Творческая работа на конкурс "Учитель года России - 2017". Номинация "Педагогический дебют".
статья на тему
Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_na_sayt.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Нефтекумского муниципального района
Ставропольского края
Творческая работа
Новые возможности для творчества в образовательной деятельности
Учитель биологии
категории СЗД
Оразмагамедова
Зарема Алитбековна
2017 год
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций). |
Бурное развитие наук о жизни во второй половине ХХ в. принесло много великолепных открытий в области биологии. Это – открытие и расшифровка генетического кода, основных звеньев синтеза белка, многих метаболических процессов в живой клетке и т.д. Началась интенсивная работа по расшифровке генома человека, растений и животных. Казалось бы, мы знаем уже почти все о процессах в живой клетке, осталось только расшифровать геномы, понять процессы их дифференцирования и развития и приступить к созданию новых искусственных геномов, замене дефектных участков геномов, взять под контроль активность генов и т.д. Все эти задачи поставлены объективно на основании накопленных знаний. Однако полных ответов о происхождении жизни, ее разнообразии и эволюции мы так и не получили. Скорее наоборот, углубление и расширение наших знаний о живых системах приводит к новым и более сложным вопросам. И в этом нет ничего парадоксального – такова логика развития естествознания.
Природа любит умные вопросы, но всегда медлит с ответом на них. Поэтому главная сила и интеллектуальное мастерство исследователя сегодня заключаются в том, чтобы правильно сформулировать и поставить вопрос живой природе и терпеливо ждать и добиваться ответа на него, не забывая великого постулата: каков вопрос – таков ответ. Так кто должен задать эти важные вопросы природе? Думаю, мои ученики. Каждый из нас в прошлом чей - то ученик. Гениальный музыкант, художник, архитектор, врач, спасший сотни жизней, были в определённый момент вдохновлены хорошим учителем. Сравнительно небольшой опыт работы в школе открыл мне одну важную истину: каждый ребенок талантлив. Да-да. И хулиган, от чьих проделок мы хватаемся за голову, и мечтатель, которого стараемся вернуть в реальность. Не всегда это видно, но ведь задача учителя в том и состоит, чтобы найти драгоценное зернышко и бережно его взрастить. А зачастую нужно помочь самому маленькому человеку поверить в собственные способности.
Поэтому в современном обществе образование стало одной из самых обширных и быстро развивающихся сфер человеческой деятельности. Оно рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Общество становится не только все более заинтересованным, но и зависимым от уровня развития человеческого капитала, без которого немыслимо дальнейшее эффективное функционирование передовых отраслей. Именно интеллектуальные способности человека, его образованность, возможность генерировать новые знания, творчество и инициатива в наибольшей степени востребуются информационным обществом, построенным на знаниях.
На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии. Приоритетными направлениями развития российской науки, биотехнологии в настоящее время считаются следующие:
- генная, хромосомная и клеточная инженерия растений;
- получение и многопрофильное использование трансгенных растений;
- энергосберегающие технологии;
- экология и рациональное природопользование.
Как видно, все они связаны непосредственно с наукой - биологией, двери в которую для любого человека открываются в школе.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.
Мы сейчас живем в достаточно интересной системе взаимоотношений. С одной стороны в стране правят рыночные отношения, с другой стороны очень консервативная система средней школы. Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Поколение, которому уже досталось в наследство столько информационных и технических открытий, что хочет оно? К чему стремится? Что сможет сделать для страны? Задаю эти вопросы себе и остро чувствую, как значима сейчас миссия учителя.
Зажечь огонь в глазах учеников, увлечь их биологией, но как? Как сделать так, чтобы им хотелось спорить и в спорах открывать истину? Как не "отпугнуть" учеников от изучения этой фундаментальной науки, сделать обучение интересным, увлекательным, а теоретические основы - простыми и понятными? Поэтому так важно для учителя уметь импровизировать, быть и актером и оратором, мыслить свежо и современно.
Биология - наука экспериментальная, ничего не принимающая на веру. Поэтому мои ученики постигают законы функционирования природы через наблюдения и эксперименты, с удовольствием выполняют лабораторные и практические работы. Каждый ребёнок, по сути своей, - исследователь, и нужно не навязывать ему истины, а содействовать их самостоятельному открытию. Стараюсь каждого заметить и оказать эмоциональную поддержку, используя с этой целью личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.
Я должна дать ребятам опору в жизни и в то же время убедить их, что судьбу нужно строить на фундаменте собственной личности, преодолевая все трудности, которые встретятся на их жизненном пути. Это нужно обязательно сделать. Ведь они, мои мальчишки и девчонки, совсем ещё юные, хрупкие, тонкие, как деревца, которым нужно к чему-то прислониться, получить поддержку и направление развития туда, вверх.
Какую опору могу дать ребятам я, учитель биологии, ежедневно входя к ним в класс? Может быть, такие знания по предмету, которые позволят им успешно сдать ЕГЭ и продолжить образование по выбранной специальности? Безусловно, да. Но достаточно ли этого, ведь есть и другие способы освоить тестовые технологии: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование?
Тогда что же? Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. На своих уроках я учу своих ребят не воспринимать биологию как сухую науку, как некий набор информации. Поэтому на каждом занятии пытаюсь показать им богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей.
Мне хочется, чтобы мои ученики на уроках биологии испытали чувство удивления перед огромным миром природы, чтобы они воспринимали мир, как гармоническое познаваемое целое. Д.И. Писарев говорил: "...великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы."
Лучшей формой такой деятельности я считаю диалог. Для меня это особая форма сотрудничества, скрепленная взаимопониманием. В ней моя точка зрения - одна из множества представленных идей в процессе обсуждения. Но чтобы такой разговор состоялся, нужна целая система вопросов и заданий разного уровня, предполагающая неоднозначность решения. Поэтому для таких занятий я часто подбираю задачи практической направленности, позволяющие мне опереться на жизненный опыт ребят, показать совершенство мысли, нестандартность подходов к решению обсуждаемой проблемы.
Главное в работе – не остаться равнодушной к маленьким победам и поражениям воспитанников, вовремя похвалить, подсказать, направить. Хочу, чтобы каждый ученик поверил мне, чтобы в каждом зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно. Я хочу сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным.
Это позволит моим выпускникам стать успешными в выбранной ими профессиональной сфере, так как они будут адекватно реагировать на появление новых технологий, проектов и при этом не будут бездумно принимать все вновь появляющиеся тенденции и изменения, а выбирать те, которые действительно являются перспективными.
Вначале я думала, что для успешной работы мне будет достаточно хорошего знания своего предмета. Но я ошибалась. Время показало, что этого мало. И мне нужно расти профессионально, быть творческим, неординарным человеком, стремиться совершенствоваться и бесконечно учиться. Это истина: учишь - учись!
…Будет новое время. И новое поколение. И мои ученики, наше юное «завтра», надеюсь, сохранят то, что отличало их прабабушек и прадедушек в эпоху Н.И. Вавилова, С.С. Четверикова, Н.К. Кольцова: жажду открытий и побед. И привнесут что - то своё. И откроются новые законы природы. Во всех смыслах этого слова. Я знаю. Я верю. Всё впереди.
Созвездие учителей
Открыл астроном звезду,
Ту, что всю жизнь искал,
Всего-то одну звезду!
И сразу известным стал.
А добрый учитель мой,
Без титулов и наград,
Зажёг над своей страной
Созвездие новых Плеяд.
Он столько светил открыл,
Что светят во мраке дней!
И каждому подарил
Частичку души своей.
Пусть быстро меняется мир,
Но до последних дней
Мой жизненный ориентир –
Созвездие учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для конкурса "Учитель года России 2017"
материалы подготовлены для участия в районном конкурсе "Учитель года"...
Резюме педагога-психолога Алферовой М.В. на конкурс "Учитель года России 2017" (номинация "Педагог-психолог")
Информация о профессиональных достижениях педагога-психолога...
План-конспект тренинга на конкурс "Учитель года России 2017" (номинация "Педагог-психолог")
Данный тренинг применен в работе с приемными семьями в рамках деятельности Родительского клуба на базе ГКУСО РО Ерофеевского центра помощи детям (август 2016 г.)...
Материалы для конкурса Учитель года России-2017
Здесь я выкладываю материалы для участия в заочном туре муниципального конкурса "Учитель года России-2017". Тут мои мини-эссе "Я - учитель", рекоммендации от коллектива и представление педагогического...
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Новые возможности для творчества в образовательной деятельности" "УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ" - 2019
Творческая работа на конкурс "Учитель года России" -2019...
Всероссийский конкурс "Творческие работы педагогов" 2020 года.
27 июня 2020 года на Международном образовательном портале "Солнечный свет" я приняла участие в конкурсе "Творческие работы педагогов", предоставив на суд жюри свою раб...
Творческая работа ученицы 10 класса «Россия, устремлённая в будущее», или Страна его мечты…» (очерк)
Данная работа была написана в рамках районного этапа Всероссийского конкурса соочинений по литературе среди учащихся 4-11 классов...