Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ
презентация к уроку по истории (8 класс)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел IV русская культура, наука, общественная мысль после петра великого. Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс Составитель: Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна

Слайд 2

План урока: Повторение ранее изученного материала А) Как написать учебный проект по истории? Б) М.В. Ломоносов В) Общественная мысль второй половины 18 века Г) Русская литература, театральное и музыкальное искусство. 2. Изучение нового материала А) Развитие русского художественного творчества Б) Русская архитектура В) Русская скульптура Г) Русская живопись Д) Изменение в культуре и быту Е) Крестьяне и горожане Ё) Повседневная культура дворянства Ж) Дворянская усадьба 3. Задания для закрепления и рекомендации

Слайд 3

Дорогие ребята, мы с вами начали изучать раздел IV « русская культура, наука, общественная мысль после петра великого ». В начале работы со слайдовой презентацией напишите в тетрадях тему и цель урока: изучение культуры 18 века. Оформление в тетрадях продолжаем: свой план по презентации и запись выводов, терминологии. Выполнение д/з и работа на сайте решу впр . Повторение ранее изученного материала А) Что такое учебный проект по истории ? Дорогие ребята, мы ещё раз вспомним основные термины проектной деятельности : Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта. Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.

Слайд 4

Повторение ранее изученного материала А) Что такое учебный проект по истории? (Продолжение) Ребята, часто задаваемый вопрос: Как оформить литературу? Это оформление списка использованной литературы. 1 . Китайгородская, Г.И. Теоретические основы подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения [Текст]: Монография / Г.И. Китайгородская. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. – 156 с. 2. Любимова, О.В. Основы образовательной стандартологии и нормологии : монография / О.В.Любимова , О.Ф.Шихова . – Ижевск: Изд-во ИжГТУ , 2009. – 184 с. III.Статьи в материалах научных конференций 1. Любимова, О.В. Диагностика порогового уровня обученности в системе «школа-вуз» // Материалы XXIV научно-метод. конф . ИжГТУ . – Ижевск: Изд-во ИжГТУ , 2003. – С.50-52. 3. Китайгородская, Г.И. Системное проектирование образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения [Текст] /Г.И. Китайгородская // Физика в системе современного образования (ФССО – 11): материалы Х1 Международной конференции. Волгоград, 19–23 сентября 2011 г. 2 т. – Волгоград: Изд –во ВГСПУ "Перемена", 2011 – С. 80 – 831. 4. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader . – URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007). 5. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака . – 2006. – 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.07.2006). Ресурсы удаленного доступа (INTERNET) 6. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] / Ред. В. Румянцев. – М., 2001. – Режим доступа : http://hronos.km.ru/proekty/mgu 7. Непомнящий, А.Л. Рождение психоанализа : Теория соблазнения [Электрон. ресурс] / А.Л. Непомнящий. – 2000. – Режим доступа : http://www.psvchoanatvsis.pl.ru

Слайд 5

Повторение ранее изученного материала А) Что такое учебный проект по истории? (Продолжение) Ребята, повторим основные компоненты введения: Актуальность – Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями. Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта). Задачи проекта – это выбор путей и средств достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели .

Слайд 6

Повторение ранее изученного материала Ребята, это информация необходимо, например для теоретической части проекта! Особенности культурного развития России В середине и второй половине XVIII в. Российская культура развивалась под влиянием глубоких перемен, которые произошли во время правления Петра I . На приобретала в значительной степени светской характер, то есть освободилась от доминирующего влияния религии и Церкви. Было положено начало науке и светской системе образования.

Слайд 7

Повторение ранее изученного материала сословные учебные заведения Школа и образование были подчинены теперь интересам общества и государства: стояла задача подготовить всесторонне грамотных людей, имевших специальную подготовку в какой-либо области знания или профессии. Россия в XVIII в . Была сословной страной, отсюда проистекало стремление строить систему образования по сословному принципу. Так, в 1732 г. Был основан Сухопутный шляхетский корпус, впоследствии – Сухопутный кадетский корпус. При Елизавете Петровне был открыт Пажеский корпус. В Петербурге при Смольном монастыре был открыт Институт благородных девиц.

