Конспект урока истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIIIвида
план-конспект урока по истории (8 класс)

Никандрова Вероника Руслановна

Конспект урока истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIIIвида

Правление Екатерины II

Цели урока: Дать учащимся исторический портрет Екатерины II и познакомить с особенностями её правленияния.

Задачи:

Образовательные задачи:

o   Дать характеристику личности императрицы и ее роли в истории России;

o   Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи;

o   Познакомить с  особенностями развития России этого периода.

                Воспитательные задачи:

ü Воспитывать интерес к истории своей страны;

üФормирование интереса к историческому прошлому России.

Коррекционно – развивающие задачи:

ØРазвивать  связную устную речь, кругозор, воображение учащихся;

ØРазвивать фактические, временные исторические представления.

ØРазвивать  познавательные способности, мышление, память и внимание.

 

Оборудование:

- Кроссворд;

- Лента времени;

- Презентация к уроку «Викторина»;

- Иллюстрация картины:  репродукция картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II - законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год)

- Цветные карточки с домашним заданием.

 

Литература:

1.     Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. История России: Учебник для 8 класса специального (коррекционного)образовательного учреждения 8 вида – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 311 с. Ил.

2.     Василий Осипович Ключевский. Исторические портреты; Деятели исторической мысли/ В. О. Ключевский. М.: Издательство "Правда", 1991 - 623 с. Ил.

 

Тип урока: Комбинированный урок

 

Структура  урока:

1.     Организационный момент – 1 мин.

2.     Актуализация знаний (кроссворд) – 7 мин.

3.     Сообщение темы урока – 2 мин.

4.     Проверка домашнего задания – 5 мин.

Работа по теме урока:

5.            Работа с лентой времени – 4 мин.

6.            Работа с учебником -  6 мин.

7.            Работа с репродукцией – 2 мин.

8.             Работа с учебником  -  6 мин.

9.      Первичное закрепление нового материала. Итог урока – 5 мин.

10.                        Домашнее задание – 2 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь за свои парты. Проверьте, все ли приготовили к нашему уроку?

Начинаем мы опять 
По истории шагать.

Вспоминать и размышлять,

Что-то новое узнать.

(Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд).

 

 

Встают  рядом с партами.

Садятся. Проверяют готовность к уроку.

 

 

Актуализация знаний

Вспомним, некоторые моменты истории с помощью  кроссворда.

1.     Специальное место для строительства корабля?

2.     Какой город Петр Iпостроил на реке Неве?

3.     Как называется войска для охраны царя?

4.     Какой город осадили шведские  войска  в 1709 году?

5.     Какая война началась в 1700, а закончилась в 1721 году?

6.     Как называется правитель империи?

·        Кто был первым император Российской империи?

7.     Единица территориального деления России?

8.     Высший государственный орган, по делам законодательства и управления, созданный Петром I.

9.     Любимец императора или императрицы

 

Кто явился продолжателем дел Петра Великого, мы узнаем,  прочитав слово в выделенных клетках. Какое слово получилось?

Правильно! Сегодня на уроке речь пойдёт о Екатерине Великой, которая стала продолжательницей дел  Петра Великого.

 

 

Дети решают кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают слово Екатерина.

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают.

 

 

 

 Можно оказать помощь детям, если они  не знают.

Какая битва была в 1709 году?

Сообщение темы урока

Записываю тему урока на доске:

«Правление  Екатерины II»

Запишите сегодняшнее  число

и тему урока.

 

Показ портрета Екатерины II.

 

Рассказ учителя:

Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербтская родилась в Германии.

В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.

 

 Дети записывают.

 

 

 

 

Дети внимательно слушают.

 

Проверка домашнего задания

Вспомним, какое домашнее задание у Вас было?

Послушаем, что у вас получилось?

Ученик 1.

После  смерти супруга  Петра IIIв 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных.  В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно  спрашивала себя « Как  бы поступил в таком случае  Пётр? ».

 

Проверим, как внимательно вы слушали друг друга.

Когда начала править Екатерина II?

 

Ученик 2

          Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. Екатерина отличалась острым умом, сильным характером   и трудолюбием.

Чем отличалась Екатерина?

Ученик 3

Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено  громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.  Поэтому  история  и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник.

 

Сколько лет царствовала Екатерина II?

Молодцы! У вас получились хорошие сообщение, а остальные ребята внимательные слушали и правильно отвечали на вопросы.

 

 

 Дети отвечают: «нужно было расставить предложение в правильном порядке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

Екатерина начала править 1762 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатерина отличалась острым умом, сильным характером  трудолюбием.

