1917 - 2017: уроки Донской истории
статья на тему
выступление на II Николаевский образовательных чтениях. В работе освещена роль Октябрьской революции, её влияние на церквь, казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_s_vami_sobralis_v_preddverii_2017.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каштановская средняя общеобразовательная школа»
1917 – 2017: уроки донской истории
(выступление на Николаевских образовательных чтениях)
Подготовила: Родина Л. И.
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Каштановская СОШ»
2016 год
Мы с вами собрались в преддверии 2017 года. 2017 год - это год когда мы будем вспоминать столетие одной из самых неоднозначных дат в истории России. Грядущее столетие русской революции событие настолько сложное, что на его осмысление уйдут еще многие годы. Для нас же сейчас важно сделать некоторые выводы из этого урока, научиться не повторять те ошибки, которые сотрясали минувшее столетие и, одновременно, научиться ценить то хорошее, что в нем было.
XX век стал веком катастроф не только для России. Наша страна заплатила самую высокую цену за кризис, который поразил все человечество. Антихристианские настроения предыдущих столетий принесли свои горькие плоды. Светский гуманизм, гедонизм и идеология потребительства, отвергнув идею Бога, как смысла человеческой жизни, поставив человека на место Творца, вскоре породили явные античеловеческие учения, готовые уничтожить миллионы людей ради достижения своих иллюзорных идеалов. Освободившись от морального императива, на свободу вырвались самые низкие человеческие страсти и пороки. Многим мыслителям минувшего века казалось, что сама природа человеческая подвергается фундаментальному реформированию. То, что еще недавно считалось стыдом и позором, за какие-то считаные годы приобрело статус модного явления. И напротив, тот уклад жизни, в котором жили целые поколения, в одночасье был объявлен старомодным и потерявшим смысл. Итог был печальным. Масштабный мировоззренческий кризис вверг человечество в две мировые войны, которые унесли жизни немыслимого количества людей.
Братоубийственная война, революция особенно страшно отразились на судьбе нашей страны. В России накануне Первой мировой войны и революции был мощный потенциал. Страна была лидирующей аграрной империей, главным мировым экспортером зерновых. Шел бурный рост промышленного производства, по которому Россия занимала пятое место в мире. Темпы промышленного роста были настолько быстрыми, что если бы так продолжалось и дальше, то к 1930-му году наша страна могла бы уже стать мировым лидером.
В начале ХХ века было введено всеобщее бесплатное начальное обучение, ежегодно открывалось 10 000 школ(уже в 1911 году их насчитывалось более 100 000, из них 38 000 церковно-приходских), в результате чего к 1922 году неграмотность молодого поколения должна была исчезнуть.
Русская культура впервые стала конкурентоспособной, даже французы ее называли одним из «чудес света». Вся Европа читала классиков русской прозы: Достоевского, Толстого, Чехова. Во всем мире славилась русская музыка: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Гречанинов, Стравинский. Сценические искусства прославляли Шаляпин, Кшесинская, труппа Дягилева. Иностранные художественные галереи с восторгом принимали Нестерова, Васнецова, Кустодиева.
Предреволюционное время было периодом наивысшего расцвета и Православной Церкви, ее культуры, храмового зодчества, богословия. В Донской и Новочеркасской епархии к тому времени действовало 911 приходских церквей. В одном только Таганрогском викариатстве служило около 2,5 тысяч клириков (!)
Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война разрушила все, чем крепла и прирастала земля наша. Но самое ужасное, что вместе с уничтожением духовных основ были уничтожены миллионы людей… и уничтожены они были лишь за то, что сохраняли связь с традиционным для них укладом жизни.
Будучи жителями Донского края, мы должны вспомнить, что события эти оказались переломными и в судьбе нескольких миллионов казаков.
Общая численность казачества в 1917 году составляла, по некоторым данным, почти 7 миллионов человек. Из них, войско Донское насчитывало более 2,5 млн. казаков. В основном это было сельское население, даровитые и работящие люди, ведущие земледельческий образ жизни и несущие еще, при этом, воинскую повинность. За свою ратную службу они щедро награждались земельным обеспечениям. Весь уклад их жизни был связан с родом, с землей, с верой и традициями. И именно по ним каток революции прошелся особенно тяжело, последствия чего мы можем до сих пор наблюдать, хотя прошел уже почти век.
События февраля 1917-го года потрясли до основания казачье сословие, породив колебание умов. Ведь после отречения Государя Императора было разрушено централизованное управление казачьими войсками. По этой причине основная масса казаков длительное время находилась в неопределенном состоянии, не понимая, что происходит, не принимая участия в политической жизни страны.
Установление в 1920 г. на Дону Советской власти стало для всего казачества, для верующих и духовенства большим испытанием. Шаг за шагом уничтожалось все, чего достигла Донская земля за время своего существования. В начале 1920-х гг. были закрыты все домовые храмы, большинство из которых находилось в учебных заведениях и медицинских учреждениях.
В 1922 г., в ответ на инициативу Святейшего Патриарха Тихона, призывавшего верующих помочь голодающим, по распоряжению советского руководства, не считавшегося с чувствами верующих, в Донских церквях было проведено изъятие всех церковных ценностей. Данные статистики просто поражают воображение. По документам было изъято более 11 кг золота, более 8 тонн серебра, 16 кг риз с драгоценными камнями, более полутысячи бриллиантов, шесть тысяч алмазов, более двух с половиной тысяч изумрудов, целый фунт рассыпного жемчуга и мн. др. Это было подлинное сокровище Дона, собранное вереницами казачьих поколений.
Казалось бы, если это все пойдет в помощь голодающим, то и слава Богу! Может быть, тем самым, донские церковные богатства спасут миллионы жизней. Ведь именно эту мысль преследовал Святейший Патриарх Тихон, благословивший помочь голодающим. Однако большевики не собирались направлять эти средства на борьбу с голодом. Более того, драгоценности были использованы новой властью для оплаты труда тем деятелям, которые и осуществляли изъятие. Таким образом, так называемая «народная власть» просто ограбила донские казачьи церкви, изъяв все, что в них жертвовалось многими поколениями казаков.
Но для верующих людей материальное ограбление храмов не было самой важной потерей. Гораздо страшнее было то, что вместе с изъятием церковных ценностей большевики производили осквернения православных святынь. Их целью были не столько религиозные сокровища, сколько сама вера казаков, которой новая власть стремилась лишить казачество не меньше, чем драгметаллов.
В 1923 г. храмы Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога и других донских городов стали свидетелями безобразных кощунственных выходок, по улицам прокатились антирождественские и антипасхальные карнавалы. За всю свою историю Дон, повидавший многое, подобное видел впервые.
С самых первых дней революционных потрясений Донская земля омылась кровью новомучеников и исповедников. Сегодня известны имена 25 священнослужителей убитых без суда и следствия только за то, что они носили крест и рясу.
В 1920-1930-е годы на Дону были репрессированы 9 епископов и, по предварительным подсчетам, около 267 священно- и церковнослужителей (!).
Большая часть священнослужителей была расстреляна в 1937 г. по обвинению в принадлежности к сфальсифицированным «белогвардейским церковно-монархическим контрреволюционным организациям».
Таким образом, первые двадцать лет большевистской власти и антицерковного террора имели катастрофические последствия для Дона. Была порушена социальная жизнь, семейные связи, духовная традиция. Все это прекрасно отражено на страницах великого романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Волна богоборчества, вероотступничества и братоубийственной злобы захлестнула Дон.
Трагической страницей по истории казачества прошёл процесс раскулачивания.
Когда в 1941 году новая опасность надвинулась на Родину, распри были забыты, народ встал на защиту своего Отечества.
Все мы знаем о героических подвигах жителей Донского края в годы Великой Отечественной войны. Их не сломили ни тяжкие бои Миус-фронта, ни оккупация большей части территории, ни угон населения в Германию, ни массовые расстрелы.
Донские казаки, в большинстве своем, остались верны своему патриотическому чувству. Немедленно были созданы казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, составленные из числа казаков, которые хотя и не подлежали призыву на военную службу, но приняли активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков.
Здесь вспоминается пример, Донского казака Константина Недорубова, Героя Советского союза и полного Георгиевского кавалера, который пошел на фронт добровольцем в возрасте 52 лет. До конца дней он носил золотую звезду Героя вместе с Георгиевскими крестами. И это лишь один случай из множества подобных. Звание Героя Советского Союза получили 262 Донских казака. Семь кавалерийских корпусов и семнадцать дивизий получили наименование гвардейских.