Слайд 8

Повторение ранее изученного материала высшее образование. основание московского университета. Сословные учебные заведения давали среднее образование. При Петербургской академии наук, созданной в 1725 г., действовал университет. В разработке его устава принимал участие М.В. Ломоносов. Однако в 1760-е гг. прекратил существование. По инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет. По замыслу Ломоносова Московский университет стал внесословным учебным заведением. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

Слайд 9

Повторение ранее изученного материала Ребята, это информация необходимо, например для практической части проекта! № Учёные России в 18 веке Научные открытия 1 Михаил Васильевич Ломоносов Сделал немало открытий в разных областях науки, в частности, впервые сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения (1760 год), создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, основал науку о стекле. Разработал проект первого в России классического университета – Московского университета (1755 год). 2 Василий Никитич Татищев Первый учёный-историк, заслуживший славу «отца русской истории». Он создал обобщающий труд «История Российская». 3 Иван Петрович Кулибин Он прославился такими уникальными изобретениями, как мощный фонарь-прожектор с зеркальным отражателем, судно-водоход, которое приводилось в действие потоком воды, арочный однопролётный мост и др. 4 Иван Иванович Ползунов Он служил в должности «механикуса» на горных заводах в Барнауле. Ему удалось в 1766 г. построить паровой двигатель

Слайд 10

Повторение ранее изученного материала домашнее воспитание. Начальное образование. Методы воспитания в дворянских семьях были ориентированы на определенный идеал, сущностью «нормативного воспитания», применяемого к детям дворянского происхождения, было формирование личностных качеств соответственно конкретному образу. В основу этого образа входили такие качества как: честность, благородство, утонченность и прочие. Помимо обучения манерам дворянские дети осваивали иностранные языки. Так, в первой половине XVIII в. века обязательным для изучения был немецкий, позже – французский язык, а во второй половине XVIII в. повсеместно внедрялось изучение немецкого и английского, реже – польского и итальянского.

Слайд 11

Повторение ранее изученного материала Организация и основные задачи науки История российской науки берет свое начало в правлении Петра I . эта деятельность носила светский характер, то есть была свободна от церкви. Ученые пытались найти истину, опираясь на разум, научные методы познания мира. Первое научное учреждение в России - Петербургская академия наук. В течении всего столетия академия оставалась основным центром научных исследований в России. Пребывание иностранных ученых в Академии способствовало развитию её международных связей, сотрудничеству с зарубежными научными центрами. Деятельностью российских ученых была нацелена на потребности страны, изучение территории России, забота о ее благосостоянии. Первые шаги сделаны в изучении истории России, географии, медицины.

Слайд 12

Повторение ранее изученного материала Географические открытия В изучении страны большое внимание уделялось её бескрайним просторам на востоке: Сибири, побережью Тихого океана и северных морей. Была подготовлена программа Камчатской экспедиции, которую возглавил датский моряк Витус Беренг . Задачей стало исследование северо-восточных берегов Азии. Двухлетнее плавание экспедиции на корабле «Святой Гавриил» с Камчатки к берегам Чукотки, так и не дало ответ на вопрос, соединяется ли Азия с Америкой. В период 1732-1743г. осуществлена вторая Камчатская экспедиция, основной целью оставалось изучение акватории Тихого океана, её программа включала также исследование многих районов Русского Севера и Сибири. Экспедиция Беринга положила начало освоению Русской Америки. Традиция исследования территории России путем организации специальных экспедиций продолжилась и во второй половине Х VIII в.

Слайд 13

Повторение ранее изученного материала Медицина и здравоохранение В Х VIII в. большое внимание уделялось развитию медицинской науке. Это было связано с частыми войнами и необходимостью помощи раненным, постоянной угрозой были эпидемии. Существовало несколько центров медицинской науки. Это военный госпиталь в Москве, созданный еще при Петре I , Академия наук, Московский университет, специальное государственное учреждение - Медицинская канцелярия. Одной из самых опасных болезней в то время, являлась чума. Эффективных лекарств против нее не было, поэтому задача состояла в том, чтобы не пропустить заразу внутрь страны. От такой заразной болезни как оспа, было найдено эффективное средство - прививки. Медицина в России долгое время была уделом иностранных специалистов, но во второй половине Х VIII в. появляются русские ученые-медики.