 

 

 

 

 

 

 

Екатерина

царствовала 34 года.

Опережающее задание В.О. Ключевский "Исторический портрет".

Группа учащихся рассказывает о Екатерине II.

 

Работа с лентой времени

Работа с лентой времени.

А теперь отметим на нашей ленте времени начало царствование Екатерины II. Кто помнит дату?

Хорошо. Какой это век?

Молодцы! Как определили?

Нам нужно определить, куда мы будем располагать дату. В какую тему? 

Какой цвет на ленте времени соответствует это теме?

Сколько лет царствовала Екатерина?

Попробуем узнать дату завершения правления Екатерины II. Для этого нужно сложить 1762 и 34.

Молодцы!  Хорошо поработали с лентой времени.

 

 

 

 

Екатерина начала править в 1762 году.

Это XVIIIвек.

Добавили единицу к первым двум.

Правление Екатерины II.

Розовый цвет.

 

34 года.

 

 

Работа с калькулятором.

 

Работа по учебнику

Работа по учебнику.

Поработаем с учебником.  Откроем учебники на странице  157.

 

«Дворцовый переворот …»

Вопросы:

Кто возглавил дворцовый переворот?

С чего началось правление Екатерины II?

 

«Императорский двор….»

Вопросы:

Что интересного узнали про Екатерину?

 

«Самым богатым …»

Вопросы:

Почему граф Орлов считался самым богатым?

 

«Екатерина читала …»

Вопрос:

Как появилась идея просвещенного абсолютизма?

 

«Придворные дворяне…»

Вопрос:

Как называли правление Екатерины II?

 

Чтение пяти  абзацев

и работа по их содержанию.

Работа    с    репродукцией

Работа с репродукцией

(учебник  стр. 158)

Рассмотрите репродукцию картины.

Императрица представлена в строгом белом платье в храме Богини Правосудия. Стоя на покрытом ковром возвышении, она сжигает на алтаре маковые цветы, которые считались символом покоя. Тем самым она как бы жертвует собственным покоем ради процветания Отечества. Правление мудрого монарха приносит свои плоды: книги и орел с оливковой ветвью в клюве у ног Екатерины олицетворяют просвещенную, сильную и мирную Россию. Левицкий пишет портрет в спокойных холодных цветах. Успех этого полотна был велик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация репродукции картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II - законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год).

 

8

Рассказ учителя об особенностях правления Екатерины II.

 

Для Екатерины было важным укрепление Российского государства и императорской власти. Она считала необходимым провести областную реформу.

Прежде, чем слушать рассказ, поработаем с незнакомыми словами.

 

 

Рассказ ученика

Давайте послушаем, что об этом расскажет нам ученик с  подготовленным сообщением.

 

Работа по учебнику

Стр. 159

Откройте учебник на стр. 159.

А теперь узнаем, что такое губернское правление.

 

«Губернское правление -…»

Вопросы:

Что такое губернское правление?

Чем управляла казённая палата?

Чем ведал приказ общественного призрения?

 

«Судов в губерниях …»

Вопросы:

Сколько было судов?

Какие дела разбирались в судах?

Что происходило в уголовной палате?

 

«Поселки, в которых …»

Вопросы:

Какие поселки стали городами?

Сколько городов появилось в России?

Кто был во главе города?

Зачем нужна городская дума?

 

«Получили дополнительные права…»

Вопросы:

В каком году был подписан указ о свободном предпринимательстве?

Что давал этот указ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Губерния

Уезд

Наместник

Городничий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение абзацев и работа по их содержанию.

 

Итог  урока

С каким правителем мы познакомились сегодня на уроке?

А сейчас мы проверим ваши знания с помощью викторины.

Молодцы! Хорошо поработали, хорошо отвечали, много нового узнали.

Что было интересного на уроке?

С каким настроением уходите

с уроке?

С Екатериной II.

Показ презентации.

Дети отвечают на вопросы.

Домашнее задание

Я надеюсь, что домашнее задание не вызовет у вас трудностей.

Выберете карточки, любого цвета. Но знайте что на карточках синего цвета задания легче, чем на карточках красного цвета.

 

Детям раздаются карточками разного цвета.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIIIвида

Правление Екатерины II

Цели урока: Дать учащимся исторический портрет Екатерины II и познакомить с особенностями её правленияния.

Задачи:

Образовательные задачи:

o   Дать характеристику личности императрицы и ее роли в истории России;

o   Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи;

o   Познакомить с  особенностями развития России этого периода.

