Урок ОПК Тема: "Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст".
план-конспект урока (8 класс) на тему
Аннотация к уроку ОПК
«Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст»
Урок рассчитан на обучающихся 8 класса. Тип урока - усвоение новых знаний. Материал данной темы является благодатным для проектной деятельности, поэтому выбрана технология урок-проект. Срок выполнения: 1 урок (краткосрочный). Выход проекта: книга о житии трех святителей.
Целью данного проекта является создание условий, при котором обучающиеся самостоятельно получат информацию из различных источников о житии трех учителей Вселенских, их вкладе в развитие христианства.
Задачи: акцентировать внимание учащихся на тех моментах жизни и качествах характера святых, которые могут служить для подражания, воспитывать интерес к православной культуре;
• учить представлять свой творческий замысел, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для их осуществления;
• учить ориентироваться в мире информации;
• обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
• воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
• воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Проект обучающихся классифицируется как информационный, по компетентности – монопроект, по продолжительности – краткосрочный.
Формы работы: работа в группах.
Актуализация знаний на уроке проводится в виде фронтального опроса.
Работа по теме урока поделена на этапы:
I. Определение направления работы для каждой группы.
II группа – художники-оформители;
III группа – исследователи жития свт. Василия Великого;
IV группа – исследователи жития свт. Григория Богослова;
I группа – исследователи жития свт. Иоанна Златоуста;
II. Поисково-исследовательский этап. Сбор и систематизация материалов.
III. Защита проекта. Отчет групп о работе.
1) При защите первой группы использовалась инсценировка фрагмента жизни святого, показанная уч-ся 2 класса. Итогом работы в группе стало выполнение задания: Соотнести слова Василия Великого, поясняющие Евангелие, с русскими пословицами.
2) Итогом защиты второй группы стала игра: Раздели предложенные слова на столбики (порок и добродетель).
3) При защите третьей группы уч-ся было исполнено церковное песнопение « Заповеди блаженств».
4) Четвертая группа подвела итоги выступления предыдущих групп, после чего состоялся просмотр видео об установлении праздника трем святителям, и были собраны страницы книги.
В закреплении знаний было предложено уч-ся задание по группам: установить соответствие между личностями святых и их характеристиками.
Домашнее задание - с.119-126 читать;
По выбору:
- Найти и прочесть в классе проповедь одного из святителей;
- Записать в тетрадь, поучительные высказывания святителей и устно пояснить их значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок православной культуры 8 класс | 125.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»
Открытый урок
по основам православной культуры
на тему:
«Отцы Церкви:
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст».
Подготовила и провела:
учитель I квалификационной
категории
Грибова С.А.
2017г.
Тема урока: Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Технология: урок-проект.
Срок выполнения: 1 урок (краткосрочный)
Выход проекта: книга о житии трех святителей.
Педагогические цели проекта:
• создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о житии трех учителей Вселенских, их вкладе в развитие христианства.
Задачи: акцентировать внимание учащихся на тех моментах жизни и качествах характера святых, которые могут служить для подражания, воспитывать интерес к православной культуре;
• учить представлять свой творческий замысел, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для их осуществления;
• учить ориентироваться в мире информации;
• обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
• воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
• воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Основные понятия: шестоднев, богослужение, литургия, аскетизм, благонравие, проповедник.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, иллюстрации, карточки.
Формы работы: работа в группах.
Ход урока:
- Мобилизующий этап урока.
Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость творческого общения и наполнит души добрыми и светлыми чувствами.
- Актуализация знаний.
(Фронтальный опрос)
- Собрания преимущественно епископов христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения догматического, церковно-политического характеров назывались….( Вселенские соборы).
- Утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению) – это … До́гма́т, или догма.
- На прошлом уроке мы познакомились с понятием «агиография». Дайте определение этому термину. (Агиогра́фия (греч. «описание святых») – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых.
