Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.
учебно-методический материал ( класс) на тему
Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и социальной жизни, был законопослушным гражданином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_urokov_tehnologii_v_sotsializatsii_lichnosti.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и социальной жизни, был законопослушным гражданином и т.д.
Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир.
Перед школой, как институтом социализации встает социально-педагогическая задача - освоение ребятами нормативного поведения.
Школа помогает молодым людям адаптироваться к новым условиям жизни.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является экономическое развитие нашей страны. Для этого необходима социализированная молодежь. Важным фактором социализации старшеклассников в специальной коррекционной школе в современных условиях являются технологическое обучение и воспитание. На современном этапе развития общества в условиях массового падения социального статуса трудовой деятельности, существенно изменившего авторитет профессий, решение этой задачи очень сложно.
Существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях. 1. Не оборудован кабинет - невозможно рассчитывать на результаты, соответствующие современным требованиям. 2. Низкая заработная плата - добираем до прожиточного минимума двумя ставками, а то и более, вынужденно сокращая время на творчество и новаторство. И тем не менее, процесс обучения технологии в школе создает возможности для реализации процесса социализации учащихся, развития их активности в сферах познания и предметно-практической деятельности.
В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который призван обеспечить: формирование готовности школьников к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность.
Не секрет, что многие из нас на своих уроках сталкиваются с апатией учащихся. Думаю, что главная ее причина - не лень учащихся, а отсутствие у детей внутренней мотивации к деятельности.
Темой моей работы является формирование внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Чем важнее для человека мотив и чем лучше он им осознаётся, тем быстрее создаются благоприятные условия для формирования готовности к разного рода деятельности.
Самореализация происходит через усиление мотивации к активной деятельности, через чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление. Свобода выбора форм творчества и востребованность в творческой деятельности школьников создают условия для формирования самореализации и социализации.
Опыт моей работы подтверждает, что с детьми следует говорить о том, к чему они уже готовы, что доступно их пониманию. Поэтому, при изучении раздела «Материаловедение» необходимо увязывать программу по технологии с программами других предметов и быть в курсе того, что учащиеся знают и умеют к моменту знакомства с конкретной темой. К концу 6-го класса учащиеся достаточно хорошо изучили биологию, можно говорить о растениях лен и хлопок.
Уникальность предмета «Технология» в том и состоит, что школьники учатся использовать знания, полученные на уроках в повседневной практической деятельности, что, естественно, способствует их социализации.
Наиболее оптимальными для реализации активности на уроке и получения первого опыта социализации учащихся являются групповые формы работы. Работа школьников в парах, в бригадах, творческих группах – широко применяются на уроках технологии.
Нестандартные уроки расширяют возможности предмета, дают необходимый эмоциональный всплеск, вносят атмосферу творчества и соревновательный дух.
- Урок – игра «магазин Ткани» (5кл)
- Урок - игра по моделированию одежды (6 кл.);
- Урок – игра «Ателье» (7кл)
В условиях внедрения ФГОС, знакомясь с его содержанием, необходимо определить, что можно взять из «старого багажа», «что будет работать всегда», что мы умеем делать, в чем испытывает потребность окружающий социум. Беспроигрышным направлением в любых условиях является проектная и поисково-исследовательская деятельность учащихся.
Проектная модель обучения ориентирует ученика на решение реальных жизненных проблем и нацеливает на усвоение системы жизненно значимой деятельности и таким образом формирует условия для социализации учащихся.
Творческие и исследовательские проекты дают возможность ученикам проявить свои возможности, научиться развивать свои силы и способности адекватно оценивать и контролировать себя, быть успешными в избранной деятельности и становятся первой ступенью к самореализации.
Несколько слов хочу сказать об элементах исследовательской деятельности на уроках технологии, как средстве социализации личности.
Под «исследовательской деятельностью школьников» я понимаю такую форму организации воспитательно-образовательного процесса, при котором учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителями, решаются творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Исследовательскими я считаю и работы учащихся по получению информации из дополнительной литературы, из устных источников; переработка этой информации и сравнение. ( Пример - проект «Судьбы и традиции моих родных»)
Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Но полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс. Однако отдельные элементы исследовательского метода на уроке отразить можно. Новые государственные стандарты требуют от нас шире использовать потенциал внеурочной деятельности, в том числе поисковой, исследовательской, проектной, социальной.
Профориентационная работа на уроках технологии - это мощное средство социализации учащихся. Периодически, переходя к новому разделу программы, ввожу на уроках минутки « В мире профессий». Учащиеся знакомятся с какой-то новой профессией или углубляют свои представления о ней. Часто подготовку к этому этапу урока поручаю самим учащимся. Они готовят доклады, презентации, рассказы о профессиях своих близких.
Огромную роль в воспитании личности ребенка, раскрытии его талантов и возможностей и дальнейшей успешной социализации играет дополнительное образование. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности. Дополнительное образование в нашей школе тесно связано с базовым, оно расширяет и углубляет его, создает условия для его индивидуализации, для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.
Без элементарных навыков труда, без трудолюбия молодые люди становятся беспомощными во взрослой жизни; а участие в конкурсах, олимпиадах - наоборот, формируют лидерские качества. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности;
Эти принципы моей работы способствуют и обеспечивают социализацию личности школьника, его готовность принять социальную роль и сформировать в ней свою активную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"
Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"...
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»
В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...
Роль инфокоммуникационных технологий в развитии личности учащихся сельской поликультурной школы
Усилия образовательного сообщества должны быть направлены на раскрытие природных дарований каждого школьника, создания оптимальных условий для самореализации их личностного потенциала и развития...