ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Терещенко Елена Валерьевна

Живой мир 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ЖИВОГО МИРА.

Теория  поэтапного формирования умственных действий возникла и развивалась на базе общепсихологических теорий деятельности и интериоризации.

        Выготский подчеркивал, что в процессе интериоризации

складывается и развивается сознание человека, которого у него изначально нет. По утверждению А.Н. Леонтьева «процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий внутренний «план сознания»; это – процесс, в котором этот внутренний план формируется».

       Сложный процесс интериоризации был весьма подробно изучен П.Я. Гальпериным и его сотрудниками. Им было установлено, что переход внешнего, практического действия во внутреннее, умственное действие есть сложный многоэтапный процесс. И если мы хотим сформировать у учащихся полноценные умственные действия, то должны развернуть процесс образования действий и провести их через все этапы этого процесса. В ряде исследований было показано, что если обучение какому-либо действию проводилось не развернуто, минуя некоторые этапы процесса интериоризации действия, то у учащихся формируется неполноценное, ошибочное действие.

     Поэтапное формирование умственных действий учащихся происходит в ходе правильно организованной  учебной деятельности.

Я бы хотела остановиться на изучение предмета  «Живой мир». При изучении этой дисциплины необходимо проведение опытов.

        Например, при прохождение темы «Развитие растения», его органы мы изучали и выращивали горох. Дети с интересом наблюдали, как из семени фасоли появилось новое растение и прошло все этапы развития. Одновременно они узнали, что необходимо растению для его развития.

1 этапом – мотивационным, нам послужили мультфильмы про огород, после чего у детей появился интерес.

2 этапом – ориентировочный, он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, мы рассматривали наглядный материал, изучали растения и уход за ними.

3 этап – материальный. Учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой операции. Мы сравнивали различные семена и подготавливали почву для посева.

 4 этап – внешней речи. На этом этапе учитель требует от ребенка проговаривания вслух каждого шага решения задачи. В нашем случае проговаривает учитель.

5 этап – внешняя речь про себя. Отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью, на этом этапе опять же сокращая учитель проговаривает действия и с ребятами сеет семена.

И 6 этап – это наблюдение за развитием ростка и уход за ним. (полив, рыхление почвы и т.д.) При изучении почвы наблюдали за исчезновением воды из поддона цветочного горшка.

        

При изучении темы «Воздух» тоже проводили опыты: дули в трубочку в воду, использовали  воздушные шары.

         Мы ведем постоянные наблюдения за погодой, отмечаем не только температуру, но и ветер, осадки. Такие наблюдения в течение года научили детей дифференцировать осадков. Стараемся установить зависимость между основными приметами весны, зимы, осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .

В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст...

Из опыта работы "Реализация теории поэтапного формирования умственных действий"

Особенности содержания и  методики I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы ...

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий: теория и практика

Цель данной работы:-         изучить метод поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.-...

Поэтапное формирование умственных действий и усвоение знаний

Еще Л.С.Выготский говорил: "Чем меньше учитель говорит на уроке, тем больше знают его дети". Умственные действия - это действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания, без опоры на...

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...