Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_moi_sposobnosti.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, на основе программы: Внеурочная деятельность: программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012. Автор: Н.А.Криволапова.
Для реализации программы используется УМК «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012».
Программа, взятая за основу составления данной рабочей программы, рассчитана на 34 часа, а учебный график школы предполагает 35 учебных недель. В связи с этим в программу добавлен 1 час на итоговое тестирование. Таким образом, на освоение данной рабочей программы отведено 35 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- правила конструирования определений, формулирования выводов;
- правила классификации и сравнения;
- методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
- способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
- правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Блок 1 «Развитие интеллектуальных умений» 6 класс (35 часов)
Развиваем логическое мышление
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.
Развиваем творческое мышление
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т.д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Диагностическое тестирование. | 1 |
2 | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий. | 1 |
3 | Сравнение понятий. | 1 |
4-5 | Выделение существенных признаков. | 2 |
6-7 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. | 2 |
8-9 | Смысловые словосочетания. | 2 |
10-11 | Синонимы, антонимы. | 2 |
12-13 | Творчество. Методы решения творческих задач. | 2 |
14-15 | Метод контрольных вопросов. | 2 |
16-17 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения. | 2 |
18-19 | Воображение. | 2 |
20 | Компьютерный практикум. | 1 |
21-22 | Конструирование на плоскости. | 2 |
23-24 | Конструирование в пространстве. | 2 |
25-26 | Постановка и разрешение проблем. | 2 |
27-28 | Разрешение проблемных ситуаций. | 2 |
29-30 | Метод разрешения противоречий. | 2 |
31-32 | Итоговое тестирование. | 2 |
33-35 | Решение творческих задач. | 3 |
ИТОГО | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | |
план | факт | ||||
1 | Диагностическое тестирование. | 1 | |||
2 | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий. | 1 | Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры. | ||
3 | Сравнение понятий. | 1 | Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры. | ||
4-5 | Выделение существенных признаков. | 2 | Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры. | ||
6-7 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. | 2 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры. | ||
8-9 | Смысловые словосочетания. | 2 | Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры. | ||
10-11 | Синонимы, антонимы. | 2 | Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры. | ||
12-13 | Творчество. Методы решения творческих задач. | 2 | Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры. | ||
14-15 | Метод контрольных вопросов. | 2 | Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры. | ||
16-17 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения. | 2 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры. | ||
18-19 | Воображение. | 2 | Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения. Практические задания, развивающие игры. | ||
20 | Компьютерный практикум. | 1 | Создание компьютерного рисунка. | ||
21-22 | Конструирование на плоскости. | 2 | Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры. | ||
23-24 | Конструирование в пространстве. | 2 | Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры. | ||
25-26 | Постановка и разрешение проблем. | 2 | Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры. | ||
27-28 | Разрешение проблемных ситуаций. | 2 | Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры. | ||
29-30 | Метод разрешения противоречий. | 2 | Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры. | ||
31-32 | Итоговое тестирование. | 2 | |||
33-35 | Решение творческих задач. | 3 | Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...