Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении устным предметам в школе VIII вида.
статья на тему

Историко-етественно-географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся коррекционной школы 8 вида. Основная задача учителя-предметника, в доступной форме донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеурочное время, способствующие более сознательному усвоению  всего материала.

     При изучении истории ,биологии, географии у  школьников формируется базовая система  представлений, которая постепенно развивается в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_preemstvennosti.docx40.3 КБ
Файл sistema_preemstvennosti.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №81»

Доклад

Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении устным предметам в школе VIII вида.

 «

Школа 8 вида, воспитывая и обучая детей с умственной отсталостью, имеет специфическую задачу-осуществление  коррекционного воздействия на личность учащегося. Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого - развивать умение мыслить самостоятельно.

        Коротко остановлюсь на основных характеристиках предметов, которые я преподаю, с точки зрения реализации в них принципа коррекционного обучения.

 Историко-етественно-географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся кор.школы 8 вида. Основная задача учителя-предметника, в доступной форме донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеурочное время, способствующие более сознательному усвоению  всего материала.

     При изучении истории ,биологии, географии у  школьников формируется базовая система  представлений, которая постепенно развивается в процессе обучения.

 Представление - это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе ощущений и восприятий путем воспроизводства его  в памяти или воображении.

Все объекты и явления, доступные  сознанию школьников, можно разделить на две группы.
Первая - объекты и явления, доступные непосредственному восприятию. К этой группе относятся окружающие нас социальные явления, например события, происходящие в школе, семье, в кругу друзей, в городе

и т.п.

 Вторая - объекты и явления, недоступные непосредственному восприятию. К этой группе относятся представления, которые школьники не могут наблюдать непосредственно в социальном окружении. К таковым в первую очередь относятся, например, исторические представления.
      

Исторические  представления создаются:

-о  фактах прошлого, охватывающих все  стороны жизни общества; о материальной жизни, об исторических деятелях, о событиях, об историко-культурной жизни народа;

-об  историческом времени (т.е. соотнесение  определённого исторического факта с определённым историческим временем);

-об  историческом пространстве (соотнесение  определённых исторических событий с конкретным местом действия), для чего широко используются историко-географические карты.

       Процесс познания в истории начинается с  усвоения факта. Поэтому для формирования представления о каком-то историческом факте прошлого необходимы ассоциативные связи с имеющимися представлениями о современных предметах и явлениях.

  В коррекционной школе   особое внимание уделяется формированию хронологических и пространственных представлений школьников.
       Хронологические представления позволяют школьнику  понять последовательность исторического процесса. Хронология - наука о счете времени, о способах летоисчисления, об определении точных дат исторических событий, их локализации в историческом процессе. Задача хронологии - установление временных отношений между изучаемыми фактами.

Школьники не имеют достаточного жизненного опыта для того, чтобы воспринимать многовековую историю человечества. Поэтому процесс формирования хронологических представлений является достаточно сложным и требует повышенного внимания учителя.

   Формирование  пространственных представлений является процессом не менее сложным. В  школьном обучении истории пространственная локализация исторических событий призвана:

выявить географическую среду, в которой события происходили, и этим обеспечить условия для показа взаимодействия природы и общества, что особенно важно соотнести исторические факты с определенными территориями, что позволяет устанавливать связь между отдельными событиями и раскрыть представление о целостности  события.
    От  того, как будут сформированы исторические представления учащихся в  7 классе коррекционной школы, будет зависеть их понимание исторического материала в годы последующего обучения, а так же они будут ему необходимы в повседневной жизни.

Представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий.

 Однако, в связи с трудностями восприятия исторических  времени, уроки истории для детей с умственной отсталостью принадлежат к разряду самых сложных. Ученикам вспомогательной школы трудно представить прошлое, разместить его события в определенной последовательности. Они путают атрибуты разных исторических периодов.

Использование на уроке разнообразных видов работ, активных методов и приёмов обучения постепенно  помогают ученикам создавать правильные представления об исторических явлениях, географических объектах.

  В преподавании истории, географии и биологии огромное значение имеет наглядность, т.к. большинство географических объектов и исторических явлений недоступно для непосредственного восприятия учащимися. Учить географии и истории без наглядных пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику с ограниченными возможностями в развитии, если у него не будет создан образ предмета, подкрепленный наглядно.

