материалы методических объединений
методическая разработка по теме
...
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ « Мотызлейская ООШ» Выступление на педсовете по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории» Учитель истории Гуркина Н. И.
Январь 2015г. 1. Условия возникновения проблемы, становление опыта.
Но уже сейчас можно сделать первые аналитические выводы:
Диаграмма 1. Динамика ЗУН школьников по истории.
Диаграмма 2. Изучение познавательной активности и интересов учащихся в области истории.
Диаграмма 3. Использование учебного времени на уроке.
Затрачиваемое время на изучение нового материала. Во время проведения уроков с ИКТ во всех классах было зафиксировано экономия времени в среднем на 5 минут. Также было зафиксирована общая экономия времени урока, за счет уменьшения времени затрачиваемого на усвоение нового материала и контроль усвоения знаний.
Деятельность на уроке с использованием СОТ направлена на укрепление здоровья. Смена учебной деятельности, чередование фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, препятствует переутомлению учеников, благотворно влияет на восстановление умственной способности, повышает эмоциональный настрой учащихся. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Литература. |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мотызлейская ООШ
Конференция по духовно-нравственному воспитанию 2016 г.
Тема: «Патриотическое воспитание в школе в урочное и неурочное время»
Выполнила: учитель истории
Гуркина Н. И.
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н. Г.Чернышевский
Одна из задач нравственного воспитания в современной школе – воспитание патриотических чувств учащихся. Проблема патриотического воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Современные дети много времени проводят перед компьютером, игровыми приставками, что не способствует формированию высоких душевных качеств. Именно поэтому возрастает роль школы, где ребёнок проводит наибольшее количество времени, как основного воспитательного учреждения. В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине, предкам, семье.
Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и вне учебные.
В своей работе по патриотическому воспитанию я выделила три направления: изучение истории семьи ребенка; изучение истории родного края; изучение истории Отечества.
Изучение истории семьи ребенка
Формирование семейных ценностей является одной из основных задач школы. Любовь к Родине начинается с семьи. От нравственных устоев семьи зависит состояние общества. Работа школы направлена на поддержку таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Это решается средствами всех учебных предметов. На уроках истории мы ведем разговор о семейном воспитании, традициях, необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках обществознания изучению семьи уделяется большое внимание. Теоритический материал дополняю творческими заданиями, чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, например, даю задание составить родословную своей, творческие задание «Моя семья», «Традиции моей семьи» и т. д. Постоянно включаю этот материал в свою работу. Это позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, своей семьи.
Работу в этом направлении продолжаю работу на классных часах. По данной тематике я проводила такие классные часы «Моя родословная», «Нравственные устои семьи» и др. Участвуем в подготовке и проведении праздников.
Истории семьи посвящена исследовательская работа Фоломкиной Оксаны. Она писала о своем дедушке Фоломкине Николае Григорьевиче ветеране Великой Отечественной войны. Она получила грамоту финалиста Логиновских краеведческих чтений в номинации «История семьи в истории страны».
Изучение истории родного края
Один из самых эффективных путей формирования патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины посредством краеведческой деятельности. Формируется чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к жителям своего села, своему народу, его языку и культуре.
Со своими учениками на уроках краеведения мы изучаем историю родного края, историю своей малой Родины. Это раскрывает учащимся связи села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Я считаю важным воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий, особенно наших земляков. Стараюсь, по возможности, давать развернутую характеристику. Эта работа продолжается на классных часах, например, я проводила классный час «История моей малой Родины».
Школьники получают краеведческие знания не только на уроке, но и участвуют в практической деятельности: изучают материалы периодической печати, научно-популярную литературу, собирают информация со слов свидетелей и участников событий. Мы собрали материал об истории села, Покровской церкви, знаменитых людях нашего села. Учащиеся пишут исследовательские работы, участвуем в районных конкурсах. Занимали призовые места в Логиновских, Сретенских чтениях.
Знать историю своего края, гордиться ею побуждает к практической деятельности, желание сделать что-то ей на благо. С учениками своего класса мы принимаем участие в уборке территории, акции «Сделаем мир чище» и т. д.
Изучение истории Отечества.
В плане формирования патриотизма большими воспитательными возможностями обладают предметы гуманитарного цикла, в том числе история. Можно много говорить о воспитание патриотизма на уроках истории. Я остановлюсь на изучении великой Отечественной войны, которая с точки зрения воспитания гражданственности и патриотизма учащихся,
наиболее благодатный материал.
На соответствующих уроках привожу множество примеров героизма воинов на фронтах войны, тружеников в тылу, партизан и разведчиков. Ученики с интересом изучают тему войны. Они особенно стремятся узнать о подвигах героев, делают сообщения о мужестве солдат, готовят исторические справки о событиях войны, о людях, в том числе и наших земляках. Эту работу продолжаю на классных часах, в неурочное время (через кружковую работу, я веду исторический кружок, исследовательскую деятельность).
Со своими учениками мы участвовали во всех общешкольных мероприятиях, 70-летию победы, которое отмечаем в этом году:
- смотре патриотической песни,
- конкурсе чтецов,
- конкурсе рисунков,
- участвовали в митинге и концерте, посвященном 9 мая.
- писали исследовательские работы о ветеранах войны наших земляках. Участвовали с ними в районных конкурсах.
Заключение
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание должно рассматриваться в единой системе воспитания и образования, реализовываться через различные формы учебно-воспитательного процесса: через учебные предметы и внеурочную деятельность. В наше непростое время воспитание учеников должно стать стержнем процесса гражданско-патриотического воспитания, так как оно может защитить молодёжь от вредного влияния современной массовой культуры, эгоизма и безжалостности, которые, к сожалению, нередко встречаются в молодёжной среде.
«Мы не выживем физически,
если погибнем духовно».
Д.С. Лихачев
Урок обобщения по теме «Древний восток»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели урока:
- обобщить и систематизировать изученный материала, закрепить основные идеи темы;
- Способствовать формированию системы знаний о государствах Древнего Востока;
- Развивать умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
- воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
Оборудование:
Компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки.
I. Сообщение темы и целей урока
Работа с картой:
- покажи территорию Древнего Египта
- покажи реку Нил
- назови и покажи столицу Древнего Египта
- покажи государство Двуречье
- между какими реками оно находится
- покажи древнюю Индию
- покажи и назови реки, которые протекают по ее территории…
- покажи древний Китай
- покажи и назови реки, которые протекают по его территории
.Где возникали древние государства?
(Древние государства возникали в долинах рек)
Назовите эти реки (Нил, Ганг, Тигр, Евфрат, Хуанхэ)
Почему государства возникали в долинах рек(Были хорошие условия для земледелия, основанного на орошении, необходимость торгового обмена
А что такое государство?
(Государство – это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана земель, регулируются отношения с другими государствами и народами)
II. Терминологическая разминка:
- Гробница египетских фараонов (пирамида)
- Древнеегипетский письменный знак (иероглиф)
- Денежный сбор в пользу государства (налог)
- Устройство для подъёма воды (шадуф).
- Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
- Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
- Обязательные правила поведения (законы).
- Жрец в Индии (брахман).
- Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты).
- Большое сильное государство (держава).
- Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
- Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
III. Викторина «О чём идёт речь?»
1. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).
2. Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).
3. Её построили с целью обороны от кочевников - гуннов (Великая Китайская стена).
4. Они находились в Вавилоне и считались одним из семи чудес света (висячие сады).
5. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
6. Его научились изготавливать индийцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья (сахар).
IV.Задания выполняем в тетради
- В каких странах протекали эти реки:
Тигр____________
Ганг____________
Хуанхэ__________
Евфрат_________
Нил____________
- В каких древних странах существовали эти города:
Ахетатон___________
Библ_______________
Сарды______________
Ур_________________
Ниневия____________
- В каких древних странах правили эти цари:
Кир_______________
Хаммурапи_________
Хеопс______________
Цинь Шихуан________
Соломон_____________
Ашоки______________
- В каких древних странах было сделано каждое из изобретений:
Письмо______________
Алфавит_____________
Арабские цифры______
Монета______________
Бумага_____________
Шахматы___________
Компас_____________
- Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику?
Почему?________________________________________________________________________
Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом?_________________
На чем и чем писали ученики египетских школ?_________________________________________
Почему окончившие школу египтяне обычно носили белые одежды?_______________________
V. Картинная галерея
На экране рисунки. Узнать картину.
VI. Итог урока
Наше путешествие закончилось.
Что нового узнали на уроке?
Чему учились на уроке?
V.Домашнее задание
Повторение. Подготовка к тестированию.
Задания по теме «Древний Восток»
- В каких странах протекали эти реки:
Тигр____________
Ганг____________
Хуанхэ__________
Евфрат________
Нил____________
- Реальный человек или мифологический персонаж:
Хаммурапи _________________
Шамаш_____________________
Соломон_____________________
Ашурбанапал _________________
Осирис____________________
Кир___________________
Ашока_________________
Брахма__________________
4.В каких древних странах правили эти цари:
Кир_______________
Хаммурапи_________
Хеопс______________
Цинь Шихуан________
Соломон_____________
Ашоки______________
5.В каких древних странах было сделано каждое из изобретений:
Письмо______________
Алфавит_____________
Арабские цифры______
Монета______________
Бумага_____________
Шахматы___________
Компас_____________
- Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику?
Почему?________________________________________________________________________
Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом?_________________
На чем и чем писали ученики египетских школ?_________________________________________
Почему окончившие школу египтяне обычно носили белые одежды?_______________________
Тема: Практикум по теме «Семья»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Семья» .
Задачи. Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом.
Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
УУД
Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе; умение оценивать групповую работу.
Предполагаемые результаты: учащиеся смогут:
анализировать ситуации, выполнять проектные работы, работать в группах, сотрудничать с членами группы в процессе обсуждения, высказывать аргументированную точку зрения, грамотно использовать изученные понятия.
Основные понятия: семья, виды семей, рачительный хозяин, хобби, потребности, семейные ресурсы.
- Работа в группах
- Тестирование
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
I Вводная часть.
Мотивация
Проблема: Что семья дает человеку?
II Основная часть.
Информационный блок
Работа в группах.
Задание: прочитайте задания, подготовьте устный ответ. Работу в группе распределите самостоятельно.
1 группа.
Выполните задания:
1) если из крана течет вода даже по каплям, то за месяц уходит зря 400 литров воды. 60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево.
Предложите способы бережного, хозяйского отношения к использованию воды, электроэнергии, продуктов питания, одежды в быту.
2) В семье вашего одноклассника кроме родителей, есть трехлетний брат и бабушка. Какую помощь в обслуживании себя младшим и пожилым он может оказать? Помогите ему составить возможный перечень дел.
3) объясните выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
2 группа.
Выполните задания:
1) Между уроками в школе есть свободное время – перемена. Не всем учащимся нравится проводить его в бесценном хождении по школьным коридорам. Чем занять это время
2) Встреча Нового года у многих народов считается наиболее значимым и любимым семейны? Посоветуйте ребятам, как отдохнуть с пользой и удовольствием.м праздником. Семья Петровых трехпоколенная. Как лучше распределить обязанности среди домочадцев, связанные с подготовкой к празднику? Предложите варианты посильного участия в этом всех членов семьи.
3) Объясните смысл пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь».
3 группа.
Выполните задания:
1) Почему ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять родители и государство? Вот как ответили на этот вопрос ваши сверстники: «Ребенок еще не умеет себя защищать сам», «Потому что он еще мало знает о жизни», «Его легко обидеть». Предложите свои ответы на этот вопрос.
2) В Конвенции о правах ребенка записано право ребенка на досуг и отдых (ст.31). Это значит, что вы имеете право на занятие в свободное время тем, что вам особенно нравится. Расскажите, как вы используете свободное время. Какой вид отдыха вам особенно нравится? Приведите примеры неправильного использования детьми своего свободного времени.
3) Китайская пословица гласит: « Дружная семья и землю превратит в золото». Какие правила организации домашнего хозяйства помогут жить в соответствии с этой пословицей?
2. Аналитический блок
выступление групп, общее обсуждение
Тестирование (индивидуальное задание)
Тестирование по теме «Семья»
1. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её члены:
А) обмениваются результатами деятельности
Б) ведут общее хозяйство
В) выполняют работу по специальности
Г) преобразуют окружающий мир в интересах человека
2. К правам ребенка в семье относится право:
А) свободно распоряжаться имуществом родителей
Б) выбора способа воспитания
В) на заботу родителей о себе
Г) собственности на доходы, полученные родителями
3. Какое занятие можно назвать хобби:
А) подготовка доклада по истории
Б) прогулка с младшим братом
В) покупка продуктов питания
Г) резьба по дереву
4. Где дети имеют право выражать своё мнение:
А) только среди своих друзей
Б) во всех сферах жизни и деятельности
В) только в семье
Г) только в процессе обучения
5. Продолжите предложение:
Запасы средств, используемых для ведения домашнего хозяйства, называются….
6. Верны ли следующие суждения о хозяине дома?
А) Хозяин заботится о порядке в доме, распределяет ресурсы семьи и обязанности домочадцев.
Б) Главная забота хозяина дома – воспитание ответственности у детей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно только А и Б
4) нет верного ответа
7. Найдите в списке людей, являющихся членами семьи (несколько вариантов):
А) свекровь
Б) сосед по даче
В) брат
Г) племянница
Д) бабушка
Е) детский врач
8. Установите соответствие:
А) материальные ресурсы
Б) трудовые ресурсы
В) финансовые ресурсы
1) пенсия бабушки
2) мелкий ремонт мебели
3) письменный стол
4) стипендия брата
5) холодильник
III Заключительная часть
1.Подведение итогов.
2. Оценивание
- оцените работу группы в целом.
- оцените свою работу в группе.
Домашнее задание
Творческое задание по теме «Моя семья»
Рефлексия
Продолжите фразу:
Я научился…
Мне было трудно…
Мне понравилось
Тестирование по теме «Семья»
1. Семья отличается от любого другого коллектива тем, что её члены:
А) обмениваются результатами деятельности
Б) ведут общее хозяйство
В) выполняют работу по специальности
Г) преобразуют окружающий мир в интересах человека
2. К правам ребенка в семье относится право:
А) свободно распоряжаться имуществом родителей
Б) выбора способа воспитания
В) на заботу родителей о себе
Г) собственности на доходы, полученные родителями
3. Какое занятие можно назвать хобби:
А) подготовка доклада по истории
Б) прогулка с младшим братом
В) покупка продуктов питания
Г) резьба по дереву
4. Где дети имеют право выражать своё мнение:
А) только среди своих друзей
Б) во всех сферах жизни и деятельности
В) только в семье
Г) только в процессе обучения
5. Продолжите предложение:
Запасы средств, используемых для ведения домашнего хозяйства, называются….
6. Верны ли следующие суждения о хозяине дома?
А) Хозяин заботится о порядке в доме, распределяет ресурсы семьи и обязанности домочадцев.
Б) Главная забота хозяина дома – воспитание ответственности у детей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно только А и Б
4) нет верного ответа
7. Найдите в списке людей, являющихся членами семьи (несколько вариантов):
А) свекровь
Б) сосед по даче
В) брат
Г) племянница
Д) бабушка
Е) детский врач
8. Установите соответствие:
А) материальные ресурсы
Б) трудовые ресурсы
В) финансовые ресурсы
1) пенсия бабушки
2) мелкий ремонт мебели
3) письменный стол
4) стипендия брата
5) холодильник
Проверочная работа по теме «Семья»
- Вставьте пропущенные слова:
Семья объединяет людей, которые являются кровными _1__ (мать, дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее _2_,
живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходуют их сообща. Они вместе воспитывают _3_ и проводят свободное время.
Слова: дети, хозяйство, коллектив, питомцы, труд, внуки, родственники.
Проверяемые компетенции: интеграция знаний
общее | различия | |
Двухпоколенная семья | трёхпоколенная семья | |
Проверяемые компетенции: познавательная, интеграция знаний, коммуникативная
3. Установи соответствия:
А. потребности Б. ресурсы семьи В. предметы первой необходимости
1. запасы средств, используемых для ведения хозяйства.
2. ресурсы, без которых невозможно удовлетворить главные потребности человека.
3. нужда в чём-либо, необходимом для человека.
Проверяемые компетенции: информационно-технологическая, интеграция знаний
4. Прочитай пословицы и объясни их смысл:
«Семейное согласие всего дороже»
«Под лежачий камень вода не течёт»
«Добрая семья прибавит разума-ума»
Проверяемые компетенции: ценностно-смысловая, коммуникативная, задание носит творческий характер.
5. Продолжите фразу: «Чтобы хорошо воспитать ребенка, надо…»
Проверяемые компетенции: саморазвитие и самореализация, коммуникативная.
6. Прочитайте текст:
У многих народов с древних времен и до наших дней существуют семейные традиции. Раньше в русских крестьянских семьях дети и женщины начинали трапезу только после того, как еду отведал глава семьи. Или, например вопрос о замужестве дочери родители решали без её согласия.
? На основе текста ответьте на вопрос. Как вы думаете, важны ли семейные традиции? Аргументируйте свой ответ.
? Приведите 2-3 примера семейных традиций.
Проверяемые компетенции: познавательная, саморазвитие и самореализация, коммуникативная
7. Заполните схему «Функции семьи». Какую из функций вы считаете главной?
Семья
↓ ↓ ↓
- 2 3
Проверяемые компетенции: интеграция знаний, познавательная
8. Что такое хобби? Приведите 2-3 примера.
Тестирование по обществознанию за I полугодие 8 класс
I. Часть А
А7. Что отличает религию от других областей (форм) духовной культуры? | ||||||||||||
| ||||||||||||
А8. Антон учится на третьем курсе университета. Он является актёром студенческого театра, нередко выступает в составе футбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Антон? | ||||||||||||
|
А9. Верны ли следующие суждения о морали?
| ||||||||||||
| ||||||||||||
А10. К гуманитарным наукам относится | ||||||||||||
|
А11. Науку как форму культуры отличает | ||||||||||||
| ||||||||||||
А12. Какое из приведённых ниже понятий объединяет все остальные? | ||||||||||||
|
А13. Верны ли следующие суждения об образовании? А. Образование служит для передачи социального опыта от одних поколений людей к другим. Б. В основе образования лежат культурные традиции конкретного общества. | ||||||||||||
|
А14. Верны ли следующие суждения о мировых религиях?
| ||||||||||||
|
А15. К гуманитарным наукам относится | ||||||||||||
| ||||||||||||
А16. Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные? | ||||||||||||
|
А17. Верны ли следующие суждения об образовании? А. Современное образование связано с овладением информационными технологиями. Б. Личностный подход к ученику является одним из направлений развития современного образования. | ||||||||||||
| ||||||||||||
А18. Глобальные проблемы современности | ||||||||||||
|
А19. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей. Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису. | ||||||||||||
|
А20. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы? | ||||||||||||
| ||||||||||||
II. Часть В В1. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. | ||||||||||||
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В2. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В4. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)В процессе образования человек овладевает знаниями, умениями, приобретает опыт творческой деятельности. (Б)В большинстве стран сроки школьного образования за минувшие десятилетия возросли. (В)Однако уровень подготовки выпускников, как правило, вызывает разочарование. Определите, какие положения текста
|
|
|
|
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
III. Часть С
Мораль – это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека. Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке. Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей. В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания… Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и, особенно, в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков. (Адаптировано по А.В. Опалеву)
|
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
С2. С каких позиций, по мнению автора, мораль регулирует общественную жизнь? В каких пределах действуют моральные нормы? |
С3. В тексте приведены отличия моральных норм от правовых. Назовите любые три из них. Чем обеспечивается соблюдение моральных норм?
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта см.навигация материалы методического объединения
Обобщение опыта педагогов...
Материалы методических объединений "МОТИФ"
Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....
Материалы методических объединений
laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...
Материалы методического объединения учителей-словесников
Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...
Материалы методического объединения
Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...
Материалы методических объединений
Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников...