается вокруг планеты  озоновый слой. 

       Экологические проблемы не знают границ и природных рубежей – они глобальны. Пыль пустыни Сахары, например, с помощью пассатов достигает берегов Южной Америки, а дыхание Чернобыля ощутили в некоторых странах Западной Европы. Как и где отзовётся сейчас землетрясение в Японии и взрыв на атомной станции в Фукусиме? Выживем ли мы на этот раз?
     Может ли кто-нибудь спрятаться в на острове от экологической беды? Конечно, нет. Газеты сообщают нам о самом «модном» занятии рублёвских миллионеров - они строят бункеры со всеми удобствами, бассейнами, саунами, на долгие годы запасаются напитками и продуктами. Но ещё в начале 20 века замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», это значит, что  пересесть из него просто некуда… Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой водой или пылью, безжизненной Земле стоит заранее установить надгробный камень с надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».
   «Дайте планете шанс!» - этот призыв относится не только к планете Земля, как некой «костной»  материи, на которой мы все существуем, но и к планете как цивилизации, как мировому сообществу людей. Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в своём развитии и в то же время само оказалось на краю гибели, вновь задавая себе извечный вопрос: «Быть или не быть?»

Так, может быть, человек достиг не «тех» высот, сделал не «те» открытия, создал не «ту» цивилизацию? 
     Об этом сейчас спорят в мире, об этом должны постоянно думать и мы, люди, участвующие в организации воспитания и обучения нового поколения людей. От нас, быть может, в большей степени, чем от людей других профессий, зависит, воспитаем ли мы человека, который будет топтать каблуками землю, высасывая из неё последние капли нефти для своего обогащения и при этом будет считать себя властелином природы, или, наконец,  воспитаем Человека – сына Земли, союзника природы, восторгающегося её красотой и гармонией, её разнообразием и неисчерпаемостью тайн, человека думающего и ищущего пути спасения цивилизации.  
   Проблемы экологии становятся настолько серьезными, что экологическое воспитание в школе приобретает ведущую роль и основываться оно должно только на мировоззренческих представлениях о человеке как части природы, о единстве и ценности  всего живого на Земле и невозможности выживания человечества без сохранения природы.

Цель:

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.

Задачи :

Обучающие:

  • Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Учить видеть и понимать красоту живой природы;
  • Учить основам экологических знаний;
  • Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
  • Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
  • Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
  • Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.

Методы экологического воспитания

Игровой,

беседа,

сообщение ,

Творческие домашние задания .

Формы экологического воспитания

Книжные выставки ;

Конкурсы ;

Исследовательские  работы;

Библиотечные уроки;

Викторины.

Выбранную мною тему «Экологическое воспитание школьников» считаю актуальной в современных условиях развития общества, потому что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и  находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека.

     Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.  

     С 2000 года в  школьных программах элементы экологического

образования введены практически во все учебные предметы. А  отдельные предметы учебного плана - окружающий мир (в начальной школе), экология- в среднем звене, элективные курсы по экологии в старшей школе позволяют формировать экологическое сознание и культуру учащихся.  Так как я являюсь и еще учителем географии, биологии и экологии как библиотекарь тоже веду работу в области экологического просвещения школьников.

     Я уверена, что выпускники школ, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что будущем  может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

     

Глава II. Сущность экологического воспитания.

2.1. Основы формирования экологической культуры  учащихся.                                                             

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экология как наука давно переросла рамки сугубо естественной науки, дочери биологии. Сейчас экология динамично развивается: оказывает влияние на многие науки, проникает в сферу искусства, меняет мировоззрение людей…

И конечно, она немыслима без  экологического воспитания. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть нравственного воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода - морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

     В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда,  его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

     Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на маленького человечка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство и литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

    Психологами и педагогами разработаны основные принципы социального воспитания:

1.Принцип природ сообразности – изучение задатков, способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагают учет национальной культуры, традиций и родного языка.

2.Принцип гуманности - основан на признании индивидуальности каждого подростка.

3. Принцип социальной ответственности общества за реализацию личности в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

     В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.

     Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.

     Итак, экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.  Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.  Основными компонентами экологической культуры личности являются:

   - знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

 - интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные  и эстетические;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

 - мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)

     Экологически культурная личность должна иметь знания по основным разделам экологии и краеведению:

  1. правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные  ресурсы и т.д.;
  2. о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии таких как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
  3. организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и др;
  4. знать природу своего родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

     Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.

     Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др.,  должно быть оправданным и целесообразным,  включать:

  1. соблюдение параметров более высокого порядка – эмоциональность, рациональность в отношении к природе;
  2. обобщение или избирательность;
  3. сознательное или несознательное отношение к явлениям в природе.

     Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».

     Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования,  пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных  богатств.

      Я считаю, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.            