Рассмотрим  основные виды условно- графической  наглядности на примере истории
      

 Историческая  карта – это создаваемое на точной географической основе уменьшенное условное изображение определенного пространства в то или иное историческое время, с указанием отдельных событий того времени.
       Карты могут быть:
общие, то есть отражающие исторические события в стране, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени;
обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени;
тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса.

       Картосхемы  – это карты, позволяющие постепенно воспроизводить необходимую пространственную информацию по ходу рассказа или чтения. Реализация данного вида деятельности гораздо упрощает возможность использования картосхем через средства мультимедиа.
       Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Таблицы легко создать, они просты в использовании и существенно облегчают восприятие текста

Часто используемый на уроках истории картографический материал также должен использоваться с учетом определенных требований, приведенных ниже.
      

 Если  для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменять картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочные исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или карте учебника.
       Во  время использования исторической карты следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные учениками ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

       Немногий  исторический материал может быть качественно усвоен учащимися, если не использованы схематические рисунки. Наряду со схемами учебника привлекаются и подготовленные заранее. Учащимся со средним и низким уровнем восприятия  более доступен рисунок, элементы которого возникают по мере изложения материала учителем,  обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа, показывающий явление или событие в динамике, облегчающий понимание исторического материала. Данный вид работы наиболее продуктивен при использовании анимированных элементов иллюстрации, так как это стимулирует познавательный интерес школьников.
       К современным средствам условно-графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, схематические рисунки, картины. Они используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор раскрывает явления в его логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует информацию ,облегчая ее восприятие.
Как  средство,  значительно облегчающее восприятие учащимися учебного материала ,всё чаще используются таблицы,. 

Рекомендуется использовать таблицы, когда необходимо:

  • повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста; 
  • произвести сравнение двух и более объектов (к примеру, событий, фактов, явлений, персоналий, предметов, фрагментов текста и др.);
  •  осуществить группировку ряда объектов; 
    произвести систематизацию тех или иных объектов.

Большую трудность для  умственно отсталых школьников представляет установление причинно-следственных связей, изображаемых на картине. Роль проблемных вопросов «почему?» активизирует и развивает мышление ученика. Эти вопросы, как в географии, так и в биологии и в истории,  считаются главными, т. к. задача на установление причинной зависимости создаёт перед учениками своеобразную проблемную ситуацию для выхода из которой необходимо выполнить ряд других операций, что, безусловно, повышает интеллектуальную активность, способствует умственному развитию учащихся.

 Картины  требуют особых приёмов их использования. Картину нельзя показывать ученикам до момента её использования. Это связано с тем, что ученики видят её впервые, и она у них вызывает большой интерес, отвлекает. Но мало показать, надо добиться, чтобы они осмыслили её содержание и сделали бы это самостоятельно с помощью, конечно,  наводящих вопросов. о

Составление рассказа по картинам развивает речь учащихся, учит вглядываться, думать, раскрывать взаимосвязи между явлениями природы.

        

В каждом классе коррекционной школы обучаются дети с разным уровнем развития, различным отношением к занятиям и возможностями усвоения учебного материала. Поэтому урок должен проводиться при строгом соблюдении принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Он предполагает деление учащихся на группы.

● – К первой группе  отношу учащихся наиболее успешно овладевающие программным материалом (это в основном сильные ученики).

● – Во вторую группу входят дети, также достаточно успешно обучающиеся в классе, но без помощи учителя обобщения и выводы делать не в состоянии.

● – К третьей группе отношу учащихся, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в разнообразной помощи с моей стороны. Их действия необходимо постоянно корректировать.

Например, на уроке в 8 классе, по теме «Размножение и развитие рыб», при изучении схемы развития рыбы, делю класс на три варианта. Все дети получают задания. Прочитать текст в учебнике и составить такую схему.

Учащиеся первой группы выполняют вариант:

☻ - икра ---- ..... ---- ..... ---- .... ;

Учащиеся второй группы:

☻ - икра ---- ..... ---- ..... ---- маленькая рыбка;

Учащиеся третьей группы:

☻- икра ----….. ---- личинка ---- маленькая рыбка.

Большие возможности для индивидуализации открываются при выполнении опережающих (домашних) заданий, где в отличие от урока ученик может затратить столько времени, сколько на это потребуется.

Например, учащиеся 9 и 10классов делали сообщения о театрах Москвы(давался список и дети выбирали тему для сообщения) Дети готовились вполне самостоятельно, используя интернет, но некоторые брали книги в нашей библиотеке.  В результате у них расширяется кругозор, появляется или закрепляется интерес к предмету.

Важным средством коррекции на уроках являются дидактические игры. Игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой урок, любой учебный предмет увлекательным, облегчает  процесс усвоения знаний.

Учитывая это, я ввожу в урок игровые моменты для учащихся: это кроссворды, шарады, ребусы, загадки, головоломки и т. д. Такие задания школьники с нарушениями развития выполняют с желанием и интересом.

 Проведение с детьми дидактических игр и  коррекционных упражнений являются эффективным инструментом развития восприятия внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с нарушенным интеллектом. Дидактическая игра и  коррекционные упражнения  помогают умственно отсталому школьнику в развитии его способностей.

Например:

   Приведу задания ,способствующие формированию правильных представлений, интереса, внимания, развития познавательной активности и самостоятельности на уроках биологии ( раздел «зоология») в 8 классе.

Так, при изучении темы «Животные леса», как закрепление, предлагаю игру «Кто живёт в лесу?», цель которой развитие умения группировать объекты по одному признаку (животных – по общему месту обитания) и ставить вопросы к словам.

Оборудование: Иллюстрация с изображением леса, наверху  слова:  медведь, заяц, собака, дятел, лиса, курица, волк, лось, кошка, сова и др.

 Ход игры: Дети отвечают на вопрос учителя «Кто живёт в лесу?», но при этом соблюсти условие: для ответа можно пользоваться только теми словами,  которые даны, выбрать правильно название животного, которое живёт в лесу  и назвать(если выбрано правильно животное появится на картинке). Аналогично можно проводить игры: «Что растёт в лесу?»и.т.д.

При наблюдении за природными объектами производится коррекция ощущений, восприятий, представлений; развивается умение устанавливать связи между видимыми и соседними объектами, корректируются искаженные представления о жизни, природе, обществе. В процессе общения развивается импрессивная и экспрессивная сторона речи, тренируется образная память.

  Игра «Третий лишний» в 8 классе при изучении темы «Рыбы».

.а)  речной окунь, щука, тунец

б)  треска, океаническая сельдь, речной окунь;

в)  карп, океаническая сельдь, щука.

Нужно прочитать названия рыб и решить, кто из них в каждом ряду лишний, устно объяснить, почему это животное  лишнее.

При зрительном восприятии образы изучаемого ( в данном случае –рыб)быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.

Учащимся нравится выполнять такие задания, в которых приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Одновременно это ведет к исправлению неверных представлений, повышению интереса к предмету, что, положительно сказывается на организации самого урока, на усвоении знаний, формировании умений и навыков, коррекции недостатков в психофизическом развитии и повышения познавательной активности.

 • Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

 а) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и выписать эти слова.  (Карточка « Найди и выпиши млекопитающих животных»)

 б) Развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест "корректурная проба».        

В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Определённое место в моей работе занимают тесты. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. Как и в работе с занимательными  материалами, при работе с тестами активизируется мыслительная деятельность, любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.

Тесты могут применяться на разных этапах урока, чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне ЗУН учащихся. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, умение обобщать знания, попытка чётко формулировать ответ.

На уроках истории я применяю тестовые задания двух типов – закрытые и открытые. Тесты даются каждому ученику в печатном виде. Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация учащихся была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной. Рассмотрим типы используемых мною тестов на примере тестовых заданий на уроках истории в 8 классе.

Закрытые.

1. Задания альтернативных ответов.

Духовенство- это:

А) приближённые слуги из дворян;

Б) знатные бояре и удельные князья;

В) служители Русской православной церкви

2. Задания на восстановление соответствия.

Соотнесите правую и левую колонки:

А) основание Санкт-Петербурга 1) 1714 г.

Б) Гангутское сражение 2) 1709 г.

В) Полтавская битва 3) 1703 г.

3. Задания на установление правильной последовательности.

Восстановите хронологическую последовательность правления в эпоху Дворцовых переворотов:

1) Пётр III;

2) Анна Иоанновна;

3) Екатерина I;

4) Пётр II;

5) Елизавета;

6) Екатерина II

Открытые.

1. Задания свободного изложения.

Напишите год избрания первого русского царя?_______________________

2. Задания-дополнения.

Абсолютизм – это:

форма ____________, при которой вся ________ принадлежит _____________

Многолетняя работа в школе VIII вида показала, что реализация общеобразовательной, коррекционной и воспитательных задач невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов. Например, интеграция уроков истории и географии – это географические открытия и история исследования родного края, т.е. Москва и Московская область

Для осуществления географического краеведения провожу связь между природоведением и биологией , или связь экологии с математикой. Приведу примеры таких связей.

♦ - В результате аварийных разливов нефти в мире гибнет около 1 млн. водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть за 5 лет?

♦ - Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400 раз. Сколько раз прилетит синица с кормом к гнезду за неделю?

♦ - Стрекоза за 2 часа съедает 40 мух. Сколько мух съедает стрекоза за сутки? и др.

        

Дети с интересом включаются в работу, пытаются одновременно решить создавшуюся проблемную ситуацию и правильно ответить на поставленные вопросы.

Тесты, дидактические игры, кроссворды вызывают положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки, что позволяет закрепить интерес к обучению, повышает прочность знаний(я на это надеюсь!), умений и навыков, корригирует внимание, мышление, память, целенаправленность, создает ситуацию  успеха. Сочетание познавательного и занимательного обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой . Воспитывая организованность, мы воспитываем самостоятельность, которая является основой мотивации учения, повышающей качество обучения.  

Практика работы в данной школе диктует необходимость поиска новых  коррекционных технологий и методов преподавания географии, истории, биологии, которые смогли бы ещё больше активизировать учебный процесс и познавательную активность у. о.

Для решения этой проблемы я попробовала проведение уроков с применением  элементов программированного обучения. Использование элементов программирования, считаю, помогут обеспечить на уроках активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать ученикам необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся. В чём преимущество такого программированного обучения?

        

-Во-первых:  введение в процесс проверки заданий с элементами программирования (это перфокарты, буквенные и цифровые задания)  позволяет экономить время урока. За несколько минут выявить подготовку всего класса по изученной теме, разделу;

-Во-вторых:  при программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности и доступности обучения;

-В-третьих:  заполнение перфокарт, выполнение цифровых и буквенных заданий, способствуют активизации мыслительной  деятельности, развитию произвольного внимания, памяти и моторики учащихся с ОВЗ.

        

В течение урока на выполнение программных заданий отвожу не более 5 – 10 минут учебного времени. Наиболее оптимальным является наличие в задании не более 8 вопросов, а для слабых – не более 4 – 5.

 Можно варьировать количество вопросов в заданиях, учитывая особенности класса и уровень подготовки каждого ученика. Такая работа обеспечивает состояние успеха для каждого ученика, вселяет в него уверенность, устраняет страх, формирует правильную самооценку и развивает мыслительную деятельность, корригирует недостатки психофизического развития школьников ОВЗ.

Использование на уроках географии, истории,  биологии дидактических игр, тестов, личностно – ориентированного и элементов  программированного обучения направлены в результате на формирование системы элементарных, но четких и правильных представлений, которые необходимы каждому человеку ,способствующих социальной адаптации и повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

        

Список используемой литературы

1.Бгажнокова И.М. К вопросу об актуализации ранее усвоенных географических знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы // Дефектология, 2004, № 6.

2.Гладун Л.А. Формирование у учащихся специальной (коррекционной) школы географических знаний, умений и навыков посредством использования таблиц разного вида. Иркутск. Сб.кафедры специальной педагогики, 2000.

3.Гладун Л.А. Психолого-педагогические закономерности формирования естественнонаучных знаний и умений у студентов-дефектологов (на примере методики преподавания географии). Иркутск. Сб. кафедры специальной педагогики, 2001.

4.Гладун Л.А. Обучение чтению географических карт в специальной (коррекционной) школе // «Ступени», Изд-во ИГПУ, 2000, № 1, с. 27

5.Гладун Л.А. Развитие естественнонаучных знаний и умений у студентов – дефектологов (на примере географии). Методические рекомендации для студентов дневного отделения дефектологического факультета. ИГПУ, 2002.

6.Даринский А.В. Методика преподавания географии. Учеб. пособие

для студентов геогр. специальностей пед. институтов. Изд. 3-е,перераб. и доп. М., «Просвещение», 2005. – 368 С.

7.Еременко И.В. Олигофренопедагогика. М,2005.

8.Кабелко И.В. Использование графической наглядности на уроках географии во вспомогательной школе // Дефектология, 2000, № 5.

9.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб.заведений. в 2 кн. кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение:М, 2004. – 496 с.

10.Обучение детей с нарушениями развития. Олигофренопедагогика. Учебное пособие. /под ред. Пузанова.В.П. М. – 2000.

11.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе./Под ред Воронковой В.В. М. Просвещение, 2008.

12. Общая психология. Словарь / Под. ред. Петровского А.В.    //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Карпенко Л.А. Под общ. ред. Петровского А.В.  — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с

13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ Сластенин В.А., Исаев П. Н., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.    -3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000 - 512с.

14. Панчешникова Л.М. Методы обучения географии.//Методика обучения географии в средней школе / Под ред. Панчешниковой Л.М.- М., 2003.

15.Пороцкая Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе.Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2002. – 159 с.

16.Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Шадриков В.Д., Анисимова Н.П., Корнеева   Е.Н. и др.; Под ред. Шадрикова.В.Д – М.: Просвещение, 2000. –142 с.

17. Обучение детей с нарушениями развития. Олигофренопедагогика.                          Учебное пособие. /под ред. Пузанова В.П., М. – 2000.

18. Общая психология. Словарь / Под. ред. Петровского А.В., //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Карпенко Л.А., Под общ. ред. Петровского А.В., — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с

19. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов / Петрова В.Г.  .-  М., П.,1968 76с.

20. Пинский, Б.Н. , Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников/ Пинский Б.Н. .- М., АПН РСФСР, 1962.-124с.

21. Программа специальной коррекционной образовательной школы 8 вида  V – IX классы, под ред. Воронковой В.В., М.: Гумманит. изд. центр Владос, 2001.- Сб.1.

22. Румынина, Н.С., Сапроненкова, Н.С. Практические работы по географии VI-X классы / Н.С.Румынина, Н.С. Сапроненкова.- М., «Школа-Пресс», 2001.- 76с.

23. Сиротин, В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (VI-X кл.): пособие для учителя/ В.И. Сиротин- М.:Аркти, 1977.-98с.

24.     Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998.

 25.     Боровикова О.Н., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь Советская педагогика. - 1992. - №12.

 26.     Васина Л.Г. Реабилитация через образование Дефектология. - 1998. - №5.

 27.     Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.

28.     Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении устным предметам ( истории, биологии, географии)

Слайд 2

Задания на восстановление соответствия СООТНЕСИТЕ ПРАВУЮ И ЛЕВУЮ КОЛОНКИ 1 Основание СПб А. 1714 2.Гангутское сражение Б.1709 3.Полтавкая битва В. 1703

Слайд 4

Орудия труда

Слайд 5

Решающая битва с Орденом состоялась 5 апре-ля 1242 года на Чудском озере.Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. 3.Ледовое побоище. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы-княжеская дружина На флангах расположились полки правой и левой руки И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк.

Слайд 6

1. Растения Дерево Куст Трава

Слайд 7

Процесс рождения лягушки Икра головастик лягушка

Слайд 8

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫБ 1 ГРУППА: Икра-…---….----…---; 2 ГРУППА: Икра—зародыш в икринке ---….---…..; 3 ГРУППА Икра- -зародыш в икринке ---личинка---….. .

Слайд 9

Дидактические игры. Кроссворды Ребусы Загадки Головоломки

Слайд 10

При изучении темы «Животные леса» предлагаю игру «Кто живет в лесу ?»

Слайд 11

медведь заяц собака дятел лиса курица волк лось хомяк

Слайд 12

тема «Рыбы»

Слайд 13

«Третий лишний» Прочитать названия рыб и определить кто лишний. Объяснить, почему эта рыба « лишняя»

Слайд 14

тихоокеанская сельдь Сельдь тихоокеанская - Clupea harengus palasi ,- одна из географических рас вида океанической сельди и отноится к семейству сельдевых ( Clupeidae ). карп щука

Слайд 15

речной окунь щука тунец Тунцы́ (лат. Thunnus ) — род рыб из семейства скумбриевых ( Scombridae ). Тело веретенообразное, удлинённое. С каждой стороны хвостового стебля имеет большой кожистый киль. Спинной плавник имеет форму серпа и является идеальным для быстрого и продолжительного плавания. Тунцы обитают в тропических и субтропических водах Атлантического, Тихого и Индийского океанов. В СНГ — в Чёрном, Азовском и Баренцевом (редко) морях встречается атлантический подвид синепёрого (синего) тунца (T. thynnus atlanticus ), в Японском море — его восточный подвид (T. t . orientalis ). Тунцы обитают в больших косяках и преодолевают в поисках пищи большие расстояния.

Слайд 16

Найди и выпиши млекопитающих животных ф а с т к о р о в а с т о ь б л о с ь м у к р о ь ф а и л о ш а д ь г д ж ф ы й п т к о з а с м и ы ц р д о с ё л х н е в у е о ж ф о в ц а д ж ю б и о л е н ь я й ц б о л д е н о з е б р а н г щ ю р и т р о л в е р б л ю д с о л у п н ш в в а ф р о д ж ш к у й р о к а б а н к ш ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 17

Желудь – семя дуба З а г а д к а И берет на голове, Будто в путь готовый, Он скрывается в листве Дуба золотого.

Слайд 18

А такое дерево ты видел? Из чего растёт хлеб?

Слайд 19

Яйцо З а г а д к а Был белый дом, чудесный дом И что-то застучало в нем. И он разбился …

Слайд 20

Цыплёнок … и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое, такое Пушистое и золотое Кто вылупился из яйца? Какой этот птенец?

Слайд 21

Тренировка восприятия сссс корова мышка собака кошка ответ

Слайд 22

Лягушата ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ : Сколько лягушат родилось из икринок одной лягушки?

Слайд 23

тесты

Слайд 24

Закрытые тесты Задания альтернативных ответов : ДУХОВЕНСТВО-это а)приближенные слуги из дворян б)знатные бояре в)служители Русской православной церкви

Слайд 25

Задания на установление правильной последовательности ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 1.Петр III ; 2.Анна Иоановна 3.Екатерина I 4.Петр II 5. Елизавета 6.Екатерина II

Слайд 26

Открытые тесты Задания свободного изложения Напишите год избрания первого русского царя? __(1613)_________ Задания-дополнения Абсолютизм-это: Форма _______, при которой вся _____ принадлежит _______.

Слайд 27

Программированные задания Программированные задания

Слайд 28

Впиши в клетки нижнего ряда соответствующие по цвету буквы. 1 2 3 4 5 6 А Ф К Р И Ответ. Какое слово получилось? (Африка) Покажи на карте этот ответ.

Слайд 29

Подчеркни названия естественных водоёмов одной чертой, а искусственных – двумя чертами река озеро море канал океан водохранилище пруд болото скважина ручей родник колодец Ответ: естественные – река, ручей, озеро, океан, болото, родник, море; искусственные – канал, пруд, водохранилище, скважина, колодец.

Слайд 30

Графический диктант «Животные тундры». Послушайте внимательно высказывания. Если вы согласны с высказыванием ставьте +, если нет - . 1. В тундре водится небольшой по размету грызун – лемминг. 2. Белая куропатка – хищная птица. 3. Белая сова – растительноядная птица. 4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. 5. Песцы питаются леммингами. 6. Дикий северный олень питается ягелем. 7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма. 8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей. 9. Плотное оперение белой совы защищает её от ледяных ветров. 10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми. Ответы: + - - + + + - + + +

Слайд 31

Формы земной поверхности. Равнины. Холмы. Овраги. Горы. Небольшие возвышенности, имеющие вершину, склоны и подошву. Большие пространства ровной местности. Резкие ветвистые углубления с крутыми склонами, размытыми дождем и снегом. Очень высокие возвышенности, вершины которых покрыты снегом. Перфокарта . По горизонтали записаны вопросы, а по вертикали – ответы. Прочитай вопрос, выбери правильный ответ из числа предложенных и, при пересечении вопроса и ответа, поставь условный знак - + Ответ: холмы, равнины, овраги, горы.

Слайд 32

Найди самое маленькое число . Выпиши в рамочку только нечетные числа в порядке возрастания . Под ними запиши соответствующие им буквы . 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 у я з и и з ф а я р в в л е Ответ. Какое слово получилось? (Евразия) Покажи на карте этот ответ.

Слайд 33

Виды коррекционных упражнений. Динамичность восприятия 1. Задания по степени нарастающей трудности. 2. Задания на различный доминантный анализатор. 3. Смена видов деятельности. Продуктивность обработки информации 1. Самостоятельная работа учащихся. 2. Дозированная поэтапная помощь педагога. 3. Перенос показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание. Развитие и коррекция высших психических функций 1. Включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций. 2. Задания с опорой на несколько анализаторов. Мотивация к учению 1. Постановка законченных инструкций. 2. Включение в урок элементов сегодняшней жизни. 3. Проблемные задания. 4. Призы, поощрения, словесная оценка.

Слайд 34

7 класс 8 класс 9 класс Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Комментированное чтение Чтение вслух отрывков Устные ответы на вопросы Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя Добавляется Самостоятельное чтение , Анализ и постановка вопросов к тексту Добавляется Пересказ Выполнение домашних заданий по учебнику Составление рассказов по иллюстрациям Наглядные методы Наглядные методы Наглядные методы Иллюстративный материал применяется для формирования первичных исторических представлений Одновременно используют 1-2 иллюстрации, рисунка Иллюстрации Макеты Схемы Видео презентации Иллюстративный материал применяется для формирования и закрепления исторических представлений добавляется Одновременно используют 2-3 иллюстрации, рисунка, картины Иллюстрации Макеты Схемы Видео -презентации игры Работа с наглядностью имеет приоритетное значение, т.к.способствует более полному закреплению исторических представлений . Добавляется -рассматривание иллюстративного материала по плану(выделение главного, нахождение второстепенного) -беседа по вопросам после анализа картин ,видеоматериалов -анализ схем с опорой на материал

Слайд 35

7 класс 8 класс 9 класс Работа с картой Работа с картой Работа с картой (в целях формирования пространственных представлений) (в целях формирования пространственных представлений) (в целях формирования пространственных представлений) Показать город Показать государство Показать столицу Показать границы Показать места сражений Добавляется Многократные упражнения учащихся в локализации событий Нахождение территорий(под контролем учителя) Срисовывание через кальку обводка Добавляется Самостоятельное нахождение объекта Соотнесение сведений на карте и в учебнике Словарная работа Словарная работа Словарная работа Дети знакомятся с новыми понятиями, учатся их выделять , объяснять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе Добавляется многократное проговаривание про себя и вслух многократное использование понятия в разных частях урока закрепление игровыми методами самостоятельное объяснение понятия с опорой на словарь учебника объем работы со словарем увеличивается до 5-6 слов словарная работа усложняется: даются задания на самостоятельное объяснение новых слов разгадывание кроссвордов по новым словам( понятиям) ВВОДИТСЯ новый вид самостоятельной работы Составление рассказов по опорным словам, С использованием иллюстративного материала Добавляется Нахождение слов тексте, их употребление в речи Новые слова записываются в тетрадь, по ним составляются кроссворды, ребусы

Слайд 36

7 класс 8 класс 9 класс Работа с рассказом Пересказ прочитанного текста Рассказ по опорным словам Рассказ по иллюстративному материалу Элементы творческого рассказа Тематические рассказы для домашней работы Видео урок Анализ отдельных фрагментов, раскрывающих последовательность изучаемых событий До и после просмотра беседа по вопросам плана урока

Слайд 37

9 класс Работа с рассказом Пересказ прочитанного текста Рассказ по опорным словам Рассказ по иллюстративному материалу Элементы творческого рассказа Тематические рассказы для домашней работы Видео урок Анализ отдельных фрагментов, раскрывающих последовательность изучаемых событий До и после просмотра беседа по вопросам плана урока

Слайд 38

Список источников иллюстраций Топор http://www.rony.h12.ru/lesson19/axe.htm Ведро http://www.sp-comfort.ru/vedro-plastikovoe/vedro-plastic-2/ Ножницы http://olgashylepova.7910.org/index.php?cPath=168_156&osCsid=8741e16f89db7ad2f7edd449ac4c24ea Грабли http://modelist-konstruktor.com/malaya_mexanizacziya/modernizirovannye-grabli Молоток http://900igr.net/kartinki/predmety/Instrumenty-1.files/008-Molotok.html Нож http://www.projectk.ru/goods/product/6462/ Кувшин http://www.posuda-shop.ru/cgi-bin/posuda.pl?describe=6 Утюг http://img15.nnm.me/1/0/8/f/7/ad58a089cbb1e803b5700079a61.jpg Кисточка http://dalincom.ru/goods-3007.html Наложенные контуры- одежда http://dob.1september.ru/2001/01/4.htm Наложенные контуры - животные http://dob.1september.ru/2001/01/4.htm Наложенные контуры - транспорт http://dob.1september.ru/2001/01/4.htm Наложенные контуры- посуда http://olesya-emelyanova.ru/nastoljnye_igry-uchis_igraya_kontury.html Наложенные контуры (слайд ) http://www.humanbrain.ru/luria/luria-3_06_b3.htm Кошка http://copypast.ru/engine/modules/imagepreview.php?image=http://copypast.ru/uploads/posts/1285673333_4.jpg Щенок http://mamaschool.ru/bez-rubriki/zagadki-pro-sobaku Козленок , жираф , слон http://segalega.ucoz.ru/news/skazochnye_personazhi_v_kartinkakh_zhivotnye_chast_2/2011-04-18-190 Сказочные персонажи (черепаха, лягушка, крокодил, тигр, лев, обезьяна) http://segalega.ucoz.ru/news/skazochnye_personazhi_v_kartinkakh_zhivotnye_chast_2/2011-04-18-190 Корзина http://www.shutterstock.com/pic.mhtml?id=26651776&rid=110884 Батон http://poselenie.ucoz.ru/publ/4-1-0-56 Хлеб http://www.tiptip.ru/p/15/hleb_rzhano-pshenichnyj/ Яйца http://www.vetsfera.ru/yica_kyrinye/ Картофель http://ovoschnoy.ru/wp-content/uploads/2012/03/kartofel2.jpg Лук http://voviyes.ru/lechebnye-rastenia/luk-lekarstvo Морковь http://www.timeboil.ru/vegetables/carrot/ Капуста http://vedmir.ru/wp-content/uploads/2013/08/%D0%B661.jpg Яблоки http://www.hqoboi.com/img/food/yabloki-foto-09.jpg Конфеты http://news.unipack.ru/28475/ Апельсин http://0day-4you.ru/kitchen/820-yarkiy-spelyy-apelsin.html Корзина продуктовая http://layder.ru/magazin/?mode=product&product_id=472011&folder_id=296746 Божьи коровки http://blestiashki.narod.ru/2/121.gif Буратино http://fotki.yandex.ru/users/marinkop/view/536500/?page=3

Слайд 39

Источники Список источников основного содержания С Книга «Изографы» Братченко А.Ф. , Сербина Л.Ф. , изд. « Ставропольсервисшкола » 1998 год 2. «Учимся быть внимательными» С. Гаврина , изд. Академия развития, 2005

Слайд 40

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ. ЗОНА ТУНДРЫ

Слайд 41

ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех, толстый подкожный слой жира. Лемминг Северный олень Песец Полярная сова Гагарка Белая куропатка

Слайд 42

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ТУНДРЫ Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и мелкие листья. Карликовая ива Карликовая берёза Черника Морошка Мхи Лишайники

Слайд 45

Групповая работа на уроке: Почему северные олени не замерзают даже в сильные холода? Что защищает их от холода?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 1-й год обучения.

Программа факультатива составлена на основе программмы "Информатика. 5 класс" Л. Л. Босовой.Программа рассчитана на учащихся с нарушением интеллекта, не владеющих компьютерными навыками.Апробируется в...

Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 2-й год обучения.

Продолжение работы по обучению компьютерной грамотности учащихся с нарушением интеллекта.Программа 2-го года обучения факультатив "Основы компьютерной грамотности" составлена на основе программы "Инфо...

Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида «Изготовление развивающих игрушек - дорожных знаков (раскрой)»

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=28294Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида, для детей с диагнозом F-70, F - 71 «Изготовление развивающих игрушек - дорожных...

Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 3-й год обучения.

Адаптированная для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида программа Л. Л. Босовой "Информатика" 8 класс....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении математике.

Программа ставит перед учителем  основную  задачу преподавания математики в коррекционной школе — коррекционно-развивающую, а это значит, что цель процесса обучения математики ребенка с огра...

Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении устным предметам в школе VIII вида.

Система преемственности в использовании специальных коррекционных мероприятий на разных возрастных этапах при обучении устным предметам в школе VIII вида....