Обобщение опыта. Система работы по подготовке к итоговому сочинению.
статья по литературе по теме
Статья содержит обобщение опыта и рекомендации по применению различных методов и приёмов для подготовки учащихся к итоговому сочинению с 5 по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта. Система работы по подготовке к итоговому сочинению. | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по подготовке к итоговому сочинению.
Работа по написанию сочинения занимает в современной школе особое место, в последние годы подготовка к сочинению - это один из актуальных вопросов в подготовке к итоговой аттестации. Во-первых, все итоговые экзаменационные испытания по русскому языку и литературе объединяет одно – СОЧИНЕНИЕ, во-вторых, сочинение встречается не только на экзаменах по русскому языку и литературе, но и на экзаменах по обществознанию и истории. В- третьих, «декабрьское» сочинение – это надпредметный экзамен! Цитата из документа «Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению): «Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение писать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла).// Написание сочинения как вид учебной деятельности является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны содействовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.»(1), в- четвёртых, проблема написания сочинения обсуждается на государственном уровне, Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Творческая работа при написании сочинения - серьезная вещь, которая обогащает как сам учебный процесс, так и учащихся» (2), в-пятых, новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС) ориентирован на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.(3) Процесс обучения сочинению направлен на достижение всего комплекса результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Обучение написанию сочинения носит поэтапный характер. В соответствии с возрастными особенностями учащихся, с программным содержанием учебного курса по русскому языку и литературе, можно выделить четыре этапа: 1 этап - 5-6 класс; 2 этап – 7-8 класс; 3 этап – 9класс; 4 этап – 10-11 класс.
Известно, что школьники 5—6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их.(5)
На этом этапе стараюсь привить любовь к написанию сочинений: сочинения дети пишут небольшие по объёму (норма для 5класса 0,5 – 1 страницы, для 6 класса 1 – 1,5 страницы), сочинения – рассуждения по эмоциональным впечатлениям, которые содержат вопрос «Чему научила сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях»?, «С кого из героев повести Гоголя Н.В. «Ночь перед Рождеством» я взял бы пример?», «Хотели ли бы вы иметь такого друга как Васютка?», «Можно ли », «Какие качества характера Тараса Бульбы вас привлекают?» и т.д. Чтобы научить детей 5-6 класса понимать тему сочинения и видеть тезис, применяю широко приём «ключевые слова». Этот приём отрабатываю и на обычных уроках по русскому языку и литературе. Как только объявляю тему урока, задаю вопрос: что обозначает каждое слово в теме? Что главное сегодня на уроке? Вывод по уроку обязательно делаем в форме сочинения-рассуждения.
Например, тема урока литературы в 5классе Н.А.Некрасов: « Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».
Целеполагание: Беседа с выявлением проблемы через выделение ключевых слов:
- Знаем ли мы кто такой Николай Алексеевич Некрасов? (Дети рассказывают материал прошлого урока)
- Что такое особенности?(Путём подбора синонимов приходим к выводу, что это отличительные черты)
- Что такое композиция? (В классе всегда есть 2-3 человека, которые чётко знают, что композиция - это построение произведения)
- А знаете ли вы стихотворение «Крестьянские дети»? (Дети не знают стихотворение, т.к. это первый урок по произведению.)
- Вывод: Что сегодня мы должны узнать на уроке? (Прочитать стихотворение «Крестьянские дети» и выявить отличительные черты есть в построении этого стихотворения.)
В конце урока совместно с детьми делаем вывод в форме устного сочинения – рассуждения.
Учитель: Есть ли какие-то особенности композиции стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»?
Дети дают положительный ответ: У стихотворения есть композиционные особенности.
Учитель: Докажите на примере текста.
Ученики (совместно): В стихотворении можно выделить три части, в каждой из которых меняется адресат (тот, к кому обращается лирический герой), сам лирический герой выступает сначала в роли охотника, затем в роли журналиста, а в завершении повествования гражданином своего Отечества, который призывает беречь лучшие традиции народа.
Учитель: Часто мы встречаемся с таким явлением в литературе, когда в каждой части небольшого стихотворения меняются адресат и роль лирического героя.
Дети: Нет. Это особенность этого произведения.
Таким образом, мы построили сочинение – рассуждение и сделали вывод по уроку. Так работать можно на любом уроке при знакомстве с новым материалом, при закреплении пройденного, при умелом построении урока даже при контроле знаний.
Помогает сформировать интерес к сочинению и внеурочная деятельность. В нашей школе, как и во всём городе, как я понимаю, в 5 классе к праздничным датам ещё рисуют рисунки. А начиная с шестого класса, дети принимают участие в конкурсах сочинений. Во всяком случае, в моей копилке ученических работ хранятся конкурсные сочинения шестиклассников и все они школьного уровня. Но это очень стимулирует учащихся. В этом возрасте они с удовольствием пишут сочинения, чтобы получить грамоту.
