«Системный подход в организации работы с детьми, имеющими выдающие способности»
статья на тему

Жиленкова-Олендская Галина Васильевна

        Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач образования, а именно - выявление, развитие и сопровождение талантливых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_podhod.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Системный подход в организации работы с детьми, имеющими выдающие способности»

Авторы: Бурнусус Л.А., зав. массово-методическим отделом ГБУДОЦДЮТТ «ОХТА» Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

Жиленкова-Олендская Г.В., методист ГБУДОЦДЮТТ «ОХТА» Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

Задачи по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей выдвигаются на всех уровнях, включая как государственный уровень, так и уровень образовательных учреждений. При этом необходимо отметить, что учреждения дополнительного образования детей занимают особую нишу, предоставляя любому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом индивидуальных способностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования, а именно - выявление, развитие и сопровождение талантливых детей.

Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности педагогов дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Особое значение в воспитании одарённых детей в пространстве дополнительного образования имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанной на внутренних мотивах обучающихся, дающей право на собственное мнение и создающей возможность для экспериментирования.

Осознавая значимость этой миссии, педагоги, методисты и администрация ГБУ ДО ЦДЮТТ «Охта» стремятся к созданию среды успеха для каждого ребенка. Очень строго соблюдается принцип доступности образования, нет отбора одарённых детей изначально, педагогический коллектив уверен, что одарённость проявляется в деятельности и оценивается по результатам – успехам в ней.

В  ЦДЮТТ «Охта» с 2012 года реализуется «Программа по работе с одаренными детьми», целью которой является создание условий для самореализации каждого ребенка, выявление талантливых детей и сопровождение их в достижении максимально возможного уровня развития в различных сферах деятельности.

В каждом творческом объединении Центра создана и ежегодно пополняется база данных детей, имеющих выдающие способности. В рамках образовательного процесса разработаны и применяются различные формы работы с выявленными талантливыми обучающимися. В спектр применяемых форм входят:  индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей, широко ведётся работа по исследовательским и творческим проектам,  для повышения результативности при подготовке к спортивно-техническим соревнованиям используется такая форма организации образовательного процесса, как каникулярные мастерские, вносят свой существенный вклад по поддержке талантов семейные клубы, поддержка социальных партнеров в организации мероприятий, предоставления поощрительных призов и информативных источников, для повышения эрудиции детей, проведение мероприятий по профориентированию.

Ежегодно возрастает число участников  и победителей в районных конкурсах. В большей степени это связано с тем, что за последние годы увеличилось количество соревнований и конкурсов в районе, организатором которых является ГБУ ДО ЦДЮТТ «Охта». 5 лет подряд в Центре с успехом проводится Неделя науки и техники, с каждым годом охватывающая всё больше участников из образовательных учреждений Красногвардейского района. С 2013 года ежегодно проводится открытое Первенство ЦДЮТТ «Охта» по настольному хоккею. Стал традиционным конкурс детских творческих работ «Космос далёкий и близкий, загадочный и манящий», а также ежегодная «Итоговая районная выставка детского технического и прикладного творчества». Более 20 лет Центр организует районные и городские этапы соревнований по автомодельному спорту. С 2012 года в Центре проводятся городские соревнования по трассовому автомоделизму. Более 40 лет Центр организует на своей базе открытое лично-командное первенство Красногвардейского района по судомоделизму, посвящённое Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. С 2015 года эти соревнования приобрели городской статус. Конкурс детских творческих работ «Яркий мир» набрал популярность и повысил статус до городского уровня, номинация «Новогодняя открытка» проходит в рамках Городского рождественского фестиваля изобразительного и декоративно - прикладного творчества «Рождество в Петербурге».

В результате многолетней работы педагогического коллектива по поддержке талантливых детей обучающиеся технических объединений традиционно занимают призовые места в городской спартакиаде по техническим видам спорта, выводя Центр на лидерские позиции в командном зачете, принимают активное участие во всех видах соревнований, имеют большое количество побед в Чемпионатах и Первенствах Санкт-Петербурга, России, Европы и Мира.

За спортивные достижения и высокие показатели обучающиеся ЦДЮТТ «Охта» ежегодно награждаются Премией Президента РФ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Уже более 35 «юных Охтинцев» отмечены президентским грантом.

Для развития детских талантов в техническом направлении, в рамках опытно-экспериментальной работы по формированию педагогических условий  для развития техносферы,  в ЦДЮТТ «Охта» созданы  лаборатории творческого проектирования: «Конструкторская лаборатория», «Иннолаб», «Технолаб для дошколят».

Педагогами разработаны дополнительные общеобразовательные программы нового поколения: «Pepakura – бумажное моделирование» (Конструкторская лаборатория), «Иннолаб. Инновационная лаборатория», имеющие современные подходы в организации образовательного процесса с использованием новейшего технического оборудования: 3 D сканеров, 3 D принтеров, станков с ЧПУ, систем автоматизированного проектирования.

Целью создания технической лаборатории для дошколят стало вовлечение детей дошкольного возраста в научную деятельность, где обучающиеся могут познавать окружающий мир через простейшие научные опыты.

В 2015 году для формирования  познавательного интереса детей и подростков к новым направлениям науки и техники в сфере высоких технологий, расширения массовости и повышения результативности участия детей в научно-техническом творчестве ЦДЮТТ «Охта» был дан старт Городскому фестивалю детского научно-технического творчества «День высоких технологий», который, несомненно, станет ежегодным. Участникам Фестиваля был предложен для выбора целый комплекс образовательных мероприятий: интерактивные лекции, мастер-классы, презентации возможностей современных творческих лабораторий детского технического проектирования, выставка роботов, конкурсная программа в формате интеллектуальной игры.

Это увлекательное и уникальное мероприятие позволило одновременно наблюдать за решением сразу нескольких задач: применения инновационных форм и методов обучения, выявления одаренных детей, стимулирования их интереса к научно-технической деятельности, вовлечения студентов и специалистов производственных предприятий в сопровождение деятельности по развитию научно-технического творчества детей, взаимодействия партнеров и родителей.

        Большое внимание в ЦДЮТТ «Охта» уделяется и поддержке педагогов, работающих с талантливыми детьми. Администрацией разработана система материального стимулирования педагогов. Педагогические работники, для повышения своего профессионализма   активно участвуют и обмениваются опытом с коллегами на научно-практических конференциях и семинарах.

   В этом учебном году ЦДЮТТ «Охта» организовано поведение очень значимого события в городской образовательной среде: Городской научно-практической конференции «Техносфера – среда для развития инженерного мышления обучающихся», в которой имели возможность поучаствовать и наши педагоги.

   Методической службой при сопровождении педагога-психолога периодически проводятся обучающие семинары и круглые столы, где не только раскрываются общепринятые аспекты работы с детьми, имеющими выдающиеся способности, но и предлагаются интересные и нестандартные формы проведения занятий, позволяющих развивать способности  одарённых детей.

Вопросы выявления и развития одарённых детей в настоящее время становятся всё более актуальными, причем, возможно в большей степени, если речь идет о сопровождении талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде здоровых сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии одаренным детям с ОВЗ придется жить и работать не в обособленном пространстве, а в социуме среди обычных людей.

Поэтому одним из основных направлений работы методистов ЦДЮТТ «Охта» является формирование системы мотивации педагогов на активную творческую работу для поддержки и развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выявление одаренности детей с ОВЗ, как и обычных детей начинается с наблюдения, визуальной фиксации творческих способностей с последующим включением в сопровождение педагога-психолога с целью изучения их психологических особенностей и физического развития.  Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали - это возможность и для детей с ОВЗ проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых, родителей, сверстников.

Педагогами ЦДЮТТ «Охта» выстроена разносторонняя работа с родителями, которая способствует ориентированию родителей обучающихся на стремление развивать в своих детях уверенность, понимание достоинств и недостатков в себе самом, любознательность и готовность к познанию, уважение к дружелюбию.

Продуктивная совместная работа по развитию талантливых детей ведётся не только при поддержке родителей, но и с участием социальных партнеров.

Партнёрские отношения выстроены с коллективом Пожарно-спасательного отряда и Отдела МЧС Красногвардейского района. В течение трёх лет в ЦДЮТТ «Охта» проводятся шахматные турниры на призы МЧС с участием лучших обучающихся объединения «Шахматы» и представителей МЧС Красногвардейского района. Стало традиционным ежегодное проведение городских соревнований по судомодельному спорту на призы АО «Адмиралтейские верфи», посвящённых Дню Победы.

Активным социальным партнёром ЦДЮТТ «Охта» является информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге. Информационный центр обеспечивает призовой фонд ежегодных соревнований по судомодельному спорту, конкурсных мероприятий районной Недели науки и техники.

Самую широкую поддержку ЦДЮТТ «Охта» по обеспечению призовым фондом районных мероприятий по безопасности дорожного движения: «Дорога и мы», «Безопасное колесо», а также модернизации материально-технической базы образовательного процесса оказывает  Общественная организация местного отделения Санкт-Петербурга Всероссийского общества автомобилистов.

С этого года расширено сотрудничество с лидером морского навигационного приборостроения  - производственным предприятием ОАО «Штурманские приборы». В рамках опытно-экспериментальной работы началось активное взаимодействие с Фаблаб Политех, сотрудники которого оказывают помощь в разработке и реализации проекта «Технолаб для дошколят».

ЗАО «Вентиляционный завод ЛИССАНТ» оказал действенную  помощь по установке системы отвода мелкой пыли при работе станков инновационной лаборатории для технического проектирования «Иннолаб», что обеспечило для занятий здоровье сберегающую среду.

Системный подход в организации работы с детьми, имеющими выдающиеся способности, позволяет не только выявлять одарённость на раннем этапе развития ребёнка, но и грамотно сопровождать рост его интеллектуального развития и творческих способностей, воспитывать будущую техническую элиту нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению

Материал содержит информацию по развитию методической компетентности педагогов при организации работы с обучающими, имеющими низкую мотивацию к обучению....

Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению.

Презентация  к статье  "Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению"....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ

В статье говорится об одаренности, как системном, развивающемся в течение жизни качестве личности; о гениальности, как высшем уровне развития способностей, позволяющий не только достигать значительных...

Организация работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Актуальность данного методического пособия определяется высокой распространенностью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его ...

Системно-деятельностный подход на логопедических занятиях с детьми имеющими речевые нарушения

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...

Статья на тему "Организация работы с детьми, имеющими нарушения в развитии и сложности в обучении".

Статья включает методические рекомендации по организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитиии и сложности в обучении. Материал будет полезен как для учителей предметников, так и для методис...