Эссе "Я - учитель"
статья на тему
Размышления о выборе учительской профессии, собственных педагогических принципов, подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ya_-_uchitel.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать –
он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель»
Л.Н. Толстой.
Учитель… Какой глубокий смысл и драгоценное содержание вложено в это слово. В детстве я играла в школу, представляя себя учительницей. Любила играть с малышами в подвижные и интеллектуальные игры, ставить театрализованные представления, проводить соревнования.
В школьные годы увлечений было много: рисование, кружок шитья, спортивные секции. Любимым предметом была история. Активно принимала участие в викторинах, творческих мероприятиях класса и школы. Поэтому после школы я твердо знала, что буду учителем. Поступила в Воронежский Государственный Педагогический Университет на специальность - учитель истории. Учёба мне нравилась. Но когда стали давать первые уроки - пошли первые слёзы. Слёзы огорчения и сожаления от того, что что-то не получится, как я смогу чему-то научить детей, если многого сама не знаю. Но вот преддипломная практика! Проходила ее в своей родной школе, в кругу родных учителей. Общаясь с коллегами, я поняла, что каждый из них – это учитель, в совершенстве знающий свой предмет, способный ответить на любой вопрос учеников, требовательный и добрый. Поняла, что учитель должен быть не только профессионалом в своей деятельности, но и должен обладать такими чертами характера, как заботливость, душевность, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей, быть оптимистичным, щедрым на похвалу. Практика прошла успешно. Дети сразу влюбились в меня, а я в них. Поняла, что без детей не представляю своего дальнейшего существования.
Я считаю, что информационно-коммуникационными технологиями должен владеть любой современный учитель. Для того чтобы уроки проходили более продуктивно использую в своей работе компьютер, для экономии времени на уроке работаю с интерактивной доской, не только сама использую презентации, но и учу детей самостоятельно готовить их. У них загораются глаза, они становятся более активными и сообразительными. С удовольствием отвечают на вопросы и выполняют задания. Для более качественной подготовки домашнего задания рекомендую учащимся использовать Интернет ресурсы. Если малого ребёнка нельзя растить так, будто он только податливая глина в руках взрослого; если успех воспитания решается тем, разбужены ли собственные силы ребёнка, поддержана ли тяга к самостоятельности в игре, учении, общении, труде; вызваны ли к жизни внутренние мотивы его поведения, то именно поэтому достаточно часто употребляю слова, начинающиеся на «само-»: самосознание, самоопределение, самооценка, самовоспитание… На пороге самостоятельного бытия юношам и девушкам приходится принимать важные решения, последствия которых будут проявляться долгие годы, без преувеличения – всю жизнь. Это должны быть их собственные решения. Никто – пусть из самых лучших побуждений! - не вправе строить на свой лад жизнь другого человека.
Исходя из этих положений, я строю свои отношения с ребятами на следующих принципах:
- Справедливость и обоснованность требований.
- Принцип осуждения поступка ребёнка, а не его самого. Первая реакция – это эмоциональная оценка поступка. Важно остановиться, разобраться, помочь ребёнку взглянуть на себя со стороны, правильно оценить самого себя.
- Принцип равных возможностей. Данный принцип строится на понимании того, что все дети разные, и моя главная задача – дать возможность каждому из них проявить свои способности.
Эти принципы определяют моё педагогическое кредо.
Три моих «всегда»:
- всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти к нему на помощь;
- всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
- всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям.
Три моих «никогда»:
- никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям учеников;
- никогда не допускать ощущения превосходства учителя над учеником, одного ученика над другим;
- никогда не оставлять ученика в состоянии безвыходности и беспомощности.
Современная школа требует новых учителей. Мне кажется, что учитель новой школы, прежде всего, должен быть профессионалом в своем деле. Это учитель, который находится в творческом поиске, а также в поиске ответа на вопросы «Чему учить детей?» «Как учить?» Заинтересовать ребенка учебой в школе с каждым годом становится все сложнее. Наш век - век технологий. Телевидение, интернет, дают возможность получать необходимую информацию, не выходя из дому. И учитель для своих учеников перестает быть единственным носителем учебной информации. Каков выход? Во-первых, у учителя должно кардинально измениться отношение к ученику. Необходимо отойти от авторитарной модели «ученик-учитель», изменить содержание учебных курсов, методик преподавания, поощрять свободный диалог, личную инициативу, дать возможность искать самостоятельно ответы на вопросы. Одним словом, учитель - это универсальный человек. Он и мама, и друг, и психолог, и врач, и компьютерный гений, т.е. человек, который в любой момент может выслушать, подсказать, поддержать или помочь в трудную минуту.
Неотъемлемым компонентом личности учителя я считаю его разносторонность, эрудицию, любовь к своему предмету. Именно все это лежит в основе педагогического мастерства, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Немаловажным помощником служит и вера учителя в успех учеников.
Не могу не вспомнить высказывание философа Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового». Я убеждена, что применение инновационных технологий (здоровьесберегающих, информационных, проектного, модульного обучения и др.) позволяют формировать прочные знания учащихся, позитивное отношение к окружающей действительности, развивать интерес к предметам, успешнее осваивать социальный опыт. Поэтому я всегда продумываю интересное начало урока, включаю логические и творческие задания, организую ролевые игры и конкурсы. Я нахожусь в постоянном поиске. Я учусь, работая над собой, и получаю огромное удовлетворение от возможности приумножать свои знания вместе с учениками, стремиться к совершенству.
Работа в школе – это моя жизнь. Я не могла и не могу представить себя в другой профессии. Ведь я уже с детства знала, что я буду учителем. И вне школы я по-прежнему учитель и классный руководитель, мне звонят ученики и их родители. Я – самый нужный и счастливый человек на свете! Ведь я учу детей, я учитель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...