КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЯ
материал на тему

Степанова Лариса Александровна

Музей - это открытая педагогическая система. 

Музей - это средство патриотического и гражданского воспитания. Музей школы- это музей, созданный руками кадет и для кадет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА ГОРОДА ЮЖНО – САХАЛИНСКА

КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ

«ДОБЛЕСТЬ И СЛАВА»

2011

Концепция виртуального музея  Доблести и Славы

«Образованность без веры, совести, чести

создает не национальную культуру,

а разврат цивилизации»

И.А. Ильин

  1. Введение.

Идея создания концепции музея  возникла как естественное продолжение, условие развития музея и дальнейшая его интеграция в учебно-воспитательный процесс

Создание концепции музея проходило через три этапа:

1. изучение теории вопроса и анализ деятельности музеев образовательных учреждений;

2. исследование системы взглядов на музей образовательного учреждения;

3. разработка путей реализации концепции.

В основу концепции музея положены следующие идеи:

Музей - это открытая педагогическая система. Музейно-педагогический процесс - специально организованное сотрудничество воспитателя и воспитанника, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанника. Воспитательный процесс в музее строится на принципах музейной педагогики. Именно современная педагогика должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизм включения человека в мир культуры с помощью музея и педагогики сотрудничества. Музейная педагогика ставит цель - создание таких условий, когда бы все кадеты в соответствии со своими потребностями и интересами включились в процесс музейной коммуникации, благодаря объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему.

Музей - это средство патриотического и гражданского воспитания. Патриотизм - это качество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, зачастую со словом и делом учителя. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость исследовательской работы кадет, которая строится с учётом их интересов и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Только в музее такие понятия как «связь времён», «наследие», «национальная традиция», «гражданский долг», «служение Отечеству» приобретают реальность и значимость.

· Музей школы- это музей, созданный руками кадет и для кадет.Школьный музей строит свою работу в расчёте на учащихся. Поэтому понятия «актив», «активность», «орган музейного самоуправления» являются ключевыми в концепции школьного музея. Работа музея строится на основе самоуправления. Руководит ею Совет музея. Из числа членов Совета избирается председатель совета, его заместитель, руководители групп (секций) музея: поисковой, экскурсионной, экспозиционной. Следует построить работу с активом таким образом, чтобы кадеты совмещали общественную деятельность с практической, ведь именно в процессе «делания» музея, участия в его создании они становятся исследователями, хранителями, экскурсоводами, экспозиционерами, художниками, лекторами. Музей - это определённый итог деятельности: показатель гражданской зрелости как ученического, так и педагогического коллективов.

Просвещение, память, процесс внедрения новых информационных технологий - ключевые понятия концепции. Музей - это сложный организм, который функционирует как система взаимодействия и взаимообусловленности различных сфер. Сегодня, с одной стороны, не имея специального помещения для школьного музея нельзя говорить о его качественной и эффективной работе. Так же не удивительно и то, что нынешние учащиеся школы затрудняются ответить на какие - либо вопросы, связанные с историей кадетства. Материалы по истории  кадетского  движения не всегда доступны школьникам. Но, учитывая современный уровень развития технических средств и возможности, надо использовать виртуальное пространство. Процесс внедрения новых информационных технологий в деятельности музея характеризуются тремя основными аспектами:

  • оснащение необходимыми техническими средствами;
  • создание и внедрения специализированного программного обеспечения;
  • организация мероприятий по эксплуатации этого комплекса.

Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам. Цифровая коллекция виртуального музея должна иметь две отличительные характеристики: виртуальный тур и  продвинутый поиск.

Виртуальный музей – это сайт, сделанный по законам музейного проектирования. Оно предполагает особую технологию создания экспозиции: наличие научной концепции, архитектурно-художественной концепции (применительно к интернет – «концепцию дизайна») и связующего их экспозиционного сценария. Но главное, что итогом становится музейный текст – разговор на особом музейном языке, основу которого составляет музейный предмет.

“Виртуальный”, поскольку такого музея физически, а лучше сказать - организационно, не существует. “Музей”, потому что это все-таки музей, хоть и экспонируемый в сети Интернет. Виртуальный музей - идеальная площадка,  которая   не связана ни помещением, ни физическим местонахождением музейных предметов и документов.

Виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны. Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет. 

  1. Место музея в жизни школы

В 2009 школа приняла участие в конкурсе грантовых проектов,  проводимом  кампанией «Сахалин Энерджи» и выиграла грант на реализацию проекта «Виртуальный музей кадетской школы». Генеральным спонсором и партнером проекта является  компания «Сахалин Энерджи».

Полученные средства пошли на создание материальной базы музея: приобретен компьютер и комплектующие к нему. Параллельно шло создание нормативной базы: разработано и утверждено положение о школьном виртуальном музее, программа реализации проекта. Создан Совет музея, выбраны направления деятельности. Начался сбор первичной информации для создания фонда виртуальных экспонатов.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм.

У музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека, своя образовательная задача - формирование ценностного, личностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному, историческому  наследию и миру в целом.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он более успешно, чем школа, способен решать целый ряд задач.

Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др. музейная педагогика формирует в ребенке единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал. Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций.

Музей – посредник между прошлой и будущей жизнью. Музей – актуальное средство общения. Музей – эффективное средство хранения, формирования и развития  социальной памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее

культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

        Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

  1. Нормативная база для разработки концепции
  1. Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ № 54-ФЗ от 26 мая 1996 года;
  2. Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года;
  3. Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;
  4. Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995
  5. Письмо Министерства образования России № 28-181/16 от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев образовательных учреждений»;

  1. Содержание проблемы патриотического воспитания и
    обоснование необходимости ее решения
    средствами школьного музея.

На рубеже веков стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, тенденция падения престижа военной службы.

В связи с переходом на одногодичный срок срочной службы в  Российской  армии возрастает роль образовательных учреждений, организующих начальную военную подготовку молодежи и ориентирующих несовершеннолетних граждан на получение профессии военного, в том числе и роль нашей школы. Помимо высокой общеобразовательной подготовки у обучающихся школы воспитывается чувство любви к Родине, её истории, традициям, формируется образ защитника своей Отчизны.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию. Требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Школьный музей – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где школьнику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.

Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Развивающая образовательная среда школьного краеведческого музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Общее образование в данном случае обеспечивает последовательность, системность, преемственность знаний. Дополнительное образование, реализуемое музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению школьных знаний и эмоциональному сопереживанию школьников, значительно расширяют их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка, творчество, формируют самостоятельность и гражданскую инициативу. 

В современном обществе жизнь предельно открыта и требует постоянного самоопределения, самодеятельности и ответственности от каждого.

Подготовиться к полноценной жизни ребенок может, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Такие условия могут быть созданы в школьном музее.  Важными особенностями школьного музея является то, что это пространство проб для ребенка, не носящее обязательного регламентированного характера, при этом дети воспринимают свою деятельность совершенно серьезно и ответственно, как реальное и настоящее дело.

 

  1. Цели и задачи школьного музея.

 Цель деятельности музея – образовательно – просветительская работа и патриотическое воспитание учащихся с помощью исторических знаний, пропагандирующих военные и кадетские традиции России, формирующих у детей чувство и сознание уважения к историческому прошлому нашей страны, гордость за ее славное прошлое.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

задачи:

  • формировать историко-познавательную, информативно-коммуникативную, поисково-исследовательскую компетентность кадет;
  • формировать представление об истории развития кадетского образования и деятельности кадетской школы
  • воспитывать нравственные, гражданские, патриотические качества личности, чувство уважения, гордости и сопричастности к прошлому и настоящему своей школы, области, страны.
  • привлечь максимальное количество кадет ко всем сферам деятельности музея;
  • осуществлять подбор экспонатов для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.
  • открыть на базе учебных кабинетов школы отделения музея

Решение выдвинутых задач основываются на следующих принципах:

-принцип дополнительности, который позволяет компенсировать недостающие знания, умения, навыки через совместную теоретическую и практическую деятельность обучающихся и педагогов в школьном музее, содержащую дополнительные знания, расширяющие содержание общеобразовательных предметов;

- принцип единства сознания и деятельности (сформулирован А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном), суть которого заключается в том, что человеческая психика проявляется и формируется в активной деятельности – трудовой, учебной, игровой и пр. Данный принцип позволяет достичь (как ориентир) не только конечного результата, но и отследить как этот результат был достигнут: какими способами действовали обучающиеся, на сколько самостоятельной была их познавательная деятельность, каковы были их мотивы через формирование непосредственного интереса к «предмету» музейной деятельности; 

- принцип доступности обучения, который требует учета психофизических и возрастных особенностей развития школьников, анализа содержания учебно-воспитательного материла по общеобразовательным предметам и программам дополнительного образования с точки зрения его доступности и такой организации обучения и воспитания, при которой обучающиеся не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок, дискомфорта;

- принцип связи содержания обучения и воспитания школьных учебных предметов с жизнью через использование активных форм музейной педагогики. Реализация данного принципа стимулирует процесс использования обучающимися полученных в школе знаний в решении практических задач в деятельности музея, реальной жизнедеятельности, позволяет анализировать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, а полученные практические знания использовать на уроках;
-
принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в развивающем образовательном пространстве музея. Реализация данного принципа предполагает использование разнообразных форм организации воспитания, обучения, и духовно-нравственного развития, а также различных способов взаимодействия обучающихся в таких видах деятельности как: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах, в разновозрастном коллективе;
-
принцип комплексного воздействия на личность развивающего, воспитывающего характера, направленного на формирование духовно-нравственных и гражданских качеств, патриотизма и любви к Родине, служащих основой выбора обучающимися жизненных идеалов и поведения в социальной среде.

 V. Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея, педагогические технологии и методики.

5.1. Основные направления, содержание, формы и методы деятельности

Работа с фондом музея  включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию виртуальных экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции. 

Основные формы и методы деятельности: 

- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование , регистрации экспонатов в инвентарной книге музея.

Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с кадетами (тематические уроки, классные часы, экскурсии; индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.).      

Информационно-аналитическая деятельность музея включает оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; выпуск краеведческих газет, создание видеофильмов и компьютерных носителейпо тематике экспозиций,

Комплексное (разностороннее) изучение родного края и России реализуется через выполнение краеведческого исследования на индивидуальных образовательных маршрутах; участие в школьной научно-практической конференции, конкурсах проектных и творческих работ, городских и областных конференциях; разработка и проведение различных образовательных форм деятельности школьников в музее. 

Связь с учреждениями (образования, культуры, науки, общественными организациями и др.), в том числе – на основе договоров о совместной деятельности и сотрудничестве с целью получения краеведческой информации и материалов, научно-методической помощи и консультаций.

Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся (выполнение  исследовательской работы) в рамках одной или нескольких научных областей на основе интегрированного знания

5.2. Педагогические технологии и методики. 

Педагогические технологии и методы деятельности, используемые педагогами в деятельности музея, позволяют обучающимся овладеть комплексом познавательных, практических, оценочных умений, основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, способностью самостоятельно приобретать новые научные знания, интегрировать их, а также приобрести социально-профессиональный опыт и способствовать нравственному и гражданскому самоопределению:

- технология проектного обучения,

- технология учебно-исследовательского обучения, 

- технология личностно-ориентированного образования, 

- методика коллективной творческой деятельности – коммунарская методика И.П. Иванова, 

- методика социально-профессиональных проб.

 VI. Условия реализации Концепции, влияющие на результативность деятельности музея.

Для результативности деятельности музея как развивающей образовательной среды необходима реализация следующих педагогических и организационных условий.

6.1. Педагогические условия

Формирование кадрового потенциала развития музея необходимо осуществлять через: 

- подготовку педагогов к обеспечению процесса формирования развивающей образовательной среды музея (формирование мотивационной заинтересованности, операционная подготовка, формирование коллектива педагогов-единомышленников) через повышения квалификации; через добровольное сотрудничество и межличностное взаимодействие на основе общего интереса; - привлечение музейных работников к сотрудничеству и совместной деятельности со школьным музеем;

 Научно-методическое и программное обеспечение осуществляется через:

- организацию опытно-экспериментальной работы;

- создание силами педагогов методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности;

- создание специализированной методической библиотеки, объединяющей  фонды методической литературы и собственных разработок учителей и педагогов по проблемам деятельности музея и использования его фондов в образовательном процессе школы;

- организации исследовательской деятельности обучающихся, использование возможностей краеведческого музея в образовательной деятельности школы- - информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса  (отслеживание результативности деятельности музея, корректировка целей и задач, направлений, содержания, форм и методов деятельности) и возможно издательская деятельность.

Вовлечение школьников в деятельность музея через:

- непосредственное участие в органах самоуправления деятельностью Совета музея;

- - максимальное вовлечение кадет в проведение исследований в содружестве с педагогами;

- участие в городских и областных научно-исследовательских конференциях -  вовлечение в подготовку и проведение в музее различных образовательных форм деятельности (уроки, экскурсии, занятия, конкурсы, походы, экспедиции, классные часы, краеведческие исследования и др.);

- работу по направлениям деятельности музея.   

6.2. Управленческий компонент предусматривает:

- нормативно-управленческое обеспечение (разработка совместно с администрацией школы  соответствующих приказов и распоряжений, касающихся деятельности музея,; заключение договоров с учреждениями дополнительного образования детей, осуществляющих туристско-краеведческую деятельность, с учреждениями науки, культуры, спорта, туризма, вузами, общественными организациями и т.п

- организационно-педагогическое сопровождение (разработка направлений деятельности музея, планирование и корректировка при осуществлении каждого этапа работы, организация взаимодействия и координация работы музея и других структурных подразделений школы);

- финансовое и материально-техническое обеспечение (совместно с администрацией школы решение вопросов стимулирования труда педагогов икадет, внесших вклад в результативность деятельности музея; определение источников финансирования деятельности школьного музея, музейных мероприятий, оснащение компьютерной, множительной, видео и аудиотехникой, проектором, Интернетом, канцтоварами, расходными материалами;

 

  1. Содержание экспозиционной деятельности

Специфика музея. Музей имеет военно – педагогическую направленность.

Тематические разделы музея

Летопись школы. Раздел имеет культурно-историческое направление. Освещает значительные события из жизни школы. Здесь собраны электронные копии документов о создании кадетской школы города Южно-Сахалинска, фотографии первых шагов кадетской школы и интересных событий, копии сообщений о школе в СМИ, фотографии кубков, грамот, завоеванных на соревнованиях.

Материалы раздела формируют активную жизненную позицию;

расширяют  знания учащихся о жизни школы в целом и о школе, как о составляющей своей малой родины;

содействует кадетам в освоении ценностей общества, в котором они живут, и способов их самоопределения;

развивает сознательный интерес к познанию истории школы и ответственного отношения к ней;

совершенствует нравственный, культурный, эстетический уровень кадет.

История  кадетских корпусов. Раздел работает в  историко-патриотическом направлении.

Необходимость создания данного раздела обусловлена  возрождением в современной России проверенной временем системы кадетского образования.

Работа в разделе ведется по сбору информации  и отображении музейными средствами истории зарождения, становления и функционирования системы кадетского образования в России

Кадеты в истории Сахалина. Поисково-исследовательская работа о выпускниках кадетских корпусов России, участвовавших в изучении Сахалина и Курил, о значимости их деятельности в истории страны.

Материалы этих разделов  призваны пробудить живой интерес и любовь к отечественной истории, приобщить кадет к ее богатому духовному наследию и на этой основе воспитывать национальное самосознание, ответственность за судьбу государства и общества;

содействовать поднятию роли высококачественного общего и военного образования

донести историю создания системы обучения и воспитания кадет; ознакомиться с воинскими ритуалами и обычаями, кадетскими традициями, духом товарищества и братства;

помочь выбрать правильный путь в жизни;

сохранить и развить чувство гордости за свою страну и ее историю.

История МЧС на Сахалине. Работа в этом разделе предполагает сбор информации о славных делах и героической работе спасателей на территории Сахалинской области.

Материалы раздела  призваны помочь кадетам в профессиональном самоопределении;

способствовать  выявлению моральных и нравственных качеств человека, способствующих проявлению отваги и профессионализма;

сохранение преемственности поколений и передача эстафеты мужества от старших к младшим

воспитывать у кадет чувство коллективизма, сплоченности, желание прийти на помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

IV. Совершенствование программы деятельности музея.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися, использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории России, НВП, литературе, обществоведению, МХК.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел.

Также планируется обогащение фонда музея видеофильмами, иллюстративным материалом, , книгами.

Перспективы развития:

1.Максимально использовать возможности музея в воспитательном пространстве.

2.Активизировать деятельность детского самоуправления в Совете Музея, создавать условия для лидерского потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

3.Продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе.

4.Заполнить свободное время подростка интересными, социально значимыми делами.

5.Оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, раскрытии способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития школьного музея

Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает...

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"МИР КОСТЮМА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"...

Концепция развития музея "Наследие"

Нашему музею всего два года. Профиль музея - историко- краеведческий. Данная концепция сопровождается фотографиями....

Концепция музея на 2014-15 год

Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность студентов в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов...

Концепция развития школьного музея "Поклонимся великим тем годам"

Концепция развития школьного музея на 2010-2015 гг....

Концепция школьного музея.

Концепция музея "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможност...

Концепция школьного музея

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360275","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360287","...