методическая разработка по профилактике дисграфии у дошкольников
методическая разработка по теме
представлены игры и упражнения по профилаке оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_profilaktike_opticheskoy_disgrafii_u_doshkolnikov.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения.
Виды оптической дисграфии К оптической дисграфии относится зеркальное письмо , которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга. Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме : - трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки; - замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у); - смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т); - недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв; - пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов; - несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона.
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, не дифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
В целях профилактики нарушений письменной речи у дошкольников я, во-первых, четко определяю признаки, по которым можно предсказать неизбежность появления дисграфии и дислексии у детей ещё до начала их школьного обучения, во-вторых, предлагаю ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для педагогов дошкольного учреждения и родителям, для использования в совместной деятельности с детьми - простые игры и упражнения, позволяющие им еще до прихода ребенка в школу устранить у него предрасположенность к нарушению чтения и письма.
Необходимо: Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. конструировать и реконструировать буквы из элементов. ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
4-5 лет Игры и упражнения Цели и задачи 1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. -Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.
Зашумленные картинки по лексическим темам
«Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени» .
« Дорисуй половинку », «Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй.»
Дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя. Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая) Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д. Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?» Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
Определение пространственного расположения предметов «Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.
Ориентировка на листе Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
6-7 лет Развитие буквенного гнозиса : развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв. Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др. Развитие зрительного анализа и синтеза - Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): - развитие запоминания формы предметов; - развитие запоминания цвета; - развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы спрятанные за предметами.
«Расшифруй слово», «Пирамидка» ( разложи по величине и прочти слово) Машина Жук Ток Жаба Кот Лужа Жук Жакет
«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС- Прочти наоборот», «Слово стерлось», «Слово растаяло», «Что за буква», «Допиши буквы, прочти слово»,
« Допиши буквы, получи слово», «Узнай буквы»(разные шрифты), «Элементы букв», «На какую букву похожа», «Трансформация букв»
«Назови букву», «Найди правильно написанную букву», «Какого элемента не хватает», «Какие буквы спрятались в фигуре».
Дорогие педагоги! Мы надеемся, что данный дидактический материал поможет вам в педагогической деятельности. Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Статья посвещена вопросам профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, содержит рекомендации по устранению её предпосылок до начала обучения в школе....
занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников»
Конспект фронтального занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников» На примере лексической темы «Зима», «Зимующие птицы»...
Методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма Игра «Лучший пешеход» (для учащихся 2 - 3-х классов)
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является очень актуальной. Данная методическая разработка в игровой, доступной форме поможет детям закрепить свои знания по ПДД....
Методическая разработка образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР, с использованием ИКТ. "Олимпийский калейдоскоп": "Наша Олимпиада"
Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) открытого образовательного мероприятия по развитию речевых и неречевых процессов у старших дошкольников с ТНР, с использованием ИКТ. Лек...
Методическая разработка по профилактике оптической дисграфии у дошкольников.
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждения дисграфии у дошкольников....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...
Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"
В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....