материалы методических объединений
методическая разработка по теме

Гуркина Нина Ивановна

Предварительный просмотр:

                                                       МБОУ « Мотызлейская ООШ»

                                       Выступление на педсовете по теме:

«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Учитель истории

 Гуркина Н. И.

 

                                      Январь 2015г.

1. Условия возникновения проблемы, становление опыта.
С пявлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».
2. Актуальность проблемы.
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории. История расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение истории прививает любовь к Родине, к родным местам, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной истории на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
3.  Постановка проблемы. 
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Использование ИКТ  как средство познавательной активности учащихся на уроках истории». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
4.    Цель и задачи.
Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по истории через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим определяются задачи:
1.    Обеспечение качества усвоения знаний по истории.
2.    Развитие общеучебных умений и навыков.
3.    Содействие развитию ИКТ-компетентности.
4.    Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
5.    Ведущая педагогическая идея. 
Активное взаимодействие «учитель – ученик, «ученик – ученик» в процессе использования ИКТ, объективная оценка знаний с помощью интерактивных тестов в процессе самообучения.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании истории, активно использую новые информационные технологии.
6.    Основные формы работы с ИКТ на уроках.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В своей практике я использую несколько вариантов презентаций:
    лекционная презентация,

    «плакаты»,

    «тройное действие»,

    интерактивные презентации.

Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,  докладов, выступлений учителя или обучающихся.
Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции необходимо раскрывать и развивать. Важно помнить о том, что на слайдах должен быть крупным: учащиеся не должны напрягаться, читая его. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.
«Плакаты» - это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий по историческим местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.
«Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала.
Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности ребят на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. Поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид. Материал следует излагать исчерпывающе подробно, чтобы содержание его не вызывало вопросов. Замечательно, если на слайдах будут гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, которые ребёнок может использовать в ходе работы по теме.
Мультимедийная  презентация -  презентация  для  целого  урока  (или  цикла  занятий) с  применением  всех  форм  вышеуказанных презентаций, т.е. использования лекционного материала, интерактивных заданий, видеофрагментов с гиперссылками на них во время демонстрации материала. Какой бы вариант презентации не использовался на уроке, приступая к её созданию, необходимо обдумать следующее:
•    каковы цели и задачи, которых  хочу достичь в результате показа данной презентации;
•    какова аудитория, перед которой мне предстоит выступать;
•    какова мотивация этой аудитории к тому, чтобы меня слушать;
•    в каких технических условиях презентация будет демонстрироваться, а их может быть три:
1) проецирование слайдов на большой экран, учащиеся следят за показом со своих мест;
2) учащиеся видят содержание презентации на персональных компьютерах, слушая комментарии учителя к ней;
3) ребята самостоятельно знакомятся с презентацией (без комментариев учителя или без его присутствия).
На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию  по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна их форм использования ИКТ, благодаря использованию которой ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему. (детские работы)
Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Эпоха Петра Первого». В ходе урока ученики должны обобщить знания по теме. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не  повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, иллюстрациями, рисунками, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение.
Считаю, что уроки-презентации имеют ряд преимуществ:
1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности  и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТа,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.
2. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.
3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка.
4.  С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.
5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы.
6. Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока – презентации.
Содержание задания на слайде может предлагаться в различных формах:
- прослушай фрагмент лекции и ответь на вопросы..., 
- по рисунку на слайде опиши «..»,
- в тексте документа (на слайде) найди «...», сравни как это описано в твоем учебнике,
- продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на  слайде),
- просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения),
- на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника  составь план сражения,
- создай свой слайд, (презентацию)  по  теме «...». В этом случае учитель должен позаботиться о публичности работы ученика. Самое действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок.
Возможны и другие формы организации деятельности учащихся.
С помощью  заданий на слайде можно активизировать познавательную  деятельность учащихся.
Использование авторских мультимедийных презентаций повышает активность учащихся.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики исторического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 5-9 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.
На уроках я начала использовать мультимедийные учебники по истории для 5 - 9 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.
Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование). Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
1.    Экономию времени при объяснении нового материала;
2.    Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
3.    Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
4.    Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
5.    Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
6.    Вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.
Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавания того или иного предмета на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности учителя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности, учитель должен:
•    Знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии, виртуальные лаборатории, интегрированные обучающие среды);
•    Уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом;
•    По необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер;
•    Пользоваться проекционной техникой;
•    Владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;
•    Владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.);
•    Создавать собственные электронные средства обучения;
•    Уметь работать  в Интернете;
•    Приобретать обучающие электронные средства;
•    Решать вопросы о предоставлении ему компьютерных классов для проведения уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий.


