«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»
методическая разработка

«Творчество во всех видах деятельности,

 связанных с потребностями ребенка,

необходимое условие эффективности образования».

 

С.Т. Шацкий

 

Как часто педагоги не уделяют должного внимания конкурсам, счтая их лишней работой. В этой работе я рассмотрел влияние конкурсов на развития творческой активности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu.v.mokin_.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»

                                                                   

                                                                        Автор:

                                                                        Мокин Юрий Владимирович

                                                                        Педагог дополнительного образования,

                                                                        ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района

                                               Санкт-Петербург

                                                        2022

                                                 Оглавление.

Введение…………………………………………………………………. 3

1.Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании……………………………….6

2. Работа творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством разработки конкурсных работ……………………………………………7

3. Анализ сильных и слабых сторон проекта……………………………9

4. Заключение……………………………………………………………11

5. Библиография…………………………………………………………12

Введение

В наше время многое изменилось в мире. Это не могло не отразиться и на воспитании детей. Новые требования, которые предъявляет общество к человеку, нашло выражение в выработке планов по развитию дополнительного образования до 2030г.

Появилось много новых направлений и кружков. Новое всегда вызывает интерес. Оно яркое, красивое и необычное. Таинственное и хорошо рекламируется. Поэтому очень трудно удержать внимание детей на проверенных временем занятиях, каким является народное творчество.

Наша мастерская по работе с деревом сохраняет умения и традиции, присущие многим народам, населяющим Россию. Воспитывает уважение и интерес к истории своей родины.

Работа с деревом испокон веку была не только способом выражения своего творческого потенциала, но и средством существования. Дома строились из дерева. Из него же была мебель и почти вся утварь в хозяйстве. Поэтому ребята, которые занимаются в нашей мастерской, приобщаются к народным традициям и получают практические знания, которые применяют в своём быту.

Конкурс даёт возможность выявить талантливых детей. Нет абсолютно универсальных людей, одинаково талантливо выполняющих любую работу. Каждый оказывается более способным в одном деле и менее способным в каком-то другом. Важно просто определить те области деятельности, в которых ребенок более способен. Это даст возможность преподавателям и родителям развить его способности. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но формируются в ней. Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности личности. До того момента, как человек приступил к деятельности. Мы можем говорить, скорее, не о способностях, а о задатках. Каждую особенность можно развить, если есть желание. Главное, чтобы это делалось целенаправленно и регулярно. И конечно, лучше развивать их с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Иногда бывает так, что ребёнок не обладая очевидными склонностями, проявляет интерес к какой-то деятельности, и со временем показывает очень хорошие результаты.

Для этого подходят творческие конкурсы и выставки творческих работ, в рамках ЦДЮТТ. А также, предоставляя им творческие задания, которые могут выполняться самостоятельно и направлены на то, чтобы сделать их интерес более глубоким.

Очень важно родителям взглянуть на своего ребёнка с другой стороны. Поддержка и понимание родителей, дают потрясающие результаты. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении мероприятия, оказывают помощь детям добрым советом и поддержкой. Подготовительный этап работы связан с работой на компьютере, поэтому помощь родителей с этом деле просто неоценима.

Вместе с тем участие в конкурсе повышает самооценку детей. Они начинают верить в себя, в свой успех в настоящем, а значит и в своём будущем. В каждом ребенке заложены природой разнообразные задатки, которые могут проявляться и развиваться только в деятельности. Именно способности определяют качество деятельности, ее успешность и уровень достижений.

Конкурс и выставка работ участников даёт хорошую возможность заинтересовать большее количество детей, работой с деревом.

Участники проекта.

Целевая аудитория:

1.        Воспитанники мастерской технического моделирования второй год обучения. Возраст 8 -10 лет. 12 человек.

2.        Родители, родственники воспитанников и их друзья, которые смогут по-новому взглянуть на детей. Оказать им поддержку, что способствует укреплению семейных и дружеских отношений.

3.        Посетители выставки дети и взрослые, получат возможность прикоснуться к народному творчеству, в рамках этнокультурного воспитания.

Сроки реализации проекта.

Срок реализации проекта 2 месяца.

Цель проекта:

Развивающие:

        развитие внимательности, фантазии, воображения, логики;

        раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, побуждение к самостоятельной творческой активности;

        развитие эстетического вкуса, чувства гармонии;

        развитие мелкой моторики рук ребенка;

        обмен творческим опытом.

Воспитательные:

        условий для формирования потребности в творчестве;

        воспитание уважительного отношения к труду товарища, культуры труда в коллективе

        выявление и поддержка талантливых, одаренных детей.

        формирование общих интересов семьи через увлечение ребенка.

        реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества.

        воспитывать у участников проекта чувства самоуважения, через результаты своего труда.

        привлечение внимания к данному виду творчества у детей.

Задачи проекта:

- создать творческую атмосферу работы

- провести выставку выполненных работ

- принять участие в городском конкурсе.

Теоритическая часть

1.Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании.

Данный проект проводится в рамках решения важной стратегической задачи, связанной с модернизацией и инновационным развитием Российского образования, с задачей раскрытия способностей каждого воспитанника, с развитием разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.

Одной из эффективных форм выявления одарённых детей и дальнейшей работы с ними является привлечение детей к участию в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях, выставках. Участие в конкурсе добровольное, но я прилагаю усилия, чтобы в этом этапе приняли участие как можно больше обучающихся, ведь именно это позволяет более полно выявить учеников, имеющих особые успехи в использовании навыков, полученных на занятиях. Несомненно, работа с одарёнными детьми требует от учителя высокого профессионализма, компетентности во многих вопросах, а также дополнительных усилий по более глубокому проникновению в материал темы, дополнительных затрат времени. В процессе совместной работы должна возникать и уверенно «поддерживаться» ситуация успеха с целью включения воспитанников в творческий поиск решения поставленных творческих задач, поверьте, результаты стоят этих усилий. Успех воспитанника приносит удовлетворение учителю, поднимает его авторитет, повышает престиж учебного предмета. Подобрать ключи к душе ребёнка, к его успешности - вот главная задача преподавателя, ведь, порой от этого зависит дальнейшая судьба этого маленького человечка.

Талантливый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с талантливыми детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. В связи с этим в ДО необходимы мероприятия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Развитие, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения. Оценка ребенка как талантливого не является самоцелью. Выявление талантливых детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

 2. Работа творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством разработки конкурсных работ.

2.1. Этапы проекта «Конкурс детских самостоятельных работ «Я - Творец».

Подготовка:

Написание «Положения конкурса». Где указываются критерии, по которым будут оцениваться работы. Стоки изготовления.

Преподаватель проводит установочное занятие, на котором воспитанников знакомят с условиями конкурса.

Реализация:

1 Знакомство с ресурсами, где можно найти идеи интересных работ.

https://instrumentoria.ru/35-podelki-iz-fanery-lobzikom.html        Инструментория.ru

https://opilah.com/vypilivanie-lobzikom/        О пилах

https://podelki.org/podelki-iz-fanery-lobzikom/        Рукоделие от А до Я

https://podelki.pro/podelki-lobzikom/        Podelki.pro

https://www.pinterest.ru/kudrinka/выпиливание-лобзиком/        Рinterest.ru

https://lobzik.info/category-13        Кабинет 304

- Помощь воспитанникам в подготовке материала для работы.

- Оказание помощи ребятам при разработке сложной конструкции изделия.

- Обеспечение необходимых материалов для художественной отделки изделия в связи с замыслом воспитанника.

2 План мероприятий, при помощи которых

1 неделя        Придумать изделие и нарисовать его.

2 неделя        Создать шаблон изделия.

3 – 5 недель        Нанести изделие на фанеру и выпилить его.

6 неделя         Предварительная сборка изделия, исправление ошибок, обработка деталей

7 неделя        Финишная сборка и отделка изделия

8 неделя        Проведение конкурса и выставка работ

Таблица 2.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- Бумага, карандаш, линейка

- Фанера

- Ручной лобзик

- Выжигательный аппарат

- Наждачная бумага

- Надфили

- Морилка

- Акриловые краски

- Акриловый лак

Все перечисленные материалы имеются в наличии в учебном кабинете и не требуют дополнительных денежных вложений.

3. Заключительный этап.

- Просмотр конкурсных работ.

- Оценка изделий.

Критерии оценки работ участников конкурса.

-успешность использования полученных знаний за 2 года обучения.

-сложность конструкции изделия

-аккуратность исполнения деталей

-художественное оформление изделия

-креативность в создании проекта изделия

- Проведение выставки.

3. Анализ сильных и слабых сторон проекта

Как у всякого проекта, так и у нашего, существуют сильные и слабые стороны.

Так как реализация проекта подразумевает вовлечение в этот процесс родителей, то преподавателю нужно учитывать психологию не только ребёнка, но и родителей.М

Можно выделить некоторые ситуации. Рассмотрим одну из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в развитии творческого потенциала последнего.  Однако тут существуют нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели, такие, как призовые места, начиная с первых выходов на конкурс, а ребенок, в силу недостаточности опыта просто на данный момент этим требованиям не соответствует. Здесь важна работа именно с родителями.  Им, как и ребенку, необходимо донести, что сразу ничего не бывает, и что именно регулярная работа может принести плоды.

Бывает, что родители, после неудачи ребенка сказали ему, что в таком случае нет смысла участвовать в конкурсах. Этого допустить никак нельзя.

Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, пытаться, проигрывать, извлекать из всего из этого свою пользу, а родители зациклены на учебе в общеобразовательной школе. Здесь понять родителей можно, ведь все мы знаем какая нагрузка сейчас у детей в основной школе и какие высокие требования. В этом случае можно провести работу с самим ребенком. Нужно постараться помочь ему правильно и грамотно распределить свое время, чтобы успевать подготовиться к школам и занятиям в мастерской.

Иногда родители очень хотят участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В этом случае можно попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить этот интерес различными способами.

Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт.

В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого.

 Задача педагог правильно настроить ученика, тогда у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Ребенок начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них получается выбиться на вершину пьедестала, а у него нет.

Ученик на конкурсе в первую очередь должен смотреть на работы других участников и перенимать их опыт. Что-то он возьмет, что-то пригодится, но не всё. Здесь важно чувство меры, чтобы не стать копией кого-то, ведь каждый ребенок уникален, а простое копирование может перекрыть именно творческую составляющую, что совершенно противоречит задачам конкурса.

Поэтому начинать лучше всего с небольших конкурсов, например, в своём ЦДТТЮ.

Но планку всегда следует повышать, чтобы не оставаться на одном уровне.

Начинается вторая стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Здесь опять же важно не понижать уровень, занятия становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего творческого уровня.

Зная и понимая слабые стороны проекта важно подготовиться к тому, что бы уменьшить их влияние. Сильные стороны развить и усилить.

Результаты:

Результаты, которых мы достигли в ходе работы над проектом:

- возросла самооценка детей, принимавших участие в проекте,

- проведена выставка работ для гостей ЦДЮТТ и родственников и друзей участников проекта

- Лучшие работы приняли участие в городском конкурсе в номинации « Твори, выдумывай, пробуй»

- родители, посетившие открытие выставки детского творчества в стенах ЦДЮТТ

увидели возможности и способности своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста

Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...

«Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Давыдова Н.И. Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями" // 2016 г....