Тема самообразования
методическая разработка по теме
"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
«Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»
Если человек все силы полагает на жизнь телесную,
а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.
Лев Толстой
Цели и задачи:
1. Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;
2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;
3. Воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;
4. Помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.
Методические задачи:
1. Формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.
2. Развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;
3. Формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;
4. Развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;
5. Формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.
Основные вопросы для изучения: современные технологии в преподавании русского языка и литературы как способ достижения учебно-воспитательной цели по формированию духовно-нравственной личности, проектная деятельность как способ самореализации учащихся, формы и методы коммуникативно-деятельностного подхода, культурологический аспект в образовании.
Я считаю ,что задачей учителей, помимо обучения предмету, является духовно- нравственное воспитание школьника, способствующее формированию личности ученика.
Поэтому я работаю над темой: «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Также уделяю внимание формированию развития речи учащихся, развитию творческих способностей
Во время учебной деятельности при изучении тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни.
При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.
Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов.
Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, , сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.
При подготовке к урокам русского языка стараюсь подбирать тексты, предложения из которых, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.
Например изучая Тему « Роль прилагательных в речи»
начинаю со строк С.Я.Маршака:
Пусть добрым будет ум у вас,
а сердце умным будет.
Дается значение слово сердце.
Спрашиваю у детей:
-Как вы думаете,что может сказать о сердце врач? (больное, здоровое, увеличенное отвечают дети)
-А как мы говорим о сердце человека с добрыми глазами, о сердце человека, который живет интересами других людей?
Записываются слова:доброе,ангельское,беспокойное,благородное,большое,великодушное,мягкое, ,золотое…
Каждое прилагательное осмысливается, обсуждается.
Делаем общий вывод о людях с добрым сердцем. О людях с горячим сердцем.
И здесь говорим о милосердии.
Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения.
С 5-9 класс для активизации внимания в начале урока провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.
Без труда чести не получишь.
Береги платье снову, а честь смолоду (вот эта пословица очень актуальна для нашего подрастающего покаления)Я очень часто ей пользуюсь
Бесчестье хуже смерти.
Всяк честен своими заслугами .
Где честь, там и разум.
На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного, содержит множество нравственных проблем.
Например в пятом классе при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму» рассматриваем такие понятия как хладнокровие, бездушие, понятии привязанность.
А Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»- хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как «достоинство», т.е. гордость, самоуважение , самолюбие , честь.
На уроках мы с детьми часто составляем концепты. Для них это очень интнересно.
Берем любое понятия например достоинство, милосердие, любовь и придумываем к нему синонимыи пословицы ребята ищут в интернете или словарях, пытаемся нарисовать это понятие, например взяв слово любовь ребята изображают сердце, семью или животных
Тут ж е мы пишем сочинения-миниатюры ,взяв за тезис определение рассматриваемого понятия и читаем их вслух. Сначала дети очень стесняются, но потом оживают, привыкают и с удовольствием занимаются такой работой.
Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время.
С целью развития потенциала коммуникативных навыков учащихся использую урок-дискуссию, групповую работу, работу в парах, в конце четверти, как правило, устраиваю перекрестные бои. Так же внедряю в обучение метод проектов (исследовательский, информационный, творческий), позволяющий формировать полученные знания на практике.
Тема исследовательской работы в прошлом году звучала так «Влияние интернет сленга на речь современной молодежи» цель данного проекта заключалась в том, чтобы понять, как Интернет влияет на речевую культуру школьников. Эта тема очень актуальна т.к существуют проблемы, которые возникли с появлением интернет сленга и не решены до настоящего времени.
И в заключении Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не сразу, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-472282-1408955089.jpg)
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-579100-1484119045.jpg)
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1130580-1553600018.jpg)
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889026-1486210335.jpg)
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-1366791-1640621804.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...