III. Определение темы и цели урока.
- Мы сегодня продолжим знакомиться с житием святых. Определите их имена, прослушав начало молитвенных слов.
(О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии!)
-Вы правильно определили имена трех святителей. Слышали ли вы о них? В молитвенных словах вы услышали слова «догмат», «борьба с ересью», о каких моментах из жизни святых они говорят?
( О тяжелых временах гонений на христиан и времени первых вселенских соборов)
- Наш урок пройдет в необычной форме, это будет урок-проект. Целью нашего проекта станет создание книги о трех святителях.
-Поставьте перед собой задачи на урок.
IV. Работа по теме урока.
- (Класс разбит на группы). Определение направления работы для каждой группы.
I группа – художники-оформители;
II группа – исследователи жития свт. Василия Великого;
III группа – исследователи жития свт. Григория Богослова;
IV группа – исследователи жития свт. Иоанна Златоуста;
- Поисково-исследовательский этап. Сбор и систематизация материалов.
(Учитель раздает уч-ся памятки для самостоятельной работы. У групп на столах источники информации в виде книг, учебников, распечатанных текстов, изображения святых).
Памятка по работе над проектом 1. Познакомиться с представленными источниками информации. 2. Подумать самостоятельно, посовещаться с товарищами. 3. Совместно наметить пути решения поставленной цели. 4. Приготовить текст сообщения. 5. Сделать выводы. 6. Оформить свою часть проекта. 7. Подготовка к защите проекта. От чего зависит успех: Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя! |
- Защита проекта. Отчет групп о работе.
Слово учителя: В становлении цивилизации особое значение имеют люди, которые могут отвечать на главные вопросы жизни: об отношении христианской жизни к земным благам, неизменность общественных отношений, о воспитании в семье, о любви к ближнему, об образовании и многие другие. У разных народов были разные учителя. Так, у Древнего Китая – Конфуций, у древних греков – философы, такие как Платон и Аристотель, у древних римлян – ораторы, такие как Цицерон. У разных народов на это отвечают разные отрасли культуры. В Римской империи на эти вопросы в IV веке должна была ответить христианская Церковь. И наибольший вклад в открытие истины многих вопросов внесли святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
II группа:
Детство Василия Великого
(1 уч-ся) Святитель Василий Великий (330-378 гг) родился в семье богатых земледельцев, в Кессарии Каппадокийской. Его бабушкой была святая Макрина, поэтому Василий получил христианское воспитание. У него было восемь братьев и сестер, среди них будущие епископы – Григорий Нисский и Петр Севастийский.
Василий в четыре года выучил буквы и научился из них составлять слова. А когда пролетело еще три года, стал помогать младшему брату Григорию – их разделяло три года- и сестренке Макрине.
(Сценка. Показывают подготовленные уч-ся второго класса)
- Кто мне ответит, какими реками омывается Каппадокия?-спрашивал брата и сестру юный учитель Василий.
- Галисом и Евфратом! – первой выкрикнула Макрина.
- Верно. А вот более трудный вопрос: «В каком году император Константин увидел чудное знамение Божие – Святой Крест в небесах?»
- В триста тринадцатом году. А после победы над Максенцием Константин приказал на знаменах и щитах римских воинов изображать крест, - бойко отвечал Григорий.
Вдруг дверь в детскую комнату распахнулась.
- Нет больше нашего императора!-горестно сказала Эмилия.- Я только что узнала о его смерти.
Макрина начала плакать. А Василий и Григорий грустно смотрели на мать.
- Наша соседка Арсиноя вместе с матушкой Сусанной встречали Пасху в Константинополе. Когда она целовала руку императора, то заметила его уставший взгляд. Видимо, уже тогда Константину нездоровилось. Его смерть наступила три дня назад, в день Святой Троицы. Только подумайте, дети, император Константин, возглавив языческую Римскую империю, утвердил христианство главной религией государства! Он отрекся от бездушных идолов, запретил гонения на христиан, защитил Церковь Христову. Вы не застали тех страшных времен, когда по всей Римской империи кровь мучеников лилась рекой.