Во время Великой Отечественной войны в Ростовской области было открыто 240 храмов. Подавляющее их число – около 200, что составляет более 85%, – возобновили свое служение в период оккупации. Именно тогда были возобновлены богослужения и в Ростовском кафедральном соборе Рождества Богородицы, закрытом в 1936 г., а также в Новочеркасском Вознесенском войсковом соборе. Эти храмы были постоянно наполнены молящимися.
Благодаря мужественному подвигу жителей нашего региона, после тяжелейших боев и разрушений Великой Отечественной войны, Ростовская область быстрыми темпами стала восстанавливаться. Уже 1 июня 1945 года на улицы города выехал первый трамвай. Через два года был восстановлен Ростсельмаш и началось производство нового типа комбайнов. Восстанавливались и другие предприятия, и другие части города. К концу 40-х было сдано в эксплуатацию почти 400 восстановленных и заново отстроенных зданий, среди них театр имени Горького, цирк. Лендворец, Дом Советов, Дворец культуры «Ростсельмаш». Была благоустроена городская набережная, построено множество новых школ, техникумов, вузов.
В 1957 году в городе открылся цирк, который был одним из лучших в СССР. Стали выпускаться и новые газеты: газета «Дон», редакторами которой были Михаил Шолохов и Константин Паустовский. В 1954 году в Ростове-на-Дону было более 500 библиотек, крупнейшей из которых являлась Донскую публичную библиотеку, в которой на 54-ый год находилось более 1 миллиона книг.
В 60-х годах в Ростове-на-Дону успешно развивалась основа образования — школа. К началу 70-х гг. количество средних школ достигает 75.
В эпоху хрущевских гонений с 1953 по 1964-х гг. на Дону было закрыто 166 церквей (!), уничтожено значительное число храмовых зданий, являвшихся в сегодняшнем понимании памятниками архитектуры. Среди закрытых и оскверненных храмов того времени и Благовещенская греческая церковь, которую в 1959 году за 28 дней ограбили, а общину попросту разогнали, несмотря на многочисленные протесты прихожан. Такая же участь постигла и наш Свято-Никольский храм. Храм дважды закрывали, он частично был разрушен и разграблен, стоял без колокольни, без куполов, без крыши. Во время войны в 1942 году храм открывали для прихожан. А 28 декабря 1960 года решением Совета приказ №17 был вновь закрыт. Его превращали в спортивный зал, потом в склад для мебели. Не сохранилось ни утвари, ни икон, ни росписей стен. Но, несмотря на столь долгий период атеизма, остались не только стены храма, но главное- вера в сердцах людей. В 1989 году, по просьбе жителей, храм был передан в пользование Русской Православной церкви. Вновь открылись двери храма, вновь зазвучали молитвы и церковные песнопения, в храм потянулись люди: кто с радостью и благодарностью к Богу, кто со слезами и покаянием, кто с молитвою и прошением в скорбях и нуждах. Так что даже после войны верующие могли только мечтать о передышке.
Конечно, ретроспективно взглянув на то тяжелое время, легче всего бросить в него камень, проклясть все, чем жила страна в эти нелегкие для религиозной свободы годы. Но осмысление данного периода не должно нас отталкивать от того хорошего, что было в жизни нашего многострадального и терпеливого народа. Ведь в истории страны, как и в судьбе человека, было все, и хорошее, и плохое: были страшные годы, но были и героические моменты, были социальные несовершенства, но были и научные открытия, и спортивные достижения.
Нам есть чем гордиться! И было бы не справедливо отказываться от героического труда и подвига советского народа в эти годы по причине тяжелейших испытаний или идеологических ошибок, совершенных нашей страной под влиянием коммунистической идеологии.
Но что стоит точно сделать – это преодолеть и изжить советские комплексы и безбожные привычки. Духовные последствия советского периода страшно поразили ум нашего народа, но не испортили его сердце. Если мы сегодня сможем преобразить этот ум, сможем изменить подход к жизни, изменить отношение друг к другу, к нашей культуре, к вере, то у нашего народа еще будет великое будущее, несмотря на все тяжкие грехи прошлого. Недаром же греческое слово покаяние буквально означает «полная перемена ума»!
В конце 80-х начале 90-х гг. Русская Православная Церковь получила возможность начать долгий и сложный процесс возрождения духовной, образовательной и социальной жизни. Это было время поиска новых форм миссии, время сложных вызовов, не простой экономической ситуации. На смену отживающей коммунистической идеологии пришла новая, либеральная парадигма.
Сегодня мы переживаем не менее сложное время, полное вызовов, требующее от нас мудрости и большого труда.
Очень быстро, по историческим меркам, мы вошли в период так называемого «возрождения», когда исторический момент потребовал от нас живого и деятельного участия в восстановлении ранее порушенного. И восстанавливать нам сегодня приходится, как говорят в известной церковной пословице, не только «бревна», но и «ребра».
История дает нам шанс не разрушать, а строить… строить храмы, восстанавливать монастыри, приводить к служению молодых и образованных священников. Но еще более важной задачей, в этот исторический отрезок времени, становится вопрос духовного образования людей. Поэтому с таким вниманием мы относимся к вопросам организации воскресных школ, духовно-просветительских центров, введению курсов ОРКСЭ в общеобразовательных школах, выстраивания полной системы религиозного образования: от детского сада до вуза. Хочу отметить, что разным успехом, но этот процесс происходит по всей России и, конечно же, он заметен в нашем казачьем регионе.
За прошедшие 20 лет стало ясно, что, несмотря на годы гонений, казачество всегда готово прийти на помощь государству, которое нуждается в нем. В этот период времени началось и восстановление казачьего православного образования.
Сегодня в Ростовской области успешно функционируют 6 казачьих кадетских корпусов, 5 казачьих профессиональных училищ, около 200 общеобразовательных учреждений со статусом «казачий». Был открыт филиал Первого казачьего университета, что позволило создать кластер непрерывного казачьего образования, построенного на воспитании образованного и духовно грамотного человека. Отрадно, что это удается осуществить. Абсолютное большинство выпускников наших казачьих учреждений успешно поступает в высшие военные училища. Подобное желание служить России не может не радовать.
Наравне с этим идет и процесс воцерковления казачества. Ведь казак – это, прежде всего, православный воин, надежда и опора Отечества и Церкви.
Возрождение казачества – очень тяжелый и длительный процесс.
Нам предстоит еще многое пройти и многое сделать. Ведь, как говорится, ломать, не строить. Чтоб искалечить душу народа, достаточно выбить из колеи хотя бы одно поколение людей, а чтобы вернуть его на место, понадобятся многие годы и усилия.
Отрадно, что работа по православному просвещению находит отклик в сердцах людей. Вот уже 3 года в нашей школе я веду в рамках внеурочной деятельности занятия по духовно – нравственному воспитания и воспитанию гражданской позиции. В рамках этих занятий вместе с ребятами знакомимся с историей казачества, их бытом. Традициями, посещаем музеи, по возможности выступления казачьих ансамблей. Дважды посещали Свято-Никольский храм в ст. Обливской, где ребята с помощью работников Обливского краеведческого музея познакомились с историей храма, с его трагическими страницами прошлого и прекрасным настоящим. Наши школьники с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях как «Покрова на Обливской земле», 2Малиновый звон пасхи», «Светлое Христово Воскресенье», «Рождественский перезвон», «Дорого яичко ко Христову Дню». Уроки церковной истории Донского края показывают, что Церковь не только прошла через горнило испытаний, но и обновилась через кровь новомучеников и исповедников.
Главным итогом и главным уроком самого кризисного столетия в истории нашей страны стала способность нашего народа очистить свою душу от вражды и розни, найти в себе силы к исправлению ошибок прошлого, обрести силы для любви и созидания и, тем самым, получить новые исторические горизонты и перспективы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)
Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...
Урок по истории России "Россия весной-летом 1917 г."
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия весной-летом 1917 года" в 9 классе...
Урок по истории Донского края по теме " История заселения Морозовского района"
урок проводился в рамках изучение регионального компонента по истории Донского края.Цель урока:1. ознакомление с историей родного города.2.Формирование умения работать с дополнительной литератур...
Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".
• Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."
На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии...
Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"
Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС...
Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.
Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель урокаформирование у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных в истории России.Задачи урока1. Рассмотреть р...