                Воспитательные задачи:

ü Воспитывать интерес к истории своей страны;

üФормирование интереса к историческому прошлому России.

Коррекционно – развивающие задачи:

ØРазвивать  связную устную речь, кругозор, воображение учащихся;

ØРазвивать фактические, временные исторические представления.

ØРазвивать  познавательные способности, мышление, память и внимание.

 

Оборудование:

- Кроссворд;

- Лента времени;

- Презентация к уроку «Викторина»;

- Иллюстрация картины:  репродукция картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II - законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год)

- Цветные карточки с домашним заданием.

 

Литература:

1.     Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. История России: Учебник для 8 класса специального (коррекционного)образовательного учреждения 8 вида – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 311 с. Ил.

2.     Василий Осипович Ключевский. Исторические портреты; Деятели исторической мысли/ В. О. Ключевский. М.: Издательство "Правда", 1991 - 623 с. Ил.

 

Тип урока: Комбинированный урок

 

Структура  урока:

1.     Организационный момент – 1 мин.

2.     Актуализация знаний (кроссворд) – 7 мин.

3.     Сообщение темы урока – 2 мин.

4.     Проверка домашнего задания – 5 мин.

Работа по теме урока:

5.            Работа с лентой времени – 4 мин.

6.            Работа с учебником -  6 мин.

7.            Работа с репродукцией – 2 мин.

8.             Работа с учебником  -  6 мин.

9.      Первичное закрепление нового материала. Итог урока – 5 мин.

10.                        Домашнее задание – 2 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь за свои парты. Проверьте, все ли приготовили к нашему уроку?

Начинаем мы опять 
По истории шагать.

Вспоминать и размышлять,

Что-то новое узнать.

(Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд).

 

 

Встают  рядом с партами.

Садятся. Проверяют готовность к уроку.

 

 

Актуализация знаний

Вспомним, некоторые моменты истории с помощью  кроссворда.

1.     Специальное место для строительства корабля?

2.     Какой город Петр Iпостроил на реке Неве?

3.     Как называется войска для охраны царя?

4.     Какой город осадили шведские  войска  в 1709 году?

5.     Какая война началась в 1700, а закончилась в 1721 году?

6.     Как называется правитель империи?

·        Кто был первым император Российской империи?

7.     Единица территориального деления России?

8.     Высший государственный орган, по делам законодательства и управления, созданный Петром I.

9.     Любимец императора или императрицы

 

Кто явился продолжателем дел Петра Великого, мы узнаем,  прочитав слово в выделенных клетках. Какое слово получилось?

Правильно! Сегодня на уроке речь пойдёт о Екатерине Великой, которая стала продолжательницей дел  Петра Великого.

 

 

Дети решают кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают слово Екатерина.

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают.

 

 

 

 Можно оказать помощь детям, если они  не знают.

Какая битва была в 1709 году?

Сообщение темы урока

Записываю тему урока на доске:

«Правление  Екатерины II»

Запишите сегодняшнее  число

и тему урока.

 

Показ портрета Екатерины II.

 

Рассказ учителя:

Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербтская родилась в Германии.

В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.

 

 Дети записывают.

 

 

 

 

Дети внимательно слушают.

 

Проверка домашнего задания

Вспомним, какое домашнее задание у Вас было?

Послушаем, что у вас получилось?

Ученик 1.

После  смерти супруга  Петра IIIв 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных.  В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно  спрашивала себя « Как  бы поступил в таком случае  Пётр? ».

 

Проверим, как внимательно вы слушали друг друга.

Когда начала править Екатерина II?

 

Ученик 2

          Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. Екатерина отличалась острым умом, сильным характером   и трудолюбием.

Чем отличалась Екатерина?

Ученик 3

Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено  громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.  Поэтому  история  и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник.

 

Сколько лет царствовала Екатерина II?

Молодцы! У вас получились хорошие сообщение, а остальные ребята внимательные слушали и правильно отвечали на вопросы.

 

 

 Дети отвечают: «нужно было расставить предложение в правильном порядке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

Екатерина начала править 1762 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатерина отличалась острым умом, сильным характером  трудолюбием.

 

 

 

 

 

 

 

Екатерина

царствовала 34 года.

Опережающее задание В.О. Ключевский "Исторический портрет".

Группа учащихся рассказывает о Екатерине II.

 

Работа с лентой времени

Работа с лентой времени.

А теперь отметим на нашей ленте времени начало царствование Екатерины II. Кто помнит дату?

Хорошо. Какой это век?

Молодцы! Как определили?

Нам нужно определить, куда мы будем располагать дату. В какую тему? 