- Представляю, как страшно тогда было жить нашей бабушке, прошептала Макрина.
- Страшно-то страшно, но жить без Христа еще страшнее, - твердо сказал Василий. – Я все сделаю, чтобы как можно больше людей поверили Христу и Его учению.
- Ия, и я! – закричали дети.
Слово учителя: Этим словам суждено было сбыться. Свт. Василию Великому довелось жить в те времена, когда не только кровь христианских мучеников была угодна Богу в укреплении Церкви, но и приобретенные знания.
Учение святителя
(2 уч-ся) Василий получил на своей родине в Кесарии хорошее образование, потом продолжил обучение в Константинополе, затем он поехал в Афины, где судьба свела Василия с другим очень мудрым человеком – Григорием Богословом. Оба Вселенских учителя были похожи друг на друга смиренномудрием, кротостью и благонравием, они так и остались друзьями до конца своих дней. Святой Василий очень кропотливо изучал все науки, до нас дошли отзывы его современников: «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
(3 уч-ся) Святое Крещение Василий принял только в возрасте около 25 лет. Ведь в те давние времена христиане из-за глубокого смирения перед великим таинством подолгу не принимали святого крещения.
Чтобы совершенствовать свою христианскую веру, новообращенный Василий решил предаться аскетизму и отправился в Египет, где было очень развито монашеское подвижничество. Два года Василий провел вдали от родины.
(4 уч-ся) После возвращения в Каппадокию, святой Василий раздал имущество бедным. Вместе со своим другом Григорием Богословом и еще несколькими иноками, они создали христианскую общину, где молились, работали и изучали труды святых отцов. Их жизнь была нелегкой, они питались тем, что выращивали, всю тяжелую работу делали сами своими руками. При этом святые Василий и Григорий тщательно изучали Священное Писание и толкование к нему. Тогда же Василий составил христианский сборник правил нравственной жизни, который взяли за основу многие мужские и женские монастыри.
(5 уч-ся) Вот некоторые лишь правила из его трудов:
(на экране)
(Мф. 5:43-44): «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших».
(Мф. 5:48): «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
(Ин. 15:12-13): «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
«Не должно смешивать того, что между собою несродно; но для каждого дела или слова надобно знать собственное его время».
«Будьте подражателями мне, как я Христу».
Уч-ль:
Слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом, слова святых Отцов наших имели глубочайшую мудрость. Эта мудрость была проверена временем нашим народом и сложена в пословицы. Соотнесите слова Василия Великого, поясняющие Евангелие, с русскими пословицами.
Делу время, а потехе час. Братская любовь крепче каменных стен. Кто сирых питает, того Бог не забывает. | «Будьте подражателями мне, как я Христу». «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших». Не должно смешивать того, что между собою несродно; но для каждого дела или слова надобно знать собственное его время. |
Епископское служение
(6 уч-ся) Василий Великий стал епископом в сложное для Церкви время. В те годы царствовал император Валент, который покровительствовал арианам и повсюду притеснял православных. Императору хотелось лично побеседовать с известным епископом, чтобы привлечь его на свою сторону. В праздник Богоявления он, окруженный телохранителями, вошел в храм. Ни взглядом, ни знаком не обменялся Василий с вошедшим. Величественно епископ стоял с посохом в руке, устремив глубокий пламенный взгляд на святой престол. Его окружали пресвитеры и диаконы, в торжественном облачении более похожие на ангелов, чем на людей. Впечатлительного императора поразило благолепие храма и торжественная литургия. Святитель, видя смирение Валента, сам подошел к нему и принял протянутое приношение. По окончанию службы состоялась беседа, где Василий показал свою глубокую мудрость. После поездки в Кесарию Валент прекратил гонения на православных.
