Эссе "Я - учитель"
статья на тему

Полякова Елена Вячеславовна

Размышления о выборе учительской профессии, собственных педагогических принципов, подходов к образованию, своего понимания  миссии педагога в современном мире, смысла  педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

 Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать –

он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

 но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

 Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

 он – совершенный учитель»

Л.Н. Толстой.

Учитель… Какой глубокий смысл и драгоценное содержание вложено в это слово. В детстве я играла в школу, представляя себя учительницей. Любила играть с малышами в подвижные и интеллектуальные игры, ставить театрализованные представления, проводить соревнования.

В школьные годы увлечений было много: рисование, кружок шитья, спортивные секции. Любимым предметом была история. Активно принимала участие в викторинах, творческих мероприятиях класса и школы. Поэтому после школы я твердо знала, что буду учителем. Поступила в Воронежский Государственный Педагогический Университет на специальность - учитель истории. Учёба мне нравилась. Но когда стали давать первые уроки - пошли первые слёзы. Слёзы огорчения и сожаления от того, что что-то не получится, как я смогу чему-то научить детей, если многого сама не знаю. Но вот преддипломная практика! Проходила ее в своей родной школе, в кругу родных учителей. Общаясь с коллегами, я поняла, что каждый из них – это учитель,  в совершенстве знающий свой предмет, способный ответить на любой вопрос учеников, требовательный и добрый. Поняла, что учитель должен быть не только профессионалом в своей деятельности, но и должен обладать такими чертами характера, как заботливость, душевность, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей, быть оптимистичным, щедрым на похвалу. Практика прошла успешно. Дети сразу влюбились в меня, а я в них. Поняла, что без детей не представляю своего дальнейшего существования. 

Я считаю, что информационно-коммуникационными технологиями должен владеть любой современный учитель. Для того чтобы уроки проходили более продуктивно  использую в своей работе компьютер, для экономии времени на уроке работаю с интерактивной доской, не только сама использую презентации, но и учу детей самостоятельно готовить их. У них загораются глаза, они становятся более активными и сообразительными. С удовольствием отвечают на вопросы и выполняют задания. Для более качественной подготовки домашнего задания рекомендую учащимся использовать Интернет ресурсы. Если малого ребёнка нельзя растить так, будто он только податливая глина в руках взрослого; если успех воспитания  решается тем, разбужены ли собственные силы ребёнка, поддержана ли тяга к самостоятельности в игре, учении, общении, труде; вызваны ли к жизни внутренние мотивы его поведения, то именно поэтому достаточно часто употребляю слова, начинающиеся на «само-»: самосознание, самоопределение, самооценка, самовоспитание…  На пороге самостоятельного бытия юношам и девушкам приходится принимать важные решения, последствия которых будут проявляться долгие годы, без преувеличения – всю жизнь. Это должны быть их собственные решения. Никто – пусть из самых лучших побуждений!  - не вправе строить на свой лад жизнь другого человека.

 Исходя из этих положений, я строю свои отношения с ребятами на следующих принципах:

  1. Справедливость и обоснованность требований.
  2. Принцип осуждения поступка ребёнка, а не его самого. Первая реакция – это эмоциональная оценка поступка. Важно остановиться, разобраться, помочь ребёнку взглянуть на себя со стороны, правильно оценить самого себя.
  3. Принцип равных возможностей. Данный принцип строится на понимании того, что все дети разные, и моя главная задача – дать возможность каждому из них проявить свои способности.

Эти принципы определяют моё педагогическое кредо.

Три моих «всегда»:

- всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти к нему на помощь;

- всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;

- всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям.

Три моих «никогда»:

- никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам  и высказываниям учеников;

- никогда не допускать ощущения превосходства учителя над учеником, одного  ученика над другим;

- никогда не оставлять ученика в состоянии безвыходности и беспомощности.

Современная школа требует новых учителей. Мне кажется, что учитель новой школы, прежде всего, должен быть профессионалом в своем деле. Это учитель, который находится в творческом поиске, а также в поиске ответа на вопросы «Чему учить детей?» «Как учить?» Заинтересовать ребенка учебой в школе с каждым годом становится все сложнее. Наш век - век технологий. Телевидение, интернет, дают возможность получать необходимую информацию, не выходя из дому. И учитель для своих учеников перестает быть единственным носителем учебной информации. Каков выход? Во-первых, у учителя должно кардинально измениться отношение к ученику. Необходимо отойти от авторитарной модели «ученик-учитель», изменить содержание учебных курсов, методик преподавания, поощрять свободный диалог, личную инициативу, дать возможность искать самостоятельно ответы на вопросы. Одним словом, учитель - это универсальный человек. Он и мама, и друг, и психолог, и врач, и компьютерный гений, т.е. человек, который в любой момент может выслушать, подсказать, поддержать или помочь в трудную минуту.

Неотъемлемым компонентом личности учителя я считаю его разносторонность, эрудицию, любовь к своему предмету. Именно все это лежит в основе педагогического мастерства, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Немаловажным помощником служит и вера учителя в успех учеников.

Не могу не вспомнить  высказывание философа Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового». Я убеждена, что применение инновационных технологий (здоровьесберегающих, информационных, проектного, модульного обучения и др.) позволяют формировать прочные знания учащихся, позитивное отношение к окружающей действительности, развивать интерес к предметам, успешнее осваивать социальный опыт. Поэтому  я всегда продумываю интересное начало урока, включаю логические и творческие задания, организую ролевые игры и конкурсы. Я нахожусь в постоянном поиске. Я учусь, работая над собой, и получаю огромное удовлетворение от возможности приумножать свои знания вместе с учениками, стремиться к совершенству.

Работа в школе – это моя жизнь. Я не могла и не могу представить себя в другой профессии. Ведь я уже с детства знала, что я буду учителем. И вне школы я по-прежнему учитель и классный руководитель, мне звонят ученики и их родители. Я – самый нужный и счастливый человек на свете! Ведь я учу детей, я учитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...