Статья на тему "Организация работы с детьми, имеющими нарушения в развитии и сложности в обучении".
статья

Статья включает методические рекомендации по организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитиии и сложности в обучении. Материал будет полезен как для учителей предметников, так и для методистов как основной школы так и начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slabouspevayushchimi.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 5"

Организация работы с детьми, имеющими нарушения в развитии и сложности в обучении.

(Статья)


        Подготовила:

                                                                      учитель истории, обществознания

                                                             МБОУ СОШ №5

         Здор Ирина Григорьевна

г.о. Спасск-Дальний,

2020 г.

Содержание:

1. Пояснительная записка…………………………………...……………...………………………...3

2. Основная часть…………………………………………………………...………………….….......6

а) Причины, признаки и способы обнаружения неуспеваемости

     б) Особенности организации учебного процесса для учащихся, относящихся к группам:    «Хочет, но не может»,  «Может, но не хочет», «Не хочет и не может

     в) Дифференцированный подход в обучении

5. Список литературы………………………………………………………………………………...17

6.Приложения…………………………………………………………………………………………18

№1. Примерная схема анализа причин неуспеваемости учащегося.

№2.Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти, внимания.

№3. Рекомендации по работе с застенчивыми детьми.

№4. Рекомендации по работе с замкнутыми, аутичными детьми.

№5. Рекомендации по работе с инертными учащимися.

№6. Алгоритм создания ситуации успеха.

№7. Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих учащихся.

№8. Иерархия целей познавательной деятельности.

№9. Методы и приёмы работы с агрессивными детьми.

№10. Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

№11. Памятка по организации  работы школьника с учётом «периода наивысшей продуктивности»

№12.Дидактические материалы, используемые для осуществления дифференцированного подхода к обучению.

№13.Рекомендации по организации дифференцированной работы на уроке.

№14. Рекомендации по организации дифференцированной работы при выполнении домашнего задания.

№15.Таблица «Оказание помощи ученику на разных этапах урока.

№16. Памятка для педагогов «Десять правил работы со «слабоуспевающими» учениками.

№17. Алгоритм работы со слабоуспевающими учащимися. 

№18. Анализ урока учителя с целью предупреждения неуспеваемости обучающихся

      №19. «Рекомендации родителям по воспитанию детей».

№20. «Рекомендации родителям на каждый день»

№21. «Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов»

№22. «Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов»

№23. «Отчёт о работе учителя – предметника с неуспевающими учащимися».

№24. «Памятка работы с неуспевающими учениками».

№25. «Анкета для учащихся. Изучение  отношения учащихся к учебным предметам»

№26. «Анкета для учащихся. Определение школьной успешности, с точки зрения ученика и учителя»

№27. «Положение о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам (курсам)».

№28. « Положение о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями»

№29. «Примерный план работы со слабоуспевающими учащимися».

№30. «Примерный индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях за учебный год». (Начальная школа)

Пояснительная записка.

Актуальность.

Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются,  они начинают восприниматься личностью как непреодолимые; вызывают напряженность, негативные переживания, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения.

Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. обучающийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.

Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы.

Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  имеющих худшие адаптационные возможности.                   

Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения.  

Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано и каким образом возможно решить возникшую проблему?

 Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию.

Так как проблема неуспеваемости является действительно  актуальной и  для нашей школы, и для других школ города, мы выбрали её для  методической работы педагогического коллектива на 2017-2018 учебный год, определив её как:

Тема: «Организация  коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии и трудности в обучении».

Цель: Отбор и внедрение в практику работы эффективных методов, форм, приёмов для работы с  детьми, имеющими  нарушения в развитии и трудности в обучении.

Задачи:

  1. Продиагностировать причины затруднений в обучении.
  2. Определить группы детей с типичными проблемами.
  3. Наметить пути коррекции путём отбора оптимальных методов, форм, приёмов.
  4. Апробировать методы, формы, приёмы в процессе обучения.
  5. Создать копилку «Методические  рекомендации для работы  с детьми, имеющими нарушения в развитии и трудности в обучении».
  6. Внедрить в практику работы учителей школы отобранные методы, формы, приёмы.

Ожидаемые результаты:

1.Будут продиагностированы причины затруднений учащихся в обучении.

2. Составлены списки детей с типичными проблемами.

3.Собрана копилка «Методические  рекомендации для работы  с детьми, имеющими нарушения в развитии и трудности в обучении».

       4.Будут созданы условия для устранения пробелов знаний  и  успешной социализации учащихся через внедрение в практику работы педагогов эффективных методов, форм, приёмов.

Назначение: 

Представленные в данной работе «Методические рекомендации для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии и сложности в обучении» будут полезны как начинающим педагогам, так и учителям со стажем, работающим как в начальной школе, так и в среднем звене.

Новизна.

Отбор материала по данной тематике проводился учителями нашей школы совместно с педагогами других школ города, принимавших участие в работе стажировочной площадки «Особенности организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии и сложности в обучении»,  проводимой на базе нашей школы в течение 2017-2018 учебного года. Работая, практически, со всем сообществом учителей города, мы пришли к выводам, которые отражены в методических рекомендациях. Как говорится: «В споре рождается истина», так и созданная нами копилка включает информацию, полученную в результате проведения мозговых штурмов, коллективных дискуссий, круглых столов, обсуждений посещённых открытых уроков, обменом имеющегося опыта.

Систематизация дидактического материала, отбор эффективных форм, методов, приемов, технологий позволит сохранить  физическое и психическое здоровье  ребёнка, вызовет и разовьёт внутреннюю мотивацию учебной деятельности, раскроет имеющийся потенциал.

Результативность. 

В течение учебного года задачи, поставленные для достижения цели, были коллективом достигнуты. Собрана копилка «Методические  рекомендации для работы  с детьми, имеющими нарушения в развитии и трудности в обучении». Их применение  поможет педагогу  устранить пробелы знаний у учащихся, качественнее и продуктивнее организовать учебный процесс, открыть в ребёнке и ускорить развитие таких качеств и способностей, которые помогут ему преодолеть учебные  трудности, окружить себя достойными людьми и чувствовать себя счастливым.

Основная часть

Причины, признаки и способы обнаружения неуспеваемости.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребёнка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а так же весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Данный вопрос, а так же способы обнаружения отставаний учащихся и  основные признаками неуспешности обсуждались педагогами как в ходе работы методических объединений школы, так и в ходе стажировочной площадки методами мозгового штурма и  работы круглых столов.

        Представленные результаты работы можно сгруппировать следующим образом:

Причины неуспеваемости

  1. Педагогические:

- низкая интенсивность учебной деятельности;

- низкая эффективность учебной деятельности;

- отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя;

- недостаток заботы и любви родителей.

  1. Психологические:

- несформированность мотивов учебной деятельности;

- недисциплинированность (эти два фактора связаны между собой);

- нарушение в эмоционально-волевой сфере;

- низкий уровень познавательных способностей.

  1. Нейрофизиологические:

- общая ослабленность организма;

- слабый тип высшей нервной деятельности;

- нарушения зрения, слуха, артикуляции;

- микро поражения коры головного мозга.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое и необходимое, так успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении различных предметов.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся:

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
  • обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
  • Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
  • тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
  • диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
  • диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий.
  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
  • трудности ученика 1-4 классов, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
  • слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);
  • несформированность  приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
  • недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе;
  • недостаточное развитие мотивационной сферы.

 Примерная схема анализа причин неуспеваемости учащегося представлена в

 Приложении №1.

Особенности организации учебного процесса для учащихся, относящихся к группам: «Хочет, но не может» со слабым развитием мыслительной деятельности;  «Может, но не хочет», не желающих учиться; «Не хочет и не может» - низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением  к учению, с агрессией.

На Педагогическом совете школы были рассмотрены типологии неуспевающих учеников, представленные педагогами:  Ю. К. Бабанским,  Л.С.Славиной, П.П. Блонским,  Н.И.Мурачковским.

Коллектив школы условно выделил 3 группы неуспевающих учеников.

1 группа учеников: «Хочет, но не может»- низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению;

2 группа учеников: «Может, но не хочет»- высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению;

3 группа учеников: «Не хочет и не может» - низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением  к учению,с агрессией.

 В ходе коллективной работы  учителями школы  были отобраны оптимальные приёмы, методы и формы работы для каждой  из выделенных выше групп. Кроме того, педагоги школ города обменялись имеющимся опытом работы по данным вопросам на стажировочной площадке.

Краткие выводы работы:

         Особенности организации учебного процесса для учащихся, относящихся к группе «Хочет, но не может» со слабым развитием мыслительной деятельности.

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала: 

  • создавать проблемные ситуации;
  • активизировать самостоятельное мышление;
  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуются  упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания. Предлагаю некоторые из них в  Приложении №2.

Особенности работы с застенчивыми детьми 

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте  часто возникает ипохондрия – болезненная мнительность за своё здоровье и здоровье родных, застенчивость. Ребёнку важно, как он выглядит в глазах других. В неловких ситуациях он испытывает тяжелейший стресс, который долго переживает. Такие дети склонны к суициду (самоуничтожению). Они очень внушаемы.

      Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное — ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Рекомендации работы с застенчивыми детьми представлены в Приложении №3.

Особенности работы с  замкнутыми (аутичными) детьми.

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь). Ребёнок испытывает определённые страхи. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Им часто присущи нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире), любят много читать. Их речь развита, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывают большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость.

Такие дети не интересуются чьим-либо мнением, они  безразличны к внешнему миру. Способны на странные поступки.  Не имеют друзей – они одиночки.

В работе необходимо попробовать опираться на его сильные стороны. Нотации на аутичных детей не действуют вообще. Ничего не нужно навязывать, важно приспособляться к ним.

Рекомендации работы с замкнутыми (аутичными) детьми представлены в Приложении №4.

Рекомендации по работе с инертными учащимися (замедленное переключение) представлены в Приложении №5.

Особенности организации учебного процесса для учащихся, относящихся к группе  не желающих учиться «Может, но не хочет».

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.                                                                                        

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог Уильям Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Доктор педагогических наук Август Соломонович Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.

Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.
Алгоритм создания ситуации успеха  представлен в Приложении №6.

Кроме создания ситуации успеха,  такому ученику необходимо помочь осознать важность

  • получения новых знаний;
  • развивать ответственность;
  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
  • Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;
  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. 

Вызвать неподдельный интерес у учащихся к учебному процессу учитель может разнообразными формами и жанрами уроков, такими как: игра, спектакль, путешествие, детектив, сказка, концерт.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников представлена в Приложении№7.

          Говоря о работе со слабоуспевающими и неуспевающими  учащимися нельзя не затронуть особенности технологии “полного усвоения”, суть которой  выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы освоения изучаемого

материала

Организационно-педагогическая направленность

1. Изучение нового материала.

Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование.

Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития. 

Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) —> закрепление —> повторная диагностическая работа.

Развитие: повторный уровень —> углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса.

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень —> продвинутый уровень —> углубленный уровень.

Проверка результатов обучения.

        Иерархия целей познавательной деятельности представлена  в Приложении №8

  1.         Технология «полного  усвоения» позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения.

Особенности организации учебного процесса для учащихся, относящихся к группе «Не хочет и не может» - низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением  к учению, с агрессией.

Детская агрессия возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах агрессии - непростая задача, и, безусловно, никто не требует от учителя точной диагностики и обязательств вылечить ребенка. Это должны делать специалисты. Тем не менее, учителю необходимо вовремя обратить внимание на агрессивное поведение ребенка, квалифицировав его, как проявление нервности, исходя из тех фактов, которые доступны в данный момент. А не как дурные привычки своеволие и капризность.                                                                                                                          

Методы и приёмы работы с агрессивными детьми, рекомендации по работе с гиперактивными детьми и учёт «периода наивысшей продуктивности» представлены в Приложениях №9.№10,№11.

Дифференцированный подход в обучении.

          Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?   Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Изучению вопроса «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективного развития потенциала школьника» был посвящён педагогический совет. Предварительно, в рамках работы методических объединений школы, состоялись круглые столы по обмену опытом на данную тему. Логическим завершением работы по вопросу «Дифференцированный подход в обучении» стали открытые уроки, данные учителями школы. Уроки были посещены не только администрацией и  коллективом школы, но и учителями школ города, принимавших участие в работе стажировочной площадки на базе нашей школы. По итогам уроков был проведён самоанализ и  дан подробный анализ в ходе работы стажировочной площадки.  \

Собранный дидактический материал и рекомендации  по осуществлению дифференцированного подхода  представлен в Приложениях №12, №13,№ 14,№15,16,17,18.

Реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом - важнейшее условие достижения положительного результата ребёнком.

В Приложениях № 19, №20, №21, №22,№25,№26 представляю рекомендации родителям по воспитанию детей разных возрастных групп, а так же анкеты для учащихся, выполнение которых будут способствовать установлению диалога и взаимовыгодного сотрудничества как  между школой и родителями, так и между родителями и детьми.

 Полезная информация для администрации школы представлена в приложениях за №27,№28.

Для педагогов предметников приготовлены рекомендации в Приложениях  №23, №24, №29, №30, применение которых систематизирует и упорядочит   работу со слабоуспевающими учащимися.  

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: соединив все представленные выше рекомендации получаем следующую систему работы:

Последовательное, чёткое выполнение всех  компонентов  системы:  правильное и своевременное   раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации, высокое качество уроков, применение современных технологий,  реальная помощь и  тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути  для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.

 

Литература:

  1. https://studwood.ru/1070335/pedagogika/poyasnitelnaya_zapiska
  2. http://2dkk.ru/30-psychologist/117-edu-weak
  3. https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii___dlya_raboty__so_slabouspevayuschimi_uchaschimisya-176256.htm
  4. http://pashnina146.blogspot.ru/p/blog-page_21.html
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/plan-raboty-so-slabouspevayushchimi-0
  6. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/plan-individualnoy-raboty-s-neuspevayushchimi-uchashchimisya
  7. http://www.vacschoolserp.edusite.ru/p67aa1.html
  8. http://www.menobr.ru/materials/370/5382/
  9. http://shkolnie.ru/voennoe/127444/index.html
  10.  http://licey-ekos.ucoz.com/index/rabota_so_slabouspevajushhimi/0-151
  11. http://talschool2.ucoz.ru/obr_dokument/programma_raboty_s_neuspevajushhimi_i_so_slabouspe.dochttp://mognovse.ru/lgl-tehnologiya-raboti-so-slabouspevayushimi-i-neuspevayushimi.html
  12. http://ponkratovatv.ucoz.ru/publ/plan_raboty_so_slabouspevajushhimi_i_neuspevajushhimi_uchashhimisja/1-1-0-3
  13. http://старыелезы.рф/2016/04/01/работа-со-слабоуспевающими/
  14. https://educontest.net/ru/276401/план-работы-со-слабоуспевающими-и-неу/
  15. .http://pedsovet.su/metodika/5885_rabota_s_otstayuschimi_detmi
  16. http://d.120-bal.ru/doc/14045/index.html
  17. .http://nenuda.ru/технология-создания-ситуации-успеха-в-воспитательном-проце.html
  18. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/20/rekomendatsii-po-rabote-s-agressivnymi-detmi
  19. https://studfiles.net/preview/4217234/page:29/

Приложение№1

Схема анализа причин неуспеваемости учащегося (пример).

Ученик __________________ _______ класса ___________ школа.

1.  Состояние здоровья _____________ (слабое, удовлетворительное, хорошее).

2. Успеваемость в начальной школе и последующих классах, повторные годы обучения.

3. Предметы, по которым возникла неуспеваемость, ее причины, по мнению ученика. Знание им критериев оценивания.