Слайд 14

Повторение ранее изученного материала Гуманитарные науки В области гуманитарного знания наибольшие успехи были достигнуты в российской словесности в истории. В течении всего столетия происходили изменения в русском языке, начало которым было положено при Петре I . В дальнейшем усилиями В.К Тредиаковского и М.В Ломоносова проводилась реформа литературного языка и стихосложения. В 1783г. по инициативе Екатерины II была создана Российская академия. Её задачей стало изучение российской словесности. В Х VIII в. было положено начало и научному исследованию истории России, то есть осмысление русской истории на основе исторических источников, выявлению причин и следствий событий.

Слайд 15

Повторение ранее изученного материала Детство и Юность Биография М.В. Ломоносова, сына поморского крестьянина, уникальна и в то же время типична для России 18 в. Несмотря на сословные ограничения, в стране действовал принцип, заложенный ещё Петром I : карьера человека зависит в первую очередь от него самого, а не от того, кто его родители или предки. Жизнь и достижения Ломоносова подтверждают общее во все времена правило: дерзновение, упорный труд и талант всегда пробивают путь к успеху. Участие в трудах и промыслах крестьян-поморов было первой жизненной школой юного Ломоносова. Он рано выучился грамоте, активно занимался самообразованием, самостоятельно изучил основные в то время учебники: «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л.Ф. Магницкого. В возрасте 19 лет Ломоносов решил отправиться в Москву. Поступил Славяно-греко-латинскую академию и по завершению учебы был направлен на учёбу в Германию.

Слайд 16

Повторение ранее изученного материала

Слайд 17

Повторение ранее изученного материала «Он всё испытал и всё проник» По возвращении в Россию Ломоносов был принят в штат Петербургский академии наук. Он и В.К. Тредиаковский стали первыми из русских, кто удостоился в академии звания профессора. Ломоносов занимал должность профессора химии, активно проводил научные исследования. Его работы имели большое практическое значение. В руководстве «Первые основания металлургии и рудных дел» говорится об использовании воздуха в плавильных печах. Ломоносовым была разработана технология получения цветного стекла. В области естественных наук Ломоносов объяснил явление теплоты и огня движения мельчайших частиц («корпускул»), из которых состоит любое вещество. Тем самым он внёс большой вклад в развитие молекулярной теории строения веществ.

Слайд 18

Повторение ранее изученного материала Заполните пропуск . Период отечественной истории, к которому относилась деятельность человека, изображенного на марке, известен под названием эпоха ____________.

Слайд 19

Повторение ранее изученного материала Вклад Ломоносова в гуманитарные науки Он достиг выдающихся успехов и в гуманитарных областях знания. Став академиком, он создал один из первых трудов по истории Древней Руси. К этому его подвигла полемика с Г.Ф. Миллером о роли варягов в создании Древнерусского государства. Ломоносов вошёл в историю русской литературы как один из крупных поэтов 18 в. В историю русского искусства Ломоносов вошёл как создатель живописных мозаичных панно, прославлявших русскую историю. В качестве руководителя географического департамента Академии наук он составил план «Атласа Российского».

Слайд 20

Повторение ранее изученного материала М. В. Ломоносов Укажите одно любое историческое событие (процесс), в котором участвовал данный исторический деятель. Приведите два исторических факта, связанных с участием исторического деятеля в исторических событиях ( процессах).