Главная задача 5-6 классов привить любовь к сочинению и научить пользоваться сочинением – рассуждением. К концу шестого года обучения дети имеют чёткое представление о ключевых словах темы и умеют писать сочинение-рассуждение, пока на примере одного произведения или на примере какого-нибудь праздничного явления («Моя любимая школа», «Самый лучший учитель», «Герои моей семьи», «Самая лучшая бабушка на свете» и т.д.)
На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 классов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если идет речь об умениях и навыках. Например, к 7 классу школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), развиваются навыки различных видов пересказа произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, сопоставлять произведения, создавать собственный текст и пр.(5)
Именно в этом возрасте мы с детьми заводим толстую тетрадь для сочинений. Это своеобразное портфолио сочинений. В эти тетради дети записывают сочинения, написанные в классе на уроках литературы. Иногда переписывают проверенное домашнее сочинение, если подтверждается самостоятельность и индивидуальность размышлений. Семиклассники знают, что эти тетради пригодятся им в одиннадцатом классе при подготовке к итоговому сочинению. Сочинения, написанные в этих тетрадях, проверяются особо тщательно, обязательно даю письменный комментарий к каждому сочинению, исправляю ошибки. В 7-8 классе уделяю много внимания анализу . На этой ступени обучения меняются и темы сочинений-рассуждений: вопросы становятся утверждениями. Например: «Многообразие характеров крестьян в изображении Тургенева», «Проблема справедливости в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Разоблачение людских пороков в рассказах А.П. Чехова», «Дружба в романе «Капитанская дочка», «Свобода в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», «Любовь в повести И.С. Тургенева «Ася» и т.д. Темы седьмого класса отличаются от тем восьмого класса. В седьмом классе в самой теме есть подсказка для тезиса, а в восьмом классе ребятам уже предстоит сформулировать тезис (какая дружба показана в романе Пушкина, каково отношение к свободе в поэме Лермонтова. Какой мы видим любовь в произведении Тургенева). В 7-8 классе продолжается работа над «расшифровкой» тем – работа с ключевыми словами, Продолжается систематическая работа по структуре сочинения-рассуждения. В седьмом и восьмом дети с удовольствием составляют кластеры. И именно этот приём помогает обобщить материал перед написанием сочинения. Например, возьмём тему «Разнообразие крестьянских образов в русской литературе». Ключевые слова «крестьянские образы» и «разнообразие». В центр ставим крестьянские образы, а ответвлениями будут разнообразные образы: Герасим, Хорь, Калиныч, Бирюк, Крестьяне – просители («У парадного подъезда»), крестьяне- строители железной дороги, крестьянские дети и т.д. Следующее ответвление – какие они, характеристика каждого или группы: сильный, добросовестный, доверчивый, любопытные и т.д. Следующее ответвление – какие поступки это доказывают: Герасим сильный – косил, что молодой берёзовый лес мог скосить, Бирюк добросовестный – берёг лес барина, как свой и т.д. Вот и готов план сочинения. Для детей – это разнообразие, а для учителя возможность обобщить материал. Этот приём потом перейдёт и в девятый класс, а старших классах дети неохотно составляют кластеры. Обобщать материал предпочитают при помощи тезисов.
9 класс как бы подытоживает знания, умения и навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. С другой стороны, в 9 классе делается упор на усвоение материала курса в историко-литературном аспекте. Школьники к этому времени учатся не только осмыслять отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в историко-литературном контексте. Курс 9 класса рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе, а сам материал организован с учетом возможной предпрофильной подготовки учащихся гуманитарных классов.
Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса включительно. Объём сочинений в 9 классе увеличивается до четырёх страниц. Как показывает практика, в 9 классе в разы увеличивается количество сочинений-рассуждений, не только на уроках русского языка и консультациях, но и на уроках литературы мы активно готовим детей к ОГЭ. Но на уроках литературы – это хорошее, объёмное сочинение, которое опирается не только на знание отдельного произведения, но и на большой читательский опыт и на жизненный опыт пишущего. Например: «Дружба в произведениях русской литературы 19 века», «Честь в произведениях литературы 19 века», «Героизм в русской литературе», «Роль писателя в русской литературе». Все эти темы перекликаются и с текстами ОГЭ. В 9 классе ко всем приёмам, использованным ранее, добавляю эссе, в котором должна быть актуальность темы, тезис, не менее двух, а лучше три аргумента, доказательства и вывод по всему сочинению. В качестве аргументов должны быть не только литературные произведения. Но и истории из жизненного опыта. На этапе подготовки к написанию эссе можно использовать приём Дневника утверждений и отрицаний. Например: по теме «Дружба в произведениях русской литературы». Если спросить у девятиклассников: дружба – это положительное явление в жизни человека, то они, несомненно, ответят: да. А в русской литературе? Запишем предполагаемый тезис: «Дружба в русской литературе – это пример добрых отношений между людьми», а теперь запишем дневниковые наблюдения читателя в два столбика «Да, потому что…», «Нет, потому что…» И картина вырисуется неоднозначная: Онегин и Ленский: Да, потому что проводили вместе время, потому что были за перемены в жизни, потому что их прочили в женихи сёстрам; нет, потому что но они совершенно разные, «от делать нечего друзья». Такая же картина будет при анализе дружбы Печорина с Грушницким и Максимом Максимовичем, Чичикова со всеми помещиками. И выводом станет правильный тезис «Дружба представлена в произведениях русской литературы в разных проявлениях». Этот приём очень подходит для учащихся 9 класса, потому что дух противоречия и открытого неприятия прописных истин присущ именно этому возрасту. Итак, в 9 классе учащиеся способны написать хорошее сочинение рассуждение, которое в целом будет напоминать выпускное сочинение, но ещё не будет отличаться глубиной раскрытия темы. В силу возрастных особенностей и в силу особенностей школьной программы это сочинение будет уступать сочинению одиннадцатиклассников.
В 10-11класс учащиеся приходят осознанно, многие из них уже определились в выборе своей профессии, поэтому и к изучению литературы они подходят с практической точки зрения. Старшеклассники проецируют изучаемые произведения на свой жизненный опыт. При подготовке к сочинению учащиеся 10-11 класса используют полученные в предыдущие годы обучения знания, умения и навыки. Большое значение на уроках уделяется умению сопоставлять произведения, объединённые одним тематическим направлением, изученные не только в 10-11 классе, но и в более раннем возрасте. Старшеклассники охотно подбирают материал к сочинениям в интернете, поэтому прошу найти цитаты из произведений и высказывания великих людей по направлениям сочинений, сделать подборку произведений литературы по определённой теме. В старших классах усложняем приём ключевых слов. Добавляем приём «Толстые и тонкие вопросы», но не в классической его версии. Например, тема сочинения «Главная победа – это победа над самим собой». Ключевые слова «победа», «над собой». Детям предлагается задать вопросы к этим словам: Что такое победа? Чем характеризуется местоимение сам? Победа – это хорошо или плохо? Какие ассоциации вызывает местоимение сам? Из множества, предложенных вопросов, выбираем те, которые помогут раскрыть тему сочинения. Этот приём помогает детям прочувствовать тему. Учащиеся старших классах увлечённо работают, проверяя работы товарищей. На первом этапе даю уже готовый текст сочинения с ошибками из «Методических рекомендаций»(1). Дети делают свои замечания, выставляют «зачёт» или «незачёт». Так как текст у всех один, проверка завершается дискуссией, что позволяет вслух проговорить критерии оценивания сочинения, понять их суть. Затем использую зашифрованные работы старшеклассников нашей школы: десятому классу выдаю работы одиннадцатиклассников и наоборот. После проверки работы учащимся учитель выставляет свою оценку, и в индивидуальных беседах обсуждаются разногласия. Так старшеклассники запоминают критерии оценки и сами пишут качественно сочинение. Работа по подготовке к итоговому сочинению в 10-11 классе подчинена систематизации и обобщению имеющегося опыта по написанию сочинений.
Таким образом, используя различные методы и примы работы над сочинением на протяжении всего школьного периода, мы обучаем детей мыслить, уметь высказывать свои мысли, доказывать своё мнение, обобщать и систематизировать. А это пригодится не только для написания итогового сочинения, но и для жизни в целом.
Литература:
1. «Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению) Москва, 2016
2. http://www.aif.ru/society/education/1076864
3. http://pedsovet.su/publ/115-1-0-4333
4. Программа общеобразовательных учреждений 5-9 класс ы. М.: «Просвещение», 2012 ; Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 класс».Учебное пособие.М: «Русское слово», 2011г.
5. Программа курса. Литература. 5—9 классы / авт.-сост. П78 Г.С. Меркин, С. А. Зинин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...
Система работы по подготовке к выпускному сочинению
Из опыта работы по подготовке к выпускному сочинению в 11 классе...
Система занятий по подготовке к итоговому сочинению по литературе
Практические материалы, рекомендации, темы и планы сочинений по литературе 2015 года....
Доклад "Как помогают в работе по подготовке к итоговому сочинению УМК по литературе"
Доклад "Как помогают в работе по подготовке к итоговому сочинению УМК по литературе"...
Приемы работы при подготовке в Итоговому сочинению в 9 классе
Материал для заслушивания на методическом дне учителей русского языка и литературы 2 ноября 2018 учебного года п. Михайловка Черемховского района Иркутской области с целью ознакомления с формами работ...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...
Система работы по подготовке к итоговому сочинению
Материал для учителя...