Какой цвет на ленте времени соответствует это теме?

Сколько лет царствовала Екатерина?

Попробуем узнать дату завершения правления Екатерины II. Для этого нужно сложить 1762 и 34.

Молодцы!  Хорошо поработали с лентой времени.

 

 

 

 

Екатерина начала править в 1762 году.

Это XVIIIвек.

Добавили единицу к первым двум.

Правление Екатерины II.

Розовый цвет.

 

34 года.

 

 

Работа с калькулятором.

 

Работа по учебнику

Работа по учебнику.

Поработаем с учебником.  Откроем учебники на странице  157.

 

«Дворцовый переворот …»

Вопросы:

Кто возглавил дворцовый переворот?

С чего началось правление Екатерины II?

 

«Императорский двор….»

Вопросы:

Что интересного узнали про Екатерину?

 

«Самым богатым …»

Вопросы:

Почему граф Орлов считался самым богатым?

 

«Екатерина читала …»

Вопрос:

Как появилась идея просвещенного абсолютизма?

 

«Придворные дворяне…»

Вопрос:

Как называли правление Екатерины II?

 

Чтение пяти  абзацев

и работа по их содержанию.

Работа    с    репродукцией

Работа с репродукцией

(учебник  стр. 158)

Рассмотрите репродукцию картины.

Императрица представлена в строгом белом платье в храме Богини Правосудия. Стоя на покрытом ковром возвышении, она сжигает на алтаре маковые цветы, которые считались символом покоя. Тем самым она как бы жертвует собственным покоем ради процветания Отечества. Правление мудрого монарха приносит свои плоды: книги и орел с оливковой ветвью в клюве у ног Екатерины олицетворяют просвещенную, сильную и мирную Россию. Левицкий пишет портрет в спокойных холодных цветах. Успех этого полотна был велик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация репродукции картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II - законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год).

 

8

Рассказ учителя об особенностях правления Екатерины II.

 

Для Екатерины было важным укрепление Российского государства и императорской власти. Она считала необходимым провести областную реформу.

Прежде, чем слушать рассказ, поработаем с незнакомыми словами.

 

 

Рассказ ученика

Давайте послушаем, что об этом расскажет нам ученик с  подготовленным сообщением.

 

Работа по учебнику

Стр. 159

Откройте учебник на стр. 159.

А теперь узнаем, что такое губернское правление.

 

«Губернское правление -…»

Вопросы:

Что такое губернское правление?

Чем управляла казённая палата?

Чем ведал приказ общественного призрения?

 

«Судов в губерниях …»

Вопросы:

Сколько было судов?

Какие дела разбирались в судах?

Что происходило в уголовной палате?

 

«Поселки, в которых …»

Вопросы:

Какие поселки стали городами?

Сколько городов появилось в России?

Кто был во главе города?

Зачем нужна городская дума?

 

«Получили дополнительные права…»

Вопросы:

В каком году был подписан указ о свободном предпринимательстве?

Что давал этот указ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Губерния

Уезд

Наместник

Городничий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение абзацев и работа по их содержанию.

 

Итог  урока

С каким правителем мы познакомились сегодня на уроке?

А сейчас мы проверим ваши знания с помощью викторины.

Молодцы! Хорошо поработали, хорошо отвечали, много нового узнали.

Что было интересного на уроке?

С каким настроением уходите

с уроке?

С Екатериной II.

Показ презентации.

Дети отвечают на вопросы.

Домашнее задание

Я надеюсь, что домашнее задание не вызовет у вас трудностей.

Выберете карточки, любого цвета. Но знайте что на карточках синего цвета задания легче, чем на карточках красного цвета.

 

Детям раздаются карточками разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему «Соцветия».

Предаставлен план-конспект урова биологии проведенного с учащимися 7 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа В. В. Воронковой....

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Урок истории в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Начало строительства Санкт-Петербурга"

Урок с применением мультимедийных технологий. На уроке дети строят пазлы по теме, учителем используется электронная презентация, в конце урока запланирована мультимедийная демонстрация видов Санкт-Пет...

Виды самоанализов на примере урока истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Каждый учитель проводит открытые уроки. Всегда задаёт себе  вопрос,  все ли методические аспекты рассмотрены. Анализ урока (аспектный, комплексный, полный)  помогут  вам ответить н...

Кроссворды с фрагментами для уроков истории в 7 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В архив входят кросворды с фрагментами по темам: верования, оружие, занятия, ремесла восточных славян. Формат кроссвордов - Jpeg....

Презентация к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в Первой мировой войне"

Презентация подготовлена  к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида....