Час нравственности "Твори добро!", посвященный Дню памяти Иоанна Златоуста.
методическая разработка (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Твори добро!". Форма проведения: час нравственности. Посвящено Дню памяти Иоанна Златоуста. Данный материал может быть использован воспитателями групп продленного дня общеобразовательных школ и школ-интернатов, классными руководителями, учителями Основ Православной культуры в рамках внеклассной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Час нравственности в рамках Основ православной культуры посвящен дню памяти Святого Иоанна Златоуста - как образа добродетели (о доброте, о добром отношении к своим близким, о стремлении совершать добро).
Цели: затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, учить доброму отношению к своим близким, воспитывать уважительное отношение к взрослым людям и сверстникам, стремление совершать добрые дела.
Ход мероприятия
Слайд №1.(заставка) (Приложение 1 диск)
I. Дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Наше мероприятие сегодня посвящено Дню памяти Святого Иоанна Златоуста. Мы собрались сегодня с вами в очередной раз, чтобы поговорить о доброте, о добром отношении к своим близким, о стремлении совершать добро, а тема нашего мероприятия «Твори добро! ».
II. А начнем мы с истории жития Святителя Иоанна.
Слайд №2-5 – просмотр видеоролика (приложение 2 диск).
По возвращению из пустыни в течение нескольких лет св. Иоанн выполнял обязанности проповедника и весьма преуспел в этом. Не только православные, но и еретики, иудеи и язычники собирались слушать его поучения, и за свое красноречие св. Иоанн был прозван "Златоустом". В скором времени во всем христианском мире уже гремела слава об Иоанне Златоустом. Поэтому, когда стала свободной кафедра Константинопольского архиепископа, то император пожелал, чтобы она предоставлена была Златоусту, и его увезли в Константинополь. Он неохотно принял сан архиепископа в столице, но, покорный воле Божией, став архиепископом, с большой ревностью восстал против пороков столичных жителей, возбудив этим во многих гнев и ненависть к себе. У него появилось много врагов, во главе которых открыто встала императрица Евдоксия, убедившая мужа императора созвать собор для суда над Златоустом. Св. Иоанна лишили кафедры и осудили его на заточение. Иоанн, во избежание народных волнений, тайно предал себя в руки чиновников. Но на следующую ночь произошло сильное землетрясение. И царица, видя в этом гнев Божий за невинное осуждение архипастыря, испугалась и упросила императора возвратить Златоуста. Но скоро опять разгневалась, и его снова осудили. По дороге в ссылку он заболел и умер. Ему было 53 года.
В наше время в память об этом Святом названы многие храмы и даже город носит его имя, так же в память о нем воздвигнуто большое количество памятников.
Св. Иоанн оставил после себя много сочинений, среди них: толкование на Священное Писание, молитвы ко причащению, чин литургии. Поэтому подобно Василию Великому и Григорию Богослову назван вселенским и великим учителем. Его труды учат нас с вами доброте.
Доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Слайд №6.
Вед.
Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся,
Но только прошу, не жалуйся,
Пожалуйста, мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою,
За те нежданные радости,
Подаренные добротою.
Добро – не доблесть!
Не жалуйся!
Добро совершать не бойся.
Помог человеку – и радуйся,
Награды не нужно большей.
Отрадно, что нынче возрождаются такие понятия, как «доброта», «доброжелательность», «внимание друг к другу», «человечность», «милосердие».
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие люди его любили, заботились о нем. Но не каждый знает, что все это нужно заслужить. Только к вежливому, доброму и воспитанному человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают и только у такого человека есть верные, надежные и преданные друзья.
Доброта помогает людям жить, творить, делать жизнь прекрасной.
КАМЕШКИ (Кузнецов С.)
Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком –
Ответь на него хлебушком.
Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.
III. Притча «В больнице» Слайд № 7-17
Беседа
Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе? Как говорится «моя хата с краю, ничего не знаю!» А если бы каждый человек на всем земном круглом шарике начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут так или иначе повлиять на других людей улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку!