Труды святителя
(7 уч-ся) Важный вклад свт. Василия Великого в Церковь состоит в том, что он систематизировал Божественную литургию, которая получила его имя. В настоящее время эта литургия служится 10 раз в году: в рождественский сочельник и на Богоявление, в пять воскресных дней великого поста, в великий четверг и в великую субботу.
Василий великий оставил после себя важнейшие христианские книги: «Толкование на Шестоднев», «О человеке», «О Святом Духе», в которых и было разработано христианское мировоззрение. Он создал знаменитую «Василиаду» - больничный комплекс для бедных больных.
1(14) января 379 года Василия Великого не стало. Известно, что рука святителя хранится в венеции, а честная глава – в Афонской лавре святителя Афанасия.
Уч-ль: К лику святых причислены также старшая сестра – Макрина, брат Григорий, епископ Нисский; брат Петр, епископ Севастии Армянской; младшая сестра - Блаженная Феозва, диакониса; и их мать – праведная Эмилия.
Значение имени Василий
Уч-ль: Имя святителя, не смотря на прошествие долгих лет, продолжает жить и в наше время. Многих мальчиков продолжают называть Василиями. Что же означает это имя? Имя Василий греческого происхождения. Смысл его весьма положителен: в переводе слово «базилиус» означает «царь», «царственный», «царский». Впрочем, на этот счет имеются и другие мнения. В некоторых источниках сообщается, что имя носит собирательный характер и означает «добрый». Но в любом случае имя «Василий» несет в себе сплошной позитив, коим способно наделить своего владельца.
(Прослушивание тропаря свт. Василию Великому)
III группа:
(1 уч-ся) Близкий друг Василия Великого Свт. Григорий Богослов не смог проститься с ним, потому что, заразившись страшной болезнью, сам мог умереть.
Святитель Григорий Богослов (329-390 гг) родился в знатной христианской семье в Южной Азии. Оба его родителя были твердыми христовыми последователями: отец святитель Григорий, епископ Назианский (память 1 января), мать– святая Нонна (память 5 августа).
Как только святитель Григорий подрос и научился читать – ему подарили первую книгу в его жизни, Священное Писание. С детства Григорий получал хорошее образование, он учился у хороших учителей и в лучших школах. Около 352 года, Григорий отправился в Элладу для продолжения своего обучения наукам.
Знакомство со свт. Василием Великим
(2 уч-ся) В Афинах шесть лет святитель изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Здесь он познакомился с другим будущим Вселенским учителем св. Василием Великим. Они жили в одной комнате, у них оказались одинаковые интересы, оба были образованны и благочестивы, эта их дружба продолжалась до самого конца их жизней. После окончания учебы святой Григорий некоторое время жил в Афинах, где преподавал красноречие. По некоторым данным он в 358 году вернулся в Назианз к своим родителям, где и в возрасте 30 лет принял Святое Крещение от своего отца, который уже стал епископом.
Его друг, Василий Великий, к тому времени в имении своего отца основал полумонашескую общину и приглашал к нему Григория. Он принял предложение и отправился туда.
Епископское служение
(3 уч-ся) Спустя некоторое время, Василий, который уже был избран епископом Кессарии, посвятил друга в епископа города Сасимы. Это был маленький городок, который даже не имел пастыря. Но Григорий стал таким прекрасным священником, что скоро о его деятельности узнали в разных местах империи. Поэтому пригласили в 379 г. в Константинополь, чтобы помочь в борьбе с арианством. Положение было очень сложным. Все церкви Константинополя были в руках еретиков. Он смог служить только в маленькой церкви Святой Анастасии. Когда зазвучали богословские проповеди, то сотни самых отъявленных его противников почувствовали близкое поражение. Громкие рукоплескания то и дело прерывали вдохновенную речь святителя. И с тех пор епископа Григория окрестили Богословом.
Большую роль сыграл Григорий Богослов в борьбе с еретиками на I Вселенском соборе, где было осуждено и предано анафеме учение Ария, который отвергал божественность Христа. Были утверждены неизменная истина о Лице Сына Божия, его равенстве отцу Богу и сама Божественная сущность.