     Отношение ребенка к окружающей  среде определяют три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

     Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний, где важное место имеет начальная школа, являющаяся  начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

2.2. Программа экологического воспитания

     На такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Экологическая ответственность за окружающий нас мир напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с гуманным отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

      «В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ была утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики, выработанные
ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
 

 2.3. Многообразие экологического воспитания

     В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.

     Определяя   сущность   экологического   воспитания,   необходимо выделить особенности этого процесса,  таких как:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование     убеждений     в     необходимости     экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

     Немалую роль в этом играет этнопедагогика, т.е. народная педагогика,  которая способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного подрастающему поколению.

Этнопедагогику можно  в целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания.

     В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

     Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов– профессионалов.

    Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих  способностей.

 Так, она оказывается:

- объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее;

-объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома;

-реальным пространством, где протекает деятельность;

-окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях;

-объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее в  образе в самодеятельном искусстве.

     Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности,   школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы.  Работая с детьми, я каждый раз убеждаюсь, что на формирование сознания  учащихся в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего - это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение, целенаправленные действия педагога.

     Как можно показать красоту и величие того края, где мы живем, тех земель, которые обрабатываем, те места, которые любим?... Конечно, на собственном примере и примере своих предков.

Н. Рерих писал:

... « Россия не только государство…. Она сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не легла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия- это бесконечные снега, под которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин; снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в ее глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой угасшей наследницы Рима- Византии, второго Рима».

Глава III. Работа школьного библиотекаря по экологическому воспитанию.

Наша  школьная библиотека играет активную роль в воспитании экологической грамотности, она располагает большими  возможностями для детей черпать экологические знания из книг, периодических изданий, нетрадиционных носителей информации. 

Как информационный центр наша школьная  библиотека:
– обеспечивает учителей, методическими, дидактическими и педагогическими  материалами, а также готовыми методическими разработками на электронных и бумажных носителях. Чтобы  способствовать более качественной подготовке к мероприятию и в целях экономии  необходимого учителю времени я предлагаю свои методические разработки на различные темы, постоянно пополняю их материал, используя для этой работы каждую свободную минуту, часто беру работу на дом, чтобы подготовить новую интересную методическую  разработку к предстоящему празднику или памятной дате и  предложить её учителю или учащимся. Мне не жаль своего труда, если это помогает учителю более качественно подготовиться  и облегчает его жизнь и труд.
– библиотека помогает учащимся в их внеурочных занятиях при подготовке проектов, докладов, рефератов по экологии; в том числе даёт рекомендации «Как написать реферат, доклад или сообщение», «Как подготовиться к семинару или диспуту», «Как сделать рецензию», «Как написать сочинение – эссе», «Как оформить выставку» и  другое;

Преподавателей и учащихся о новых поступлениях в библиотечный фонд (информационные бюллетени вывешиваются на стенде «Жизнь школьной библиотеки», проводится      индивидуальное и групповое информирование).

       Наша библиотека  совершенствует свой справочный аппарат, создавая картотеки, пополняет тематические папки, подборки, накапливает фонд рукописных детских работ (рефераты, доклады, сообщения, сочинения) на экологическую тему.

     Положительной особенностью школьной библиотеки является максимальная приближенность её к учебному процессу, поэтому я поддерживаю постоянную связь с учителями-предметниками и классными руководителями, совместно мы проводим мероприятия: книжные выставки, беседы, обзоры, выразительные чтения, утренники, викторины, конкурсы, праздники, игры.

     В начальной школе все мероприятия по экологическому воспитанию проводятся в игровой форме. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, облегчают восприятие сложных проблем и знаний. Например, проводились экологические игры "Земля – наш дом", викторина «Угадай птицу», "Если хочешь быть здоров»,

  В экологическом просвещении детей всё более популярна театрализация, которая порождает такие формы как мини-спектакли, агитбригады, инсценировки суда природы над человеком. Дети демонстрируют свои творческие способности и знания об окружающем мире. Мероприятия развивают у них интерес к окружающему, ответственность за мир растений и животных, знакомят с правилами поведения в природе.

           В помощь учебному процессу проводятся различные мероприятия, помогающие накапливать знания по экологии. "Земля наш общий дом»– "Здоровье человека в современной экологической обстановке";
– "Нетрадиционная энергетика: за и против";

Вошли в традицию общешкольные акции: «Чистый берег»», «Грачи прилетели», « Красная Книга»

