Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Анохина Марина Олеговна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_moi_sposobnosti.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом общего образования, на основе программы: Внеурочная деятельность: программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012. Автор: Н.А.Криволапова.

Для реализации программы используется УМК «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012».

Программа, взятая за основу составления данной рабочей программы, рассчитана на 34 часа, а учебный график школы предполагает 35  учебных недель. В связи с этим в программу добавлен 1 час на решение творческих задач. Таким образом, на освоение данной рабочей программы отведено 35 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

        В результате изучения курса учащиеся должны:

        знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Блок 1 «Развитие интеллектуальных умений» 7 класс (35 часов)

Развиваем творческое мышление

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т.д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность  метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1-2

Секреты и методы творчества.

2

3-4

Поиск закономерностей.

2

5-8

Логические цепочки.

4

9-10

Как решать изобретательские задачи.

2

11-12

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности.

2

13-14

Развитие воображения.

2

15

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия.

1

16-17

Изобретательское творчество.

2

18-19

Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий.

2

20-21

Решение задач методом разрешения противоречий.

2

22-23

Творчество и фантастика.

2

24-33

Методы решения творческих задач.

10

34-35

Решение творческих задач.

2

ИТОГО

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности

план

факт

1-2

Секреты и методы творчества.

2

Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры.

3-4

Поиск закономерностей.

2

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры.

5-6

Логические цепочки.

2

Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия.

7-8

Логические цепочки. Причинно-следственные связи.

2

Установление причинно-следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. Практические задания, развивающие игры.

9-10

Как решать изобретательские задачи.

2

Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя.

11-12

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности.

2

Тренинг внимания. Умение быть наблюдательным. Правила наблюдения.

13-14

Развитие воображения.

2

Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам. Тренинг воображения. Творческие задачи.

15

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия.

1

Умение анализировать, выбирать и обосновывать свое решение, действие.

16-17

Изобретательское творчество.

2

Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. Практические задания, развивающие игры.

18-19

Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий.

2

Методы решения изобретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и противоположные функции предметов. Практические задания, развивающие игры.

20

Решение задач методом разрешения противоречий.

1

Приемы разрешения противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», прием «наоборот». Практические задания, развивающие игры.

21

Решение задач методом разрешения противоречий.

1

Способы разрешения противоречий: во времени, в пространстве, в воздействии. Практические задания, развивающие игры.

22-23

Творчество и фантастика.

2

Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретательские приемы в литературных произведениях.

24-25

Методы решения творческих задач.

2

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод.

26

Методы решения творческих задач: преобразование свойств.

1

Метод преобразования свойств: сущность метода. Практические задания, развивающие игры.

27

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов.

1

Метод фокальных объектов: сущность метода. Практические задания, развивающие игры.

28-29

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат.

2

Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры.

30-31

Методы решения творческих задач: морфологический ящик.

2

Метод морфологического ящика: сущность метода.

32-33

Методы решения творческих задач.

2

Методы решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретательских задач.

34-35

Решение творческих задач.

2

Творческие задачи (проводится по задачам, подобранным учащимися).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...