(Просмотр видео «1 Вселенский собор»)
(4 уч-ся) Святитель Григорий Богослов оставил большое количество трудов, в том числе проповеди и поэмы. Он считался одним из самых великих христианских богословов и самым выдающимся защитником христианской веры.
(на экране)
(5 уч-ся) «Пусть непрестанно трудится твой ум, напечатлевая в себе божественные мысли и глаголы жизни. А на язык будь скуп; потому что он весьма способен делать вред, и чем скорее движется, тем меньше приносит пользы».
«Знай, что, если будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных».
«Главное дело в жизни – молитва, а все остальное – дела второстепенные.»
«Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра…»
Игра «Различи качества человека»
Уч-ль: Высоко-нравственные качества, о которых говорит Григорий Богослов всегда ценились в мире людей. А насколько хорошо вы ориентируетесь в понятиях добродетелей, я пойму по результату следующего выполненного задания:
- Раздели слова на столбики (порок и добродетель). (Дети размещают заготовленные слова на магнитной доске по столбикам)
Мужественность, достоинство, толерантность, благородство, благоразумие, великодушие, эмпатия;
Лицемерие, жадность, подлость, зависть, равнодушие, отчаяние, неверие.
(6 уч-ся)
Перед смертью святитель раздал все свое имущество бедным жителя города. Его святая глава хранится в Ватопедском монастыре , на Святой горе Афон, а его святые мощи находятся в церкви в Неа-Карвали, которая посвящена ему.
7 февраля – день памяти Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви.
12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Уч-ль: Православные христиане чтут память трех святителей. Следующая группа познакомит нас со святителем Иоанном Златоустом.
IV группа:
Святитель Иоанн Златоуст
(1 уч-ся) Святитель Иоанн Златоуст родился примерно в 347 году в столице древней Сирии – городе Антиохии в семье военачальника. Это было время прекращения гонения на христиан в Римской империи.
Невзирая на раннюю смерть отца, богатство его семьи позволило Иоанну получить прекрасное образование, его учителями были лучшие, на то время, философы и ораторы. Юношей, в возрасте 18 лет, он отправился в Афины, чтобы продолжить дальнейшее обучение. Тут Иоанн углубленно стал изучать Священное писание и, возвратившись в 20 лет домой, принял крещение от епископа Антиохийского.
Сыновье послушание
Давно подумывал Иоанн о монашеском постриге, но без материнского благословения пойти в монастырь не решался. Когда же он рассказал Анфусе о своем желании, матушка взяла его за руку и отвела в комнату. Где он появился на свет.
-Сын мой,- не скрывая слез, проговорила Анфуса, - в тебе одном все мое утешение! Пожалей меня, не заставляй во второй раз пережить ужас одиночества! Подожди немного. Я скоро умру, тогда поступай как знаешь. Взволнованный сын обещал исполнить волю матери.
Уч-ль: -Какую нравственную заповедь исполнил будущий святитель, не уйдя в монастырь? (Заповедь 5 (От Моисея)« Почитай отца твоего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле»).
(2 уч-ся) После смерти своей матери Иоанн принял иночество, продав свое имение и раздав деньги нищим. Четыре года трудился инок в одном из монастырей, но и этого ему было мало. На расстоянии двух километров он нашел в скале неглубокую пещеру, в которой провел затем два года жизни аскета. Не имел ни постели, ни стола. Он засыпал, опираясь на стену холодной пещеры, а питался лишь водой да приносимым из монастыря хлебом. Здоровье его ослабло и ему пришлось вернуться в Антиохию.
