Доклад "Как помогают в работе по подготовке к итоговому сочинению УМК по литературе"
методическая разработка по литературе на тему
Доклад "Как помогают в работе по подготовке к итоговому сочинению УМК по литературе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад Как помогают в работе по подготовке к итоговому сочинению УМК по литературе | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Как помогают в работе по подготовке
к итоговому сочинению УМК по литературе
Выполнил: учитель
МАОУ Гальчиской СОШ,
Домодедовского городского округа
Зайцева Светлана Сергеевна
Москва, 2017
Анализ УМК по литературе.
- Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-ух частях./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2013. – 303с.: иллюстрированное.
- УМК опирается на теоретические основы предмета: а) на достижения науки (при изучении каждой темы присутствуют теоретические сведения);
б) на историю науки (например, материал учебника распределен в соответствии с хронологией развития литературы, от устного народного творчества до литературы 20 века).
- Преемственность в научной терминологии соблюдается.
- Достоинством данного учебника можно считать сбалансированное соотношение теоретического и практического материала, большое количество заданий творческой и развивающей направленности.
- Обновленный учебник реализует обучение литературе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствует оптимизации учебного процесса.
Например, усовершенствована навигационная система условных обозначений учебника, которая подразделяет задания на следующие группы:
а) слушание актерского чтения;
б) проверьте себя;
в) обогащаем свою речь, совершенствуем свою речь;
г) будьте внимательны к слову, размышляем о прочитанном;
д) литература и изобразительное искусство;
е) творческое задание, проект;
ж) учимся читать выразительно;
з) вопросы и задания повышенной сложности.
- Примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД:
Познавательные УУД – 1) С помощью ученика и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка.
2) Вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чем оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?
Коммуникативные УУД - 1) Согласны ли вы с той характеристикой, которую дает сказительница персонажам сказки и всей сказочной ситуации? Если согласны, то попробуйте прочитать сказку вслух, повторив интонации актрисы-сказительницы. Если в чем-то не согласны, прочитайте сказку так, чтобы в чтении прозвучала ваша собственная характеристика героев сказки.
2) Подготовьте чтение басни по ролям, постарайтесь выразить свое отношение к Ворону, Свинье, Дубу. Найдите интонации, с которыми лучше прочитать начало басни.
Регулятивные УУД – 1) Напишите небольшое сочинение – ответ на вопросы: «Чему посвящен рассказ «Муму»? Против чего он направлен?» Составьте план сочинения, например:.. Ваши размышления покажут, насколько внимательно вы прочитали и продумали то, о чем хотел рассказать И.С. Тургенев.
2) Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басни, подготовьте вопросы для викторины, например:..
Личностные УУД – 1) Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?
2) Сравните чтение ваших товарищей с чтением актера. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?
- Материал учебника учитывает межпредметные связи. Например, с русским языком (задание 2 на странице 51 «Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в предложении»), с историей (вопрос 1 на странице 155 «Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»), с изобразительным искусством (задание 1 на странице 46 «Каких художников- иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали»).
- В данном учебнике системно предлагаются разнообразные формы учебной деятельности: фронтальной (при разборе нового материала, при обсуждении художественного произведения); индивидуальной ( при подготовке выразительного чтения, при написании сочинения, при самостоятельном чтении художественных произведений); групповой (при подготовке чтения по ролям, при выполнении задания игрового характера, при инсценировке эпизодов из произведений).
- Также учебник позволяет использовать уроки разнообразных типов:
- Урок открытия нового знания («Устное народное творчество»);
- Урок-рефлексия («Размышляем о героях литературы Древней Руси»);
- Урок общеметодологической направленности («Роды и жанры литературы»);
- Урок развивающего контроля («Сочинение «Жилин и Костылин в плену»).
- Упражнения и задания учебника позволяют использовать различные формы оценки знаний деятельности учащихся.
- Учебник способствует осуществлению личностно-ориентированного обучения (задания проверьте себя, обогащаем свою речь, совершенствуем свою речь, размышляем о прочитанном) и дифференцированного (задания творческого характера, проекты, задания повышенной сложности, задания типа «Выучите наизусть стихотворение или отрывок произведения»).
- Учебник содержит задания, требующие творчества ученика: например, «Напишите небольшое сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина», используя слова и словосочетания из притчи », «Подготовьте урок-конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен», «Подготовьте электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- В учебнике присутствует достаточно материала, способствующего развитию воспитательного потенциала учащихся: например, «Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?»
- По-моему мнению, УМК отражает интересам и потребностям современного ребенка, работа с учебником ему будет комфортно.
- Учебник реализует здоровьесберегающие технологии: шрифт хорошо читаемый, формат удобный, вес снижен так, как состоит из двух частей.
Проанализировав данный учебник по литературе для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения, можно отметить, что задания направленные на формирование способностей необходимых для успешного написания итогового сочинения присутствуют в достаточном объеме, например:
1) напишите небольшое сочинение – ответ на вопросы: «Чему посвящен рассказ «Муму»? Против чего он направлен?» Составьте план сочинения, например:.. Ваши размышления покажут, насколько внимательно вы прочитали и продумали то, о чем хотел рассказать И.С. Тургенев;
2) прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басни, подготовьте вопросы для викторины;
3) попробуйте сочинить собственную балладу в духе произведений В.А.Жуковского;
4) подготовьте сообщение об А.С. Пушкине, опираясь на статью учебника, книги, прочитанные самостоятельно и ресурсы Интернета;
5) подготовьте электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная Курица, или Подземные жители». Подберите к иллюстрациям цитаты из текста сказки, которые относятся к эпизодам, изображенным художниками;
6) опишите устно владения и богатства Мороза, постарайтесь при этом не забыть те эпитеты и сравнения, которые использует поэт (по Н.А. Некрасову «Мороз, Красный нос»);
7) что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.
Разнообразие типов заданий учебника является хорошим фундаментом для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению
1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...
Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...
Обобщение опыта. Система работы по подготовке к итоговому сочинению.
Статья содержит обобщение опыта и рекомендации по применению различных методов и приёмов для подготовки учащихся к итоговому сочинению с 5 по 11 класс....
Приемы работы при подготовке в Итоговому сочинению в 9 классе
Материал для заслушивания на методическом дне учителей русского языка и литературы 2 ноября 2018 учебного года п. Михайловка Черемховского района Иркутской области с целью ознакомления с формами работ...
Работа с формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению по литературе
Данный мастер-класс познакомит с методикой работы над формулировкой темы при подготовке к итоговому сочинению по литературе. Учителя-словесники знают, что одна из наиболее распространенных ошибок, кот...
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...
Система работы по подготовке к итоговому сочинению
Материал для учителя...