Сказкотерапевтическое занятие с подростками "Встреча со сказкой"
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Ефтифеева Наталья Григорьевна

Сказкотерапевтическое занятие с подростками "Встреча со сказкой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапевтическое занятие с подростками

 «Встреча со сказкой»

Цель: Создание благоприятного психологического климата в группе и условий для активного взаимодействия участников друг с другом, актуализация личных ресурсов участников занятия, гармонизация психоэмоционального состояния.

Задачи:        

1.осознание групповой принадлежности,

2.развитие накопление эмоционально положительного опыта; снижение 3.эмоционального напряжения,

4.повышение самооценки.

Оборудование и материалы:  проигрыватель, диски с записью динамичной и спокойной музыки, набор для создания коллажа (лист ватмана, карандаши, маркеры, краски, кисти, пластилин, вырезки из газет и журналов, кусочки ткани, клей), воздушные шары по количеству участников, изображение ёлочки, фигурки разной формы — геометрические, животных, домики, игрушки, карточки со сказочными зачинами, мольберт.

Возраст участников — 13-15 лет.

Состав группы: постоянный.

Принципы комплектования группы и организации работы:

Добровольное участие и информированность с созданием атмосферы открытости и спонтанности, где каждый участник может поделиться своими чувствами.

Место проведения: тренинговый зал.

Форма проведения: социально-психологический тренинг.

Кадровое обеспечение занятия: ведущий: педагог-психолог.

Методы:

- элементы сказкотерапии с импровизацией;

- проигрывание ситуаций с развитием навыков общения;

- двигательные упражнения;

- психогимнастические упражнения(предполагающие процедуру знакомства,

обмен настроениями, передачу предметов и чувств по кругу);

- ролевое моделирование;

-арттерапия;

-релаксация.

Ожидаемые результаты: Снижение эмоционального напряжения, приобретение эмоционально положительного опыта, выработка различных моделей  поведения  в реальной жизни  с помощью сказки, приобретение навыков искреннего  отношения к себе и к другим людям, развитие способности рассуждения и анализа действий, укрепление уверенности в себе.

Продолжительность тренинга:45 мин.


Ход занятия.

Вводная часть.

  1. Информирование о тренинге, принятие правил.

Ведущий: Добрый день! На нашей сегодняшней и последующих встречах мы будем работать в режиме психологического тренинга. Мы будем взаимодействовать друг с другом, так как общение окружает человека постоянно. Можно также сказать, что тренинг – это форма специально организованного общения.

У каждого тренинга есть свои правила. Эти правила регулируют отношения между людьми, с помощью правил создают необходимые условия работы. Я предлагаю вам ряд правил, которые обычно применяют на  тренингах.

Правила для участников тренинга:

1. Каждый говорит, только если он хочет.
2. Нельзя перебивать друг друга.
3. Нельзя смеяться над ответами другого.
4. Все, что будет происходить во время тренинга, происходит здесь и сейчас, не нужно обсуждать это потом или как-то использовать полученную информацию.

5. Активное участие во всех упражнениях

Ведущий: Теперь, если вы принимаете эти правила, то каждый из нас подчиняется им.

Ведущий: Итак, мы начинаем! Для успешной работы нам необходимо познакомиться друг с другом.

Упражнение «Как тебя звать?»

Я предлагаю вам представиться: назвать своё имя, рассказать, нравится ли оно, и сказать, каким именем вы хотели бы, чтобы вас называли в группе.

Разминка «Первое знакомство со Сказочной Страной»

Ведущий :Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир сказки и волшебства! Наверное, нет ребёнка, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не заинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы, фэнтези. Но что это, если не современные сказки?

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору и т. д.

-Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравится, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее полюбили (или за что вы ее любили), что вам в ней запомнилось больше всего?

(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представляют свои любимые сказки.)

Какая сказочная галерея у нас получилась! В ней ваши любовь и тепло. А сейчас сядьте поудобнее, можете закрыть глаза, и в нашу сказочную галерею войдет еще одна сказка. Называется она „Озеро".

(Включается спокойная музыка, и ведущий начинает читать сказку)

Однажды после сильного дождя умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру.

От глади воды поднимался пар. И эльфы принялись играть прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились, дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные корки, которых стало так много, что воздух вокруг светился.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки смешинки. Гномы подумали, что их драгоценные камни начали летать, и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу и превратилась в маленький огонек.

Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их.

Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое волшебство!»

Ведущий: Может, кто-нибудь хочет поделиться чувствами, которые возникли во время прослушивания? (Желающие рассказывают о своих чувствах и переживаниях.) Именно сегодня я предлагаю вам соприкоснуться с частичкой волшебства. Мы с вами сейчас отправимся в Сказочную Страну.

Психогимнастическое упражнение с зеркалом.

Ведущий: Чтобы попасть в сказочную страну, каждый, отправляющийся в путешествие, должен взять в руки волшебное зеркало, посмотреть на себя и сказать что-то хорошее  о  себе.  Например:  «Я хороший друг»,  «Я красивая», и др. Это пароль для входа. Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при «входе» называется новое достоинство.

