Система работы по подготовке к выпускному сочинению
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) по теме
Из опыта работы по подготовке к выпускному сочинению в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotovki_k_vypusknomu_sochineniyu_v_11_klasse.docx | 250.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки к выпускному сочинению в 11 классе
Второва Валентина Николаевна
учитель МБОУ Наримановского района «СОШ №10»
Сочинение всегда было универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов, но особая роль принадлежит здесь литературе.
Чтобы сформировать умение создавать текст на заданную тему, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) и регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объёма на основе художественного произведения.
Введение выпускного сочинения в 11 классе потребовало перестройки работы по литературе. Во-первых, вне зависимости от того, выбрали выпускники литературу для сдачи ЕГЭ или нет, уже в 10 классе все письменные работы проводились либо в формате С-1 – С-4, либо в формате С-5 ЕГЭ по литературе. Таким образом отрабатывается композиция рассуждения небольшого объёма, а также формируется умение понимать вопрос темы (а сформулированы темы в виде вопроса, например, «В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н.Толстого?») и чётко формулировать тезис.
Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы (вопроса) и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию. Положительный результат при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Удобнее использовать вопросительные формулировки тем.
Так, в 11 классе темы сочинений после изучения творчества И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького были предложены следующие:
1. Чего более достоин человек: сострадания, равнодушия, правды? (По пьесе «На дне»)
2. Можно ли говорить о таланте любви? (По рассказу «Гранатовый браслет»)
3. Как вы понимаете ценности истинные и ложные? (По рассказу «Господин из Сан-Франциско»)
4. Что такое идеал в вашем понимании? Что значит стремиться к идеалу? (По рассказу «Старуха Изергиль»)
Для того чтобы учащиеся могли видеть сильные и слабые стороны своей работы, большое внимание уделялось анализу сочинений по критериям итогового сочинения.
Для анализа выпускникам можно предложить сочинения, приведённые в «Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения». Например, сочинение «Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?» [1]
С учащимися были рассмотрены все тематические направления итогового сочинения, сформулированы примерные темы по каждому из направлений.
«В наш век все чувства лишь на срок»? ( По одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова)
В чём истоки мужества и героизма?
Какие картины природы пробуждают человека к жизни истинной, естественной?
Насколько важен для становления человека пример его родителей?
Как можно понять выражение «Самый большой враг человека - он сам»?
Темы, предложенные выпускникам 3 декабря, можно использовать для подготовки к сочинению на следующий год. [2]
После изучения методических рекомендаций для учителей и выпускников по проведению итогового сочинения (сайт ФИПИ) пришла пора поработать над композицией сочинения. Опиралась на презентацию А.Г.Нарушевича «Подготовка к итоговому сочинению». [3]
Выпускникам предложен алгоритм работы над сочинением:
- Выберите тему сочинения.
- Выделите ключевые слова, в которых видите главный смысл темы.
- Сформулируйте тему в виде вопроса.
- Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы.
- Вспомните литературные произведения, которые могли бы проиллюстрировать ответ.
- Составьте план сочинения.
- Напишите черновик.
- Отредактируйте работу.
- Напишите окончательный вариант.
Пример работы над темой «Война – страшное слово»
Проблемный вопрос. Почему война страшное слово?
Тезис 1. Война – это смерть и страдания. (Пример)
Тезис 2. Война – это разрушения, голод, болезни.(Пример)
Тезис 3. Война духовно калечит людей: ожесточает, оставляет незаживающие душевные раны.(Пример)
Тезис 4. Война, особенно гражданская, разрушает связи между людьми.(Пример)
Вывод. Люди должны сделать всё, чтобы избежать войн.
Эта схема стала образцом для работы над другими темами итогового сочинения.
Следующий этап работы – повторение текстов изученных литературных произведений по тематическим блокам, анализ ключевых эпизодов, подбор цитатного материала.
Не надо забывать, что одновременно учителя русского языка ведут подготовку и заданию 25 (сочинение по тексту) ЕГЭ по русскому языку. Материалы текстов тоже могут служить аргументами для итогового сочинения.
Например, проблема мужества и незаметного героизма солдат не войне. (По тексту В.Некрасова, ДЕМО ЕГЭ 2015)
Таким образом, итоговое сочинение – это результат систематической целенаправленной работы по русскому языку и литературе, охватывающей период обучения в 10-11 классе.
Список использованных источников
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) Москва 2014 г. down.ctege.info
- Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов н/Д: Легион, 2014 sochinenie11.ru
- fipi.ru Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. М.,2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»
Выступление на педагогическом совете «Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»...
Подготовка к выпускному сочинению по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной" (По повести В.В. Быков «Сотников»)
Задачи урока:Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе; совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источн...
Обобщение опыта. Система работы по подготовке к итоговому сочинению.
Статья содержит обобщение опыта и рекомендации по применению различных методов и приёмов для подготовки учащихся к итоговому сочинению с 5 по 11 класс....
Система работы по подготовке к выпускному итоговому сочинению
В материале представлена система работы по подготовке учащихся 11 класса к выпускому сочинению. Подробно описаны приемы обучения школьников выстраиванию тезиса сочинения, доказательства своего суждени...
Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к экзаменам
Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к экзаменам...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...
Система работы по подготовке к итоговому сочинению
Материал для учителя...