В 381 году Иоанн принял священство, а через пять лет стал пресвитером. В то время не было ни газет, ни радио, поэтому единственным способом обучения народа были проповеди. Образованный и умный священник очень просто и, вместе с тем талантливо, проповедовал своей пастве, за что и получил имя «Златоуст». Слово его дышало силой и жизнью, потому что бралось из житейского опыта, пояснялось примерами всем понятными. Перед его обличиями смирялся самый закоренелый грешник. Вскоре каждая проповедь стала событием для города. Лавочники бросали торговлю, а адвокаты – судебные дела. Все спешили насладиться его поучениями. Однажды в храме. Слушая речь проповедника, бедно одетая женщина воскликнула:
-Учитель душ наших, Иоанн – золотые уста!
-Златоуст, Златоуст! - пронеслось по храму.
Имя это понравилось народу и навсегда закрепилось за Иоанном.
(3 уч-ся) Но не только своим красноречием Иоанн служил Богу, в Антиохии он занимался и реальными делами: принимал участие в строительстве больниц и благотворительных учреждений. При этом душе его не лежала к роскоши, носил обычную одежду и довольствовался простой пищей. «Я не люблю ни блеска, ни роскоши. Всякий возносящийся смирится, а смиренный – возвысится». В 397 году, после смерти архиепископа Константинопольского Нектария, Иоанн становится иерархом столицы. Этому назначению способствовал сам император Аркадий, который очень уважал одаренного святителя.
Но ожидания императора не оправдались. Иоанн оказался настоящим епископом, служителем воли Божией, а не обласканным властью чиновником, который играет ту музыку, которую заказывает правящая власть. Иоанн бесстрашно выступает против социального неравенства. Многие попадают под «пресс правды» нового архиепископа, не исключая самого императора и его супругу Евдоксию, которую Иоанн обличил в чрезмерной роскоши и жадности по отношению к подчиненным, а ведь еще практически совсем недавно такие разговоры в отношении императорской семьи считались уголовным преступлением.
(4 уч-ся) В лице супруги императора Евдоксии святитель приобрел врага. В 404 году собирается Константинопольский собор, решением которого является отправка Иоанна Златоуста в ссылку в селение Кукуз в Малой Армении. Здесь он проводит в нужде и лишениях три года. Но Евдоксии этого было мало. Ему назначают новое место ссылки – Питиунт (современная Пицунда в Абхазии). Страже дается задание примерно следующего содержания: «Если не дойдет, то это будет хорошо». До Питиунта святитель Иоанн не доходит. В местечке Команы силы покидают его. Возле склепа мученика Василиска ему является этот угодник Божий и укрепляет словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Здесь же, в Команах, причастившись Святых Христовых Таин, святитель Иоанн Златоуст со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года. В праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня он воздвиг из своей жизни и свой крест во славу Божию.
Святитель Иоанн стал одним из самых выдающихся творцов христианской Церкви. Он составил Божественную Литургию, которая совершается почти каждый день, за исключением тех дней, когда совершается Литургия Василия Великого или Литургия Преждеосвященных даров.
(Исполнение уч-ся церковного песнопения « Заповеди блаженств»)
(5 уч-ся) Свт. Иоанн написал много богословских трудов: толкования на Библию, много проповедей (всего сохранилось 804 проповеди) и писем. В своих трудах он дал христианские ответы на главные вопросы жизни и благодаря этому внес огромный вклад в разработку христианского мировоззрения.
Уч-ль: святитель Иоанн был погребён в Команах Понтийских, на территории современной Абхазии. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!» Позднее мощи были возвращены Константинопольской церкви и ныне покоятся в Патриаршей Церкви Святого Георгия в Стамбуле.
В течение урока вам встречались незнакомые слова. Я раздаю определения новых терминов, ваша задача-поместить их в рабочую тетрадь.
Ребята из группы художников подведут итог нашего проекта и соберут воедино нашу книгу.
I группа:
(1 уч-ся) Изученные нами святители обладали энциклопедическими знаниями, которые они получили в лучших грамматических и философских школах того времени. Всю свою жизнь они учились. Это позволило им стать величайшими творцами в истории человечества, величайшими учителями.
(2 уч-ся) Они всегда были и будут проповедниками истинного знания и образцом подлинного учительства и в силу этого покровителями образования для всех людей.
