Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_moi_sposobnosti.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, на основе программы: Внеурочная деятельность: программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012. Автор: Н.А.Криволапова.
Для реализации программы используется УМК «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012».
Программа, взятая за основу составления данной рабочей программы, рассчитана на 34 часа, а учебный график школы предполагает 35 учебных недель. В связи с этим в программу добавлен 1 час на решение творческих задач. Таким образом, на освоение данной рабочей программы отведено 35 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- правила конструирования определений, формулирования выводов;
- правила классификации и сравнения;
- методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
- способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
- правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Блок 1 «Развитие интеллектуальных умений» 7 класс (35 часов)
Развиваем творческое мышление
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т.д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1-2 | Секреты и методы творчества. | 2 |
3-4 | Поиск закономерностей. | 2 |
5-8 | Логические цепочки. | 4 |
9-10 | Как решать изобретательские задачи. | 2 |
11-12 | Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности. | 2 |
13-14 | Развитие воображения. | 2 |
15 | Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия. | 1 |
16-17 | Изобретательское творчество. | 2 |
18-19 | Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий. | 2 |
20-21 | Решение задач методом разрешения противоречий. | 2 |
22-23 | Творчество и фантастика. | 2 |
24-33 | Методы решения творческих задач. | 10 |
34-35 | Решение творческих задач. | 2 |
ИТОГО | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | |
план | факт | ||||
1-2 | Секреты и методы творчества. | 2 | Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры. | ||
3-4 | Поиск закономерностей. | 2 | Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры. | ||
5-6 | Логические цепочки. | 2 | Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия. | ||
7-8 | Логические цепочки. Причинно-следственные связи. | 2 | Установление причинно-следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. Практические задания, развивающие игры. | ||
9-10 | Как решать изобретательские задачи. | 2 | Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя. | ||
11-12 | Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности. | 2 | Тренинг внимания. Умение быть наблюдательным. Правила наблюдения. | ||
13-14 | Развитие воображения. | 2 | Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам. Тренинг воображения. Творческие задачи. | ||
15 | Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия. | 1 | Умение анализировать, выбирать и обосновывать свое решение, действие. | ||
16-17 | Изобретательское творчество. | 2 | Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. Практические задания, развивающие игры. | ||
18-19 | Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий. | 2 | Методы решения изобретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и противоположные функции предметов. Практические задания, развивающие игры. | ||
20 | Решение задач методом разрешения противоречий. | 1 | Приемы разрешения противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», прием «наоборот». Практические задания, развивающие игры. | ||
21 | Решение задач методом разрешения противоречий. | 1 | Способы разрешения противоречий: во времени, в пространстве, в воздействии. Практические задания, развивающие игры. | ||
22-23 | Творчество и фантастика. | 2 | Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретательские приемы в литературных произведениях. | ||
24-25 | Методы решения творческих задач. | 2 | Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод. | ||
26 | Методы решения творческих задач: преобразование свойств. | 1 | Метод преобразования свойств: сущность метода. Практические задания, развивающие игры. | ||
27 | Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов. | 1 | Метод фокальных объектов: сущность метода. Практические задания, развивающие игры. | ||
28-29 | Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат. | 2 | Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры. | ||
30-31 | Методы решения творческих задач: морфологический ящик. | 2 | Метод морфологического ящика: сущность метода. | ||
32-33 | Методы решения творческих задач. | 2 | Методы решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретательских задач. | ||
34-35 | Решение творческих задач. | 2 | Творческие задачи (проводится по задачам, подобранным учащимися). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...