Урок литературы с применением кейс-технологии "Тема отцов и детей в русской литературе"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Один из заключительных уроков в системе изучения романа "Война и мир". «Тема отцов и детей в русской литературе». Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами).
Ресурсы: Л.Н. Толстой "Война и мир"" Смерть старого князя" т.III, ч.II,
гл.VIII, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» ч.II, гл. VII;
М.Е Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы» «Порфирий Петрович и сын»;
Н.В. Гоголь «Мертвые души» «Плюшкин и сын».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_s_primeneniem_keys-tehnologii.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
г. Сургут ХМАО-Югры
Конспект урока литературы с применением кейс – технологии
«Тема отцов и детей в русской литературе».
Класс: 10
Учитель: Саражакова Г.Г.,
учитель русского языка и литературы
Тема: «Тема отцов и детей в русской литературе».
Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами), т.е. фактор, элемент, обуславливающий то или иное явление
Кейс-задание: Кейс - ситуация:
«Война и мир». Граф Ростов. Эпизод «Проигранные 40 тысяч» (со слов «Папа, я за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно. ….Много ли? Очень много, краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он потом не мог забыть, сказал Николай» до слов «Папенька? Паа…пенька! –закричал он ему вслед, рыдая. – Простите»).
Кейс - задача:
-Какие проблемы поднимает? Сформулируйте.
-Какие пути разрешения проблем или проблемы предлагает автор?
-Встречались ли с подобными проблемами в произведениях русской классической литературы?
-Кто из классиков поднимал данную проблему и как она решалась?
-Какое решение предлагаете вы?
- Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?
Ресурсы: « Смерть старого князя» т.III, ч.II,
гл.VIII, «Преступление и наказание» ч.II, гл. VII;
М.Е Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы» «Порфирий Петрович и сын»;
Н.В. Гоголь «Мертвые души» «Плюшкин и сын».
Кейс – задания. Каждая группа получает такое задание
Задача: подтвердить примерами решение задачи
Источник | «Война и мир» | «Война и мир» | «Господа Головлевы» | «Мертвые души» | «Преступление и наказание» |
Эпизод |
«Проигранные 40 тысяч»
| «Смерть старого князя» | Порфирий Петрович «Проигранные казенные 3 тысячи» | «Плюшкин и сын» | «Смерть Мармеладо- ва» |
1.Поднятая проблема |
|
|
|
| |
2.Анализ ситуации |
|
| |||
3.Выход из сложившейся ситуации (что предложил автор) |
| ||||
4.Какое решение приняли бы вы? Аргументируйте | |||||
5. Возможно ли было поступить по-другому? К каким бы последствиям это привело? | |||||
6. Актуальна ли проблема? Почему? |
1.Поднятая проблема « отцы и дети» - из категории «вечных проблем»
2.Анализ ситуации: «Проигранные 40 тысяч» «Война и мир». Граф Ростов. (Дети читают отрывок эпизода: «Папа, я за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно. ….Много ли?
Очень много, краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он потом не мог забыть, сказал Николай» до слов «Папенька? Па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая. - Простите»).
-К чему готовился Николай? (Николай готовился на отпор, но никак не к этому)
-А чего «этого»? Безропотного согласия? Желание отца поскорее достать деньги, которых нет?
-Почему отец снисходительно отнесся к «небрежному, даже грубому тону сына»?
(Отец сразу угадал за напускной бравадой сына душевное смятение, дело было уже не в деньгах, сын дал честное слово).
3.Выход из сложившейся ситуации (что предложил автор): «С кем не бывает…. С кем не бывает».
-О чем догадался старый князь? (О любовном треугольнике. Проигрыш - своеобразная месть Долохова. Отец догадался о том, чьей жертвой стал сын, поэтому повторяет «С кем не бывает…. С кем не бывает»)
- Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?
-Какой выход предложил автор?
«Я обещал заплатить завтра». А завтра могло бы стать последним днем Николая Ростова.
2. Анализ ситуации: «Господа Головлевы».
-Чтение эпизода «Я, папенька, казенные деньги…Я проиграл три тысячи, - пояснил Петенька,- и ежели завтра их не внесу, то могут быть неприятные для меня последствия.
-Ничего, мой друг, не знаю. Я в карты никогда не игрывал.
-Так помогите. Я последний сын у вас
-Никогда
-Убийца!»
(Порфирий, прежде чем произнести убийственное «никогда», трижды предлагает Петеньке-голубчику попить чайку. Умом сын понимает, что деньги ему не дадут, но сердцем надеется. Отсюда тоже, как и у Ростова-сына, странное поведение: он грубит, насмехается, даже оскорбляет. А это только и надо отцу-хищнику.
У Ростова – отца почти нет слов, когда он разговаривает с сыном. Действие как бы переносится в растревоженную душу. А у Порфирия Петровича слова, слова).
-Как разрешил ситуацию автор?
- Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?
2. Анализ ситуации: «Мертвые души»
«Плюшкин и сын». «Сын проигрался в карты; он послал сыну от души отцовское проклятие, и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете или нет»
-Как вы понимаете «от души»? (Едкий сарказм, нет ничего ужаснее такого послания )
- Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?
4.Актуальность.
Вывод. Ростов. Отец не только спасает сына от позора, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и назначение отца, способного родственное наполнить духовным. «Завтра» станет для Николая целой эпохой в жизни. Теперь его честное слово уже не будет только словом, оно будет осознанным, ответственным поступком.
-Какие пути решения предлагают авторы?
-Какие Пути решения предложили ученики:
-понимание
-прощение
-умение встать на место того, кто попал в беду
5. Надо ли прощать родителей? Эпизод «Умирание старого князя Болконского. Князь: Гага бои.
Доктор и Тихон истолковывают так: Княжна боится?
Душа, душа болит,- утвердительно без вопроса сказала Марья.» (Марья, разгадав, что хочет сказать отец, вернула отцу речь- уверенностью, что его понимают. С этого момента старик стал говорить лучше. « Спасибо тебе, дружок, за все…, за все прости»).
-Чтение эпизода из романа Ф.М. Достоевского со слов «Кто это? Кто это?- проговорил он вдруг с ужасом…..» до слов «Соня! Дочь! Прости!- крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана прямо лицом наземь, ….Соня слабо вскрикнула, подбежала, обняла его и так и замерла в этом объятии. Он умер у нее на руках»
(Соня как бы сама просит прощение за эту последнюю минуту его безмерных мук. Соня и Марья помогают отцам сделать последний шаг. Только от Марьи уходит гордый князь. А от Сони уходит успокоенный долгожданным прощением и любовью человек).
-Надо ли прощать родителей?
Прощать или не прощать? У Сони и княжны Марьи душа преисполнена любовью, которая отметает все сомнения.
Надо прощать. Об этом потом мы будем говорить на последующих уроках изучения пьесы Чехова.
-прощать родителей надо всегда
6. Результат
1 – написать эссе
2 – сочинение-рассуждение
3 – презентация
4 -как раскрывается данная проблема в других видах искусства (живопись, музыка)
Литература
• Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2.
• Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., 2002.
• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
• Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
• Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
• Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русской литературы в 5 кассе в школе с неродным русским языком обучения.
Урок русской литературы в 5 классе в школе с неродным русским языком обучения по УМК М.В.Черкезовой...
Урок на тему "Образ "маленького человека" как сквозная тема русской литературы".
Материалы для проведения урока в 11 класс....
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе
Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....
Использование проблемного метода обучения на уроках литературы (на примере урока по теме: Евгений Базаров - образ "нового человека" в русской литературе второй половины XIX века).
Разработка урока литературы в 10 классе....
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...