Планирование уроков по рисованию и развернутые планы уроков на 1 и 2 четверть для учащихся 5 классов специальной коррекционной школы VIII вида
план-конспект урока (5 класс) на тему

 Моисеенко Татьяна Сергеевна

В данном материале представлено планирование уроков рисования для 5 класса в специальной коррекционной школы VIII  вида, а также развернутые планы уроков с задачами и описанием оборудования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plany_po_risovaniyu_5_klass_2.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рисование декоративного узора в полосе из растительных элементов»

Цель: Закрепить навыки рисования узора в полосе из растительных элементов.

Задачи: 1. Закрепить навыки рисования прямых горизонтальных и вертикальных линий, при делении полосы на равные части; навыки рисования растительных элементов; умение ритмично располагать узор в полосе, правильно подбирать цветовые комбинации; располагать элементы узора в полосе; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем деления полосы на части; выбора элементов узора и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения узоров; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы элементов растительных узоров, образцы узоров в полосе.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие бывают узоры?

- Из каких элементов состоят растительные узоры?

- Какие правила нужно соблюдать при составлении узоров?

2.Вводная беседа по образцам народно-прикладного творчества:

- Какие части растений чаще всего изображали на узорах русские мастера?

- Каким образом располагались элементы на узорах?

- Какие цвета использовали мастера?

3.Сообщение темы урока:

- Сегодня мы закрепим умение составлять узор в полосе из растительных элементов.

4. Анализ образца:

- Какие элементы использовались в данных узорах?

- Как расположены элементы в узоре?(наискосок)

- Как соблюдается ритмичность элементов?

- Какие цвета использованы в узорах?

5. Показ способа действия:

а) поставить две точки по горизонтали на одинаковом расстоянии от верха, соединить их прямой линией; отступить одинаковое расстояние от обеих точек в низ – провести вторую горизонтальную линию.

б) Разделить полосу на равные квадраты с помощью мерки (меркой может быть карандаш) или произвести деление с помощь глазомера.

в) Провести наклонные линии в каждом квадрате.

г) Рисование элементов в каждом квадрате.

д) Раскрашивание элементов.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

7. Физическая пауза.

Игра на внимание «Нос – пол – потолок»

Цель игры: Выполнение словесных команд, при неправильном выполнении учителем движений.

8. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Самостоятельное составление декоративного узора в полосе из растительных элементов»

Цель: Закрепить умение самостоятельно составлять узора в полосе из растительных элементов.

Задачи: 1. Закрепить навыки рисования прямых горизонтальных и вертикальных линий, при делении полосы на равные части; навыки рисования растительных элементов; умение ритмично располагать узор в полосе, правильно подбирать цветовые комбинации; располагать элементы узора в полосе; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем деления полосы на части; выбора элементов узора и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения узоров; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы элементов растительных узоров, образцы узоров в полосе.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие бывают узоры?

- Из каких элементов состоят растительные узоры?

- Какие правила нужно соблюдать при составлении узоров?

2.Сообщение темы урока

3. Анализ образца:

- Какие элементы использовались в данных узорах?

- Как расположены элементы в узоре?(наискосок)

- Как соблюдается ритмичность элементов?

- Какие цвета использованы в узорах?

4. Закрепление  способа действия:

а) поставить две точки по горизонтали на одинаковом расстоянии от верха, соединить их прямой линией; отступить одинаковое расстояние от обоих точек в низ – провести вторую горизонтальную линию.

б) Разделить полосу на равные квадраты с помощью мерки (меркой может быть карандаш) или произвести деление с помощь глазомера.

в) Провести наклонные линии в каждом квадрате.

г) Рисование элементов в каждом квадрате.

д) Раскрашивание элементов.

5. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

6. Физическая пауза.

Игра на внимание «Нос – пол – потолок»

Цель игры: Выполнение словесных команд, при неправильном выполнении учителем движений.

7. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Декоративное рисование в круге геометрического орнамента»

Цель: Закрепить навыки рисования узора в круге из геометрических элементов.

