Интегрированный, открытый урок (биология- физическая культура ) в 9 классе (специальная (коррекционная) школа VIII вида) ( в рамках дней здоровья в школе)
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему
план - конспект интегрированного урока (биология, физическая культура) - 2 академических часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный, открытый урок (биология- физическая культура ) в 9 классе (специальная (коррекционная) школа VIII вида) ( в рамках дней здоровья в школе)
(рассчитан на 2 академических часа)
Тема « Движение и здоровье»
Учителя: учитель биологии и химии Голдобина Г.Н., учитель физической культуры Непомнящих А.В.
Цели урока
Образовательная: расширить представления детей о зависимости состояния здоровья от двигательной активности.
Развивающая: развивать потребность изучать состояние и возможности своего организма. Овладевать приёмами контроля состояния организма.
Воспитывающая: воспитывать самоуважение и потребности в здоровом образе жизни.
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: практикум ( на улице)
Оборудование: секундомер, аппарат для измерения давления, спирометр, весы, раздаточный материал, столы, шарики, карандаши
Ход урока:
Голдобина Г.Н: Движение и здоровье
XXI век ознаменован бурным развитием науки и техники. Что и говорить, достижения научно- технического прогресса значительно облегчили нам жизнь. Да, облегчив жизнь, они её и... усложнили. Мы почти перестали двигаться, и каждый школьник знает, что такое гиподинамия, даже песни о ней поют.
Многие тысячелетия люди отстаивали право на жизнь, опираясь не только на разум, но и на физическую силу, выносливость. В течение последнего столетия доля мышечных усилий, затрачиваемых человеком, резко сократилась.
Причина многих заболеваний — реакция на современные условия существования и образ жизни. Человек в значительной степени сам виноват в развитии болезней. Ученые установили, что здоровье человека зависит от условий внешней среды на 20-25%, генетического риска на 15-20%, здравоохранения на 8-10% и от образа жизни на 50-55%. На этом занятии мы хотели бы сначала коснуться наиболее распространенных заболеваний и разъяснить, каким образом физические упражнения помогут справиться с ними.
Многие считают: "Это может случиться с кем угодно, только не со мной!" Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Учащимся в возрасте 16-18 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. К сожалению, это ошибка. Необходимо уберечь себя от нее - призывают ученые
Непомнящих А.В.: Гармонизация физиологических функций
В древности человек не мог не двигаться по той простой причине, что он не смог бы добыть себе пищи. Дикарю необходимы были крепкие мышцы и выносливое сердце. Самой природой организм человека настроен на физическую активность. Но с развитием производства, с совершенствованием индустрии питания, возникновении механизации труда и развитием транспорта движение перестало быть необходимым для жизни. В медицине широко известно правило, согласно которому органы изнашиваются тем меньше, чем больше они подвергаются полезной нагрузке. Отсюда понятно, чем грозит человеку физическая детренированность. Ещё врач древней Греции Гиппократ указывал, что без физической нагрузки человек не может быть здоровым. В основе жизнедеятельности организма лежит нервно- мышечная система, которую обслуживает органы пищеварения, дыхания, кровообращения и др. Все органы и системы развиваются взаимосвязано и взаимообусловлено. Правильно организованные и длительно проводимые занятия улучшают состояние сердечно-сосудистой системы. И сейчас мы с вами переходим к одной из важных систем организма - сердечно сосудистой системе.
Доклад первого обучающегося Сердечно-сосудистая система
В эту систему, как вы знаете, входят сердце и кровеносные сосуды. Объём сердца -важный показатель - его функционального состояния. В связи со снижением мышечной массы уменьшаются размеры сердца и его камер, понижается максимальное и повышается минимальное кровяное давление, учащается пульс - всё это признаки ограничения приспособительных возможностей сердечно-сосудистой системы. Частота пульса у физически неактивных людей на 20% выше, чем у активных. Следовательно, сердце совершает лишние сокращения и быстрее изнашивается. Кровяное давление указывает с какой силой выталкивается кровь из сердца и бывает с верхним ( высоким) и нижним ( меньшим) показателями . Норма в подростковом возрасте 120(110) на 80(70) мм. рт. ст.
Непомнящих А.В:
Практическая работа по определению пульса и кровяного давления . (У каждого обучающегося заранее заготовленная карточка, в которую он вносит данные) Индивидуальная карточка-наблюдение
Ф И. ученика | Пульс | Кровяное давление | Жизненная емкость легких | Вывод ( что в норме, что нет?) |
1 | ||||
2 |
Вывод: Что нужно тренировать ученику?
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.
У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается.
После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут.
((Кровяное давление измеряется у 2-3 обучающихся), но записывается в карточку всеми)
В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. При этом существует необходимость кислорода в большом количестве. Он приходит в организм с кровью. Недостаточное поступление кислорода в мышцу сердца ведёт к серьёзным заболеваниям, вплоть до инфаркта миокарда.
Доклад второго обучающегося:
Дыхательная система
При физической нагрузке возрастает потребность организма в кислороде. В спокойном состоянии в лёгкие нетренированного человека за 18-24 дыхательных движения в минуту поступает 3-5 л воздуха, из которого в кровь поступает 200-300 мл кислорода. У тренированного за 10-16 вдохов количество поступающего воздуха увеличивается в 20 раз. Физические занятия укрепляют дыхательный аппарат - возрастает подвижность грудной клетки и диафрагмы, увеличивается ЖЕЛ( жизненная емкость легких), которая у тренированных людей 4500-600 куб. см. (муж.), 3500-4500 куб. см. (жен) а у нетренированных - 3000-3500 куб. см. (муж.), 200-2500 куб. см. (жен.).
Учителя биологии и физической культуры
Практическая работа по определению ЖЕЛ. Предлагается надуть воздушный шарик при помощи одного выдоха после глубокого вдоха или ( в нашем случае ) измерение ЖЕЛ спирометром .
Вывод Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру. Дыхание становится редким и глубоким, усиливается газообмен.
Голдобина Г.Н.
Вывод к практической работе на карточке. Проанализируйте свои показатели пульса, давления, ЖЕЛ. Напишите на карточке, нормальны они или нет. Объясните почему? Сдать работы на проверку.
Доклад третьего обучающегося: Другие системы человека и движение Нервная система
Поль Брег пишет: "Когда у вас мрачное настроение, вас одолевают беспокойство и депрессия, идите быстро на свежий воздух и займитесь физическими упражнениями, иначе отрицательные эмоции задавят вас. Прогулки или занятия физкультурой прояснят ваши мысли и помогут увидеть ваши проблемы в перспективе. Любая форма деятельности на свежем воздухе создаёт личность".
Чем больше вы потратите времени на физическую активность, тем мощнее будут резервы психической энергии, вы будете более уравновешены и избавитесь от стрессов. Особенно это заметно у детей. Неактивные дети, отказывающиеся от игр и спорта, обычно бывают эмоционально неустойчивыми. У активных детей, любящих подвижные игры и спорт, обычно крепче нервная система, т.к. у них не остаётся времени и энергии на переживания. Упражнения для шеи (показывает) способны активизировать кровообращения в них, интенсифицировать потенции мозга.
Упражнения в висе. Важно всякий раз как бы "повисать на позвоночнике", раздвигая на доли миллиметра промежутки между позвонками. В целом это удлиняет наше тело на 1-2 см.; как раз настолько мы выше утром, чем вечером, когда за день из-за вертикального положения позвонки сближаются.
Пищеварительная система и обмен веществ
. Малоподвижный образ жизни предрасполагает к развитию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Известный врач и педагог П. Ф. Лесгафт называл излишний жир " копотью человеческого организма". Нормальным считается вес, который был у человека в 22 - 25 летнем возрасте. Кроме того, следует заметить, Что с возрастом у человека происходит процесс замещения мышечной ткани жировой (даже если вес при этом не изменился). Так, например, при одной и той же массе тела жир у человека 20-29 лет - 16,5%, а в 45-60 лет - уже 22%. Вот почему и при нормальном весе человеку очень необходима двигательная активность, замедляющая процесс ожирения.
Выделительная система
Кожа - самый большой выделительный орган. Если покрыть все тело масляной краской и закупорить поры, то вы не сможете жить даже несколько минут. Упражнениями мы даем возможность здоровому выходу потоочищение от токсических ядов. Если вы не делаете этого ежедневными упражнениями, то вся работа, производимая порами, ложится тяжелым грузом на другие выделительные органы и, в конце концов, вы ощутите это на себе.
Иммунная система
Сопротивляемость организма инфекциям зависит от иммунных тел (антител). Систематическая мышечная деятельность усиливает выработку иммунных тел, содержание в крови быстро возрастает и дольше сохраняется. Велика роль физической культуры в профилактике злокачественных новообразований. Появлению раковых опухолей предшествуют местные расстройства кровообращения, хронические воспалительные процессы. Регулярные упражнения, особенно на воздухе, способствуют нормализации кислородного режима в организме, улучшают доставку кислорода тканям и тем самым препятствуют развитию онкологических заболеваний.
Непомнящих А.В. Поможем своему организму улучшить работу?
Организация игры
Разбивка обучающихся на 2 команды и 10-минутная игра в футбол.
Учителя биологии и физической культуры
Вопросы после игры
Вы веселы?Вы здоровы?Вы смелы?Вы умны?
( Самый благоприятный исход, если на все вопросы прозвучит один ответ «ДА»)
Голдобина Г.Н.: Вывод. Оценки за практическую работу и за игру в футбол.
Физическая культура и спорт наравне с техническими достижениями нашего века надёжно служат человеку. "Почаще на спортплощадки - пореже к докторам!" – этот разумный девиз должен взять на вооружение каждый. Даже заболев, следует как можно быстрее вырваться из лекарственных "джунглей" и переходить к физическим методам лечения. Физическая культура и спорт помогут одержать победу над болезнями и старостью, достичь счастливого творческого долголетия. За здоровье надо бороться, причём, как говорил Ромен Ролан, "нельзя победить раз и навсегда, побеждать надо ежедневно".
Непомнящих А.В. Итог урока. Вот чего вы достигните, постоянно занимаясь упражнениями:
1. У вас улучшится циркуляция кислорода. Вы будете чувствовать себя более энергичными.
- Упражнения избавят вас от стрессов, а также напряжений, которые локализуются в сжатых, напряжённых частях тела, особенно в области шеи, спины и позвоночника. Упражнения растянут эти части тела и сделают их более гибкими. Вы будете чувствовать расслабление и лёгкость.
- Преодоление хронической усталости -- главное преимущество. Тот чувствует себя постоянно усталым, у кого недостаточна циркуляция крови в мозгу. Упражнения улучшают кровообращения жизненных центров, увеличивая энергию и жизнеспособность.
- Упражнения помогают успокоить нервы. Они также способствуют хорошему ночному сну, который является основным фактором в поддержании спокойствия и безмятежности.
5. Упражнения увеличивают эмоциональный контроль, помогают укрепить нервы и достичь уравновешенности, что приходит от здоровой нервной системы и здорового ума.
Д./з придумать интересную ( стихи, песни) физкультминутку. Продемонстрировать на следующем уроке.
Литература
- Л.П. Анастасов, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова "Человек и окружающая среда". М. 1997 М.Залесский "Занимательная анатомия". М. 2000 г.
- А.С. Солодов, Е.Б.Сологуб "Физиология человека. Общая - спортивная-возрастная". М. 2001.
- А.Ф. Синяков "Самоконтроль физкультурника". М. 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:"Океания. Новая Гвинея"
Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»...
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...
Рабочие программы для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Надомное обучение...
Рабочая программа по курсу "Истории Отечества" 8 класс специального (коррекционного ) образования VIII вида
Рабочая программа составлена к УМК И.М. Бгажноковой....
урок биологии "Размножение пресмыкающихся" 8 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с особенностями жизнедеятельности пресмыкающихся.Задачи: Раскрыть особенности размножения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни.Коррегировать ум...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное""....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...