Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
рабочая программа (6 класс) на тему
Проектная деятельность для меня - это саморазвитие!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1
Рассмотрено: | Согласованно: | Утверждаю: Директор МБОУ Абанская ООШ№1 Колесень Л.И. от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ 6 КЛАССА
«Проектная деятельность»
Автор-составитель программы: педагог-организатор
Трущенко Н.А.
1 Пояснительная записка
Рабочая программа «Проектная деятельность» в 6 классе (1 час в неделю; 34 часа в год) составлена на основе методического пособия Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. «Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: методические пособия для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы»/ Под ред. Проф. Е.Я Когана, и локальным актом МБОУ Абанская ООШ№1 .
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель- это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектом у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление проектной деятельностью учащихся
Задачи:
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- научит предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией;
- сформировать навыки совместной работы и делового общение в группе.
2 Общая характеристика
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение. Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному
сотрудничеству в ходе овладения знаниями. В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели проектирования. Проектирование - это обязательно практическая деятельность, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а
превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства.
Проект - весь путь от идеи до получения продукта.
3 Особенности проектной деятельности:
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы
обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
4 Критерии оценки проектной деятельности:
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
- Качество оформления.
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
5 Этапы работы над проектом:
- предпроект;
- этап планирования работы над проектом;
- аналитический этап;
- этап обобщения;
- презентация полученных результатов.
Предпроект — это обмен знаниями по теме, интересами; высказывания
пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.
Основная цель этапа планирования — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
Планирование работы над проектом: определение временных рамок,
ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.
В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и.т.д.
Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете. Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.
Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению
умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).
Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм
представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают
возможность раскрыться каждому ученику.
По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.
Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов.
Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.
Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы. Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания,
рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию),
необходимых для исследовательской деятельности.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие
способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Структура проектной деятельности:
1. Ориентация на получение конкретного результата
2. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной
степени конкретизации
3. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата
4. Предварительно планирование действий по достижению результата
5. Программирование – планирование во времени с конкретизацией
результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего
результата проекта
6. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией
7. Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап:
2.1. Планирование деятельности.
2.2. Выполнение проекта.
3. Этап представления готового продукта.
4. Этап оценки процесса и результатов работы.
Организация работы над проектом.
Для организации групповой работы класс делится на группы по 5 - 7 человек.
Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.
Цели организации работы в группе:
1. Создание учебной мотивации;
2. Пробуждение в учениках познавательного интереса;
3. Развитие стремления к успеху и одобрению;
4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это
порицание;
5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими
обучающимися.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные
результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Во время работы обучающихся в
группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.
Рабочая программа включает три раздела:
1. Основные понятия. (1 час)
2. Подготовка к выполнению проекта. (14 часов)
3. Практическая часть. (19 часов)
Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 34 учебных часа (1час в неделю).
6 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Учащиеся научатся:
Предметным УУД:
владеть основными понятиями курса.
Личностным УУД:
1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества;
4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:
1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
2. выявлять и формулировать проблему;
3. планировать этапы выполнения работ;
4. выбирать средства реализации замысла,
5. работать с разными источниками информации;
6. обрабатывать информацию;
7. структурировать материал;
8. контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта
10. выдвигать гипотезу
11. находить доказательства
12. формулировать вытекающие из исследования выводы;
13. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
14. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
15. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
3. использовать догадку, озарение, интуицию;
4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
7 осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
7 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- бумага;
- Флипчарт ;
Календарно тематическое планирование проектной деятельности учащихся
№ урока | Тема занятий | Форма урока | Основное содержание |
1 | Проект «Экскурсия по Абанскому району» | Беседа, мозговой штурм | Исследование как форма познания, методы исследования, алгоритм исследования |
2 | Сотрудничество. Фандрайзинг. Развитие навыков работы в команде. | Тренинг (специалист ММЦ) | Как работать в команде? Формирование умения договариваться и решать совместно поставленную задачу. |
3 | История проектирования. Проекты в современном мире. | Лекция | Проекты, как вид деятельности История становления метода проектов Проектные технологии в образовании. Проектная деятельность. Основные понятия. Деятельность, проект, гипотеза, доказательства, проблема, цель, планирование, рефлексия, самооценка, информация. |
4 | Основные правила делового общения и ведения дискуссий. | Лекция беседа | Деловое общение, закономерности эффективных коммуникаций. Деловая беседа, стратегии ведения. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения. |
5 | Учимся сотрудничеству | Лекция, беседа | Формирование проектных групп. Распределение обязанностей между членами группы |
6 | Учимся определять проблему, помощь в постановке проблемы. | Лекция, беседа | Постановка проблемы |
7 | О проблемы к цели | Лекция, беседа | Определение целей проекта |
8 | Планирование | Лекция, беседа | Планирование деятельности |
9 | Планирование. Лист планирования и продвижения по заданию. | Беседа, мозговой штурм | Планирование деятельности |
10 | Работа со справочной литературой | Беседа, мозговой штурм | Ориентиры в информационном поле. Рекомендации по подбору литературы. |
11 | Способы первичной обработки информации | Ярмарка идей | Ориентиры в информационном поле. |
12 | Поиск информации в интернете | Лекция, беседа | Ориентиры в информационном поле. |
13 | Гипотеза и доказательства | Лекция, беседа | Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта |
14 | Основы риторики. Публичное выступление | Лекция, беседа | Способы воздействия на аудиторию |
15 | Презентация проекта | Семинар | Требования к представлению результатов. Рекомендации по выбору индивидуального стиля представления результатов проекта. |
16 | Самооценка | Беседа | Лист самооценки |
17 | Проект «Школа выживания» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
18 | Проект «Благоустройство двора» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
19 | Проект «Масленица» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
20 | Проект «Думающий покупатель» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
21 | Проект «Школа безопасности по ПДД» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
22 | Проект «Праздничное агентство мандаринка» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
23 | Проект «Города – герои Великой Отечественной войны» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
24 | Проект «Города – герои Великой Отечественной войны» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
25 | «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе». | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
26 | «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе». | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
27 | Проект «Реконструкция события» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
28 | Проект «Мы за ЗОЖ» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
29 | Проект «Агропром» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
30 | Проект «Открытое пространство» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
31 | Проект «КВН» | Проектная деятельность | Организация проектной деятельности |
32 | Что я знаю о проектной деятельности! | Круглый стол | Организация проектной деятельности |
33-34 | Проект «Конкурс творческих работ» Обработка результатов. | Круглый стол | Анализ результатов работы. Неосуществлённые идеи. |
Литература
1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
2. Новые педагогические и информационные технологий в системе.
образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
4. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной
деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
5. http://festival.1september.ru/articles/532929/
6. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...
Рабочая программа внеурочной (кружковой) деятельности
Информация по внеурочной деятельности - программа кружка...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая программа внеурочная проектная деятельность Азбука общения
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя чер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...