4. Понимание изучаемого материала на уроках (умение концентрировать внимание, оперативное (быстрое) запоминание, умение повторить изложенное, умение самостоятельно выполнять задание на уроках).

5. Уровень развития УУД (чтение, письмо, счет, речь, понимание прочитанного; умение преобразовывать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации); владение приемами развития памяти; уровень ответов без конспектов; владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязей, планирование деятельности); владение методами выполнения практических заданий).

     6. Посещение дополнительных занятий (дополнительные занятия по предметам, виды учебных заданий на  дополнительных занятиях, самостоятельные дополнительных занятия).

   7.Выполнение домашних заданий (последовательность выполнения домашних заданий; виды учебных заданий, которые вызывают затруднения; виды помощи при выполнении трудовых заданий).

Приложение №2

Упражнение "Самое главное" 

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы. 

Упражнение "Моментальное фото" 

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста. 

Упражнение "Лучший вопрос"

 Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу" 

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Приложение №3

Рекомендации по работы с застенчивыми детьми.

  • Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  • Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
  • Включать в общественные посильные дела.
  • Хвалить самостоятельность.
  •  Стимулировать личную ответственность.
  • Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.
  • Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
  • Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы — дать время успокоиться.
  • Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

     Приложение №4

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

  • 1.Не призывать к совести, не читать морали.
  • 2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену.
  • 3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
  • 4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
  • 5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
  • 6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д.
  • 7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
  • 8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Приложение №5

Рекомендации по работе с инертными учащимися (замедленное переключение).

  • Не предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
  • Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
  • Не спрашивать в начале урока.
  • Не требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу.
  • Не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.

Приложение №6

Алгоритм создания ситуации успеха 

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили". 

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность  в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".


3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с…"

"Выполняя работу, не забудьте о....." 
4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..." 

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы..."

"Только тебе я и могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..." 

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу…" "Так хочется поскорее увидеть..."


7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

  • "Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Приложение№7

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Приложение №8

  1. Иерархия целей познавательной деятельности

Цель

Действия ученика

Результат действий

Знание

Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру)

Запомнил, воспроизвел, узнал

Понимание

Ученик демонстрирует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий)

Объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой

Применение

Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или измененной ситуации)

Применил и получил заданный результат

Анализ

Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого

Вычленил части из целого

Синтез

Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы)

Образовал новое целое

Оценка

Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели

Определил ценность и значение объекта изучения

Приложение №9

Методы и приёмы работы с агрессивными детьми

Беседа, как метод воздействия на ребенка

Умение строить доверительную, психологически ориентированную беседу подразумевает у учителя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями. Беседа понимается как непринужденный разговор на перемене, после уроков, когда учитель как - бы между прочим задает интересующие его вопросы, за счет некоторой его отсрочки. Затрачиваемые в беседе темы касаются самочувствия ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и страхов.

Заключительный раздел беседы целесообразно посвятить выяснению характера его страхов. При попытке спросить ребенка о них в целом ответ, как правило, будет отрицательным, потому, что признаться в страхах при развитом чувстве собственного достоинства - это в чем-то показать свою слабость или раскрыть интимные, скрываемые от окружающих переживания. Вот почему выяснение такого поведения должно быть конкретным. Большое количество агрессии у детей указывает на появление тревожности или неуверенности в себе, а то и на развитие тормозимых черт характера.

Особую тактичность следует проявить в плане семейных отношений, не уточняя прямо их характера. Уточнить характер отношений в семье можно в беседе с родителем, начав разговор с проблем поведения ребенка в школе и постепенно переводя его на проблемы семейных отношений.

Рисунок, как самовыражение ребенка

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. При повышенной возбудимости - неустойчивое изображение, смазанность и большое количество отчетливых, но пересекающихся линий. При беспокойстве и заторможенности дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В школе», «Дома», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Кем я хочу стать», «Что бы было со мной самое плохое и хорошее».

Игровая коррекция поведения ребенка

При игровой коррекции поведения применяется групповая игра, которая поможет ребенку укрепить уверенность в себе, создать гибкость и не принужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействия со сверстниками. Если рисование - это, прежде всего, индивидуальный процесс самопознания и саморегуляции, то их проигрывание представляет уже групповой процесс общения и познания себя среди других сверстников. Рисование, следовательно, позволяет быть собой, а групповая игра - быть другим. Развиваемая игрой способность быть собой среди других - это способность принятия себя в классе, группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением.

Следующий метод снятия агрессии: релаксация или мысленное расслабление.

Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Ели детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.

Воображение - хороший помощник для расслабления.

Приложение №10

 Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями.

1.   Игнорировать истерические реакции.

2.   Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

3.   Не стремиться угодить.

4.    Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение - это ему и надо (подсознательно).

5.    Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

6.    Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания.

7.    Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.

8.  Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

9.   Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать  постоянно. За несколько проступков - одно замечание или наказание.

10.   Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

11.   Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

12.   Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.

13.    Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.

14.    Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

Приложение №11

Памятка

 Организация работы школьника с учётом «периода наивысшей продуктивности»

Не ставить учащихся в ситуацию, требующего быстрого ответа, предоставляя время на обдумывание и подготовку.

  • По возможности предлагать отвечать не в устной форме, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного.
  • По возможности спрашивать в начале урока, и, желательно, в начале дня.
  • Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явление достаточно частые и не повод для отчаяния.

Приложение №12

Дидактические материалы, используемые для осуществления дифференцированного подхода к обучению.

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
  • задания с выбором ответа.
  • деформированные задания.
  • “Разрезные” теоремы.
  • перфокарты.
  • карточки - тренажеры.
  • “карточки-информаторы”,
  • “карточки-с образцами решения”,
  •  “карточки-конспекты”.

Приложение №13

Организация дифференцированной работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания.

  • Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  • Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  • Индивидуальные дифференцированные задания.
  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  • Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  • Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  • Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  • Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Приложение №14

Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении (доктор педагогических наук М.М.Поташник)

  • Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.
  • Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.
  • Указание алгоритма выполнения.
  • Приведение аналогичной задачи.
  • Называние ответа или результата задачи.
  • Постановка наводящих вопросов.
  • Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
  • Предупреждение о наиболее типичных ошибках.
  • Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков.
  • Указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма ответа, в установлении зависимостей.

Приложение №15

Оказание помощи неуспевающему ученику на  разных этапах урока

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Приложение №16

Десять правил работы со «слабоуспевающими» учениками:

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.Помните,  что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый    урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.

4.Вселяя    слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу    со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь      управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.Начав  целенаправленно работать со слабоуспевающими, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабоуспевающим, и пусть продолжается учёба. 

Приложение №17

Алгоритм  деятельности  учителя со слабоуспевающими учащимися.

1.Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка (подростка).

2.  Использовать на уроках различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и. т. д.) для объективности результата.

3. Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем).

5. Учитель – предметник после первичного контроля  должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль.

6. Учитель – предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине).

7. Учитель – предметник должен определить время, за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в  случае затруднения дать ему консультацию.

8. Учитель – предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные  оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей или искать другие формы информирования родителей о неудовлетворительных оценках ученика.

9. Учитель предметник должен дать возможность учащемуся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти.

10. Учитель – предметник должен разработать график дополнительных занятий с учениками, претендующими на неудовлетворительные оценки за учебную четверть, и предложить его учащимся. В случае желания учеников получить дополнительные консультации согласно графику учитель обязан провести несколько дополнительных занятий с двумя и более учениками по  данному учебному предмету.

11. Учитель – предметник  обязан поставить в известность классного руководителя  или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося.

12.Учитель – предметник не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика. Оценка «2» по учебному предмету за дисциплину положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф. И. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

Приложение№18

__________________________

(Наименование образовательного учреждения)

Анализ урока учителя

с целью предупреждения неуспеваемости обучающихся

Дата: _______

Класс: ______

Предмет: _____________

Количество учащихся в классе:_______

Количество учащихся на уроке:_______

Ф. И. О. учителя: __________________________

Ф. И. О. проверяющего: ____________________

Основные этапы наблюдений в процессе урока

Оценка

1(да)

0(нет)

Формулировка цели урока и актуализация значимости нового учебного материала для учащихся

Оптимальность планирования задач урока

Комплексность (задачи образовательные, развивающие, воспитательные)

Конкретизация задач с учетом особенностей класса

Выбор оптимальных путей и способов реализации поставленных задач с помощью содержания, форм, методов, средств, условий и т. д.

Оптимальность отбора содержания

Учет требований программы, материала учебника, методических рекомендаций

Выбор наиболее рационального варианта раскрытия темы

Дополнение содержания темы заданиями и упражнениями, направленными на развитие навыков учебного труда, познавательных интересов и способностей учащихся данного класса на основе дифференцированного и индивидуального подхода и т. д.

Создание оптимальных условий для проведения урока

Учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения)

Санитарно-гигиенические (воздушный и световой режим, размещение учащихся в классе, место урока в расписании, профилактика утомляемости учащихся и т. д.)

Морально-психологические (педагогический такт и оптимальный стиль отношений с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе и т. д.)

Оказание помощи неуспевающим на уроке в процессе контроля готовности учащихся к уроку

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложение учащимся примерного плана ответа

Стимулирование с помощью оценки, подбадривания, похвалы

Оказание помощи неуспевающим ученикам при изложении нового материала, использование способов поддержания интереса к усвоению темы

Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, уточняющими степень понимания учебного материала

Привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при подготовке приборов, опытов

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Оказание помощи неуспевающим ученикам в ходе самостоятельной работы на уроке

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость применения того или иного правила

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Тщательный контроль деятельности неуспевающих, указание на ошибки

Организация домашней работы слабоуспевающих учащихся

Концентрация внимания на наиболее существенных моментах

Разбор наиболее типичных ошибок;

Четкое инструктирование о порядке выполнения домашнего задания

Проверка степени понимания инструкции слабоуспевающими учащимися

Выбор оптимального объема домашнего задания  и оценка его сложности, дифференциация с учетом учебных возможностей учащихся

Контроль учебной деятельности слабоуспевающих учащихся

Частый опрос ученика

Проверка всех домашних заданий

Активизация самоконтроля

Стиль общения учителя с учащимися

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (доступность, эмоциональность, опора на жизненный опыт, наличие общения "на равных" в поисках истины)

Благоприятный психологический климат в классе

Наличие единых требований и их выполнение

Мимика и жесты учителя, его внешний вид

Тактичность, благожелательность учителя по отношению к ученикам

Целенаправленность работы учителя по предупреждению неуспеваемости учащихся

Выводы и рекомендации: __________________________________________________________

Приложение№19

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

1. Никогда не занимайтесь воспитанием ребенка в плохом настроении.

            Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.

2. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

3. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах.

Дети – тоже. Но дети – люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной.

4. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы.

5. Не пропустите момент, когда  достигнут первый успех.

Никогда не ждите особого случая – хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще – а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…». Главное – оценить поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка).

Приложение№20

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ 

1.         Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок всегда и вообще хорош, он лишь сегодня что – то сделал не так, об этом скажите ему.

2.         Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

3.         Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все – таки, как хорошо у нас дома».

4.         Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

5.         В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения. 

6.         Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!». Но это не означает, что не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой.

7.         Родители должны привить ребенку 3 главных качества: уважение, находчивость, ответственность.

Приложение№21

   РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ 

1.      Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.

2.      Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

3.      Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.

4.      Покупайте и дарите книги и развивающие игры. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

5.      Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

6.      Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

7.      Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.  

Приложение№22

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ

СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ 

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
  • Бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий;
  • Эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи;
  • Культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, книгами о школьной программе.

2.      Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить.

3.      Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

4.      Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнивать его с самим собой – это более обнадеживает.

5.      Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его поведении.

6.      Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Приложение№24

Памятка

Работа с неуспевающими учащимися

1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________                                   

2. Класс _____________________________________________________                               3. По каким предметам не успевает ______________________________ __________________________                    

 4. Поведение ученика ____________________________________________________________________ 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости ___________________________________________________________________

 6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником _______________________________________________                                             7. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______

Приложение №25

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы

II. Интересные предметы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
  6. Этот предмет считают значимым мои родители.
  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  • Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
  • Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  • Интересно выяснять причины событий.
  • Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
  • Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  • Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  • Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  • Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
  • Интересно, так как этот предмет дается мне легко.                                                                  10.  Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.                                                                                                                                  11.  Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку. 12.  Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

Приложение №26

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

«Определение школьной успешности ученика»

( с точки зрения ученика и учителя).

1. Степень работоспособности на уроке: (подчеркните нужную цифру).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Внимание на уроке: постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается

не может сконцентрировать внимание.

3.Задания на уроке выполняет:  в полном объеме, по желанию, когда задания интересные, когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.

4.Внимательно слушает объяснения учителя.

5. Задает интересные вопросы.

6. В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.

7. С удовольствием выполняет творческие задания.

8. Посещает предметный факультатив.

10. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.

11. В групповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях.

12. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.

13. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.

14. Нравится получать по предмету высокие отметки.

15. Переживает, если учитель недоволен моими школьными успехами.

16. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.

17. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.

18. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.

19. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.

20.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.

21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.

____________________________________________________________________________

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

 городского округа Спасск –Дальний

УТВЕРЖДЕНО

    Приказом директора МБОУСОШ №5

                от 02.09. 2013 года  №197а

ПРИНЯТО:

                                                                           Решением педагогического совета

МБОУ СОШ №5

                                                                               Протокол  № 01 от 30.08. 2013 года                                                                                          

Положение о работе педагогического коллектива

со слабоуспевающими учащимися и их родителями

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона  от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", раздел II, п. 10; устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» (далее – МБОУ СОШ № 5).

1.2. Положение утверждается на педагогическом совете.

2. Цели:

2.1. Обеспечить выполнение всеобуча.

2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и учащихся МБОУ СОШ № 5 в целом.

3. Задачи:

3.1. Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3.3. Формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися.

4. Основные направления и виды деятельности

4.1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний, умений, навыков, УУД учащихся.

4.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества  знаний.

Приложение №29

Примерный план работы со слабоуспевающими учащимися

п/п

Мероприятия

Срок

1.

   Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей

Сентябрь

2.

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, психологом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.

ноябрь - декабрь

3.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

 

В течение учебного года.

5.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

В течение учебного года.

 

7.

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года.

 

8.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Приложение №30

Примерный индивидуальный план работы

по ликвидации пробелов в знаниях за   учебный год

(начальная школа)

Проблема

Коррекционная работа.

Виды деятельности

Сроки

Предполагаемый результат

Фактический результат

Слабо развита мелкая моторика рук.

Физические минутки на каждом уроке (специальные упражнения);

ручной труд (лепка, конструирование, рисование, штриховка и т.д.)

графические диктанты

В течение учебного года.

правильное положение тетради при письме;

наклон букв;

высота букв;

улучшить написание и соединение некоторых букв

Отсутствие наглядно-образного мышления

занятия с психологом;

работа по наглядному образцу; спец. задания:

1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик;

2) на какие части разбит прямоугольник?

3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д.

В течение учебного года.

составлять краткую запись к задаче

Низкий уровень фразовой речи.

жужжащее чтение;

восстановление деформированных предложений

В течение учебного года.

полные ответы на вопросы;

восстанавливать деформированные предложения

Недостаток внимания и усидчивости

занятия с психологом;

запоминание картинки, группы слов;

найти отличия;

найти и вычеркнуть из текста определённые буквы (менять буквы, по-разному зачеркивать) – не более 5 минут.

В течение учебного года.

своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Работа с детьми, имеющими нарушения в развитиии

Сборник материалов для диагностики, представления на ПМПК и коррекции. В данном сборнике представлен общий алгоритм системы психологической помощи детям с задержкой психического развития, включающего ...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Районный семинар-практикум Тема: «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения...