Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке для удовлетворения информационных потребностей читателей
методическая разработка по теме
Одним из социальных заказов современного общества является успешность в непрерывном образовании в течение всей жизни и в повседневном межличностном общении для любого гражданина. Этого можно достичь лишь при условии сформированности информационной грамотности. Я предлагаю работу «Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке для удовлетворения информационных потребностей читателей». Урок сопровождается электронной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sistemy_poiska_i_obrabotki_informacii.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке
для удовлетворения информационных потребностей читателей.
Цель: расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов;
формирование умений, навыков поиска, оценки и обработки информации для ее дальнейшего использования.
Задачи:
- научить идентифицировать информационные ресурсы
- сформировать умения работы со справочными изданиями, научно-познавательной литературой;
- сформировать умения оценки информационных ресурсов.
- сформировать умения и навыки использования справочно-библиографического аппарата библиотек как информационно-поискового инструмента
Форма организации занятий: практическое занятие.
Предварительная подготовка: перед занятием необходимо подобрать максимально возможное количество информационных ресурсов для работы.
Ход занятия
Для успешности поиска необходимой информации важно владеть инструментами информационного поиска. Библиотекарь предлагает учащимся сравнить информацию в различных типах информационных ресурсов и определить как она подается. Проводится совместный анализ, в ходе которого делается вывод о том, что выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности.
Анализ информационных ресурсов проводится на основе данных критериев:
критерии анализа | |||||||||||||||
назначение (цель) | информативность | достоверность | объем текста | язык текста | способ подачи материала | ||||||||||
развлечение | познание | учение | полнота | наличие конкретных фактов и сведений | наличие справочного аппарата | наличие примеров | ссылки на подтверждение фактов | краткий | подробный | образный | научный | разговорный | стиль речи | оформление | характер иллюстраций |
Учащиеся должны решить, какие ресурсы могут быть полезными при работе над темой.
Идентификация и оценка возможных источников информации:
Для получения краткой, но точной характеристики предмета интересующего читателя самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета.
I.Справочная литература.
К справочной литературе относятся словари, справочники и энциклопедии.
Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенность справочной литературы:
- алфавитное расположение сведений,
- краткость, сжатость изложения,
- строгость языка.
Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систематизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.
Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические.
словари | |||||
филологические | энциклопедические | терминологические | |||
орфографический | толковый | иностранных слов | этимологический | ||
показано правильное написание слов. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу | объясняет происхождение слов. Содержит краткое толкование значения каждого слова, приведены примеры употребления слова в речи. | включает слова, пришедшие из чужих языков. Словарь толкует значение слова, дает дополнительные сведения о слове. | рассказывает о происхождении слов, их древнем значении | научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой- либо области | рассматриваются термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений |
Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.
В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.
Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приводятся примеры употребления слова в речи.
Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.
Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.
В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.
Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой- либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.
Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке. Нашли букву, с которой начинается нужное вам слово, и ищите его по алфавиту, помня, какая буква идет за следующей.
Практическое задание: Каждому учащемуся предлагается карточка, на которой написано одно слово. Он должен найти это слово в различных словарях, объяснить правописание, значение, происхождение.
Слово энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.
Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные.
Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту (Большая Российская энциклопедия) или систематически (Школьная энциклопедия, Энциклопедия для детей).
Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания.
Пример универсальной энциклопедии:
Большая Российская энциклопедия (алфавитное расположение материала, алфавитно-предметный указатель, иллюстрации.
Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.
Примеры отраслевых энциклопедий:
- Руссика: школьная энциклопедия по истории в 6 т.;
- Всемирная история: в 24 томах. (Все статьи посвящены главным событиям из истории человеческого общества. Принцип расположения статей - тематический. Для облегчения поиска нужного материала в конце энциклопедии расположено содержание.)
Практическое задание: каждому учащемуся дана карточка с именем известного человека. Необходимо найти главные сведения о его личности и особо значимых достижениях.
II. Электронные информационные ресурсы.
Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Это электронный документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров. Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?
Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.
Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.
Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.
Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере. Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.
Например:
Энциклопедия города мира дает возможность посетить в знаменитых городах Европы, Азии и Африки, Австралии и Америки, познакомиться с их достопримечательностями. С помощью удобной системы поиска можно найти нужную статью и сохранить ее в отдельный файл, распечатать.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Это самое авторитетное в России мультимедийное энциклопедическое издание - уникальное собрание обширной, достоверной и актуальной информации по всем отраслям знаний.
Большая детская энциклопедия Универсальная информационно-справочная энциклопедия для детей от 6 лет. Компьютерная программа (2004) Уникальное справочное издание для детей - авторитетного британского издательства «Дорлинг Киндерсли». Познавательная программа состоит из обширного энциклопедического материала.
Ресурсы удаленного доступа (on-line) - это те, которые можно найти в Интернете.
