«Использование функциональной грамотности на уроках географии»
презентация к уроку по географии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 Определите амплитуду температур по данным +5 °C , -14 °C . Задание 2 Определите амплитуду температур по рисунку. Поясните свой ответ 85% ответили верно 40% сделали ошибку
Направления функциональной грамотности читательская грамотность естественнонаучная грамотность глобальные компетенции финансовая грамотность креативное мышление математическая грамотность
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В проводимых исследованиях PISA выделяют 3 уровня читательской грамотности Умение найти и извлечь информацию из текста Интерпретировать информацию Осмысление и оценивание прочитанного База заданий для формирования читательской грамотности Найди ошибку в тексте Ответь на вопросы На основе текста составь карту Подтверди позицию автора Не согласись с позицией автора Найди в тексте доводы «за» и «против» заявленного утверждения Выскажи свое мнение по представленному в тексте вопросу Восстанови текст, в котором пропущены слова Сформулируй суждение, используя информацию текста Составь список объектов, связанных с темой прочитанного текста и так далее …
Пример задания на формирование читательской грамотности Прочитайте текст. Антарктическая кругосветная экспедиция В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества ( Р ГО ). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно – исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов. Ответьте на вопросы: С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции? Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции.
Обучающийся способен к креативному самовыражению: Обучающийся способен к решению научных и социальных проблем: Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое
Задание для обучающихся 11 класса. В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель тучи песка, на 90 % состоящие из мелкозернистых частиц извести, обрушиваются на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству. Ураганы здесь случаются 80 раз в год. Как защитить пашню от бурь? Задание для обучающихся 9 класса. Где бы вы построили алюминиевый завод? Почему? Задание для обучающихся 7 класса. Почему Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца? Примеры заданий на формирование креативного мышления
Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.
Мониторинг сформированности функциональной грамотности в 8-9 классах
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вам опыт свое работы по теме «Использование функциональной грамотности на уроках географии»
Слайд 2
Я думаю ,нет, я уверена, каждое утро перед работой вы смотрите на градусник, чтобы определить температуру воздуха. Это делают и дети. Поэтому первое задание на определение амплитуды (разности наибольшей и наименьшей температуры) обучающиеся выполняют легко, без особых усилий.
А если это же задание представить в неявном виде(другой форме), то возможно кто-то из обучающихся допустит ошибку при определении температуры. На уроке в 6 классе по теме «Атмосфера» с первым заданием справились 85% обучающихся, со втором- 60%. Отмечу что, практико-ориентированные задания встречаются и в контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации, во всероссийских проверочных работах и в других международных исследованиях. Поэтому я выбрала тему для самообразования, связанную с формированием функциональной грамотности у обучающихся.
Слайд 3
Функциональная грамотность- это способность использовать все приобретаемые в течение жизни знания,умения и навыки для решения жизненных задач. Из направлений, перечисленных на слайде , большее внимание на уроках я уделяю развитию читательской и естественнонаучной грамотности и креативному мышлению.
Слайд 4Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности и дает возможность развивать умение работать с информацией. Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде метапредметного образовательного результата, именуемого как «смысловое чтение». Я сформировала базу заданий разно уровня по развитию умений «смысловое чтение» у обучающихся по предмету-география.
Слайд 5
Вот пример задания.
В тексте говорится о работе арктической экспедиции в 2016 году. Обучающиеся после знакомства с текстом должны ответить на вопросы:
Первый вопрос направлен на формирование умения найти и извлечь нужную информацию из текста. Ответ на этот вопрос не вызывает затруднения, на него отвечают примерно 90% обучающихся, т к для правильного ответа достаточно просто найти в тексте соответствующие место.
Второй вопрос направлен на выявление умения интерпретировать и интегрировать информацию. Обучающимся необходимо извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается. Ответ на данный вопрос обычно вызывает затруднения. На него правильно отвечают около 60% обучающихся.
И наконец, вопрос третьего уровня. Который выявляет способность осмысливать и оценивать информацию в тексте. Это умение предполагает, что обучающиеся сформулирую свое мнение с опорой на собственные знания и опыт. С этим заданием успешно справляются около
50 % обучающихся.
Слайд 6
Следующее направление –это креативное мышление. Формирование креативного мышления направлено на развитие способности к самовыражению и решению научных и социальных проблем. Данное умение обучающиеся могут применять как на бытовом уровне так и дальнейшей профессиональной деятельности.
Слайд 7
Я считаю, что для формирования креативного мышления на уроках географии оптимальным является решение проблемных ситуаций. В 11 классе при изучении темы «Зарубежная Азия.Китай» обучающимся предлагаю придумать способы защиты пашни от песчаных бурь. В 9 классе при изучении темы «Западная Сибирь» выступить в роли проектировщиков и экологов и выбрать место для постройки алюминиевого завода. В 7 классе при изучении материка Антарктида провести исследование
почему этот материк называют страной мороза и солнца.
Слайд 8
Для формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся использую образовательную платформу Российской электронной школы, где имеется большой набор заданий с наглядным материалом, статистическими данными. Работать на сайте удобно т к автоматическая проверка заданий экономит время, а также способствует формированию иКТ-компетенций у обучающихся.
Слайд 9
Используя платформу, я провела мониторинг сформированности функциональной грамотности у 8-9 классов. Тесты проводились в сентябре и декабре. В 8-9 классах средний показатель сформированности функциональной грамотности вырос на 13%. Анализ результатов показ, что решение заданий по функциональной грамотности способствует формированию критического мышления, зрелой гражданской позиции, экологического мировоззрения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...
Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных док...
Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего,предметных результатов через:работу с текстом,работу с географической картой, работу со статистическими данными....