На уроках  я использую  следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, тестовую оболочку.  При подготовке к урокам и во внеурочной деятельности используются программы: Microsoft Publisher, Paint.
Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления об исторических объектах.  С помощью  этой программы  создаю презентации к урокам  или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого, практикую создание презентаций самими учащимися. Мультимедиа выступления имеют много положительных черт:
•    Во-первых,  активизируют мыслительную деятельность учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
•    Во-вторых, во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
•    В-третьих, большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
•    В-четвертых, учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
•    Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаю учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
•    Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения  также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр. 
Комплект интерактивных карт – незаменимый помощник на уроках истории.
Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по истории и внешкольных занятий.
Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
В моих планах – возможность  проводить уроки с использованием Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к истории, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории и актуален при изучении краеведческого материала.
Этапами исследовательской деятельности является:
•    Знакомство со статистическими данными.
•    Обсуждение социальных проблем.
•    Социологический опрос населения по данной проблеме.
•    Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Excel
•    Составление компьютерной презентации.
•    Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.
Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:
•    междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
•    оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
•    технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, цифровой фотоаппарат) и с ними интересно работать;
•    завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Всем известно, что различные формы внеурочной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.
Выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося их на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщаясь к современным средствам коммуникаций. И как результат – повышается познавательная творческая активность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной работы в школе.
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к истории, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках истории сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Но уже сейчас можно сделать первые аналитические выводы:

  1. Использование в обучении информационных технологий ведет  к повышению  интереса  к предмету.  Диаграмма 1 «Динамика ЗУН школьников», показывает, что применение ИКТ на уроках вносит существенные качественные изменения в уровень знаний, умений и навыков учащихся. В классах наблюдается явная положительная динамика в повышении мотивации школьников, возрос интерес к изучаемому предмету, что в конечном итоге сказалось на повышении успеваемости.

Диаграмма 1.  

Динамика ЗУН школьников по истории.

  1. Высокий уровень наглядности уроков, способствует динамизму учебного процесса, ведет к формированию положительного отношения к изучаемому материалу.
  2. Использование современных технологий обучения формирует у  школьников стойкие познавательные интересы, развивает умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические  процессы, с последующим применением  на практике.
  3. Использование мониторинга эффективности работы, основным критерием которого является: изучение познавательной активности и интересов учащихся в области истории показал, что учащихся 5-9 классов привлекает самостоятельная работа по моделированию процессов с использованием ИТО.  Учитывая  эти результаты, необходимо активно применять формы уроков с предоставлением школьникам большей самостоятельности.

Диаграмма 2.

Изучение познавательной активности и интересов учащихся в области истории.

  1. Использование информационных технологий на уроках, позволяет повысить эффективность обучения, рационально использовать учебное время, стимулирует переход от традиционно пассивной формы восприятия учащимися информации к ее активному поиску, способствует расширению кругозора учащегося, развитию творческой личности, формированию коммуникативных навыков.

Диаграмма 3.

Использование учебного времени на уроке.

 

Затрачиваемое время на изучение нового материала. Во время проведения уроков с ИКТ во всех классах было зафиксировано экономия времени в среднем на 5 минут.  Также было зафиксирована общая экономия времени урока, за счет уменьшения времени затрачиваемого на усвоение нового материала и контроль усвоения знаний.

  1. Делают  из пассивных слушателей активных деятелей.
  2.  Придают  учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.
  3.  Способствуют обновлению содержательной стороны предмета история;
  4.  Индивидуализируют процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

 Деятельность на уроке с использованием СОТ направлена на укрепление здоровья. Смена учебной  деятельности, чередование  фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, препятствует переутомлению учеников, благотворно влияет на восстановление умственной способности, повышает эмоциональный настрой учащихся.

 Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Литература.

1. Беспалко В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М., Педагогика, 1989г.

2. Борзова Л.П. «Игры на уроке истории», М, ВЛАДОС, 2004г.

3. Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире.// Преподавание истории в школе №4 2004г. (с.10-18)

4. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет (Кафедра ИТ СИПКРО).

5. Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории. // Преподавание истории в школе №5 2002г. (с.10-18)

6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе М., «Просвещение», 1998г.

7. Крючкина Н.Б. «Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира» М., Сфера, 2003г.

8. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение, 1990г.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Полат Е.С. М, Академия, 2000г.

10. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996г.

11. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие.

12. Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика 2005г., № 6  

13. Современные методы в современном преподавании. (Материалы научно-практической конференции).//Преподавание истории в школе №9 2003г.

http://www.edu.nsu.ru/~su/ 3-99/metodkabinet3_2.htm – Методологические подходы к исторической науке. http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/society_sciense/katsch/kat0.htm - Модульная технология на уроках истории

http://prepod.km.ru/ - Педагогика школьного творчества. Проект по обмену опытом учителей гуманитарного цикла (история и право), методика преподавания, школьные праздники, источники по истории и праву и т.п.

 

 



Предварительный просмотр:

МБОУ «Мотызлейская ООШ

Конференция по духовно-нравственному воспитанию 2016 г.

Тема: «Патриотическое воспитание   в школе в урочное и неурочное время»

Выполнила: учитель истории

Гуркина Н. И.

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

                                                                            Н. Г.Чернышевский

                         Одна из задач нравственного воспитания в современной школе – воспитание патриотических чувств учащихся.  Проблема патриотического воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали  в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Современные дети много времени проводят перед компьютером, игровыми приставками, что  не способствует формированию высоких душевных качеств. Именно поэтому возрастает роль школы, где  ребёнок проводит наибольшее количество времени,  как основного воспитательного учреждения.  В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине, предкам, семье.

                        Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и вне учебные.

             В своей работе по патриотическому воспитанию я выделила три направления: изучение истории семьи ребенка;  изучение истории родного края; изучение истории Отечества.

       

    Изучение истории семьи ребенка 

             Формирование семейных ценностей является одной из основных задач школы. Любовь к Родине начинается с семьи. От нравственных устоев семьи зависит  состояние общества.  Работа школы направлена на  поддержку таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Это решается средствами всех учебных предметов. На уроках  истории мы ведем  разговор о семейном воспитании, традициях,  необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках обществознания изучению семьи уделяется большое внимание. Теоритический материал дополняю творческими заданиями,  чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, например,  даю задание составить родословную своей, творческие задание «Моя семья», «Традиции моей семьи» и т. д. Постоянно включаю этот материал в свою работу. Это позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, своей семьи.

               Работу в этом направлении продолжаю работу на классных часах. По данной тематике я проводила такие классные часы «Моя родословная», «Нравственные устои семьи» и др. Участвуем в подготовке и проведении  праздников.

               Истории семьи посвящена исследовательская работа Фоломкиной Оксаны. Она писала о своем дедушке Фоломкине  Николае Григорьевиче   ветеране Великой Отечественной войны. Она получила грамоту финалиста Логиновских краеведческих чтений в номинации «История семьи в истории страны».

Изучение истории родного края

               Один из самых эффективных путей формирования патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины  посредством краеведческой деятельности.  Формируется чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к жителям своего села, своему народу, его языку и культуре.

               Со своими учениками на уроках краеведения мы изучаем историю родного края, историю своей малой Родины.  Это раскрывает учащимся связи  села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи.  Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Я считаю важным воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий, особенно наших земляков. Стараюсь, по возможности, давать развернутую характеристику.  Эта работа продолжается на классных часах, например, я проводила классный час «История моей малой Родины».

                  Школьники получают краеведческие знания не только на уроке, но и   участвуют  в практической  деятельности: изучают материалы периодической печати, научно-популярную литературу, собирают информация со слов свидетелей и участников событий. Мы собрали материал об истории села, Покровской церкви, знаменитых людях нашего села. Учащиеся пишут исследовательские работы, участвуем в районных конкурсах. Занимали призовые места в Логиновских, Сретенских чтениях.

                 Знать историю своего края, гордиться ею побуждает к практической деятельности, желание сделать что-то ей на  благо. С учениками своего класса мы принимаем участие  в  уборке территории, акции «Сделаем мир чище» и т. д.

Изучение истории Отечества.

              В плане формирования патриотизма большими  воспитательными возможностями обладают предметы гуманитарного цикла, в том числе история. Можно много говорить о воспитание патриотизма на уроках истории. Я остановлюсь на изучении великой Отечественной войны, которая с точки зрения воспитания гражданственности и патриотизма учащихся,

наиболее благодатный материал.   

                На соответствующих уроках привожу множество примеров героизма воинов на фронтах войны, тружеников в тылу, партизан и разведчиков. Ученики с интересом изучают тему войны. Они особенно стремятся узнать о подвигах героев,   делают сообщения о мужестве солдат, готовят исторические справки о событиях войны, о людях,  в том числе и наших земляках.  Эту работу продолжаю на классных часах, в неурочное время (через кружковую работу, я веду исторический кружок, исследовательскую деятельность).

                  Со своими учениками мы участвовали во всех общешкольных мероприятиях,  70-летию победы, которое отмечаем в этом году:

- смотре патриотической песни,

- конкурсе чтецов,

 - конкурсе  рисунков,

- участвовали в митинге и концерте,  посвященном 9 мая.

-  писали исследовательские работы о ветеранах войны наших земляках. Участвовали с ними в районных конкурсах.

Заключение

                 В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание должно рассматриваться в единой системе воспитания и образования, реализовываться через различные формы учебно-воспитательного процесса: через учебные предметы и внеурочную деятельность.  В наше непростое время воспитание учеников должно стать стержнем процесса гражданско-патриотического воспитания, так как оно может защитить молодёжь от вредного влияния современной массовой культуры, эгоизма и безжалостности, которые, к сожалению, нередко встречаются в молодёжной среде.

«Мы не выживем физически,

если погибнем духовно».

Д.С. Лихачев

 

Урок обобщения  по теме «Древний восток»

 

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать  изученный материала, закрепить основные  идеи  темы;
  • Способствовать формированию системы знаний о государствах Древнего Востока;
  • Развивать  умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  •  воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов  Древнего Востока.

Оборудование:

Компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки.


 

 

 I. Сообщение темы и целей урока

 Работа с картой:

- покажи территорию Древнего Египта

- покажи реку Нил

- назови и покажи столицу Древнего Египта

- покажи государство Двуречье

- между какими реками оно находится

- покажи древнюю Индию

- покажи и назови реки, которые протекают по ее территории…

- покажи древний Китай

- покажи и назови реки, которые протекают по его территории

.Где возникали древние государства?

(Древние государства возникали в долинах рек)

Назовите эти реки  (Нил, Ганг, Тигр, Евфрат, Хуанхэ)

Почему государства возникали в долинах рек(Были хорошие условия для земледелия, основанного на орошении, необходимость торгового обмена

А что такое государство?

(Государство – это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана земель, регулируются отношения с другими государствами и народами)

 

II.  Терминологическая разминка:

- Гробница египетских фараонов (пирамида)

- Древнеегипетский письменный знак (иероглиф)

- Денежный сбор в пользу государства (налог)

- Устройство для подъёма воды (шадуф).

- Фантастические сказания о богах и героях (мифы).

- Скульптура льва с головой человека (сфинкс).

- Обязательные правила поведения (законы).

- Жрец в Индии (брахман).

- Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты).

- Большое сильное государство (держава).

- Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).

- Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).

 III. Викторина «О чём идёт речь?»

1. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).

2. Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).

3. Её построили с целью обороны от кочевников - гуннов (Великая Китайская стена).

4. Они находились в Вавилоне и считались одним из семи чудес света (висячие сады).

5. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).

6. Его научились изготавливать индийцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья (сахар).

 

IV.Задания выполняем в тетради

  1. В  каких странах протекали эти реки:

Тигр____________
Ганг____________
Хуанхэ__________
Евфрат_________
Нил____________

  1. В каких древних странах существовали эти города:

Ахетатон___________
Библ_______________
Сарды______________
Ур_________________
Ниневия____________

  1. В каких древних странах правили эти цари:

Кир_______________
Хаммурапи_________
Хеопс______________
Цинь Шихуан________
Соломон_____________
Ашоки______________

  1. В каких древних странах было сделано каждое из изобретений:

Письмо______________
Алфавит_____________
Арабские цифры______
Монета______________
Бумага_____________
Шахматы___________
Компас_____________

  1. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику?

Почему?________________________________________________________________________

Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом?_________________

На чем и чем писали ученики египетских школ?_________________________________________

Почему окончившие школу египтяне обычно носили белые одежды?_______________________

 

 V. Картинная галерея

 На экране рисунки. Узнать картину.

VI.  Итог урока

Наше путешествие закончилось. 
Что нового узнали на уроке? 
Чему учились на уроке?

V.Домашнее задание

Повторение. Подготовка к тестированию.

 

 

Задания по теме «Древний Восток»

  1. В  каких странах протекали эти реки:

Тигр____________
Ганг____________
Хуанхэ__________
Евфрат________
Нил____________

  1. Реальный человек или мифологический персонаж:

 Хаммурапи _________________

      Шамаш_____________________

     Соломон_____________________

     Ашурбанапал _________________

     Осирис____________________

     Кир___________________

     Ашока_________________

     Брахма__________________

             4.В каких древних странах правили эти цари:

Кир_______________
Хаммурапи_________
Хеопс______________
Цинь Шихуан________
Соломон_____________
Ашоки______________

5.В каких древних странах было сделано каждое из изобретений:

Письмо______________
Алфавит_____________
Арабские цифры______
Монета______________
Бумага_____________
Шахматы___________
Компас_____________

  1. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику?

Почему?________________________________________________________________________

Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом?_________________

На чем и чем писали ученики египетских школ?_________________________________________

Почему окончившие школу египтяне обычно носили белые одежды?_______________________

 Тема: Практикум по теме «Семья» 
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Семья» .

Задачи. Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. 
Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. 
 УУД 
Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе; умение оценивать групповую работу. 
Предполагаемые результаты: учащиеся смогут: 
анализировать ситуации, выполнять проектные работы, работать в группах, сотрудничать с членами группы в процессе обсуждения, высказывать аргументированную точку зрения, грамотно использовать изученные понятия. 
Основные понятия: семья, виды семей, рачительный хозяин, хобби, потребности, семейные ресурсы. 

  1. Работа в группах 
  2. Тестирование

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. 

I Вводная часть. 
 Мотивация 
Проблема: Что семья дает человеку? 
II Основная часть. 
Информационный блок

Работа в группах. 
Задание: прочитайте задания, подготовьте устный ответ. Работу в группе распределите самостоятельно. 

1 группа. 
Выполните задания: 
1) если из крана течет вода даже по каплям, то за месяц уходит зря 400 литров воды. 60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево. 
Предложите способы бережного, хозяйского отношения к использованию воды, электроэнергии, продуктов питания, одежды в быту. 
2) В семье вашего одноклассника кроме родителей, есть трехлетний брат и бабушка. Какую помощь в обслуживании себя младшим и пожилым он может оказать? Помогите ему составить возможный перечень дел. 
3) объясните выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». 
2 группа. 
Выполните задания: 
1) Между уроками в школе есть свободное время – перемена. Не всем учащимся нравится проводить его в бесценном хождении по школьным коридорам. Чем занять это время 
2) Встреча Нового года у многих народов считается наиболее значимым и любимым семейны? Посоветуйте ребятам, как отдохнуть с пользой и удовольствием.м праздником. Семья Петровых трехпоколенная. Как лучше распределить обязанности среди домочадцев, связанные с подготовкой к празднику? Предложите варианты посильного участия в этом всех членов семьи. 
3) Объясните смысл пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь». 

3 группа. 
Выполните задания: 
1) Почему ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять родители и государство? Вот как ответили на этот вопрос ваши сверстники: «Ребенок еще не умеет себя защищать сам», «Потому что он еще мало знает о жизни», «Его легко обидеть». Предложите свои ответы на этот вопрос. 
2) В Конвенции о правах ребенка записано право ребенка на досуг и отдых (ст.31). Это значит, что вы имеете право на занятие в свободное время тем, что вам особенно нравится. Расскажите, как вы используете свободное время. Какой вид отдыха вам особенно нравится? Приведите примеры неправильного использования детьми своего свободного времени. 
3) Китайская пословица гласит: « Дружная семья и землю превратит в золото». Какие правила организации домашнего хозяйства помогут жить в соответствии с этой пословицей? 

2. Аналитический блок
выступление групп, общее обсуждение 

Тестирование (индивидуальное задание) 
Тестирование по теме «Семья»   

1. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её члены: 
А) обмениваются результатами деятельности 
Б) ведут общее хозяйство 
В) выполняют работу по специальности 
Г) преобразуют окружающий мир в интересах человека 

2. К правам ребенка в семье относится право: 
А) свободно распоряжаться имуществом родителей 
Б) выбора способа воспитания 
В) на заботу родителей о себе 
Г) собственности на доходы, полученные родителями 

3. Какое занятие можно назвать хобби: 
А) подготовка доклада по истории 
Б) прогулка с младшим братом 
В) покупка продуктов питания 
Г) резьба по дереву 

4. Где дети имеют право выражать своё мнение: 
А) только среди своих друзей 
Б) во всех сферах жизни и деятельности 
В) только в семье 
Г) только в процессе обучения 

5. Продолжите предложение: 
Запасы средств, используемых для ведения домашнего хозяйства, называются…. 

6. Верны ли следующие суждения о хозяине дома? 
А) Хозяин заботится о порядке в доме, распределяет ресурсы семьи и обязанности домочадцев. 
Б) Главная забота хозяина дома – воспитание ответственности у детей. 
1) верно только А 
2) верно только Б 
3) верно только А и Б 
4) нет верного ответа 

7. Найдите в списке людей, являющихся членами семьи (несколько вариантов): 
А) свекровь 
Б) сосед по даче 
В) брат 
Г) племянница 
Д) бабушка 
Е) детский врач 

8. Установите соответствие: 
А) материальные ресурсы 
Б) трудовые ресурсы 
В) финансовые ресурсы 

1) пенсия бабушки 
2) мелкий ремонт мебели 
3) письменный стол 
4) стипендия брата 
5) холодильник 

 III Заключительная часть 
1.Подведение итогов. 
2. Оценивание 
- оцените работу группы в целом. 
- оцените свою работу в группе. 
 Домашнее задание 
 Творческое задание по теме «Моя семья» 
 Рефлексия
Продолжите фразу: 
Я научился… 
Мне было трудно… 
Мне понравилось

Тестирование по теме «Семья»   

1. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её члены: 
А) обмениваются результатами деятельности 
Б) ведут общее хозяйство 
В) выполняют работу по специальности 
Г) преобразуют окружающий мир в интересах человека 

2. К правам ребенка в семье относится право: 
А) свободно распоряжаться имуществом родителей 
Б) выбора способа воспитания 
В) на заботу родителей о себе 
Г) собственности на доходы, полученные родителями 

3. Какое занятие можно назвать хобби: 
А) подготовка доклада по истории 
Б) прогулка с младшим братом 
В) покупка продуктов питания 
Г) резьба по дереву 

4. Где дети имеют право выражать своё мнение: 
А) только среди своих друзей 
Б) во всех сферах жизни и деятельности 
В) только в семье 
Г) только в процессе обучения 

5. Продолжите предложение: 
Запасы средств, используемых для ведения домашнего хозяйства, называются…. 

6. Верны ли следующие суждения о хозяине дома? 
А) Хозяин заботится о порядке в доме, распределяет ресурсы семьи и обязанности домочадцев. 
Б) Главная забота хозяина дома – воспитание ответственности у детей. 
1) верно только А 
2) верно только Б 
3) верно только А и Б 
4) нет верного ответа 

7. Найдите в списке людей, являющихся членами семьи (несколько вариантов): 
А) свекровь 
Б) сосед по даче 
В) брат 
Г) племянница 
Д) бабушка 
Е) детский врач 

8. Установите соответствие: 
А) материальные ресурсы 
Б) трудовые ресурсы 
В) финансовые ресурсы 

1) пенсия бабушки 
2) мелкий ремонт мебели 
3) письменный стол 
4) стипендия брата 
5) холодильник 

Проверочная работа по теме «Семья»

  1. Вставьте пропущенные слова:

Семья объединяет людей, которые являются кровными _1__ (мать, дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее _2_,

живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходуют их сообща. Они вместе воспитывают _3_ и проводят свободное время.

Слова: дети, хозяйство, коллектив, питомцы, труд, внуки, родственники.

Проверяемые компетенции: интеграция знаний

  1. Заполните таблицу: Двухпоколенная и трёхпоколенная семья

общее

различия

Двухпоколенная семья

трёхпоколенная семья

Проверяемые компетенции: познавательная, интеграция знаний, коммуникативная

3. Установи соответствия:

А. потребности   Б. ресурсы семьи   В. предметы первой необходимости

      1. запасы средств, используемых для ведения хозяйства.

      2. ресурсы, без которых невозможно удовлетворить главные потребности человека.

      3. нужда в чём-либо, необходимом для человека.

Проверяемые компетенции: информационно-технологическая, интеграция знаний

4. Прочитай пословицы и объясни их смысл:

      «Семейное согласие всего дороже»

      «Под лежачий камень вода не течёт»

      «Добрая семья прибавит разума-ума»

Проверяемые компетенции: ценностно-смысловая, коммуникативная, задание носит творческий характер.

5. Продолжите фразу: «Чтобы хорошо воспитать ребенка, надо…»

Проверяемые компетенции: саморазвитие и самореализация, коммуникативная.

6. Прочитайте текст:

У многих народов с древних времен и до наших дней существуют семейные традиции. Раньше в русских крестьянских семьях дети и женщины начинали трапезу только после того, как еду отведал глава семьи. Или, например вопрос о замужестве дочери родители решали без её согласия.

? На основе текста ответьте на вопрос. Как вы думаете, важны ли семейные традиции? Аргументируйте свой ответ.

? Приведите 2-3 примера семейных традиций.

Проверяемые компетенции: познавательная, саморазвитие и самореализация, коммуникативная

7. Заполните схему «Функции семьи». Какую из функций вы считаете главной?

                      Семья

                     ↓   ↓   ↓

  1. 2  3

Проверяемые компетенции: интеграция знаний, познавательная

     8. Что такое хобби? Приведите 2-3 примера.

 

Тестирование по обществознанию за I полугодие 8 класс

I. Часть А

А1. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек – социальное существо, многие его качества формируются только во взаимодействии с обществом.

Б. При рождении каждый человек обладает определёнными задатками, из которых при благоприятных условиях могут развиться способности.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А2. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

  

 1) 

принятие законодательства об охране природы

  

 2) 

очистка территории парка от бытового мусора

  

 3) 

загрязнение почвы отходами производства

  

 4) 

гибель урожая в период летней засухи

А3. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие

  

 1) 

индивидуальность

  

 2) 

индивид

  

 3) 

личность

  

 4) 

темперамент

А4. К экологическим проблемам относится

  

 1) 

распространение наркомании

  

 2) 

постепенное истощение природных ресурсов

  

 3) 

предотвращение угрозы новой мировой войны

  

 4) 

утрата нравственных ценностей

А5. Что из перечисленного ниже относится, прежде всего, к духовной сфере жизни общества?

  

 1) 

деятельность фондовых бирж

  

 2) 

выплата пенсий и пособий

  

 3) 

организация выборов в парламент

  

 4) 

концерт симфонического оркестра

А6. Общество, в самом широком смысле слова, означает

  

 1) 

естественную среду обитания

  

 2) 

человечество в его единстве

  

 3) 

определённую группу людей по интересам

  

 4) 

стадию исторического развития народа

А7. Что отличает религию от других областей (форм) духовной культуры?

  

 1) 

многообразие художественных стилей

  

 2) 

поклонение сверхъестественным силам

  

 3) 

получение достоверных знаний о природе и обществе

  

 4) 

эмоциональное воздействие на человека

А8. Антон учится на третьем курсе университета. Он является актёром студенческого театра, нередко выступает в составе футбольной команды своего факультета.  На какой ступени образования находится Антон?

  

 1) 

основное общее

  

 2) 

среднее общее

  

 3) 

среднее профессиональное

  

 4) 

высшее профессиональное

А9. Верны ли следующие суждения о морали?

А.

Общество заинтересовано в соблюдении людьми правил морали.

Б.

Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А10. К гуманитарным наукам относится

  

 1) 

физика

  

 2) 

математика

  

 3) 

история

  

 4) 

биология

А11. Науку как форму культуры отличает

  

 1) 

стремление к получению объективных знаний

  

 2) 

вера в сверхъестественные силы

  

 3) 

отражение мира в художественных образах

  

 4) 

ориентация на представления о добре и зле

А12. Какое из приведённых ниже понятий объединяет все остальные?

  

 1) 

христианство

  

 2) 

религия

  

 3) 

ислам

  

 4) 

буддизм

А13. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование служит для передачи социального опыта от одних поколений людей к другим.

Б. В основе образования лежат культурные традиции конкретного общества.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А14. Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

А.

Древнейшей из мировых религий является буддизм.

Б.

Наиболее молодая из мировых религий — ислам.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А15. К гуманитарным наукам относится

  

 1) 

физика

  

 2) 

математика

  

 3) 

история

  

 4) 

биология

А16. Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные?

  

 1) 

христианство

  

 2) 

буддизм

  

 3) 

религия

  

 4) 

ислам

А17. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Современное образование связано с овладением информационными технологиями.

Б. Личностный подход к ученику является одним из направлений развития современного образования.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А18. Глобальные проблемы современности

  

 1) 

связаны только с развитыми странами

  

 2) 

могут решаться автономно друг от друга

  

 3) 

затрагивают все человечество

  

 4) 

возникли одновременно с появлением человека и общества

А19. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.

Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А20. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы?

  

 1) 

искусство, образование

  

 2) 

разделение властей, форма государства

  

 3) 

собственность, доход

  

 4) 

общечеловеческие ценности, социальные нормы

II. Часть В

В1. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) 

процесс приобщения к знаниям о мире

Б) 

является способом регулирования поведения

В) 

формирует научную картину мира

Г) 

поддерживается силой общественного мнения

Д) 

воздействует преимущественно на эмоции человека

   

1) 

образование

2) 

мораль

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В2. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

 

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) 

выборы в парламент

Б) 

организация ярмарки мёда

В) 

театральная премьера

Г) 

международные переговоры о разоружении

Д) 

предоставление пенсионерам бесплатных лекарств

   

1) 

духовная

2) 

социальная

3) 

экономическая

4) 

политическая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В3. Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

А) 

создание художественных образов

Б) 

логичность и доказательность выводов

В) 

критический анализ результатов познания

Г) 

эмоциональное воздействие на человека

Д) 

объективное отражение действительности

   

1) 

искусство

2) 

наука

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)В процессе образования человек овладевает знаниями, умениями, приобретает опыт творческой деятельности. (Б)В большинстве стран сроки школьного образования за минувшие десятилетия возросли. (В)Однако уровень подготовки выпускников, как правило, вызывает разочарование.

Определите, какие положения текста

 

  

1) 

отражают факты

2) 

выражают мнение

 

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

III. Часть С

Мораль – это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.

Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.

Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей.

В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания…

Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и, особенно, в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков.

(Адаптировано по А.В. Опалеву)

 

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2.  С каких позиций, по мнению автора, мораль регулирует общественную жизнь? В каких пределах действуют моральные нормы?

С3. В тексте приведены отличия моральных норм от правовых. Назовите любые три из них. Чем обеспечивается соблюдение моральных норм?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы методических объединений "МОТИФ"

Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....

Материалы методических объединений

laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут  только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...

Материалы методического объединения учителей-словесников

Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...

Материалы методического объединения

Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...

Материалы методических объединений

Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников...