Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностических работ. Данный курс поможет девятиклассникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Программа состоит из двух частей: теоретической и диагностической. Теоретическая часть включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Диагностическая часть предусматривает в ходе работы с обучающимися реализацию комплекса психолого-педагогических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств личности, во-вторых, на обеспечение их психологического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_pso_-_kopiya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предпрофильной подготовке в 9 классе
«Профессиональные интересы и склонности»
на 2015-2016 учебный год
20 часов (2 часа в неделю)
Составитель: Моспан Ирина Владимировна
учитель технологии
Владивосток 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология». Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Курс «Профессиональные интересы и склонности» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Цель курса :
- актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностических работ.
- развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях..
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс поможет девятиклассникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Программа состоит из двух частей: теоретической и диагностической. Теоретическая часть включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Диагностическая часть предусматривает в ходе работы с обучающимися реализацию комплекса психолого-педагогических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств личности, во-вторых, на обеспечение их психологического развития.
Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика – осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.
Кроме того, по темам курса проводятся работы в тестовой форме.
Изучение отдельных разделов курса предусматривает организацию экскурсий на различные предприятия, в учебные заведения среднего и высшего звена.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, описание профессий, диспут, конкурс и т.д.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Программа охватывает следующие сферы личности:
- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
- психологическую (особенности психических процессов);
- типологическую (темперамент, характер, тип личности);
- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
В процессе изучения курса используются следующие методики:
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
Курс предпрофильного обучения «Профессиональные интересы и склонности» составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология. Профессиональное самоопределение.» по программе В.Д.Симоненко.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология: Учебник для учащихся 10 класса 2-е изд., под редакцией В.Д.Симоненко. М.Вентана-Граф 2009г
Место предмета в базисном учебном плане.
Курс предпрофильного обучения «Профессиональные интересы и склонности» в 9 классе отводится 2 час в неделю. Программа рассчитана на 20 часов ( одна четверть). Предусмотрены практические работы по определенным темам курса, выполнение и защита творческого проекта.
Учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
- психические процессы, их особенности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
Содержание учебного предмета
Вводное занятие. Программа курса.(2 часа)
Предпрофильная подготовка Её роль значение и необходимость в процесс профессионального самоопределения обучающихся. Программа курса.
Практическая работа: Моя будущая профессия.
Профессиональные интересы и склонности ( 2 часа).
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения.
Практическая работа. Тест. Выявление и оценка профессиональных интересов.
Способности, условия их проявления и развития ( 2 часа).
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии.
Практическая работа. Тест. Методика «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.
Природные свойства нервной системы ( 2 часа).
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. Положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Тест Русалова.
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание и их роль в профессиональном самоопределении ( 2 часа).
Формирование психических процессов:
ощущение, восприятие, внимание и их возрастная характеристика. Способы их развития. Роль психологических процессов в профессиональном самоопределении.
Практическая работа: Тестирование. Метод Бурдона.
Психические процессы : память, мышление, речь и их роль в профессиональном самоопределении ( 2 часа.
Формирование психических процессов: память, мышление, речь и их возрастная характеристика. Способы развития.
Роль психологических процессов в профессиональном самоопределении.
Практическая работа: Тест Равена, методика ШТУР)
Взаимосвязь деятельности и психических процессов. Их роль в профессиональном самоопределении ( 2 часа).
Характеристика возрастных особенностей. Характеристика деятельности.
Понятия: мотив, цель, действие. Взаимосвязь деятельности и психических процессов. Их роль в профессиональном самоопределении.
Мотивы выбора профессии ( 2 часа)
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятия «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность ( 2 часа).
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность.
Практическая работа: ТестХолланда.
Профессиональная пригодность. Защита проектов ( 2 часа).
Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. План защиты проектов. Критерии оценки.
Календарно- тематическое планирование в 9 классе 2015-2016 уч.год по курсу предпрофильной подготовки «Профессиональные интересы и склонности» учитель Моспан Ирина Владимировна | |||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Домашнее задание | Дата проведения (неделя) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1-2 | Вводное занятие. Программа курса. Практическая работа: Моя будущая профессия. | 2 | Предпрофильная подготовка Её роль значение и необходимость в процесс профессионального самоопределения обучающихся. Программа курса. | конспект | 1 неделя |
3-4 | Профессиональные интересы и склонности. Практическая работа. Тест. Выявление и оценка профессиональных интересов. | 2 | Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. | конспект | 2 неделя |
5-6 | Способности, условия их проявления и развития. Практическая работа. Тест. Методика «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка. | 2 | Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: | конспект | 3 неделя |
7-8 | Природные свойства нервной системы. Практическая работа. Тест Русалова. | 2 | Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. | конспект | 4 неделя |
9-10- | Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание и их роль в профессиональном самоопределении. Практическая работа: Тестирование. Метод Бурдона. | 2 | Формирование психических процессов: ощущение, восприятие, внимание и их возрастная характеристика. Способы развития. | конспект | 5 неделя |
11-12 | Психические процессы : память, мышление, речь и их роль в профессиональном самоопределении. Практическая работа: Тест Равена, методика ШТУР) | 2 | Формирование психических процессов: память, мышление, речь и их возрастная характеристика. Способы развития. | конспект | 6 неделя |
13-14 | Взаимосвязь деятельности и психических процессов. Их роль в профессиональном самоопределении. | 2 | Характеристика возрастных особенностей. Характеристика деятельности. Взаимосвязь деятельности и психических процессов. Их роль в профессиональном самоопределении | конспект | 7 неделя |
15-16 | Мотивы выбора профессии. Практическая работа: Тестирование. методика ДВМ. | 2 | Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии. | конспект | 8 неделя |
17-18 | Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. Практическая работа: Тест Холланда | 2 | Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. | Конспект, проект | 9 неделя |
19-20 | Профессиональная пригодность. Защита проектов. | 2 | Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности. Защита проектов. | Конспект, проект | 10 неделя |
Итого: | 20 |
Материально – техническое обеспечение курса предпрофильной подготовки в 9 классе
№ | Наименования учебного оборудования |
Методические пособия для учителя:
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с. 4. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с. 5. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с. 6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с. 7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс).-М.ВАЕО, 2006.-288с. 8. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО, 2007. – 140 с. | |
2. | Технические средства обучения (ТСО) |
| |
3. | Учебно-практическое оборудование |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Как правильно решать уравнения»
Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов углубляет "линию уравнений" в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики....
Рабочая программа по предпрофильной подготовке
Программа элективного курса по профориентации "Мой выбор" поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор соответствующий его способностям, возможностям ценностным устано...
Рабочая программа по предпрофильной подготовке элективный учебный предмет «Деловой английский» для изучения английского языка в основной школе
Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся. Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ...
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...
Рабочая программа для предпрофильной подготовки
Программа направлена на повышение эффективности предпрофильной подготовки...