Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii_v_9_klasse.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 9 классе.
Учитель: Ильина М.П.
Тема: «Альтернативы исторического развития России в 1917г.»
Цель урока:
Познавательная: способствовать формированию исторической компетентности, умению осознанно и глубоко проникать в историческое прошлое. Достижение конструктивного и творческого уровня умений и знаний.
Развивающая: развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать знания.
Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, уважение к Родине. Развитие коммуникативных качеств, взаимной ответственности при работе с товарищами, настойчивости.
Этапы урока:
- Организационный этап. Приветствие, сообщение плана урока.
- Проверка знаний учащихся.
А) «Интеллектуальная разминка». Проводится в виде быстрого фронтального устного опроса учащихся с целью актуализации знаний, полученных на предыдущих уроках. Примерное время- 5-7 минут.
Примерные вопросы для интеллектуальной разминки.
- Какое событие начала XX века усилило экономический, социальный, политический кризис в России?
- Какие государства распались в ходе 1 мировой войны?
- В каком году начала работать 1 Государственная Дума?
- Назовите даты 1 русской революции.
- Какой документ можно назвать 1 российской Конституцией?
- Имя последнего русского императора?
- Как изменилось название столицы Российской империи после начала 1 мировой войны?
- Кто оказывал влияние на императора в последние годы его правления?
- Каков характер Февральской революции 1917 года?
- Перечислите партии либерально-буржуазного направления.
- Расшифруйте сокращение «РСДРП».
- Что такое альтернатива?
- Что такое коалиция?
- Что такое двоевластие?
- Когда в России впервые возникают Советы как органы власти?
Б) Тесты и задания.
На выполнение этого письменного задания отводится от 10 до 15 минут урока.
Примерные тесты и задания по теме: «Февральская революция в России в 1917 г.»:
1.Соотнеси дату и событие, номера ответов запиши в таблицу:
- Образование Временного правительства
- Захват арсенала
- Всеобщая политическая стачка
- Отречение Николая II
- Демонстрация женщин-работниц
23 февраля | 26 февраля | 27 февраля | 1 марта | 2 марта |
- Каково содержание приказа №1 Петроградского Совета:
- Демократизация армии
- начало аграрной реформы
- установление 8-ми часового рабочего дня
3. Укажи характер Февральской революции:
- Пролетарская
- буржуазно-демократическая
- буржуазная
4.Соотнеси партии и их политическую направленность. Ответ запиши в таблицу:
- Право-либеральное направление
- Социалистическое направление
- Лево-либеральное направление
- Националистическое направление
Кадеты | Социал-демократы | Октябристы | Монархисты | Эсеры |
5. Почему правительство называлось Временным:
- Было неуверенно в своих полномочиях
- Собиралось передать власть монарху
- Взяло на себя власть до созыва Учредительного собрания
6. Продолжи предложение:
Система одновременного существования Петроградского Совета и Временного правительства весной 1917 г. называется_______________
- Подготовка к активной и сознательной деятельности по изучению нового материала.
Сообщение новой темы, постановка учебной проблемы:
Учитель: «Сегодня мы должны рассмотреть и обсудить возможные варианты исторического развития России после Февральской революции 1917 года, которая отразила все социально-экономические и политические противоречия, существовавшие в стране. Мы должны попытаться ответить на вопрос: почему за февральской революцией последует октябрьская революция и гражданская война».
- Привлечение учащихся к самостоятельному получению знаний.
(продолжительность этого этапа урока- примерно 15-10 минут).
Учащиеся получают задание провести политическую агитацию с изложением программы партии и ее отношения к войне. Работают в группах. Источник – учебник «История России XX- начала XXI века» (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю, Брандт), пп.3,5,10,11.
Всего класс разбивается на 5 групп – монархисты, социал-демократы, кадеты и октябристы, эсеры и «народ» (задача этой группы с помощью учителя определить уровень доверия к политическим партиям).
Задания группам:
Провести агитацию с изложением программы партии и ее отношения к войне:
Монархисты (см. учебник стр.37, 64, 80-87)
Кадеты, октябристы (см. учебник стр.37-39,64, 80-87)
Эсеры (см. учебник стр. 25-26,64, 80-87)
РСДРП (см. учебник стр.23-25,64, 80-87)
5.Подведение итогов.
Совместно с учащимися формулируется вывод о существовании двух путей развития страны: пути реформ и революции. Учащиеся подводятся к пониманию ценности демократической альтернативы и прослеживают причины ее неудачи весной 1917 года.
- Этап информации о домашнем задании.
Помимо параграфа учебника, учащимся может быть предложена творческая работа в продолжение начатого на уроке разговора с выходом на межпредметные связи. Например: «Революционные события 1917 года в русской литературе», «Плюсы и минусы многопартийной системы» и т.д.
Resource id #1890
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему:"Владимир Святославич. Принятие христианства" (6 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по итории России, 6 класс....
Историческое развитие России
Просто поразмышлял...
Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс
Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...
Конспект классного часа 1 сентября 2018 года в 9 классе "История России и нашего края в датах календаря"
Разработка классного часа в 9 классе вечерней школы на 1 сентября, День Знаний...
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОССВОРД 7 КЛАСС (История России)
ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОССВОРД 7 КЛАСС (История России)...
Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе
Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...