Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении математике.
статья на тему
Программа ставит перед учителем основную задачу преподавания математики в коррекционной школе — коррекционно-развивающую, а это значит, что цель процесса обучения математики ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся.Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняя в себе некоторые элементы. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для нашей категории учащихся.При изучении математики, как и при строительстве здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_preemstveenosti_na_urokah_matematiki.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении математике».
Подготовила: А.М.Качалова
Педагогический совет - 2013г.
Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняя в себе некоторые элементы.
Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для нашей категории учащихся.
При изучении математики, как и при строительстве здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым.
Программа ставит перед учителем основную задачу преподавания математики в коррекционной школе — коррекционно-развивающую, а это значит, что цель процесса обучения математики ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся.
В программе по математике предусматривается концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах.
При концентрическом расположении материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. На первых порах есть возможность использовать предметную основу, так как изучаются небольшие числа. Затем осуществляется постепенный переход к отвлеченным понятиям и оперирование с числами, которые трудно конкретизировать с помощью предметных совокупностей.
Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно. Задачи каждого концентра:
Задачей первого концентра является знакомство с числами первого десятка, цифрами для записи этих чисел, действиями сложения и вычитания; одновременно учащиеся знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1 р., 5 р., 10 р. Изучение этого материала происходит в 0—1-х классах.
Задачей второго концентра является изучение нумерации и четырех арифметических действий в пределах 20.
Учащиеся знакомятся с названием чисел 11—20 (перед ними раскрывается позиционный принцип записи чисел второго десятка; единицы записываются в числе на первом месте справа, десятки — на втором), с новыми арифметическими действиями — умножением и делением.
Учащиеся знакомятся с единицами измерения длины — сантиметром, дециметром, мерой емкости — литром, единицами измерения времени — неделей, сутками, часом, определением времени по часам, учатся измерять и чертить отрезки в сантиметрах и дециметрах, работать с монетами.
Материал второго концентра изучается в 2—3-х классах.
В третьем концентре изучается нумерация в пределах 100, раскрывается понятие разряда, учащиеся знакомятся со сложением и вычитанием двузначных чисел, приемами устных и письменных вычислений.
Завершается изучение табличного умножения и деления, ознакомление с внетабличным умножением и делением. Продолжается изучение величин и единиц их измерения.
Материал третьего концентра изучается в 3—4-х классах.
Учащиеся получают понятия о единицах измерения длины (метре), стоимости (копейке, рубле), массы (килограмме), времени (годе, месяце), знакомятся с соотношением единиц измерения.
Задачей четвертого концентра является изучение нумерации в пределах тысячи, вычленение трех разрядных единиц (единиц, десятков, сотен), составляющих основу нумерации многозначных чисел.
Продолжается изучение величин и единиц измерения длины (километр, миллиметр), массы (грамм, центнер, тонна), времени (секунда, год, месяц, сутки), соотношения единиц измерения, вы работка практических умений, измерения величин. Изучение материала четвертого концентра происходит в 5-м классе.
В общеобразовательной школе числа 11—20 не выделяются в отдельный концентр, а изучаются сразу числа от 11 до 100.
В школе VIII вида необходимо выделять числа второго десятка в специальный концентр, так как на этих числах легче усвоить получение десятка, двузначных чисел, овладеть десятичным составом этих чисел, познакомить с названием (числительными от 11 до 19 и 20), позиционным значением цифры в числе. На базе этих знаний проще перейти к изучению чисел 21—100.
Пятый концентр — многозначные числа (в пределах 1 000 000).
В программе по математике для специальной (коррекционной) школы VIII вида числа в пределах 1 миллиона изучаются не сразу, а разбиваются на следующие отрезки числового ряда:
- в 6-м классе изучаются числа до 10 000;
- в 7-м классе — до 100 000;
- в 8-м классе — до 1 000 000.
В этих же пределах дети выполняют четыре арифметических действия с этими числами, в том числе учатся вычислительным приемам умножения и деления на однозначное и двузначное число.
Действия с многозначными числами вводятся посте пенно, с учетом возрастающей степени сложности и особенностей усвоения алгоритмов этих действий учащимися с интеллектуальным недоразвитием.
Параллельно изучаются действия с числами, полученными при измерении величин с 1—2 единицами измерения.
Для успешного обучения учащихся школы VIII вида математике учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его по ведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые пр...
Особенности игры на разных возрастных этапах. Развитие игровых умений у детей младшей и средней групп.
В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Описаны первые попытки отечественных и зарубежных ученых понять природу игры, ее характерные черты и причины ...
Доклад на тему "Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества. Проблема воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах"
Доклад для выступления на родительском собрании....
«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»
«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...
Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении устным предметам в школе VIII вида.
Историко-етественно-географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся коррекционной школы 8 вида. Основная задача учителя-предм...
Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении устным предметам в школе VIII вида.
Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении устным предметам в школе VIII вида....