      Ежегодно в школе проводятся конкурсы на темы: "Золотая осень», «Здравствуй, зимушка – зима!»,  «Я жду приход весны!», отмечаются международные экологические праздники: «День птиц»- 1 апреля, «День Земли»-22 апреля, День воды, «День защиты животных»-4 октября.
 С активом библиотеки организуем        экологические выставки «По страницам Красной книги», «Как прекрасен этот мир!», «Птицы, зимующие вместе с нами.»   Они учатся делать обзоры книг, проводят беседы с учащимися начальных классов. Очень полюбили дети  персональные выставки, посвящённые творчеству певцов природы  - Пришвина, Астафьева, Паустовского, Сладкова и других писателей и поэтов.
         Большой поклон также писателям - природоведам: В. Бианки, Ю. Дмитриеву, М. Соколову-Микитову и многим другим, подарившим нам радость общения с природой. После встреч с ними читаемость возрастает, особенно востребованы бывают книги о животных, о природе.Прав был Тютчев, который сказал:  «Не то, что мните вы, природа:
                                                                  Не слепок, не бездушный лик –
                                                                                          В ней есть душа,
                                                                                              В ней есть свобода,
                                                                                               В ней есть любовь,
                                                                                                   В ней есть язык…»
     Все эти мероприятия помогают читателю задуматься над экологическими бедами, стремиться сделать природу  чище и красивее, привить ответственность, а также знакомят ребят с разнообразным животным и растительным миром. В библиотеке имеются энциклопедии и справочники естественнонаучной направленности, тематический стеллаж "Экология родного края", проводились библиотечные уроки: «Знакомство со словарями и энциклопедиями», «Характеристика фонда естественно - научных книг», «По страницам энциклопедии о животных», «По страницам Красной книги». 
    Бережному отношению, воспитанию любви к природе способствуют  мероприятия, воспевающие красоту родного края: «Край ты мой, родимый край!», ведь экологическое образование, которое  дает детям только знания об окружающей среде, не прося их что-то изменить в своей собственной жизни, - это простое естествознание. Настоящее экообразование должно «до душ людских достучаться», поэтому мы  проводим мероприятия эстетической направленности, которые тесно  связаны с темой экологии а также экологическое воспитание непосредственно связано с темой  родного края, темой здорового образа жизни, физическим развитием. Сейчас, глядя на то, как наши дети пропадают, зеленея возле компьютеров, стоит больше заботиться  и об экологии самого человека и о защите его от негативного влияния технического прогресса. Воспитание чувства ответственности за состояние природы и за состояние своего собственного здоровья – все это необходимо.
      Таким образом,  без активного использования фондов школьной библиотеки при подготовке к различным мероприятиям ни школьникам, ни учителям не обойтись. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет или ответ на интересующий вопрос, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования личности. 
     Для продвижения экологической информации используются и другие формы: буклеты, листовки, закладки, информационные стенды, плакаты. Однако самой эффективной формой продвижения информации я всё таки считаю  выставки:…     

  "Стыдно жить на Земле и не замечать многообразия природы", – отмечал в свое время детский писатель - природовед Николай Сладков. Как научить современных детей любить природу, слышать и видеть красоту
окружающего мира, беречь и сохранять все живое на планете Земля? Эти вопросы волнуют особенно сегодня, когда перед нашим обществом остро стоят проблемы экологии. Большое это поле деятельности и для школьных библиотек, которые способствуют: 
– более полному пониманию учащимися учебного материала по естественным наукам;
– осознанию того, что учебник – не единственная книга, по которой можно изучать природу и экологию;
– способствуют развитию навыков самостоятельного поиска экологических знаний;

– приобретению навыков публичных выступлений и ораторского искусства, формированию и расширению словарного запаса в области экологии;
– формированию критического мышления в сфере природоохранной деятельности.
  А в целом, все это способствует становлению нравственно-экологического сознания, основанного на неравнодушном отношении к состоянию окружающей среды, создает условия для построения шкалы нравственных ценностей, духовного становления личности школьников.
  Итак, роль и значение школьной библиотеки в организации экологического воспитания учащихся очень велика. Школьная библиотека способствует  развитию целостной системы экологического просвещения и образования, создаёт необходимое условие формирования экологического мировоззрения, активной нравственной позиции по отношению к живой природе у подрастающего поколения. Конечно, это требует постоянного,  серьёзного, повседневного, кропотливого труда, поэтому я  желаю вам всем успеха и терпения в нашей творческой деятельности!

Заключение

     Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

   Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.

Литература

  1. Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
  2. Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
  3. Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
  4. Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
  5. Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
  6. Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
  7. Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
  8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
  9. Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
  10. Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
  11. Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
  12. Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
  13. Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
  14. Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
  15. Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
  16. Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
  17. Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
  18. Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Статья "Роль предмета химии в экологическом воспитании школьников"

В данной статье рассказывается о возможности применения экологического аспекта на уроках химии....

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...

Исследовательская работа по теме: «Роль физических упражнений в формировании осанки школьников»

Исследовательскую работу выполнила ученица 7 класса Белоногова Ксения....

Выступление по теме "Роль монастырей в духовно-нравственном воспитании школьников", 23.11.2017 г.

Программа XXVI  международных Рождественских образовательных Чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества" (региональный этап), 23.11.2017 г....