Урок по истории России "Россия весной-летом 1917 г."
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия весной-летом 1917 года" в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_vesnoy-letom_1917_g.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Шмелева А.Н.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №4 г. Мытищи
Урок истории в 9 классе по теме: «Россия весной-летом 1917 г.»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся со сложной внутриполитической ситуацией, сложившейся в России после Февральской революции 1917 г.
2. Проанализировать и сравнить, найти сходства и различие апрельского и июльского кризисов; дать оценку выступлению генерала Л. Корнилова; уяснить переломный характер июльских событий.
3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Основные понятия: кризис власти, военная диктатура, политический кризис, легитимное правительство, комиссар.
План урока
Развитие демократических процессов в России после Февральской революции.
Временного правительства.
Активизация большевиков.
Выступление генерала Л.Г. Корнилова.
Углубление кризиса осенью 1917 г.
Ход урока
I.Организационный момент. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Февральская революция».
1. Проверка выполнения домашнего задания (тест)
2. Вводная беседа
Вопрос классу: - Каковы были альтернативы развития России после Февральской революции?
II. Изучение нового материала
Вводное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим внутриполитическую ситуацию, сложившуюся в России после Февральской революции. Наша цель – разобраться в водовороте событий исторического периода от февраля к октябрю 1917 года.
Февральская революция, начавшись в Петрограде, быстро распространилась по всей стране. Повсюду создавались органы местного самоуправления, проходили съезды рабочих и солдатских депутатов. Но возникшее в ходе революции Временное правительство не являлось авторитетным и не пользовалось уважением. Деятельность Временного правительства сопровождалось частыми кризисами. В период между февралём и октябрём в стране сменилось четыре состава правительства. Нам необходимо выяснить причины и итоги кризисов Временного правительства.
Задание 1.
- Прочитать параграф 11 (с.83-86) и заполнить таблицу «Кризисы Временного правительства»
Вопросы | Апрельский кризис | Июньский кризис | Июльский кризис |
Причины кризиса | |||
Лозунги противников правительства | |||
Позиция партии большевиков | |||
Действия Временного правительства | |||
Итоги кризиса |
Углубляющийся кризис власти, ухудшающаяся ситуация в стране усиливали радикальные настроения в обществе, увеличивая число сторонников большевиков. На этом фоне в Петроград вернулся Ленин. Он выступил со знаменитыми «апрельскими тезисами», в которых изложил программу партии большевиков.
Задание 2.
- Проанализируйте «Апрельские тезисы», фрагмент которых представлен в учебнике на С. 83, и на их основе сформулируйте политическую программу большевиков (тезисное изложение)
Таким образом, большевики взяли курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Двадцать пятого июля было создано новое коалиционное правительство во главе с А. Керенским. Керенский пытается стабилизировать положение в стране, он говорит о необходимости единства для преодоления кризиса, но никаких конкретных мер не предлагает. В этой ситуации предпринимается попытка навести порядок в стране со стороны правого лагеря. Произошло т.н. «выступление Корнилова».
Физкультминутка.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК.
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на
поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны
вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Задание 3.
- Проанализируйте фрагмент документа «Из воззвания генерала Корнилова» (С. 87 учебника)
Вопросы классу:
- Какие цели преследовал Корнилов?
- Почему его выступление было оценено как мятеж?
Итак, плохо подготовленное выступление Корнилова было подавлено. И самое активное участие в его подавлении приняли большевики.
Вопрос классу:
- Как вы думаете, почему?
Победа над Корниловым подняла престиж большевиков, возросло их представительство в органах власти, в Советах. А кризис всё продолжал углубляться.
III. Закрепление материала.
Вопросы для закрепления материала:
- Почему события 3-5 июля 1917 г. характеризуются как «новый кризис власти»?
- В чём заключается сходство и различие апрельского и июльского кризисов?
- Почему Временному правительству удалось вновь удержать власть?
IV. Рефлексия.
Рефлексия – учащиеся заполняют листы самооценки впечатления от урока (приложение).
Домашнее задание.
Приложение
Лист самоконтроля.
Как я усвоил материал?
- В материале разобралась (ся), на уроке было интересно - 3 балла.
- Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.
- Мне хотелось разобраться, но я не все понял (а) - 1 балл.
- Материал трудный и малоинтересный. Мало что понял (а) - 0 баллов.
Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
- Везде справился (ась) сам (а), удовлетворен (а) своей работой (9-10 баллов) – 3 балла.
- Допустил (а) ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов) – 2 балла.
- Не справился (ась) (с какими заданиями?) (4-6 баллов) – 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)
Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...
Тест по теме "Февральская революция. Россия весной-летом 1917 года"
История России. 9 класс...
Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".
• Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."
На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии...
1917 - 2017: уроки Донской истории
выступление на II Николаевский образовательных чтениях. В работе освещена роль Октябрьской революции, её влияние на церквь, казаков....
Презентация "Мода весна-лето 2014г. Праздник весны и красоты"
Презентация «Мода весна-лето 2014г. Праздник весны и красоты» предназначена для демонстрации на Празднике весны и красоты, приуроченном к Женскому дню. Материал является одним из главных к...
Презентация по истории 9 класс тема "Россия весной-летом 1917"
Презентация по истории 9 класс тема "Россия весной-летом 1917"...