Диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся с ОВЗ статья
статья на тему
В статье раскрыты особенности профориентационной диагностики с обучающимися с ОВЗ, используемые методики и результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_proforientatsii_o.a._litvinova.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся старших классов ГКОУ «Каргапольская школа-интернат»
Как хорошо,
когда у человека
есть возможность
выбрать себе профессию,
не по необходимости,
а сообразуясь
с душевными склонностями.
Али Апшерони
Диагностика профессиональных интересов и склонностей очень важна, так как она помогает в выборе такой профессии, которая соответствует индивидуальным особенностям воспитанника, и его потенциальным возможностям. Диагностика осуществляется с использованием различных методик: анкет, опросников, тестов. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности интересов, склонностей, намерений, состояние здоровья.
Диагностика является неотъемлемой частью профориентационной работы в школе, работа с тестовым материалом занимает в среднем 30-40 минут, обучающиеся заполняют бланки с предложенными вопросами.
Учитывая интеллектуальные особенности учащихся ГКОУ «Каргапольская школа-интернат» мы можем наблюдать у них неспособность к формированию жизненных планов. Они не осознают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придётся заниматься, избрав для себя ту или иную профессию.Очень часто хотят овладеть профессией не соответствующей их возможностям, например охранник, автослесарь, ветеринар, продавец.
Ежегодно с учащимися 8-9 классов проводитсядиагностика профессиональных интересов и склонностей, для этого используются доступные методики с понятной формулировкой и небольшим количеством вопросов – «Диффернцированно-диагностический опросник интересов» (ДДО) Е.А. Климова и адаптированная анкета «Изучение профессиональных намерений выпускников специальной коррекционной школы VIII вида.”Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович.
Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) основан на общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификации профессий Е.А. Климова. Суть её заключается в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии подразделяются на пять главных типов на основании «ведущей профессиональной среды»: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». После заполнения бланка для ответов подсчитывается количество поставленных плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов. Максимальное количество плюсов и будет показателем степени выраженности осознанной склонности к определённому типу профессии.
Так, проведённая в 2016-2017 учебном году диагностика с использованием опросника «ДДО» Е.А. Климова показала, что в 8 «А» классе практически в равной степени у обучающихсяраспределились результаты по трём типам – «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек».
8 «А» класс
Таблица 1
Год | Кол-во детей | Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-Зн | Ч-Хо |
16/17 | 11 | 4 | 3 | 3 | 0 | 1 |
100% | 36% | 27% | 27% | 0% | 10% |
В 8 «Б» классе, учитывая то что большее число обучающихся мальчики, преобладают два типа «ведущей профессиональной среды»: «человек-природа», «человек-техника».
8 «Б» класс
Таблица 2
Год | Кол-во детей | Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-Зн | Ч-Хо |
16/17 | 11 | 4 | 5 | 2 | 0 | 0 |
100% | 36% | 45% | 20% | 0% | 0% |
В 9 классе, мы можем сравнить результаты за прошлый и нынешний учебный год, видны незначительные изменения, но в целом результаты схожи. Мы можем сделать вывод, что склонность к определённому типу профессий не меняется.
9 класс
Таблица 3
Год | Кол-во детей | Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-Зн | Ч-Хо |
15/16 | 14 | 2 | 3 | 5 | 2 | 2 |
100% | 14% | 21% | 35% | 14% | 14% | |
16/17 | 12 | 2 | 3 | 6 | 0 | 1 |
100% | 16% | 25% | 50% | 0% | 9% |
Анкета «Изучение профессиональных намерений выпускников специальной коррекционной школы VIII вида» направлена, в большей степени, на выявление особенностей мотивации к трудовой деятельности выпускников специальной коррекционной школы VIII вида. Возможности получения профессии и дальнейшего трудоустройства для детей с ограниченными возможностями здоровья не так велики, поэтому важно формирование понимания необходимости трудиться, определение их жизненных планов в соответствии с их физическими и психическими возможностями. Метод разработан Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович и позволяет определить готовность к выбору профессии, что характеризуется внутренней осознанностью самого фактора выбора и определённостью профессиональных интересов, осведомлённостью учащихся и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет выбранная профессия. Методика адаптирована с учётом интеллектуальных возможностей обучающихся. Качественный анализ ответов даст сведения об общих жизненных планах учащихся, увлечениях и профессиональных намерениях, знаниях о выбранной профессии и оценке выпускником своей пригодности к ней.
Проведённая диагностика в 2016-2017 учебном году с учащимися 8-9 классов показала следующие результаты. (Таблица 4)
Таблица 4
№ п.п | Вопрос | 8 «А» | 8 «Б» | 9 |
1 | Чем вы думаете заняться после окончания школы? | Учиться 5 (45%) Работать 1 (10%) Не знаю 5 (45%) | Учиться 7 (70%) Работать 1 (10%) Не знаю 2 (20%) | Учиться 9 (82%) Работать 1 (9%) Не знаю 1 (9%) |
2 | Какой профессии, специальности хотели бы посвятить себя? | Швея 2 (18%) Тракторист 1 (10%) Столяр 2 (18%) Ветеринар 1 (10%) Ещё не решил 5 (45%) | Тракторист 1 (10%) Столяр 1 (10%) Ещё не решил 4 (40%) Повар 4 (40%) Работа с компьютером 1 (10%) | Парикмахер 1 (9%) Столяр 2 (18%) Продавец 1 (9%) Повар 3 (27%) Токарь 1 (9%) Сварщик 1 (9%) Ещё не решил 2 (18%) |
4 | Как вы оцениваете вашу профессиональную пригодность по состоянию здоровья? | Здоров 11 (100%) Не здоров - 0 | Здоров 9 Не здоров 1 | Здоров 11 (100%) Не здоров 0 |
5 | Как вы представляете себе условия работы по выбранной профессии. | В помещении 7 (63%) На улице 1 (10%) Не знаю 3 чел (27%) | В помещении 8 (80%) На улице 2 (20%) | В помещении 8 (72,7%) На улице 2 (18%) Не знаю 1 (9%) |
6 | С кем Вы беседовали о выбранной профессии? | Ни с кем 3 (27%) С учителем 2 (18%) С родителями 5 (45%) С родственниками 1 (10%) | Ни с кем 1 (10%) С учителем 1(10%) С родителями 7 (70%) С родственниками1(10%) | С учителем 2 (18%) С родителями 8 (73%) С родственниками 1 (9%) |
7 | Кем Вы хотели бы быть в бригаде? | Организатором 3 (27%) Исполнителем 7 (63%) Не знаю 1 (10%) | Организатором 6 (60%) Исполнителем3 (30%) Не знаю 1 (10%) | Организатором3 (27%) Исполнителем 7 (63,6%) Не знаю 1 (9%) |
В таблице мы видим, как изменяются профессиональные приоритеты по классам, в 9 классе по сравнению с 8 – ми, большее желание продолжить учёбу, более адекватен выбор специальностей в соответствии с возможностями. По остальным позициям ответы в классах схожи, все дети уверены, что соответствуют по состоянию здоровья выбранной профессии, большинство детей хотели бы работать в помещении, при выборе профессии многие беседовали с родителями и большая часть опрошенных хотела бы быть исполнителем, что вполне адекватно для наших обучающихся.
Таким образом, используя результаты диагностики профессиональных интересов и склонностей учащихся мы можем помочь определиться с выбором училища, специальности, направления по которому выпускник сможет продолжить своё обучение.
Использованная литература:
- Борисевич А.Р., Прекрасное далёко: кем быть?/ авт.- сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
- Козыренцева Л.С. Профессия моих родителей/ авт.-сост. Л.С. Козыренцева, Л.М. Волкова. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. (Деятельность классного руководителя).
- Потёмкина, О.Ф. Тесты для подростков./О.Ф. Потёмкина, Е.В. Потёмкина – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 320 с.: ил. – (Практическая психология).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной...
Интересы и склонности профессиональном выборе «хочу».
Цель данного занятия помочь учащимся сделать вывод о том, что работа должна приносить человеку радость, нравиться ("хочу"), также создать условия для выявления интересов и склонностей учащихся в сфере...
Диагностика интересов и склонностей
Диагностика интересов и склонностей...
Определение профессиональных интересов и склонностей у обучающихся 5 - 6 классов
Опросник поможет классному руководителю, занимающемуся профориентационной работой, определить профессиональные интересы и склонности у обучающихся 5 - 6 классов...
Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.
Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, что «нет неспособных к математике детей». Индивидуализация обучения ва...
Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей, обучающихся к изучению предмета.
Обучать — значит вдвойне учиться.Жозеф Жубер Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, ч...
Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»
Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании бы...