Задачи: 1. Закрепить навыки рисования круга по вертикальным и горизонтальным линиям, делить круг на части; навыки рисования геометрических элементов (овалов); умение ритмично располагать узор в круге, правильно подбирать цветовые комбинации; располагать элементы узора в круге; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем деления круга на части; выбора элементов узора и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения узоров; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы элементов геометрических узоров, образцы узоров в круге.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие бывают узоры?

- Из каких элементов состоят геометрические узоры?

- Какие правила нужно соблюдать при составлении узоров?

2.Вводная беседа по образцам народно-прикладного творчества:

- Какие геометрические фигуры чаще всего изображали на узорах русские мастера?

- Каким образом располагались элементы на узорах?

- Какие цвета использовали мастера?

3.Сообщение темы урока:

- Сегодня мы закрепим умение составлять узор в круге из геометрических элементов.

4. Анализ образца:

- Какие элементы использовались в данных узорах?

- Как расположены элементы в узоре?(симметрично и ритмично)

- Как соблюдается ритмичность элементов?

- Какие цвета использованы в узорах?

5. Показ способа действия:

а) найти середину высоты и ширины листа бумаги, соединить точки, провести вертикальные и горизонтальные линии

б) построить круг с помощью мерки (карандаша)

в) разделить круг на 8 равных частей

г) Рисование элементов в каждой части

д) Раскрашивание элементов.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

7. Физическая пауза.

Игра на внимание «Летает – не летает»

Цель игры: Выполнение словесных команд, распознавание предметов способных или не способных летать.

8. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Рисование простого натюрморта»

Цель: Закрепить навыки рисования  натюрморта.

Задачи: 1. Закрепить навыки рисования простых предметов (стаканчика и яблока); учить располагать предметы на листе бумаги, соблюдая правила перспективы; учить передавать перспективное сокращение круга; наносить светлые и темные оттенки с помощью штриховки; тени от предметов; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем расположения предметов на листе бумаги; выбора позиции предмета и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения предметов; мышления при анализе предметов; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы плоскостных и объемных предметов (круг, шар, куб, квадрат, прямоугольник, пирамида, конус); демонстрационный перспективный круг.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие бывают геометрические фигуры?

- Что такое узор?

2.Вводная беседа о предметах объемных и плоскостных геометрических фигурах и предметах:

- Учитель демонстрирует плоскостные и объемные предметы.

- Учащиеся проводят сравнение плоскостных и объемных предметов.

- Учащиеся сами находят и называют плоскостные и объемные предметы в классе.

- Демонстрация круга в перспективе.

3.Сообщение темы урока:

- Сегодня мы закрепим умение рисовать натюрморт.

4. Анализ образца:

- Как расположены предметы на рисунке?

- Какие предметы вы видите на рисунке?

- Как называется данный рисунок? (натюрморт)

- Как выглядят предметы расположенные ближе к нам? Дальше от нас?

- Расположение предметов на листе бумаги называется перспективой. Чем дальше предмет от нас, тем мельче его изображают на листе бумаги.

5. Показ способа действия:

а) отметить расположение стакана и яблока на листе бумаги;

б) легкими, тонкими линиями нанести контуры;

в) прорисовать контуры предметов;

г) нанести штриховку цветными карандашами, начиная со светлых оттенков;

д) прорисовать тени и фон.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

7. Физическая пауза.

Игра на внимание «Светофор»

Цель игры: Закрепить знание оттенков цветов.

8. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Рисование симметричного предмета по образцу»

Цель: Учить рисовать симметричные предметы.

Задачи: 1. Учить рисовать симметричные предметы (цветок); учить располагать предмет на листе бумаги, соблюдая правила симметрии; учить проводить вспомогательные линии, точно передавать особенности образца; наносить светлые и темные оттенки с помощью штриховки; закрепить навыки рисования растительных элементов; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем  расположения предметов на листе бумаги; выбора позиции предмета и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения предметов, расположения симметричных элементов; мышления при анализе предметов; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы симметричных предметов; демонстрационный симметричный узор.

Словарь; ось симметрии, симметричный предмет

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие фигуры мы называем плоскостными, какие объемными?

- Назовите объемные предметы?

- Как на рисунке передается объем предметов?

2.Вводная беседа о симметричных предметах:

- Учитель демонстрирует симметричные предметы.

- Учитель дает понятие об оси симметрии.

- Учащиеся находят в классе симметричные предметы.

3.Сообщение темы урока:

- Сегодня мы будем учиться рисовать симметричный предмет.

4. Анализ образца:

- Как расположен предмет на рисунке?

- Сравните левую и правую сторону цветка?

- Почему мы можем назвать этот предмет симметричным?

- Какие детали есть у цветка? (лепестки, цветки, стебли)

5. Показ способа действия:

а) провести ось симметрии;

б) провести вспомогательные горизонтальные линии;

в) рисование чашечки цветка;

г) рисование лепестков, рисование  вспомогательных наклонных линий;

д) раскрашивание цветка.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

7. Физическая пауза.

Игра на внимание «Светофор»

Цель игры: Закрепить знание оттенков цветов.

8. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Самостоятельное составление декоративного узора в форме по выбору учащихся из растительных элементов»

Цель: Закрепить умение самостоятельно составлять узора в полосе из растительных элементов.

Задачи: 1. Закрепить навыки рисования прямых горизонтальных и вертикальных линий, при делении выбранной формы на равные части; навыки рисования растительных элементов; умение ритмично располагать узор в выбранной форме, правильно подбирать цветовые комбинации; располагать элементы узора в форме; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем деления формы на части; выбора элементов узора и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения узоров; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы элементов растительных узоров, образцы узоров в различной форме.

Словарь: симметрия, ось симметрии, ритмичность.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие бывают узоры?

- Из каких элементов состоят растительные узоры?

- Какие правила нужно соблюдать при составлении узоров?

2.Сообщение темы урока;

- Сегодня мы закрепим умение самостоятельно составлять узоры в полосе.

3. Анализ образца:

- Какие элементы использовались в данных узорах?

- Как расположены элементы в узоре?

- Как соблюдается ритмичность элементов?

- Какие цвета использованы в узорах?

4. Закрепление  способа действия:

а) рисование формы  (полосы, квадрата, круга):

б) разделение формы на части;

в) рисование элементов узора;

г) ритмичное и симметричное  расположение элементов в форме;

д) раскрашивание элементов.

5. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

6. Физическая пауза.

Игра на внимание «Какого предмета не стало?»

Цель игры: развивать внимание, зрительную память.

7. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Рисование симметричного объемного предмета по образцу (вазы)»

Цель: Учить рисовать симметричные объемные  предметы.

Задачи: 1. Учить рисовать симметричные объемные предметы (вазу простой формы); учить располагать предмет на листе бумаги, соблюдая правила симметрии; учить проводить вспомогательные линии, точно передавать особенности образца; наносить светлые и темные оттенки, передавать объем предмета с помощью штриховки; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем  расположения предметов на листе бумаги; выбора позиции предмета и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения предметов, расположения симметричных элементов; мышления при анализе предметов; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы симметричных объемных предметов; натуральный образец – ваза.

Словарь; ось симметрии, симметричный предмет, объемный предмет.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие фигуры мы называем плоскостными, какие объемными?

- Назовите объемные предметы?

- Как на рисунке передается объем предметов?

2. Сообщение темы урока:

- Сегодня мы будем учиться рисовать симметричный предмет.

3. . Анализ образца:

- Как расположен предмет на рисунке?

- Можно ли назвать этот предмет объемным?

- Почему мы можем назвать этот предмет симметричным?

4 Показ способа действия:

а) провести ось симметрии;

б) провести вспомогательные горизонтальные линии;

в) рисование тонкими линиями контура вазы;

г) прорисовывание контура;

д) раскрашивание вазы с передачей объема и светотени.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

5. Физическая пауза.

Игра на внимание «Светофор»

Цель игры: Закрепить знание оттенков цветов.

7. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Рисование по замыслу (узор в круге)»

Цель: Закрепить умение самостоятельно составлять узора в круге из  элементов по выбору.

Задачи: 1. Закрепить навыки рисования прямых горизонтальных и вертикальных линий, при делении выбранной формы на равные части; навыки рисования растительных элементов; умение ритмично располагать узор в выбранной форме, правильно подбирать цветовые комбинации; располагать элементы узора в форме; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем деления формы на части; выбора элементов узора и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения узоров; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы элементов растительных узоров, образцы узоров в различной форме.

Словарь: симметрия, ось симметрии, ритмичность.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие бывают узоры?

- Из каких элементов состоят растительные узоры?

- Какие правила нужно соблюдать при составлении узоров?

2.Сообщение темы урока;

- Сегодня мы закрепим умение самостоятельно составлять узоры в полосе.

3. Анализ образца:

- Какие элементы использовались в данных узорах?

- Как расположены элементы в узоре?

- Как соблюдается ритмичность элементов?

- Какие цвета использованы в узорах?

4. Закрепление  способа действия:

а) рисование формы  (полосы, квадрата, круга):

б) разделение формы на части;

в) рисование элементов узора;

г) ритмичное и симметричное  расположение элементов в форме;

д) раскрашивание элементов.

5. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

6. Физическая пауза.

Игра на внимание «Какого предмета не стало?»

Цель игры: развивать внимание, зрительную память.

7. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Рисование с натуры дорожных знаков различной формы»

Цель: Закрепить умение рисовать с натуры предметы различной формы.

Задачи: 1. Закрепить навыки рисования предметов с натуры, точно передавая их характерные особенности; знать назначение предмета; правильно располагать предметы на листе бумаги; раскрашивать в соответствии с образцом.

2. Развивать зрительное восприятие, путем деления листа на части; зрительную память посредством запоминания правильного положения предметов, их характерных особенностей; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы дорожных знаков.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие дорожные знаки вы знаете?

- Назовите дорожные знаки, которые вы видите? (пешеходных переход, стоянка автомобилей, велосипедная дорожка)

- Какие правила нужно при переходе дороги?

- Что такое транспорт?

- Где передвигается транспорт?

- Что помогает регулировать движение?

2.Сообщение темы урока:

- Сегодня мы будем рисовать с натуры дорожные знаки.

4. Анализ образца:

- Какие знаки вы видите?

- Какой они формы?(квадратной, треугольной)

- Как расположены знак на листе бумаги?

- Какие цвета использованы в раскрашивании знаков?

5. Показ способа действия:

а) разделить лист на равные части.

б) отметить высоту знаков.

в) провести вертикальные линии: стороны для квадрата, ось для треугольника.

г) построить треугольник и квадрат.

д) нарисовать английскую букву «Р», уклон для знака крутой подъем.

е) раскрасить знаки.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

7. Физическая пауза.

Игра на внимание «Нос – пол – потолок»

Цель игры: Выполнение словесных команд, при неправильном выполнении учителем движений.

8. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Рисование симметричного объемного предмета по образцу (пирамидки)»

Цель: Закрепить умение рисовать симметричные объемные  предметы.

Задачи: 1. Учить рисовать симметричные объемные предметы (пирамидку); учить располагать предмет на листе бумаги, соблюдая правила симметрии; учить проводить вспомогательные линии, точно передавать особенности образца; наносить светлые и темные оттенки, передавать объем предмета с помощью штриховки; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем  расположения предметов на листе бумаги; выбора позиции предмета и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения предметов, расположения симметричных элементов; мышления при анализе предметов; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, образцы симметричных объемных предметов; натуральный образец – пирамидка.

Словарь; ось симметрии, симметричный предмет, объемный предмет.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие фигуры мы называем плоскостными, какие объемными?

- Назовите объемные предметы?

- Как на рисунке передается объем предметов?

2. Сообщение темы урока:

- Сегодня мы закрепим умение рисовать симметричный предмет.

3. . Анализ образца:

- Как расположен предмет на рисунке?

- Можно ли назвать этот предмет объемным?

- Почему мы можем назвать этот предмет симметричным?

4 Показ способа действия:

а) провести ось симметрии;

б) провести вспомогательные горизонтальные линии;

в) рисование тонкими линиями контура вазы;

г) прорисовывание контура;

д) раскрашивание вазы с передачей объема и светотени.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

5. Физическая пауза.

Игра на внимание «Светофор»

Цель игры: Закрепить знание оттенков цветов.

7. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: Беседа на тему: «Декоративно-прикладное искусство - богородская игрушка»

Цель: Дать знания учащимся о декоративно-прикладном искусстве русских мастеров.

Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о народных промыслах, познакомить с одним из лучшим образцом русского прикладного искусства – богородской игрушкой; с характерными линиями и чертами, сюжетными линиями нар. прикладного  искусства мастеров села Богородское. Закрепить навыки декоративного рисования.

2. Развивать память, путем усвоения нового материала; воображения, при восприятии образцов и иллюстраций поделок мастеров и раскрашивании подготовленной модели; обогащать словарный запас путем ввода новых слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца, гордость за русских мастеров и прошлое своей Родины.

Оборудование: альбомные листы, простые и цветные карандаши, шаблоны, натуральные предметы и иллюстрации работ мастеров.

Словарь: богородская игрушка.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Что называют народно-прикладным творчеством?

- Какие вида народно-прикладного искусства вы знаете?

- С какими изделиями вы знакомы?

- Какие элементы в узорах используют русские мастера?

2.Рассказ учителя с демонстрацией поделок и иллюстраций о богородской игрушке:

- С древних времен из дерева мастера делали игрушки. Центром изготовления деревянных игрушек был старинный Троицко-Сергиев монастырь в селе Богородском, около Москвы. Из деревянных игрушек большим успехом пользовались «кузнецы», изображающие как мужик и медведь куют вместе.

«Куры» - на дощечке располагается несколько курочек, к ним тянуться веревочки, дернешь за веревочку, и курочки начинают клевать. Богородские игрушки – это почти скульптуры. Мастера достигают выразительности не пестрой окраской, а красотой поверхности дерева. Расположение игрушек всегда простое, нет ничего лишнего, но какой согласовательности, какой выразительности достигают русские мастера. Сначала подмастерья готовят болванки, а потом мастера вытачивают фигурки.

3.Закрепление нового материала.

4. Роспись по выбору учащихся подноса элементами гжельской, хохломской или мезерской росписью.

5. Физическая пауза.

Игра на внимание «Нос – пол – потолок»

Цель игры: Выполнение словесных команд, при неправильном выполнении учителем движений.

6. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Оформление пригласительного билета на елку»

Цель: Закрепить навыки декоративного рисования.

Задачи: 1. Закрепить навыки декоративного рисования, умение подбирать элементы для оформления билета, правильно располагать выбранные элементы, подбирать цветовые сочетания; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем оформления билета, подбора элементов для украшения; выбора элементов узора и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения узоров; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: сложенный вдвое лист бумаги (8Х30), образцы пригласительных билетов, цветные карандаши, фломастеры, краски (по выбору учащихся).

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие бывают узоры?

- Для чего используют узоры?

- Какие правила нужно соблюдать при составлении узоров?

- Какие узоры можно использовать, если вы будете оформлять открытку на зимнюю тему?

2.Вводная беседа по оформлению пригласительных билетов:

- Для чего нужны пригласительные билеты?

- Как можно оформить пригласительный билет на Новогодний бал?

- Какие цвета мы будем для этого использовать?

3.Сообщение темы урока:

- Сегодня мы оформим пригласительный билет на Новогодний бал.

4. Анализ образца:

- Какие элементы использовались в оформлении данных приглашений?

- Как расположены элементы в узоре?

- Как соблюдается ритмичность элементов?

- Какие цвета использованы в узорах?

5. Показ способа действия:

а) Наметить расположение надписи и узора.

б) Выбрать элементы для оформления.

в) Выбрать шрифт и выполнить надпись карандашом.

г) Сделать набросок узора.

д) Раскрашивание элементов  узора и надписи.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

7. Физическая пауза.

Игра на внимание «Нос – пол – потолок»

Цель игры: Выполнение словесных команд, при неправильном выполнении учителем движений.

8. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Оформление новогодних очков »

Цель: Закрепить навыки декоративного рисования.

Задачи: 1. Закрепить навыки декоративного рисования, умение подбирать элементы для оформления новогодних очков, правильно располагать выбранные элементы, подбирать цветовые сочетания; выполнять аккуратно штриховку и раскрашивание.

2. Развивать зрительное восприятие, путем оформления очков, подбора элементов для украшения; выбора элементов узора и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения узоров; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: сложенный вдвое лист бумаги (8Х30), шаблоны новогодних очков, цветные карандаши, фломастеры, краски (по выбору учащихся), ножницы.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие бывают узоры?

- Для чего используют узоры?

- Какие правила нужно соблюдать при составлении узоров?

2.Вводная беседа по оформлению пригласительных очков:

- Для чего нужны были  очки на карнавалах и балах?

- Как можно оформить новогодние очки? Какой формы они  могут быть?

- Какие цвета мы будем для этого использовать?

3.Сообщение темы урока:

- Сегодня мы изготовим и оформим новогодние очки.

4. Анализ образца:

- Какой формы бывают очки?

- Как ни украшены?

- Какие цвета использованы в оформлении очков?

5. Показ способа действия:

а) сложить лист бумаги вдвое, нарисовать форму очков.

б) вырезать очки и окрасить их в основной тон.

в)украсить очки дополнительными деталями.

6. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

7. Физическая пауза.

Игра на внимание «Летает – не летает»

Цель игры: Выполнение словесных команд, при неправильном выполнении учителем движений.

8. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Тема: «Рисование на тему: «Зимний лес».

Цель: Закрепить навыки рисования  пейзажа.

Задачи: 1. Закрепить навыки рисования деревьев, зданий; учить располагать предметы на листе бумаги, соблюдая правила перспективы; учить передавать характерные черты определенных предметов, деревьев зимой; наносить светлые и темные оттенки с помощью краски разной насыщенности; тени от предметов; выполнять аккуратно рисование акварельными красками.

2. Развивать зрительное восприятие, путем расположения предметов на листе бумаги; выбора позиции предмета и подбора цвета; зрительную память посредством запоминания правильного положения предметов; мышления при анализе предметов; обогащать словарный запас путем ввода в речь словарных слов; развивать мелкую моторику рук; ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность, эстетическое восприятие окружающего мира, умение доводить работу до конца.

Оборудование: альбомные листы, простые  карандаши, краски, кисти, стаканчик, образцы зимних пейзажей.

Словарь: линия горизонта, перспектива, пейзаж.

Ход урока.

I Организационный момент

II Основная часть

1.Повторение:

- Какие картины называют пейзажем?

- Что изображают на пейзажах?

2. Сообщение темы урока:

- Сегодня мы закрепим умение рисовать пейзаж. Мы нарисуем зимний лес.

3. Вводная беседа:

- Как располагаются предметы на пейзаже?

- Какие предметы вы расположите на рисунке?

- Как называется данный рисунок? (пейзаж)

- Как выглядят предметы расположенные ближе к нам? Дальше от нас?

- Расположение предметов на листе бумаги называется перспективой. Чем дальше предмет от нас, тем мельче его изображают на листе бумаги.

- Как выглядят деревья зимой?

4. Показ способа действия:

а) отметить расположение предметов на листе бумаги;

б) легкими, тонкими линиями нанести контуры;

в) прорисовать контуры предметов;

г) нанести светлый тон краски, затем более темные тона;

д) прорисовать тени и фон.

5. Самостоятельная работа учащихся (учитель оказывает помощь учащимся, корректирует их деятельность).

6. Физическая пауза.

Игра на внимание «Собери целое»

Цель игры: Развивать зрительное восприятие, внимание

7. Анализ работ.

Учитель рассматривает совместно с учащимися работы, отмечает их достоинства и недостатки. Привлекая к оценке учеников.

III Итог урока.

Выставка работ, оценка деятельности учащихся на уроке.


  Согласовано

                                                                    Зам. директора по УВР

                                                                               Ращупкина Нина Стефановна

Календарно-тематическое планирование уроков по рисованию

Класс: 5

Учитель: Моисеенко Т.С

Количество часов на I четверть

Планирование составлено на основе «Программы 5 - 9 классов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В. Воронковой -  М.: Просвещение, 2006.

Программа по рисованию составлена Грошенковым И.А.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ВИД Д-ТИ

(ТИП  УРОКА)

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

СЛОВАРЬ

Д.М.

ТСО

ПРИМЕЧАНИЯ ЭКСКУРСИИ

1

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов (Федоскино, Жостово, Палеха)»

С НЗ

03.09

Жостовская, федосковская, палеховая роспись

Образцы произведений мастеров народных художественных промыслов

2

Рисование узора в полосе из растительных элементов

КТУ

10.09

Симметрия, ритмичность

Образцы растительных элементов, образцы узоров в полосе

3

Самостоятельное составление узора в полосе

КТУ

17.09

Симметрия, ритмичность

Образцы растительных элементов, образцы узоров в полосе

4

Рисование геометрического орнамента в  круге на осях

КТУ

24.09

Симметрия, ритмичность

Образцы элементов геометрических орнаментов, образцы узоров в круге

5

Рисование простого натюрморта

КТУ

01.10

Композиция, перспектива, натюрморт, объем

Натуральные предметы (яблоко и кружка), образцы натюрморт, демонстрационный перспективный круг

6

Рисование симметричного узора по образцу

С. Н. З.

08.10

 Симметрия

Образец симметричного узора, образцы симметричных предметов

7

Самостоятельное составление декоративного узора в форме по выбору учащихся из растительных элементов

КТУ

15.10

Декоративный, симметричный, ритмичный

Образцы узоров с использованием природных форм

8

Рисование с натуры объемного предмета (вазы)

КТУ

22.10

Симметрия, композиция, объем

Натуральный демонстрационный предмет – ваза

9

Рисование по замыслу: «Узор в круге».

КТУ

 29.10

Симметрия, оси симметрии, ритмичность

Образцы узоров в круге

  Согласовано

                                                   Зам. директора по УВР

                                                                               Ращупкина Нина Стефановна

Календарно-тематическое планирование уроков по рисованию

Класс: 5

Учитель: Моисеенко Т.С

Количество часов на II четверть

Планирование составлено на основе «Программы 5 - 9 классов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В. Воронковой -  М.: Просвещение, 2006.

Программа по рисованию составлена Грошенковым И.А.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ВИД Д-ТИ

(ТИП  УРОКА)

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

СЛОВАРЬ

Д.М.

ТСО

ПРИМЕЧАНИЯ ЭКСКУРСИИ

1

Рисование с натуры дорожных знаков различной формы

СНЗ

Распределение, композиция

Изображения дорожных знаков

2

Рисование с натуры объемного предмета - пирамидки

КТУ

Объем, натуральный предмет

Натуральная пирамидка

3

Беседа о народно-прикладном искусстве: «Богоодская игрушка»

КТУ

Богородская игрушка

Иллюстрации, образцы богородских игрушек, шаблоны для раскрашивания

4

Оформление пригласительного билета

КТУ

Композиция

Образцы пригласительных билетов

5

Рисование новогодних очков

КТУ

Маска

Образцы новогодних очков

6

Рисование на тему: «Лес зимой»

СНЗ.

Пейзаж, линия горизонта, первый план, второй план

Образцы зимних пейзажей

                                               

                                               

                                                    Согласовано

                                                                    Зам. директора по УВР

                                                                               Ращупкина Нина Стефановна

Календарно-тематическое планирование уроков по рисованию

Класс: 5

Учитель: Моисеенко Т.С

Количество часов на III четверть

Планирование составлено на основе «Программы 5 - 9 классов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В. Воронковой -  М.: Просвещение, 2006.

Программа по рисованию составлена Грошенковым И.А.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ВИД Д-ТИ

(ТИП  УРОКА)

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

СЛОВАРЬ

Д.М.

ТСО

ПРИМЕЧАНИЯ ЭКСКУРСИИ

1

Беседа: «Картины художников о школе»

С НЗ

Портрет, композиция

Репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

2

Рисование с натуры позирующего ученика

КТУ

Симметрия, масштаб, натура

Позирующий ученик, образец.

3

Рисование на тему: «Зимние развлечения»

КТУ

Перспектива, композиция

Образец, иллюстрации с зимними развлечениями

4

Рисование с натуры цветочного горшка с растением

КТУ

Симметрия, натура

Цветок в горшке (лилия), образец

5

Рисование декоративного узора в квадрате  из растительных элементов

КТУ

Симметрия, ритмичность узора, элементы узора

Образцы узоров в квадрате, растительных элементов.

6

Рисование с натуры объемного предмета - телевизора.

С. Н. З.

Перспектива, симметрия, объем

Телевизор, образец

7

Беседа на тему: «Наша Армия родная». Рисование плаката ко дню Защитника Отечества.

КТУ

Авиация, пехота, моряки, летчики, плакат, Отечество

Иллюстрации с изображением военной техники, воинов разных родов войск

8

Декоративное рисование плаката ко дню 8 Марта.

КТУ

Симметрия, композиция, ритмичность

Плакаты ко дню 8 Марта, открытки

9

Рисование с натуры прямоугольного  объемного предмета (КОРОБКИ)

КТУ

 

Масштаб, симметрия, объем

Образец, коробка

10

Рисование с натуры коробки с тортом прямоугольной формы

КТУ

Масштаб, симметрия, объем

Образец, коробка из-под торта

                                                  Согласовано

                                                                    Зам. директора по УВР

                                                                               Ращупкина Нина Стефановна

Календарно-тематическое планирование уроков по рисованию

Класс: 5

Учитель: Моисеенко Т.С

Количество часов на IY четверть

Планирование составлено на основе «Программы 5 - 9 классов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В. Воронковой -  М.: Просвещение, 2006.

Программа по рисованию составлена Грошенковым И.А.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ВИД Д-ТИ

(ТИП  УРОКА)

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

СЛОВАРЬ

Д.М.

ТСО

ПРИМЕЧАНИЯ ЭКСКУРСИИ

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения

С НЗ

1.04

Иллюстрация, композиция, перспектива

Образцы иллюстраций

2

Рисование с натуры машины-игрушки (бензовоза, трактора)

КТУ

8.04

Симметрия, масштаб, натура

Игрушка-бензовоз

3

Декоративное рисование: «Составление узора в круге»

КТУ

15.04

Ритмичность, симметричность

Образцы узоров в круге

4

Рисование симметричных форм: стрекоза, бабочка

КТУ

22.04

29.04

Симметрия

Иллюстрации насекомых, контуры бабочки и стрекозы

5

Беседа с показом картин о ВОВ, оформление плаката ко Дню Победы

КТУ

06.05

Плакат, репродукция

Репродукции картин с тематикой по ВОВ, образцы плакатов

6

Рисование с натуры весенних цветов несложных форм

С. Н. З.

13.05

Натура, фиалка

Иллюстрации фиалки и ветреницы

7

Составление узора в круге с применение осевых линий

КТУ

20.05

Осевые линии, ритмичность, симметричность

Образцы узоров в круге

8

Рисование на тему: «Поздняя весна»

КТУ

27.05

Пейзаж, перспектива

Иллюстрации, фотоплакаты с изображением поздней весны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Календарно-тематическое планирование по биологии на I четверть в 6 классе специальной (коррекционной) школы

Данное таматическое планирование включает в себя работу со словарём, наглядность, коррекционную работу....

Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.

Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Конспект урока истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIIIвида

Конспект урока истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIIIвидаПравление Екатерины IIЦели урока: Дать учащимся исторический портрет Екатерины II и познакомить с особенностями её пр...