Библиотекарь демонстрирует алгоритм поиска информации в справочных ресурсах, комментируя каждый шаг.
Практическое задание: каждый учащийся должен найти в электронных справочных ресурсах заданное ему слово и ответить на вопрос: есть ли какие-то отличия между поиском в бумажных и электронных ресурсах.
После работы над заданием необходимо рассмотреть достоинства и недостатки электронных справочных ресурсов удаленного доступа.
Удобства: быстрый доступ, возможность работать с материалами на своем компьютере.
Недостатки: определенная нестабильность Интернет-ресурсов - сегодня ресурс есть, завтра он исчез; медленное инернет-соединение, затрудняющее работу; уязвимость электронных носителей информации.
III. Научно-популярная литература.
Научно-популярная литература - это издания, в которых излагаются научные сведения о предметах, явлениях языком доступным для неспециалиста. Такая литература используется при работе над докладом, рефератом, исследовательской работой. Способ работы с информацией: отбор нескольких информационных ресурсов, просмотр и оценка текста с точки зрения значимости для поставленной конкретной цели.
Просмотр ресурса включает:
- знакомство с аннотацией;
- знакомство с содержанием или оглавлением;
- чтение введения, предисловия или послесловия;
- нахождение и беглое чтение нужных страниц;
- оценка ресурса (кто автор, насколько он известен объективен; насколько серьезен материал);
- отбор подходящих ресурсов для более серьезной изучения.
Практическое задание: Каждый учащийся по жребию получает научно-популярное издание, на которое он должен подготовить аннотацию путем заполнения рабочего листа.
IV.Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки как инструменты поиска информации
Для облегчения поиска и доступа к информации и литературе в каждой библиотеке существует СБА - справочно-библиографический аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, базы данных, справочный фонд.
Учащиеся знают, что для получения краткой, но точной характеристики интересующего их предмета самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям, где они могут найти характеристику любой темы, и, возможно, список лите- ратуры по данному вопросу.
При наличии списка литературы можно сразу отправляться к алфавитному каталогу.
Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то авторга.
Чтобы отыскать книги по определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний. Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы - условные цифровые обозначения. Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отраслям знания, т.е. по отделам. Познакомившись с перечнем разделов каталога, можно выяснить, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д.
Чтобы узнать, в каком отделе искать интересующие нас книги, нужно выяснить индекс отдела. Это поможет сделать алфавштно-предметный указатель (АПУ), представляющий собой массив карточек с перечнем наименований предметов (отраслей знаний, явлений, тем, имен и т.д.), литература о которых расположена в каталоге. На каждой карточке написаны название тем и раздел каталога (например, «Звезды» - 22.6). Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в порядке алфавита наименования предметов.
Если нас интересуют статьи в журналах, газетах, сборниках, шужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, то есть отражает статьи по отраслям знаний.
Существует еще один из путей выбора литературы - поиск с помощью библиографических указателей. Библиографические указатели - это аннотированные списки литературы, подобранные по какой-то определенной теме или ряду близких тем. Существуют библиографические указатели как самостоятельные издания, а также как прикнижные (пристатейные) библиографические списки литературы (т.е. списки литературы в книгах или статьях).
Информационно-поисковая система библиотеки, связанная с автоматизацией и информатизацией, включает электронные каталоги, базы данных, доступ к он-лайн- ресурсам.
Электронные каталоги позволяют искать документ по любому признаку: по автору, по названию, по ключевому слову, по предмету в одной базе данных. Разные электронные каталоги имеют свои особенности.
Библиотекарь показывает, как можно пользоваться школьным электронным каталогом, напоминает, как правильно подобрать ключевое слово, которое является важнейшим фактором при предметном поиске в электронных каталогах.
информационный запрос
энциклопедии словари, справочники
справочно-библиографический аппарат
электронные ресурсы
фонд, научно-популярная литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность школьной библиотеки как способ пополнения библиотечного фонда, для удовлетворения информационных потребностей и выполнения запросов читателей
В данной статье подробно рассматриваются виды проектной деятельности школьного библиотекаря в сотрудничестве с педагогами как начальной, так и основной школы....
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ
Школьные библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы....
Принципы отбора информации масс-медиа для использования в учебно-воспитательном процессе
В настоящее время возможности всемирной сети Интернет огромны. Одна из них доступ к огромному количеству средств массовой информации: газетам, журналам, телевидению, радио. Для использования и в...
Как сделать школьную библиотеку центром притяжения читателей?
Представление мероприятия для обучающихся 2-х классов, способствующего развитию читательского интереса школьников....
Сценарий праздника для младших школьников «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»
Посвящение в читатели школьной библиотеки учащихся 1х классов....
Школьные библиотеки: воспитать Читателя и Патриота
Как привить школьникам уважение к книге и автору? Зачем школьнику быть знакомым с законом об авторском праве? Как обратить внимание учащихся на правовую сторону получения информации из открытых источн...
ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»
Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции совреме...