(Участники по кругу называют утверждения)

Ведущий: Ну, вот мы с вами и попали в сказочную страну.

Основная часть.

Упражнение «Сказочные существа»

Ведущий:«Когда-то давным-давно одну страну населяли сказочные существа. Но налетел ураган и унёс их. Только глубоко в пещере остались яйца этих существ. Сейчас я вам дам всем по такому яйцу, согрейте их своим теплом, и из них вылупятся сказочные существа».

(Участники берут воздушные шарики, молча прижимают их к себе, что-нибудь рисуют на них. Через 2-3 минуты каждый участник рассказывает о том, кто же появился из его «яйца», как его зовут и т.д.)

Ведущий: Какие замечательные существа появились в нашей Сказочной Стране! У каждого какие-то свои, не похожие ни на кого, качества, свой характер. Но мы ещё очень мало знаем о них. Где живут наши герои, что с ними происходит? Я предлагаю вам сейчас разбиться на подгруппы и сочинить истории о тех персонажах, которые есть в каждой подгруппе».

 Упражнение «Сочинение сказки».

Ведущий предлагает разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа образовывает свой маленький круг и в течение 10 минут сочиняет сказку с обязательным участием всех сказочных существ, которые есть в данной подгруппе. Затем все снова садятся в общий круг, и представители от каждой подгруппы зачитывают получившиеся сказки.

Обсуждение. Участникам задаются вопросы:

  • Как быстро вам удалось придумать общий сюжет сказки?
  • Какую стратегию выбрала группа?
  • Довольны ли вы получившейся сказкой?

Упражнение «Сказочный дождик»

Ведущий :А теперь встаньте в круг друг за другом. В сказочной Стране пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине, по ушам и т.д.

(Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия)

«Путешествие» (релаксация)

(Перед  началом   чтения   сказки   включается  запись   спокойной   музыки)

Ведущий: Сейчас мы совершим путешествие по нашей сказочной стране.

Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы— они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было

удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. Вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам».

Арттерапевтическоеупражнение «Сказочнаястрана» (коллективное создание коллажа)

Ведущий: И сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».

(Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна».Для создания коллажа участникам дается 15 минут)

Ведущий: Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Это и будет имя нашей Сказочной Страны».

«Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в которой частичка каждого присутствующих здесь.

Рефлексия (Подведение итогов, обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего).

Проводится    обсуждение    занятия.    Можно    задать следующие вопросы:

  • Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны?
  • Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
  • Удовлетворены ли вы своей работой?
  • Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?

Заключительная часть.

Психогимнастическое упражнение с зеркалом.

Ведущий: Ну, а теперь пора прощаться со сказочной страной. При выходе из страны необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе своё достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. Например: «Я хороший друг. В пути я не оставил в беде своих друзей», «Я красивая. Красота помогла мне в общении», и др. Это пароль для выхода. Утверждения не должны повторяться.

Участники по кругу называют утверждения.

Экспресс-диагностика.

Ведущий: В канун Нового года предлагаю вам ответить на вопрос. Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие? Считаете ли Вы его полезным для себя? Если ваш ответ «да», то выберите игрушку по своему вкусу и приклейте её на елочку, на любую ветку или на верхушку. Если ваш ответ «нет», то приклейте свою игрушку под елкой: возможно, она предназначена кому-то в подарок или ждет своего часа для украшения.(Участники делают свой выбор)

Ведущий:

-Наша ёлочка  преобразилась. Я надеюсь, она станет дополнительным украшением предстоящих праздников и будет напоминать нам о нашей сегодняшней встрече.

Я благодарю всех за участие в тренинге, желаю вам: отличного настроения, оптимизма!!! (В подарок каждый участник получает воздушный шарик с изображением своего сказочного существа).

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Занятие №27-31 "Из сказки - в календарь"

Мастерская Деда Мороза. Форма: творческая мастерская.Тип занятия: комбинированное (занятие постановки учебной задачи (по ознакомлению обучающихся с новым материалом) и занятие решения учебной зад...

Внеурочное занятие в 1 классе «Сказка о красках».

Разработка внеурочного занятия курса "Волшебная кисточка". Цель занятия: познакомить обучающихся с понятиями основных и составных цветов. В ходе занятия обучающиеся проводят учебно-экспериментальную р...

Открытое занятие « СЛАДКИЙ ПОДАРОК ИЗ СКАЗКИ – БУКЕТ ИЗ КОНФЕТ»

Цель занятия -  развивать творческие способности, формировать эстетический вкус, расширять кругозор, логическое мышление....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Шипящая семейка в сказке "Дюймовочка"

Конспект индивидуального логопедического занятияТема: Шипящая семейка в  сказке "Дюймовочка"Цель: дифференциация шипящих звуков по мотивам сказки "Дюймовочка"Задачи:Образовательная. А...

Конспект коррекционного занятия по развитию речи : "Сказка Репка".

Конспект коррекционного занятия для детей дошкольного возраста с умеренной умственной осталостью по развитию речи: "Сказка Репка"....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...