Давай попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое это будет дело, пусть даже какая-то мелочь! Да что угодно, было бы только твое желание! Представляешь, насколько изменится тогда мир?! Стремясь сделать мир лучше, ты возвысишь собственную жизнь.
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!
Слайд №18
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
IV. Ребята, как вы понимаете пословицу: Слайд №19
Добрым путем Бог правит.
V. Сценка «РЕПКА» (Приложение 3) Слайд №20
VI. Песня «Мир похож на цветной луг» (Приложение 4)Слайд №21
VII. Выступление о. Сергия. Итог конкурса рисунков и поделок «Твори добро!»
VIII. Видеоролик (рисунки воспитанников). (Приложение 5 диск).
Слайд №22
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
Много хороших дел ждет вас впереди, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми, дружными. Этому нужно учиться с детства.
Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Заканчивая нашу встречу, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше.
Вы станете более бережно относиться к близким, ко всему живому. Вы не останетесь равнодушными к чужой беде, а будете жить и поступать так, как учит нас с вами Иоанн Златоуст.
Приложение 3.
Пьеса-сказка
«РЕПКА»
(для детей среднего школьного возраста)
Действующие лица
- Репка — добродетель.
- Дед.
- Бабка.
- Внучка.
- Жучка.
- Кошка.
- Мышка.
- Сорняки — грехи наши:
- Осот — гордыня.
- Лебеда — тщеславие.
- Пырей — осуждение.
- Белена — злоречие.
Действие 1
Действие происходит около дома Бабки с Дедом.
Рядом с домом располагается огород.
Ведущий
Солнце с неба припекает,
Землю в поле согревает,
И крестьянская работа
Начинается до пота.
Дед
Хоть и стар я стал для сева,
Не могу сидеть без дела.
Овощей заморских редких
Не люблю — была бы репка.
Ведущий
Где же дед ее посеет?
При дороге склюнут семя
Птицы или кто потопчет,
Камень капля не проточит:
Если почва камениста,
Ничего не уродится.
Высохнет без влаги семя.
Дед -
Я вот здесь, где нету терний,
Землю лучше пригляжу,
Мою репку посажу,
Чтоб травой не заросла,
Принести свой плод могла.
Верю: Бог нас не оставит,
Сам Он все дела управит.
Ведущий
С детства знаем мы: без Бога
Не дойти и до порога.
И с молитвою святою
Дед кропит кругом водою,
Да водою не простой,
А крещенской, ключевой.
Дед в это время читает предначинательную молитву, кропит водой и сеет репку.
Дед
А теперь сама расти,
Бог тебя благослови!
Дед идет домой, на крыльцо выходит Бабка.
Бабка
Где ж ты, Дед, так долго был?
Дед
Я нам репку посадил.
Ведущий
Отдохнуть наш Дед готов
После праведных трудов.
Ну а солнце припекает,
Наша Репка прорастает.
Появляется ребенок — маленькая Репка.
Дед (Бабке)
Репку прополи скорей
Да водой ее полей.
Бабка
Ты прости меня, мой Дед,
Мне без репы много дел.
Кликни Внучку в огород,
Пусть прополет и польет.
Дед (Внучке)
Внученька, моя отрада,
Там полить бы репку надо.
Внучка
Ладно, дедушка, тебе!
Дождь недавно был везде,
Скоро следующий пойдет,
Снова репку он польет.
Если хочешь, сам сходи
И за репкой последи.
Дед (выйдя в огород и обращаясь к Репке):
Стал я немощный, убогий,
Оставайся лучше с Богам.
Он мою покоит старость
И тебя Он не оставит.
Действие 2
На огородной грядке растет Репка и множество сорняков.
Ведущий
Часто в жизни так бывает,
Что на деле вырастает
То, чего совсем не ждешь,
И не то, что сеял, жнешь.
Так и в сказке: из земли
Незаметно проросли
В огороде сорняки —
Ох, сильны! ох, велики! —
И укоренились крепко.
Что-то будет с нашей Репкой?
Репка
Хорошо расти на грядке
Мне у Деда и у Бабки.
Да к тому ж со мной растут
Разные растенья тут.
Мне со всеми веселей.
Вы, простите, кто?
Пырей
Пырей! Крепкий, молодой, ползучий,
Удивительно живучий.
Небольшой участок мой
По соседству с Лебедой.
Лебеда Уродилась я на славу!
Пырей (в сторону) До чего она тщеславна.
Лебеда
Я люблю мои листочки,
Круглые мои цветочки.
Пырей
Подожди-ка, Лебеда,
Ты у нас цвела когда?
Лебеда
Ах, не спорь со мною.
Пряный Запах мой благоуханный
Птиц задерживал полет
И слетаясь в огород,
Пеньем мне ласкали уши.
Я люблю их пенье слушать.
Репка
Что ты! Птицы без конца
Славят Вышнего Творца!
Он их греет и питает,
Чудно в перья одевает.
Высоко они взлетали,
Даже Ангелов видали,
Оттого и птичье пенье
Служит дивным утешеньем.
Лебеда
Я могу с тобой поспорить!
Репка
Спор приводит часто к ссоре.
Я прошу, давай не будем.
Нас Господь с тобой рассудит.
Лебеда
Не Господь, а Белена
Пырей
Кстати, нынче где она?
Белена
Схоронилась я на грядке
И от Деда и от Бабки,
Я не очень их люблю,
Еле-еле их терплю,
Возмущаюсь, осуждаю,
Отомстить я им желаю,
Колкостей наговорить
И дурманом опоить.
Примут злоречивый яд —
В доброте не устоят.
Репка
Посмотри ты на себя,
Бог ведь создал и тебя.
Ядом можно погубить,
Только лучше, исцелить.
Ты в своем целебном соке
Доброты найдешь истоки:
Дашь здоровый, крепкий сон
Тем, кто очень утомлен.
Белена (хватается за голову)
Ах! Опять моя мигрень!
Пырей (в сторону)
Притворяться ей не лень.
(Белене.) Прекрати-ка эти страсти.
Белена (обиженно)
Так всегда. Одни напасти.
Ты. уж лучше бы, Пырей,
Гусениц позвал скорей.
В огород пусть приползут.-
(На ухо Пырею.)
Репке листики сгрызут —
Гибнет без листов растенье.
Пырей (удивленно)
Я в большом недоумении.
Не взялись они за дело.
Лебеда и Белена (вместе) Почему?
Пырей
Не захотели.
Говорят, что будто нету
Лучше и добрее Репы,
Репка (молится)
Боже Сильный, Боже Правый!
Защити меня, Создавый!
Осот
Удивляюсь я на эту
Добродетельную Репу:
Дух молитвенный такой
И не хвалится собой.
Впрочем, чем ей похваляться,
Ей со мною не тягаться.
Я в округе всех прелестней.
Репка
Ты зовешь себя чудесно,
Но живешь лишь для себя.
Очень жалко мне тебя.
Кто любви к другим, не знает,
Трудно очень тем бывает.
Кто поможет им тогда?
Лебеда (передергивает плечами)
Уж никак не Лебеда.
Пырей
Много лет на этом месте
Я расту с другими вместе,
Тут и сделал я давно
Наблюдение одно:
Бабки с Внучкою прополка
Не дает большого толка.
И по-прежнему растет
Там Репей, а тут Осот.
Осот
Я давно уже на грядке
С Бабкою играю в прятки,
Да, бывает, оборвет,
Но на то я и Осот,
Чтоб, корнями оплетая —
Бабка этого не знает, —
Всех изжить здесь постепенно,
Чтоб не рос тут и Репейник.
Раньше был я с ним в союзе,
Но расторгнул эти узы:
Слабовольный, мягкотелый,
Не годится он для дела.
(Разводит руками)
Что сказать здесь можно вслух? —
Ну, Лопух и есть лопух!
(Горделиво)
Я соперников не вижу,
Нет мне равных по престижу,
Я собой красив, умен,
И находчив и смышлен.
Мои корны глубоко,
Мои мысли далеко.
Я не подчиняюсь власти,
Для себя я сам — закон.
Я ищу земного счастья,
Пусть мне не мешает он.
Обойди хоть целый свет,
Не найдешь мне равных, нет!
Эти жалкие отродья,
Что растут на огороде,
Смех лишь только вызывают,
Я их просто презираю,
Репка (вздыхает)
Бог лишь волен научить,
Злое сердце умягчить.
Действие З
Репка подрастает
Ведущий
Вот и осень наступает,
как там Репка поживает?
Дед (выходит в огород)
Ох, и Репка! Помню, как-то
Не хотели Внучка с Бабкой
Оживать ее, полоть.
Все же ей помог Господь.
Хоть хлопот и было много,
Мне она дана от Бога.
Вот и осень. Как-нибудь
Репку я пойду тянуть.
Дед тянет репку.
Ведущий
Дедка — за Репку,
Тянет-потянет —
Вытянуть не может,
Дед
Что за немощная старость!
Как была, в земле осталась.
Ведущий
Из-за силы недостатка
Дед зовет на помощь Бабку.
Дед
Где Бабуленька моя?
Здесь один не справлюсь я.
Дед уходит, возвращается с Бабкой.
Бабка
Эй, вы, злые сорняки!
Берегись моей руки!
Сорняки убегают.
Ведущий
Бабка — за Дедку,
Дедка —за Репку,
Тянут -потянут,
Вытянуть не могут.
Бабка
Если б, Дед, года моложе,
Были бы и силы тоже.
Нам не справиться вдвоем.
Может, Внучку позовем?
Без особого желанья,
Но придет по послушанью.
(Внучке.)
Внучка! К нам скорей беги,
Вырвать Репку помоги/
Внучка
Помогу я Бабке с Дедкой
Справиться с огромной Репкой,
Ведь они меня растили,
Не жалея свои силы.
Я, душой не покривлю —
Очень-очень их люблю.
Ведущий
Внучка — за Бабку,
Бабка — за Дедку,
Дедка — за Репку.
Тянут-потянут,
Вытянуть не могут.
Внучка
Не могу. Что делать?
Ведущий
Внучка побежала
Крикнуть Жучку,
Внучка
Жучка! Жучка, прибеги,
Репку вырвать помоги!
Жучка
Диво! Репка мне зачем?
Я совсем ее не ем,
Внучка
Помнишь, Жучка, ты когда-то
Щепкой занозила лапу,
Дед, не требуя наград,
Был занозу вынуть рад.
Жучка (растерянно)
Он и правда спас меня,
Что ж добра не помню я?
Ведущий
Жучка — за Внучку,
Внучка — за Бабку,
Бабка — за Дедку,
Дедка —за Репку.
Тянут-потянут,
Вытянуть не могут.
Жучка
Позову я лучше Кошку.
(Кошке.)
Что ты дремлешь на окошке?
Будь любезна, помогай
Убирать нам урожай.
Кошка (с опаской)
Нет ли здесь подвоха, Жучка?
Не задашь ли ты мне взбучку?
Мне укусы не грозят?
Жучка
Мы с тобой теперь друзья.
Кошка (удивленно)
Ради дружбы я готова поработать,
Но такого и представить немогла.
Дивны Божии дела!
Ведущий
Кошка — за Жучку,
Жучка — за Внучку,
Внучка — за Бабку,
Бабка — за Дедку,
Дедка — за Репку,
Тянут-потянут,
Вытянуть не могут.
Кошка (удрученно)
Да, дела у нас не гладки.
Репка все сидит на грядке.
(Оживленно.)
Есть идея! Там, за домам,
В уголке своем укромном
Мышка серая живет.
Позову! А вдруг придет?
(Мышке.)
Выходи из норки, Мышка!
Помощь нам нужна, малышка
Мышка (с опаской)
А не съешь меня?
Кошка
Зачем? Я друзей своих не ем.
Что же я тебя гоняла, будто дел других не знала?
Мышка
Я друзей в беде не кину,
Помогу вам Репку вынуть.
Силы каждого некрепки,
Но сообща мы вырвем Репку
Ведущий
Мышка — за Кошку,
Кошка —за Жучку,
Жучка — за Внучку,
Внучка — за Бабку,
Бабка — за Дедку,
Дедка — за Репку.
Тянут-потянут..
Вытянули Репку!
Бабка
Дед, а Репка — не простая.
Одевай очки скорей!
Я никак не прочитаю,
Что написано на ней.
Дед (надевая очки)
Что-то буквы мелковаты.
Бабка
Репка, может быть, сама ты
Нам откроешь свой секрет?
Здесь какой-то есть рецепт?
Репка
Я секрета не таю.
Так как очень всех люблю.
Есть один рецепт старинный,
Он не сложный и не длинный.
От греха лекарство в нем.
Бабка
Так читай, мы очень ждем.
Репка (читает рецепт)
Нарой корней послушания,
Собери цветов душевной -чистоты,
Нарви листьев терпения,
Собери плодов нелицемерия —
Все это иссуши постом воздержания,
Вложи в кастрюлю добрых дел,
Добавь, воды слез покаяния,
Посоли солью братолюбия,
Добавь щедрот милостыни,
Да во все положи порошок смирения
И коленопреклонения.
Принимай по три ложки в день страха
Божия,
Одевайся в одежду праведности
И не входи в пустословие,
А то простудишься и заболеешь грехом опять.
Внучка
Потрудиться надомного.
Дед
Вознесем молитву к Богу,
Чтоб избавиться нам, грешным,
Пусть не быстро, неуспешно,
От духовных соршков,
От излюбленных грехов.
Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка
От гордыни и от лепи,
Многословья, осужденья...
Чтоб мы не были ворчливы,
Злоречивы и спесивы,
Чтоб достало нам любви.
Все
Господи, благослови!
Конец и Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.
Из библиотечки еженедельника "Воскресная школа"
"Как с пользой для души и тела отдохнуть летом"
«МИР ПОХОЖ НА ЦВЕТНОЙ ЛУГ» (Приложение 4)
Если случится с тобой что-нибудь
Вдруг, вдруг, вдруг,
Знай, что тебе может радость вернуть
Друг, друг, друг.
Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Дружбе всюду открыт путь,
Дружбе верен всегда будь.
Ветры зовут и зовут облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга не встретил пока, –
Жаль, жаль, жаль.
Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Дружбе всюду открыт путь,
Дружбе верен всегда будь.
Песня не зря собирает друзей
В круг, в круг, в круг:
Хмурый денёк может сделать светлей
Друг, друг, друг.
Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Дружбе всюду открыт путь,
Дружбе верен всегда будь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи
Сценарий семейного праздника " Дорогою добра" посвящен Дню семьи. В нем подобраны песни, стихотворения, посвященные семье....
Линейка, посвященная Дню памяти юных героев-антифашистов
Сценарий торжественной линейки для пионерской организации, посвященной Дню памяти юных героев-антифашистов (8.02). Приложена презентация с фотографиями пионеров-героев. На линейке члены пионерской дру...
Сценарий Вахты памяти, посвященной Дню памяти и скорби "Память в камне"
Пояснительная записка Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА
Пояснительная записка и классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...
Сценарий внеклассного мероприятия в С(К)ОШ VIII вида посвященного дню памяти Блокады Ленинграда
"День памяти блокады Ленинграда" сценарий...
Урок ОПК Тема: "Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст".
Аннотация к уроку ОПК «Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст» Урок рассчитан на обучающихся 8 класса. Тип урока - усвоение новых знаний. Материал данной темы явля...
Конспект урока памяти для учащихся 7-9 классов «Мы не забыли», посвященный Дню памяти неизвестного солдата.
Конспект мероприятия посвященного Дню памяти неизвестного солдата....