Слайд 21

Русская литература, театральное и музыкальное искусство 18 века Повторение ранее изученного материала Русская литература первой половины 18 века Распространение светской культуры и идей Просвещения отразилось на русской ху­дожественной литературе. Она достигла зна­чительных высот в своём развитии . Какие же идеи в наибольшей степени были характерны для русской литературы XVIII в .? Одной из важ­нейших стала мысль о России, о её могуществе и процветании. Под влиянием идей Просве­щения многие авторы стремились рациональ­но и даже критически осмыслить жизнь стра­ны, старались через свои произведения воспитывать добрые нравы и бичевать пороки . Это способствовало развитию сатиры . Своими сатирами прославился Антиох Дмитриевич Кантемир , творивший в 20-30-х гг. XVIII в. Его по праву называют «отцом россий­ской сатиры». Он отмечал страдания обездо­ленных, обличал противников просвещения. Острые сатиры Кантемира распространялись в списках и были напечатаны после его смерти. Известным поэтом середины XVIII в. был Василий Кириллович Тредиаковский . Некоторые произведения Тредиаковского созданы под влиянием сочинений французских писателей, в том числе его знаменитая поэма « Телемахида », в которой проводится идеал про­свещённой монархии и подвергаются критике цари, нарушающие законы. В середине и второй половине XVIII в. в русской литературе утвердился стиль клас­сицизма . Для него характерно строгое сле­дование определённым правилам , благодаря чему произведения отличались особой строй­ностью, чёткостью и логичностью . Эти прави­ла заимствовались из литературы и искусства Древней Греции и Древнего Рима, которые в XVIII в. считались образцом. Использовались традиционные для Античности жанры: оды, трагедии, комедии, сатиры, басни. Они позво­ляли выразить самые разные идеи, значимые для тогдашней эпохи. В торжественном жанре оды ярко проявил себя М.В. Ломоносов.

Слайд 22

Задания для закрепления и рекомендации: Задание 1 https://so c8-vpr.sdamgia.ru Запишите термин, о котором идет речь «Художественный стиль и направление в искусстве XVIII в., основанное на подражании античным образцам, стремлении к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов».

Слайд 23

Русская литература, театральное и музыкальное искусство 18 века Повторение ранее изученного материала Драматургия Одним из создателей русской драматургии классицизма был Александр Петрович Сумароков , являвшийся также знаменитым поэтом. Он происходил из дворян. Обучаясь в Сухопутном шляхетском корпусе , Сумароков увлёкся литературой и театром, обращался к темам из русской истории . Одна из лучших трагедий Сумарокова — «Димитрий Самозванец ». Главный герой — Лжедмитрий I представлен тираном, захва­тившим трон. Против него зреет заговор. И симпатии автора — на стороне заговор­щиков, противников тирана . Подобные идеи были крайне характерны для общественной мысли России и Европы XVIII в. Недаром в конце столетия большое впечатление в Рос­сии произвела трагедия Я.Б. Княжнина «Ва­дим Новгородский». Главный её герой, ле­гендарный новгородский посадник Вадим, поднимает восстание против князя Рюрика. Денис Иванович Фонвизин вошёл в ис­торию русской культуры как драматург, по­ложивший начало социальной комедии . Его комедии , «Бригадир» и особенно «Недоросль», свидетельствовали о российском дворянском сословии не только с положительной стороны. В центре сюжета «Недоросля » Митрофанушка Простаков, его мать, их родственник Скотинин. Они олицетворяют пороки чиновников и поме­щиков: карьеризм, лень, невежество, грубость. Уже проницательные сов­ременники понимали, что это «злонравие» коренится в условиях быта крепостников-помещиков.

Слайд 24

Русская литература, театральное и музыкальное искусство 18 века Повторение ранее изученного материала Литература второй половины 18 века Михаил Матвеевич Херасков , куратор Московского университета и организатор Благородного панси­он а , внёс большой вклад в развитие просвещения в древней столице. Он прославился как автор произведений на патриотическую тему. Это поэма « Россиада » и песнопение «Коль славен наш Господь в Сионе...», положен­ное па музыку Д.С. Бортнянским . В начале XIX в. оно было неофициаль­ным гимном России. Идейное содержание творчества Василия Васильевича Капниста во многом совпадало с сатирическим направлением, которого придерживал­ся Д.И. Фонвизин. Из произведений Капниста наиболее известна комедия «Ябеда», где обличались пороки тогдашней судебной системы . Крупнейшим поэтом России последних десятилетий XVIII в. по праву считается Гавриил Романович Державин . Он происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Испытав в юности нужду, Державин был призван на службу в гвардейский Преображенский полк в качестве солда­та. Получив офицерский чин, он принял активное участие в подавлении Пугачёвского восстания. Одновременно занимался литературным твор­чеством. Карамзин стал одним из реформаторов жанра художественной прозы и русской литературе. Наиболее известна его повесть «Бедная Лиза». В ней рассказывается о несчастной любви простой девушки Лизы и дворяни­на Э раста . Эта трагическая история совсем лишена возвышенного стиля, характерного для многих русских литераторов XVIII в. Для автора было важно показать внутренний мир и переживания обычных людей, вызвать сочувствие к судьбе героини. Так в русской литературе было положено на­чало новому стилю, который получил название сентиментализм.

Слайд 25

Русская литература, театральное и музыкальное искусство 18 века Повторение ранее изученного материала Театр Развитие светской культуры и литературы способствовало ста­новлению театрального искусства. Большую роль сыграли выступавшие в России труппы профессиональных артистов из Италии, Франции, Герма­нии. Яркое впечатление на русскую публику произвели спектакли италь­янской оперы при императорском дворе в 30-40-х гг. XVIII в. В результате при дворе Анны Иоанновны впервые в России была организована балетная школа , а в Сухопутном кадетском корпусе в 1740-х гг. создан театр . Появились оригинальные пьесы, написанные отечественными авторами. В 1749 г. в театре при кадетском корпусе была поставлена первая русская трагедия « Хорев » А.П. Сумарокова. В Ярославле купеческий сын Фёдор Григорьевич Волков организовал те­атр из талантливых горожан. Вскоре о них стало известно в Петербурге . Императрица Елизавета Петровна распо­рядилась пригласить Ф.Г. Волкова и его наиболее способных сподвижников в сто­лицу. Здесь с их участием в 1756 г. был ор­ганизован «Русский для представления тра­гедий и комедий театр». Это был первый в России профессиональный театр из рус­ских актёров . Во главе его встали А.П. Су­мароков и Ф.Г. Волков. Наряду с Волковым ведущим актёром стал Иван Афанасьевич Дмитревский , также прибывший из Ярос­лавля. Он исполнял почти во всех спектак­лях главные роли, выступал зачастую и в качестве режиссёра-постановщика. Театр могли посещать все желающие. В Москве здание общедоступного театра построили па улице Петровке. Этот театр, получивший название Петровского, был от­крыт в 1780 г. Принято считать, что с него начинается история Большого театра России.

Слайд 26

Русская литература, театральное и музыкальное искусство 18 века Повторение ранее изученного материала Музыка Музыкальное искусство в России имело давние традиции. Ещё в допетровскую эпоху большого совершенства достигло церковное пение. При великокняжеском, а затем царском дворе существовал хор придворных певчих. Пётр I , любивший церковное пение, приказал перевести этот хор в Петербург. На его основе возникла Придворная певческая капелла , которая надолго стала центром музыкального искусства в Северной столице. Исполнялась церковная музыка, а также торжественные песнопения для различных официальных торжеств. В последние десятилетия XVIII в. можно говорить о серьёзных успехах русских композиторов, которые прежде ограничивались сочинением цер­ковных песнопений. Появляются оперы на сюжеты из русской жизни с характерными названиями: «Мельник — колдун, обманщик и сват», « Санкт-Петербургский гостиный двор». В них широко используются народные мелодии и звучание народных инструментов . Николай Александрович Львов , один из самых талантливых деятелей русской культуры XVIII в., архитектор, художник, археолог, собиратель народных песен, написал либретто оперы «Ямщики на подставе». А музыку сочинил Евстигней Ипатьевич Фомин , солдатский сын, обучавший­ся в Академии художеств, по окончании которой он продолжил учёбу в Италии . Выдающимся российским композитором XVIII в. по праву считается Дмитрий Степанович Бортнянский . Выходец с Украины, он был принят певчим в Придворную капеллу. Благода­ря выдающимся музыкальным способ­ностям Бортнянский получил приглаше­ние в Италию, где провёл десять лет. Там он всесторонне овладел композиторским мастерством, написал несколько опер. По возвращении в Россию Бортнянскии стал дирижёром придворного хора, а затем — директором Придворной певческой капел­лы.

Слайд 27

Задания для закрепления и рекомендации: Задание 2 Назовите и охарактеризуйте основные жанры литературных произведений , распространённых в XVIII в. Кто являлся их героями? Задание 3 Как вы объясните причины популярности произведений Д.И. Фонвизина ? Задание 4 Какие идеи утверждались в произведениях сентиментализма? Назовите известных представителей этого литературного направления и их сочинения . Задание 5 Первый русский профессиональный театр был создан «для представления трагедий и комедий». Почему выделялись именно эти жанры? Чем они привлекали публику?

Слайд 28

Изучение нового материала Развитие русского художественного творчества Русское художественное творчество в XVIII в. прошло большой путь. Его развитие проис­ходило в благоприятных условиях. Значительно расширился круг тех, кто испытывал потребность в произведениях искусства. Это императорский двор, вельможи и обычные дворяне, владельцы городских и сельских уса­деб, заинтересованные в украшении своего быта. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств , которая стекла центром художественного образования в России. Под руководством высококлассных мастеров, в том числе приглашённых из-за рубежа, здесь проходили обучение способные молодые люди из разных сословий и ре­гионов России. Наиболее талантливые из них имели возможность за счёт академии продолжить обучение за границей, прежде всего во Франции пли Италии. Там они могли воочию наблюдать шедевры европейского ис­кусства разных эпох: Античности, Средневековья, Возрождения. Русская художественная культура испытывала сильное воздействие со стороны Западной Европы , которое оказалось для России плодотворным. В России XVIII в. развивались, сменяя друг друга, те же художественные СТИЛИ (направления), что и во всей Европе. Под стилем понимается набор определённых принципов, в соответствии с которыми художник выстраи­вает форму и содержание своего произведения. Господство того или иного СТИЛЯ занимает целую эпоху в истории искусства, определяя развитие всех Для русского искусства XVIII в. характерны стили барокко, рококо, классицизм . В конце столетия можно говорить о появлении сентиментализма .

Слайд 29

Изучение нового материала Русская архитектура Наиболее ярко черты того или иного художественного стиля проявляются в архитектуре . В XVII и начале XVIII в. в Европе господствовал стиль барокко . Его название происходит от итальянского слова, означающего причудливый, вычурный . Б арокко получило в РОССИИ дальнейшее развитие. Здания в стиле барокко отличаются сложностью формы , обилием украшений и деталей . Вместе с тем они имеют торжественный и величественный облик. Наиболее выразительно выглядели самые важные здания — дворцы и соборы, выстроенные в стиле барокко. Большое внимание уделялось внешнему облику новой столицы Санкт-Петербурга. В 30-х гг. XVIII в. начал свою деятельность знаменитый архитектор Варфоломей (Франческо Бартоломео ) Растрелли . Ещё Пётр I на­чал строительство императорской заго­родной резиденции в Растрелли в 50-х гг. XVIII в. При Елизавете Петровне велось строительство ещё одной роскош­ной загородной усадьбы, к югу от горо­да — в Царском Селе. И здесь Растрелли возвёл величественный Большой дворец. Впоследствии его стали называть Екате­рининским, поскольку Царское Село ста­ло излюбленной резиденцией Екатери­ны II . В правление Анны Иоанновны архитектор Пётр Михайлович Еропкин сформулировал основ­ные идеи городского плана, по которому Петербург строился в течение многих последующих десятилетий. Идеи «регулярной» застройки разрабатывались в правление Екатери­ны II для губернских и уездных городов. В соответствии с ними в центре города создавалась парадная площадь с административными зданиями, вокруг неё формировалась геометрически правильная сеть улиц. Застройка городов по регулярным планам отвечала новому художе­ственному стилю — классицизму. Это название означало образцовый. Мастера классицизма образцом своего творчества считали искусство ан­тичной эпохи — Древней Греции и Древнего Рима. (См. стр.200-204 для выполнения заданий)

Слайд 30

Изучение нового материала Русская скульптура Жанр скульптуры в допетровское время был неха­рактерен для русского художественного творчества. Лишь в храмах иногда встречались изваяния святых из дерева. Со времён Петра I развивается светская скуль­птура: античные боги и герои, а также порт­реты реальных людей. В эпоху барокко значительный вклад в развитие скульптуры в России внёс Бартоломео Карло Растрелли, отец знаменитого ар­хитектора. Будучи приближённым ко двору, он изваял бюсты Петра I и А.Д. Меншикова. Изображая Анну Иоанновну, скульптор со­здал целую композицию, где фигура импе­ратрицы в полный рост дополнена арапчон­ком, подающим ей державу, символ власти. В соответствии с принципами барокко фигу­ры изображаемых деятелей преисполнены величия, что подчёркивается их роскошной одеждой, орденами и украшениями. Первым среди них стал памятник Петру I . Его автор Этьен Морис Фальконе был пригла­шён из Франции. Он изваял преобразователя России в образе римского императора-зако­нодателя на вздыбленном коне, вознесённом на каменную глыбу. Этот памятник с брон­зовой статуей Петра I , Медный всадник, стал одним из самых ярких символов Петербурга. Он вдохновил А.С. Пушкина на создание од­ноимённой поэмы.

Слайд 31

Изучение нового материала Русская живопись В русской живописи в течение всего 18 столетия преобладал жанр портрета. Широкое распространение получил так называемый парадный портрет. Одним из крупных художников-портретистов середины 18 века был Фёдор Степанович Рокотов. Одним из первых его произведений стал коронационный портрет Екатерины II . Завершает плеяду выдающихся портретистов XVIII в. Владимир Лукич Боровиковский , творчество которого продолжилось и в последующем столетии. Наиболее удавались Боровиковскому женские образы . Здесь он сумел передать не только индивидуальные черты своих героинь, но и их чувства, настроения, переживания, будь то веселье, грусть или спокойное созерца­ние природы. Одним из первых произведений такого рода стал портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. Одним из лучших творений В.Л. Боровиковского является портрет М.И. Лопухиной . Этот удивительно поэтичный образ молодой барышни в простом платье на фоне природы знаменует начало новой эпохи в искусстве. На рубеже столетий на смену классицизму приходит эстетика сентиментализма и романтики. К концу XVIII в. постепенно набирают силу и другие жанры живописи, в рамках которых передаются различные чувства и настроения . Некоторые художники начинают проявлять интерес к прошлому России, жизни народа . Например, Антон Павлович Лосенко получил известность благодаря картине «Владимир перед Рогнедой».

Слайд 32

Изучение нового материала Изменение в культуре и быту Изменения в культуре и быту. Перемены , происходившие в культуре России в течение XVIII в., непосредственно касались повседневной людей , их быта или образа жизни, который включает поведение распорядок дня, жилище, одежду , пищу, развлечения, обряды, праздники и многое другое. Реформы Петра I в сфере культуры подразумевали значительное расширение контактов России с другими европейскими странами В результате общие принципы и стиль европейской культуры оказывали сильное воздействие и на русскую культуру. Влияние культуры просвещённой Европы в наибольшей степени явилось в жизни и быте верхов общества. Российское дворянство усваивало общеевропейские правила поведения в благородном обществе, стиль жизни и кодекс чести, восходивший к рыцарским нормам. Большинство же населения сохраняло приверженность старинному укладу жизни, обычаям и традициям, следуя им в одежде, развлечениях, повседневной жизни . Это касалось не только крестьянства, но и городского населения и даже многих представителей провинциального дворянства.

Слайд 33

Изучение нового материала Крестьяне и горожане Крестьян­ство европейское влияние практически не затронуло . В одежде, питании, обря­дах , развлечениях мало что изменилось по сравнению с допетровской эпохой. Русский город с точки зрения по­вседневной жизни также больше был похож на деревню . Побочным и важ­ным занятием жителей было разведе­ние домашнего скота и огородов. На окраине каждого города выделялось пространство для пастбища. Практи­чески каждый дом имел двор и огород, в котором горожане выращивали для себя и на продажу огурцы, капусту, корнеплоды и т.д .

Слайд 34

Изучение нового материала Повседневная культура дворянства Русское дворянство в XVIII в. было не только наиболее привилегированным сословием, но и отлича­лось от всех остальных по внешнему облику и образу жизни. Дворяне носили теперь парики , камзолы, башмаки на каблуках, дворянки старались не отстать от европейской моды. В дворянской среде было принято общаться на иностранном языке. В дворянской среде сложился особый стиль поведения, или этикет , Он был основан на представлении дворян о себе как « благородном сословии , их долге служить Отечеству и монарху . Большое значение имели правила поведения дворянина , заимствованные из Западной Европы, основанные на рыцарском кодексе чести. Культивировалось подчёркнуто галантное отношение к женщинам. Считались недопустимыми обман, мошенничество, клевета. Дворянин должен был ценить честь дороже жизни . Любое оскорбление, обида подлежали «сатисфакции», то есть удовлетворению . Так в обиход российского дворянства вошла дуэль.

Слайд 35

Изучение нового материала Дворянская усадьба Дворяне издавна селились в городах . В Москве и Санкт-Петербурге, в бывших губернских и уездных центрах до сих пор сохраняются здания, когда-то принадлежавшие дворянам . Они выделяются представительной архитектурой , чаще всего в стиле классицизма , имеют обширные дворы. Во второй половине XVIII в. дворяне всё больше внимания уделяют своим сельским усадьбам. Это было вызвано расцветом крепостного права и освобождением дворян от обязательной службы. В результате появился уникальный феномен русской культуры — дворянская усадьба . С середины XVIII в. многие дворяне, получившие возможность оставить службу, обосновывались у себя в имениях, обустраивая их как среду обитания для себя и своей семьи. Усадьбы дворян возникали обычно там, где находился хозяйственный центр их владения, состоявшего из села и нескольких деревень. Дворянских «гнёзд» особенно много было в Подмосковье, поскольку окрестности древней столицы с незапамятных времён являлись средоточием боярского и дворянского землевладения .

Слайд 36

Задания для закрепления и рекомендации:

Слайд 37

Задания для закрепления и рекомендации:

Слайд 38

Задания для закрепления и рекомендации: Дорогие ребята! Для эффективной подготовки и понимания материала рекомендую прослушать на сайте Российская электронная школа Уроки 32, 33 а также решать задания на сайте Решу ВПР.

Слайд 39

Литература и интернет сайты для подготовки дз Учебник: Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVII I век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В.Н . Захаров , Е.В. Пчелов ; под р ед. Ю.А. Петрова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. С. 196-211 Параграфы 30-32 РЕШУ ВПР История 8 класс // https :// so c8-vpr.sdamgia.ru РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА // https :// resh.edu.ru Данная презентация // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Слайд 40

Для журнала Д/з Прослушать Уроки 32,33 РЭШ https :// resh.edu.ru ; материалы к уроку на https://nsportal.ru/safaraleeva-yuliya-urazmuhametovna ; §§ 30-32, С. 196-211 в учебнике; Д/З Работа в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская художественная культура XIX века"

Презентация предназначена для проверки знаний учащихся по данной теме....

Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика

Изобразительное искусство.Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2 класс. – М.: Баласс, 2011. Урок 1.Тема: Виды изобразительной деятельн...

Тест 21. Культура России во вт. пол.XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись

Тест 21.  Культура России во вт. пол.XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись...

Элективный курс «Есть сила благодатная в созвучьи слов живых» в русской художественной культуре XIX и ХХ веков»

История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ достаточно трудно осмыслить произведения русских писателей и изучать литературу и изобразительное искусство в школе. По сл...

Урок изобразительного искусства для учащихся 4 классов по теме "Разнообразие художественных культур" раздел "Китайская пейзажная живопись".

Вам представлен один из уроков большой темы "Разнообразие художественных культур". В данном уроке представлена Китайская живопись и её особенности....

Вопросы к практической работе Культура и быт российских сословий 18 века. 8 класс

Вопросы к практической работе Культура и быт российских сословий 18 века. 8 класс...

Литература, архитектура, скульптура, живопись для подготовки к ОГЭ по истории (3, 5, 13, 14 здания)

Материалы содержат краткое описание литературных произведений (когда написано/опубликовано, автор, краткая характеристика). Менее подробно расписаны архитекетурные сооружения, скульптура, живопись. Да...