(3 уч-ся) Их заслуга состоит и в том, что они разработали учение о христианском образовании и воспитании, показали, что в основе христианского образования лежит духовность и нравственность.
(4 уч-ся) Разработали основы воспитания в христианской семье.
(5 уч-ся) Вот почему Церковь почитает этих трех святителей как покровителей образования и грамотности и отмечает день их памяти совместно 30 января по старому стилю и 12 февраля по новому стилю.
(видео об установлении праздника трем святителям)
(Собирается книга).
Уч-ль: Ребята, подумайте, а чего не достает в нашей книге? Мы поговорили о жизни святых, их трудах, их вкладе в развитие православия, но, сравнивая с современными книгами, что еще можно было бы в нее поместить? (стихи святым, изображения храмов в их честь).
Имеющиеся материалы на электронном носителе мы отдадим в типографию, где будет напечатана книга о трех Вселенских учителях. Этим материалом смогут пользоваться уч-ся школ, учителя православной культуры.
V. Рефлексия. Установи соответствие между личностями и их характеристиками. (Работа в группах)
Личности | Характеристики |
а) свт. Василий |
|
б) свт. Григорий |
|
в) свт. Иоанн |
|
|
VI. Итог урока.
Уч-ль: Вывод: Выстояли святители, названные Церковью «палатами учености», «великими светилами вселенной», в многолетней борьбе с врагами православия и сохранили грядущим поколениям незамутненный родник истинной веры. Их называют Вселенскими учителями, потому что они внесли наибольший вклад в формирование христианского мировоззрения, христианской культуры, в обоснование христианской морали, разработали теоретические основы христианского образования, разработали основы христианского и семейного воспитания.
Этих святых можно просить о помощи в учебе, в научных исследованиях, они покровительствуют тем людям, кто связан с просвещением.
(Исполнение уч-ся величания трем святителям)
Величание
Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
V. Оценивание работы учащихся.
Уч-ль: Наш урок был необычным. Все замечательно потрудились. И оценивание вашей работы пройдет в необычной форме. Я прошу оценить труды ребят присутствующего священнослужителя, иеромонаха Савву.
VII. Домашнее задание. (по выбору)
- с.119-126 читать;
По выбору:
- Найти и прочесть в классе проповедь одного из святителей;
- Записать в тетрадь, поучительные высказывания святителей и устно пояснить их значение.
Приложение
Три святителя жили в IV-V веках. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века- момента столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества.
Хотя жили Три святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее — только с XI века. Памяти каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие — Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, и заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования.
Тропарь, глас 4
Яко апостолов единонравнии, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси наслаждение благих Твоих и упокоение: труды во онех и смерть приял еси паче всякого всеплодия, Едине прославляяйсвятыя Твоя.
Величание Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час нравственности "Твори добро!", посвященный Дню памяти Иоанна Златоуста.
Внеклассное мероприятие "Твори добро!". Форма проведения: час нравственности. Посвящено Дню памяти Иоанна Златоуста. Данный материал может быть использован воспитателями групп продле...
Тема урока: Судьба Русской православной церкви в 17 веке. (Школа 2100)
Формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума...
Православные святые. Василий Великий.
Презентация знакомит учащихся с Василием Великим и его нововведениями в традиции праволавной культуры - иконостас, литургия....
Утверждение христианского учения. Учителя веры- святители Василий Великий, Григорий Богослов.
урок православной культуры...
Урок литературы с применением кейс-технологии "Тема отцов и детей в русской литературе"
Один из заключительных уроков в системе изучения романа "Война и мир". «Тема отцов и детей в русской литературе». Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и...
Тема урока: Утверждение христианского учения. Учителя веры- святители Василий Великий, Григорий Богослов.
Тема урока: Утверждение христианского учения. Учителя веры- святители Василий Великий, Григорий Богослов.Цель: - дать знания об основных вероучительных положениях христианской Церкви.Основные по...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...