Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Анохина Марина Олеговна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои способности" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_moi_sposobnosti.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом общего образования, на основе программы: Внеурочная деятельность: программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012. Автор: Н.А.Криволапова.

Для реализации программы используется УМК «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012».

Программа, взятая за основу составления данной рабочей программы, рассчитана на 34 часа, а учебный график школы предполагает 35 учебных недель. В связи с этим в программу добавлен 1 час на итоговое  тестирование. Таким образом, на освоение данной рабочей программы отведено 35 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

        В результате изучения курса учащиеся должны:

        знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Блок 1 «Развитие интеллектуальных умений» 6 класс (35 часов)

Развиваем логическое мышление

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы.  Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

Развиваем творческое мышление

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т.д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность  метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Диагностическое тестирование.

1

2

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий.

1

3

Сравнение понятий.

1

4-5

Выделение существенных признаков.

2

6-7

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений.

2

8-9

Смысловые словосочетания.

2

10-11

Синонимы, антонимы.

2

12-13

Творчество. Методы решения творческих задач.

2

14-15

Метод контрольных вопросов.

2

16-17

Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

2

18-19

Воображение.

2

20

Компьютерный практикум.

1

21-22

Конструирование на плоскости.

2

23-24

Конструирование в пространстве.

2

25-26

Постановка и разрешение проблем.

2

27-28

Разрешение проблемных ситуаций.

2

29-30

Метод разрешения противоречий.

2

31-32

Итоговое тестирование.

2

33-35

Решение творческих задач.

3

ИТОГО

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел. Тема.

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности

план

факт

1

Диагностическое тестирование.

1

2

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий.

1

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры.

3

Сравнение понятий.

1

Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности.  Практические задания, развивающие игры.

4-5

Выделение существенных признаков.

2

Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры.

6-7

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений.

2

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры.

8-9

Смысловые словосочетания.

2

Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры.

10-11

Синонимы, антонимы.

2

Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры.

12-13

Творчество. Методы решения творческих задач.

2

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры.

14-15

Метод контрольных вопросов.

2

Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры.

16-17

Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

2

Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры.

18-19

Воображение.

2

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения. Практические задания, развивающие игры.

20

Компьютерный практикум.

1

Создание компьютерного рисунка.

21-22

Конструирование на плоскости.

2

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры.

23-24

Конструирование в пространстве.

2

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры.

25-26

Постановка и разрешение проблем.

2

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры.

27-28

Разрешение проблемных ситуаций.

2

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры.

29-30

Метод разрешения противоречий.

2

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры.

31-32

Итоговое тестирование.

2

33-35

Решение творческих задач.

3

Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...