Системно-деятельностный подход на логопедических занятиях с детьми имеющими речевые нарушения
консультация

Василенкова Татьяна Сергеевна

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на логопедических занятиях с детьми имеющими речевые нарушения

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов: системного и деятельностного.

Итак, системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.  Суть данного подхода заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.

Основной частью всех занятий вляются игровые технологии, так как ведущая деятельность дошкольника – игра. Образовательная деятельность – это система игр, в процессе которых дети решают разные проблемные ситуации, соревнуются, делают открытия. Они и не замечают, что играя с игрушками, картинками, мячами, идет обучение. Весь образовательный процесс воспринимается детьми, как естественное  продолжение их игровой деятельности.

Структура занятия с использованием системно-деятельностного подхода включает следующие этапы:

1. Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения внутренней потребности включиться в деятельность, для этого дети вовлекаются в беседу, связанную с их личным опытом. Для повышения мотивации к обучению применяются разные игровые приемы, которые помогают включить детей с первых минут занятия в учебную деятельность:

  • использование персонажей известных сказок и мультфильмов;
  • элементов театрализации, когда герои «приходят» со своей проблемой, задачей, загадкой;
  • использование загадочных писем, дисков, волшебных книг, посылок;
  • отгадывание загадок, игры типа 4-й лишний предмет, когда дети, по словам отгадкам определяют тему или имя героя.

Ключевыми фразами этапа являются вопросы: «Хотите помочь?».

2. Актуализация опорных знаний, способов действий в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.

На данном этапе актуализируются знания и опыт  детей, необходимые для построения нового знания.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Здесь в рамках сюжета создается, моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в действиях. Например. К заданию на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами формулируют вопрос: «Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?  Котенок – очень ласковое животное. Как вы думаете, если он такой ласковый, как он будет разговаривать? (рассуждение детей) Сейчас будем называть ласково эти предметы.

Развивается познавательный процесс.

4. Открытие детьми нового знания (способа действия).

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска для себя новых знаний. Дети рассуждают, самостоятельно решают вопрос, приходят к выводу, что герой-котенок все предметы будет называть ласково.

На этом этапе эффективно использовать проблемные методы: направляющие вопросы, подводящий диалог, незаметно помогать детям выйти из проблемной ситуации.

- «Мы умеем определять первый звук в словах и последний. Как же определить, какой гласный звук спрятался  в середине слова?»

- Выбор предложения для конца текста, почему одно из них не подходит?

Так, дети получают начальный опыт решения проблемной ситуации, открывая новые знания.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

На этом этапе логопед предлагает игры, в которых новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенными  ранее знаниями.

При этом обращается внимание на умение детей слушать, понимать инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Работа  в парах или в подгруппах, позволяет формировать диалогическую речь, навыки культурного общения.

6. Осмысление (итог).

На данном этапе логопед помогает осмыслить свои действия, фиксировать достижение  цели, создавая  условия для  получения радости от хорошо сделанного дела. Так реализуется потребность в самоутверждении, повышается уровень самооценки.

Успешное самостоятельное (под наблюдением и плавной коррекции логопеда) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует желание и умение преодолевать трудности, т.е.учит учиться.

На занятиях можно использовать все шесть этапов, а также можно ограничиться отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение длительного времени и др.).

Системно-деятельностный подход органично сочетается с различными современными технологиями, которые можно использовать на логопедических занятиях:

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Игровые технологии 
  • Здоровьесберегающие технологии 
  • Кинезиологическая технология

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе логопеда – это системность. В процессе логопедической работы наблюдается система использования из занятия в занятие речевых разминок, физкультминуток, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.  

Рекомендации по организации образовательной деятельности с применением деятельностного подхода и стилю общения детей с нарушениями речи.

1. Учитывая особенности развития детей с ТНР, разную степень овладения речью детьми, условно можно создать интегрированные подгруппы. Дети, имеющие большие речевые проблемы в речевом развитии, учатся у детей с меньшими проблемами; дети, имеющие низкую мотивацию к овладению правильной речью, берут пример с детей, имеющих сформированную эмоционально-волевую сферу.

2. Взаимодействуя и обучаясь с детьми с нормальным и более высоким уровнем речевого развития, дети эффективнее усваивают новый материал.

3. В содержание фронтальных занятий взять новый материал, связанный с личным опытом ребенка, так как он больше понятен и интересен детям.

4. На занятии использовать общие виды заданий. Менять только уровень сложности инструкции, задания и опорного материала.

5. Задания для детей ориентировать на «зону ближайшего развития», что помогает постепенно и плавно освоить новое,  делает процесс обучения и развития ребенка комфортным, возрастает интерес к обучению.

6. Детям, испытывающим трудности в обучении, не всегда удается быстро понять новый материал и достичь хороших результатов. Им предлагается индивидуальная последовательная помощь, сначала направляющая, активизируя внимание ребенка вопросами: «Не спеши», «Подумай», «Посмотри внимательней», затем – «организующая» («пошаговый контроль»).  И, если это не помогает – «обучающая».

7. Побуждать детей высказываться, не боясь допускать ошибки, поощрять инициативу в постановке и решении проблемы.

8. Не оставлять без внимания ни одного ответа. Во время бесед, обсуждений, выслушивать каждого желающего, в первую очередь застенчивых и робких детей.

9. Стараться давать только положительные оценки высказываниям. Вместо оценки «правильно», лучше сказать «интересно», «любопытно», «необычно», «хорошо».

10. Постараться найти возможность похвалить каждого ребенка (не только за результат, но и за даже небольшую деятельность в процессе занятия), что способствует повышению  самооценки.

Системно-деятельностный подход является продуктивной формой обучения детей с нарушениями речи, способствующей развитию личностных качеств, коммуникативной компетентности, познавательного, творческого потенциала, что является основой формирования у детей готовности к саморазвитию.

Итак, Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход на логопедических занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения Выполнила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №4» Василенкова Т.С.

Слайд 2

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностным подходом, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский , Л.В. Занков , А.Р. Лурия , Д.Б. Эльконин , В.В.Давыдов) много общего .

Слайд 3

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Суть системно-деятельностного подхода – педагог создаёт условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли новое знание для себя.

Слайд 4

Структура занятия с использованием системно-деятельностного подхода: 1 этап – Введение в игровую ситуацию Игровые приемы: использование персонажей известных сказок и мультфильмов; элементов театрализации, когда герои «приходят» со своей проблемой, задачей, загадкой; использование загадочных писем, дисков, волшебных книг, посылок; отгадывание загадок, игры типа 4-й лишний предмет, когда дети, по словам отгадкам определяют тему или имя героя.

Слайд 5

2 этап – Актуализация опорных знаний, способов действий в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей Актуализируются знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания .

Слайд 6

3 этап – Затруднение в игровой ситуации В рамках сюжета создается (моделируется) ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в действиях. На данном этапе развивается познавательный интерес

Слайд 7

4 этап - Открытие детьми нового знания (способа действия) Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска новых знаний. Дети рассуждают, самостоятельно решают вопрос, приходят к выводу.

Слайд 8

5 этап - Включение нового знания в систему знаний ребенка На этом этапе логопед предлагает игры, в которых новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенными ранее знаниями. При этом обращается внимание на умение детей слушать, понимать инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Работа в парах или в подгруппах, позволяет формировать диалогическую речь, навыки культурного общения.

Слайд 9

6 этап – Осмысление (итог) На данном этапе логопед помогает осмыслить свои действия, фиксировать достижение цели, создавая условия для получения радости от хорошо сделанного дела. Так реализуется потребность в самоутверждении, повышается уровень самооценки.

Слайд 10

Системно-деятельностный подход органично сочетается с различными современными технологиями: ИКТ – повышают мотивацию, заинтересованность детей на занятиях; Игровые технологии – большая группа приемов и методов в форме различных игр; Здоровьесберегающие технологии – это элементы самомассажа , голосовые и дыхательные упражнения, динамические паузы, упражнения по сохранению зрения, психогимнастика ; Кинезиологическая технология , благодаря которой активна речевая и интеллектуальная деятельность, развиваются межполушарные связи, улучшаются память и внимание.

Слайд 11

Рекомендации по организации образовательной деятельности с применением системно-деятельностного подхода: 1. Создать интегрированные подгруппы. 2. Взаимодействуя и обучаясь с детьми с нормальным и более высоким уровнем речевого развития, дети эффективнее усваивают новый материал. 3. В содержание фронтальных занятий взять новый материал, связанный с личным опытом ребенка. 4. На занятии использовать общие виды заданий. Менять только уровень сложности инструкции, задания и опорного материала. 5. Задания для детей ориентировать на «зону ближайшего развития».

Слайд 12

6. Детям предлагается индивидуальная последовательная помощь, сначала направляющая, активизируя внимание ребенка вопросами: «Не спеши», «Подумай», «Посмотри внимательней», затем – «организующая» («пошаговый контроль»). И, если это не помогает – «обучающая». 7. Побуждать детей высказываться, не боясь допускать ошибки, поощрять инициативу в постановке и решении проблемы. 8. Не оставлять без внимания ни одного ответа. 9. Стараться давать только положительные оценки высказываниям. 10. Постараться найти возможность похвалить каждого ребенка

Слайд 13

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование методик развития интеллектуальной сферы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развития когнитивных процессов: памяти, внимание, мышления, воображения, и предпо...

КТП группвых фронтаных логопедических занятий с детьми имеющие нарушения ФФН

КТП группвых фронтаных логопедических занятий с детьми имеющие нарушения ФФН...

КТП группвых фронтаных логопедических занятий с детьми имеющие нарушения ФФН

КТП группвых фронтаных логопедических занятий с детьми имеющие нарушения ФФН...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий с детьми с речевыми нарушениями

Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка....

ТЕМА: "Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми имеющими речевые нарушения,,

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ РЕЧЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...