Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками"
методическая разработка по музыке по теме

Чудинова Оксана Викторовна

Применение здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии в вокально-хоровой

работе с дошкольниками

Чудинова Оксана Викторовна

музыкальный руководитель высшей категории

МБДОУ «Детский сад №26 «Умка»

     

     Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий безопасной образовательной среды. Перед дошкольным образованием в настоящее время стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению  и сохранению здоровья.

        В условиях крайнего севера  проблема здоровья встает особенно остро. Сравнительный анализ заболеваемости детей в нашем ДОУ в 2011/2012 уч.году  показал, что значительную часть заболеваний составляют заболевания органов дыхания (риниты, фарингиты, ларингиты, ангины, и др.)

      Использование здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе особенно эффективно для профилактики заболеваний органов дыхания.

     Пение – уникальный вид деятельности.  Оно представляет собой психофизиологический процесс связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой.  Поэтому я поставила перед собой задачу: формировать физическое здоровье детей через виброционно-вокальную деятельность и дыхательные упражнения на музыкальных занятиях.

В систему работы по этому направлению я включила:

  • Дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения звуковой психорегуляции дыхания
  • Фонопедические упражнения
  • Игровой точечный массаж биологически активных точек в процессе пения
  • Вокалотерапия

Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.

       Наиболее оптимальным для пения является нижнереберное дыхание. При котором на вдохе верхний отдел грудной клетки остается спокойным, нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдается вперед. Вдох производится через нос и рот бесшумно. При вдохе нельзя переполнять грудную клетку воздухом.

      Дыхательная гимнастика оказывает на организм комплексное лечебное воздействие. Одна из главных заслуг дыхательной гимнастики  заключается в том, что она восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос. Это является хорошим методом профилактики ринитов, аденоидов.

  Работа над дыханием ведется на музыкальных занятиях начиная со 2 младшей группы. Происходит постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки.

     Например, во второй младшей группе перед пением песни про осень, дети выполняют упражнение «Осенние листочки».

 В среднем дошкольном возрасте в качестве голосовой и дыхательной разминки я использую несложные упражнения А.Стрельниковой. Дыхательному упражнению предшествует небольшая попевка. Сначала дети пропевают на определенную мелодию слова, затем выполняют дыхательное упражнение.

    Например упражнения «Ладошки», «Обними плечи».

    В старшем дошкольном возрасте для того что бы разнообразить методы и приемы работы с детьми и сделать вокально-хоровую деятельность более привлекательной, интересной для детей мною были разработаны специальные мультимедийные презентации-игры:

  • дыхательное упражнение без звука «Кораблик»
  • звуковое дыхательное упражнение «Воздушный шар»

   На занятиях в старшем дошкольном возрасте активно используются попевки с использованием дыхательных упражнений.  

Например попевка «Паровоз». Они закрепляют навык активной работы диафрагмы. Помогают закрепить навык певческого дыхания и подготавливают голос к дальнейшей работе. 

       Так же применяются упражнения звуковой психорегуляции дыхания (по М.Л. Лазареву). Данные упражнения направлены на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации, которая позволяет улучшить микроциркуляцию в области легких, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов. Все упражнения предполагают продолжительный озвученный выдох. Используя эти упражнения я так же применяю мультимедийные презентации, благодаря которым дети сами могут регулировать длину вдоха и выдоха

Упражнение «Муха» звук «В» (происходит стимуляция микроциркуляции крови и обмен веществ в области лица) 

Упражнение «Комар» звук «З» (стимуляция микроциркуляции крови и обмен веществ в области головы и шеи)

 Упражнение «Пчела» звук «Ж» (стимуляция микроциркуляции крови и обмен веществ в области грудной клетки)

    На музыкальных занятиях в старших группах я так же применяю метод «цепного» дыхания. Этот метод не только учит непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха. Восстановление свободного дыхания при таком  пением происходит подсознательно и проявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшении общего самочувствия.

    Одной из применяемых мной форм работы по профилактике заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения. Основная их цель активизировать фонационный выдох. Они развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. Например, фонопедическое упражнение «Резиновая игрушка» (активизирует фонационный выдох) или фонопедическое упражнение «Погреемся» 

      В своей работе я так же использую массаж биологических точек. Его систематическое использование достаточно эффективено для профилактики простудных заболеваний органов дыхания.

    Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре.  Массаж проводится под музыку – слова пропеваются или ритмодекламируются. Дети в игровой форме закрепляют не только навыки  правильного выполнения элементарного самомассажа, но и певческие навыки.

  • Упражнение «Лепим»,
  • «Нам простуда не страшна»¸ «Погреемся» 

     Для большей заинтересованности детей точечным массажем я так же использую мультимедийные игры-презентации.

Например упражнение «Птичка»

Упражнения начинается в тональности до мажор, каждый последующий куплет поется на пол тона выше. На проигрыш выполняется массаж специальных точек:

Активная точка №1 связана с костным мозгом грудины, сердца, со слизистой оболочкой трахеи. Массируя эту точку мы уменьшаем кашель, улучшаем кровообращение.

Активная точка №2  повышает иммунитете, сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Активная точка №3 массаж этой зоны благотворно влияет на вегето-сосудистый тонус, облегчает протекание болезней гортани (фарингита, ангины), уменьшает боль при отите.

Активная точка №4 массаж это точки положительно влияет на слизистые оболочки носа и гайморовых пазух. Снимает отек при насморке.

В своей работе я так же использую  метод вокалотерапии. Эфективность и научная обоснованность которого была доказана ведущим российским музыкотерапевтом, руководителем  научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий  профессором  Сергеем Шушарджаном. Этот метод, основан на звуковых вибрациях. Каждый орган нашего тела имеет свой "голос". "Звучание" больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное "звучание" можно скорректировать, научив человека правильно петь.  Когда человек говорит или от 60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы (поглощается ими) и только 15-40 % – во внешнюю среду. Благодаря этим вибрациям происходит массаж внутренних органов. Что положительно воздействует на них. Поэтому этот метод не только помогает в профилактики заболеваний органов дыхания, но и  оказывает положительный эффект на другие органы человека.

   Использование элементов вокалотерапии в работе с дошкольниками происходит в игровой форме.

С детьми младшего дошкольного возраста это дидактические игры «Звучащий кубик», «Спой звук»,

 «Кто в теремочке живет?». В процессе игр  дети пропевают в разных тональностях определенные звуки и слоги.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую музыкальную игру с применением ИКТ:

     «Поющие буквы». Дети пропевают заданные на экране буквы. На слайде представлена игра с гласными буквами. Так же с детьми использую аналогичную игру с согласными буквами.

    «Волшебные часы гнома». В этой игре мы пропеваем четко заданные слоги по музыкальному трезвучию. Пение каждого слога сопровождается повышением трезвучия на пол тона.

Применяя дидактическую игру «Волшебная дудочка» дети не только становятся факирами, достают из коробки змейку-шнурок под пение определенных звуков, но и закрепляют знания о музыкальных инструментах.

      Благодаря использованию здоровьесберегающих методов и приемов работы в певческой деятельности снизилась заболеваемость, повысился уровень вокально-хоровых навыков. Применение данных технологий способствует позитивному восприятию музыкальных занятий, складыванию положительного образа музыки в целом, а так же  сохранению  физического и духовного здоровья  воспитанников, что является одной из главнейших задач современного дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

методическая разработка по профилактике дисграфии у дошкольников

представлены игры и упражнения по профилаке оптической дисграфии у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР, с использованием ИКТ. "Олимпийский калейдоскоп": "Наша Олимпиада"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) открытого образовательного мероприятия по развитию речевых и неречевых процессов у старших дошкольников с ТНР, с использованием ИКТ. Лек...

Методические рекомендации по постановке танцев для дошкольников.

В представленом материале даны методические рекомендации педагогам по обучению дошкольников танцам, рассмотрены основные этапы разучивния танца....

Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»

Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации  показывают, как с помощью игр...

Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"

В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....